Просмотр содержимого документа
«"Русский язык для всех"»
Русский язык для всех:
преодоление нарушений письменной речи
Семинар-практикум
Важно!!!
Грамотная, четкая, чистая речь – это не дар. Она приобретается благодаря усилиям самого ребенка, родителей и педагогов!
Дисграфия –это сложность овладения письмом при нормальном развитии слуха и интеллекта
Неречевые симптомы
Неврологические нарушения
Нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно- пространственных ориентировок и.т.д. Ошибки на уровне буквы
Ошибки на уровне слова
Ошибки на уровне предложения
Речевые симптомы
Симптомы дисграфии
Причины:
несформированность фонетико-фонематических процессов
несформированность лексико-грамматической стороны речи
биологические причины (нарушения функций головного мозга ребенка).
Какую помощь Вы можете оказать ученикудопускающему логопедические ошибки?
Выходы:
отправить к логопеду
проигнорировать
овладеть логопедическими приемами
Формы дисграфии:
оптическая
акустическая
аграмматическая
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
моторная
Оптическая дисграфия
Как проявляется
Коррекция
Зеркальное отображение символов (R – Я) или предложение ( справа-налево)
1 . Складывание букв из составляющих их элементов; «переделка» одной буквы в другую (например, «И» в «Ш», «Ц»; «В» в «Д»; «П» в «Т» и т.д.); 2. Лепка смешиваемых букв из пластилина;
Буквы пишут не полностью или, наоборот, с лишними частями.
Путают схожие (Ш-Щ, В - Б)
3 . Письмо смешиваемых букв в воздухе;
4. Вырезание букв из картона или бумаги;
5. Обводка контуров букв;
6. Узнавание букв, наложенных друг на друга;
7. Узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные);
8. Узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»); 9. Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).
10. Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). 11. Нахождение правильно изображённой буквы среди других. 12. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях.
Заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам: звонкие-глухие (б-п, в-ф, д-т), свистящие-шипящие (с-ш), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-щ, ч –ть, ц – т, ц – с)
1 . Записать только гласные из слова, предложения. 2. Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком ( слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-).3. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками.
4. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па.5. Прочитай слова, найди в них букву «ю»(или другую букву) , скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю).
6 . Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных).
7 . Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»).
подобрать глагол, прилагательное к существительному;
образовать прилагательное от существительного;
образовать глаголы с различными приставками
2.Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже.
добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному;
вставить пропущенное слово или предлог в предложение;
найди общую часть в однокоренных словах;
впиши приставку, окончание;
изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание);
3.Формирование структуры предложения:
составление графической схемы предложения;
изменение порядка слов в предложении;
изменить одно слово в предложении;
дополнить предложение /распространить второстепенными членами/;
увеличивать предложение по одному слову;
считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении;
сократить предложение по одному слову;
составить из данных слов предложение.
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Как проявляется
Коррекция
Пропускает буквы и слоги.
Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них (бусы, гроза, чайник, снегирь) .
Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт),корона (ворона), город(горох).
Переставляет буквы и слоги.
3 . Вставка букв в слова.
Не дописывает слова.
Пишет лишние буквы.
Вставить разные гласные, чтобы слова не
Повторяет буквы.
повторялись: Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА .
Пишет слитно предлоги.
Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА.
Добавить букву, чтобы получилось новое слово:
Пишет раздельно приставки.
Пишет слитно слова в предложении
кот(р) - крот, стол(в) - ствол.
Прочитать 4 слова (столбик).
Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них.
__руг д__озд __венит __стреча д__уг др__зд з__енит вс__реча др__г дро__д звен__т вст__еча дру__ дроз__ звени__ встр__ча 5. Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст, грз, грд, брбн.
6. Работа со слогами Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка---даш). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са).
Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них.
Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка).
Можно выполнить, подобное задание, отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например: Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)
Моторная дисграфия
Как проявляется
Коррекция
Пишет медленно.
Слабый или сильный нажим.
Упражнение лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги
Скованность движений.
Смешенная дисграфия
Как проявляется
коррекция
1 . Записать только гласные из слова, предложения.
- это несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
2. Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-).
3. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками.
4. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са.
5. Прочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю).
6. Прочитай слова, найди в них букву «е», скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (поездка, ежевика, учение). 7. Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных).
8. Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»).
Коррекция
1 . Исправление дефектных звуков (дополнительно у логопеда при наличии такого осложнения);
2. Занятия с преподавателем по специальным методикам:
- формирование фонематического восприятия и внимания к словам при воспроизведении на письме оппозиционных фонем;
- формирование звуко-буквенного анализа;
- синтез слова;
- развитие способностей анализа и синтеза слов;
-развитие способностей конструирования фраз и связных высказываний, темп письма;
- расширение словарного запаса.
Примерные упражнения
Вид
Коррекция
При всех видах дисграфии
Упражнение «Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку.
Упражнение "Пропущенные буквы" Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Упражнение "Пишем вслух"
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». (под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание) Пример: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком".
Упражнение"Корректурная правка«
Нужна книга, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом или газета. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: Зачеркивает, подчеркивает, обводит в сплошном тексте заданные буквы, начиная с одной буквы гласной, с переходом на согласные и продолжая с различными заданиями (давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.) Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан и будет непонятен ребенку. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Упражнение «Пропущенные буквы»
Л.Н. Толстой Хаджи-Мурат
Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь.
Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, белые, розовые, душистые, пушистые кашки; наглые маргаритки; молочно-белые с ярко-желтой серединой «любишь-не-любишь» с своей прелой пряной вонью; желтая сурепка с своим медовым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; ползучие горошки; желтые, красные, розовые, лиловые, аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие, цветы повилики.
Я в…звр…щ…лс… до…ой п…ля…и. Б…л… с…ма… с…ре….и…а л…т…. Л….га у…р…ли и т…л…ко ….то с….би….а…ись к…си…ь р….жь.
Е….ть п….ел….с….н…й по….б….р цв…то…. э….о….о вр….ме….и г…да: кр….с….ые, б….лы…., р….зов….е, ду….и…т…е, п…ш…с…ые ка…ки; на…лы… м…рг…р….тк….; м…ло…но-бе…ые с я….ко-ж…лто…. с…р….дин…й «л….биш….-не-лю….иш….» с св….ей пр…л….й пр….но… во…ью; ж….л….ая с…ре….ка с св….им м…до…ым за…а….ом; в…с…ко сто….щ…е л…ло….ы… и б…л…е тю…ь…ан…ви…н…е к…л…к…ль…и..и; по…зу…ие гор…ш…и; ж…лт…е, к…ас…ые, р…з…вы…, л…ло…ы…, ак…ур…т…ы… ск…б…о…ы; с чу…ь ро…ов…м п…хо… и чу…ь слы…н…м п…ия…ны… з…пах…м п…дор…ж…ик; в…си…ьк…, яр…о-си…ие на со…н…е и в м…л…до…ти и г…лу…ые и кр…сне…щ…е ве…е…ом и под ст…р…сть; и не…н…е, с ми…да…ьн…м з…па…ом, то…ч…с же в…н…щ…е, ц…е…ы по…и…и…и.
Корректурная правка
Искусство в поисках новой картины мира
Художественная культура Просвещения унаследовала идеалы эпохи Возрождения и развивала их в соответствии с ценностями Нового времени.
В первой половине XVIII века в живописи процветало придворное искусство, отражавшее вкусы и эстетику аристократии. С середины века распространяются «певцы третьего сословия», отражавшие в живописи быт и нравы среднего класса. Торжество разума отражается и в живописи: на картинах изображают известных мыслителей, сцены труда и научных опытов.
Классицизм
Ранняя живопись XIX века проникнута духом классицизма, унаследованного от предыдущего века Просвещения и от эпохи Возрождения. Классицизм воплощает этические и эстетические идеалы античности.
В музыке ярким представителем классической школы является немецкий композитор Людвиг ван Бетховен.
Романтизм
Романтизм воспевает чувства и настроения, страсть, духовность. Сюжеты картин охватывают все многообразие – от сцен безмятежной красоты до революционных баталий.
В живописи яркими образцами романтизма являются картины «Плот “Медузы”» Теодора Жерико, «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, пейзажи Жана Батиста Камиля Коро, Уильяма Тёрнера.
В музыке романтизм отразился в творчестве Франца Шуберта, Фредерика Шопена.
2. На уроке договор: можно сделать половину упражнения, не спеша, без ошибок.
3. Приветствуются мини-диктанты – карандашом. Далее ребёнок сам исправляет подчёркнутые ошибки.
4. Вместо двойки – отсутствие оценки.
5. Работа с карточками.
6. Изложение, сочинение без переписывания с черновика (особенно в 5-ом классе), так как ребёнок очень утомляется в процессе долгого письма.
7. Если дисграфик сделал ошибку – она сразу отпечатывается в памяти. Её необходимо «стереть». Хорошо, когда подчёркнутые карандашом ошибки ребёнок закрывает корректором.
8. Упражнения по каллиграфии. Пишем медленно, но красиво.
9. Орфографическая диктовка: диктуем то, что пишем.
10. Чтение короткой строки: столбики слогов из двух букв – из трех букв – из четырёх букв.
11.Поиск смешиваемых букв в незнакомом тексте: к примеру, а/о – а взять в кружок; о – подчеркнуть.
12.Повторное чтение одного и того же текста на время: подсчитываем разницу слов между первым и вторым чтением.
Рекомендации
1.Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке.
2.Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях.
3.Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха».
4.Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций.
5.Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке
6.Направьте ребенка на занятия со специалистом.
Список использованной литературы :
Дмитриев С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
Дорофеева Г. В.Пишем без ошибок. Издательство « Эксмо-Пресс», 2013 г.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М. «Просвещение», 2001 г.
Ильин М.И. Учимся писать грамотно. Издательство. «Литера», 2010 г.
Иншакова О.Б.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж, 2001.
Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ, Лен. Изд-во «Союз». 2001г.
Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997.
Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
["file_id"] => string(6) "352142"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1477404525"
}
}