kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВИКТОРИНА по русскому языку для 5 класса «Грамота—второй язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВИКТОРИНА

по русскому языку для 5 класса «Грамота—второй язык»

Автор: учитель русского языка и литературы Чистопольской средней школы района имени Габита  Мусрепова Северо-Казахстанской области СЕРЕДА  Лариса Николаевна

Цель мероприятия:  прививать любовь к русскому  языку через игру.

Задачи:

1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.

2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные  познавательные интересы;  поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;

3)развивать пытливость, любознательность каждого ученика, творческие способности учащихся,  расширить кругозор и словарный запас.

4) воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Ход викторины:

  1. Оргмомент.  Деление на команды.

Задание 1. Добавить одну букву, чтобы получилось слово.

 

БА                                                 БА

КО                                                КО

СО                                                 СО

РИ                                                 РИ

ЛА                                                ЛА

 

5 бал.  – 5 слов

4 бал. – 4 сл. и т.д.

 2 задание «Угадать  слово по подсказке»

1 команде

7 «люков»

_лю_к_   

_люк_

_ лю_к _ 

_ люк_

_лю_ _ _ к _

_люк_ _

_ лю_ _ к       

 

2 команде

7 «львов»

_л_ _ев_ _

ле _ в_ _

_ лев_ _

_ _ лев_ _ _ _ _ _

_ лев

_ лев_ _ _ _

ле _ _ в__

Вопросы для 1 команды

Без этого не играют в хоккей

Этот в руке у Бабы-Яги

Этот пекут, как пекут пироги

Этот не знает, что значит улыбка

В тот молочко наливают кошке

Этот с болота приносят в лукошке

Этот искал Карабас-Барабас

 

Вопросы для 2 команды

Первый лев пасет оленей

Этот острый, в мыльной пене

Третий корм для лошадей

Лев – источник новостей

В пятом здесь бычок вздыхает

Этот полю помогает

А последний очень вял.

 

3 задание: «Найти слово в слове».

В данных словах найдите другие слова:

глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.

Выигрывает та команда, которая найдёт больше слов.

(Лоб, ус, утка, кран, лев, оса, ель,  зуб, стол, кол, дочка,  пост, ель, точка, зонт, верх, дача, лото, рога, тина)

 

4 задание: «Волшебные предметы»

 

– черный ящик. Вы должны угадать, какой волшебный предмет находится в чёрном ящике, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». (волшебная палочка?)

 

– Как называется волшебная скатерть. (Самобранка)

 

– Какой волшебный предмет хранила в болоте черепаха Тортилла? (золотой ключик)

 

– Какой волшебный предмет помог узнать царице, что молодая царевна живет у семи богатырей? (зеркальце)

 

– Волшебный  вид транспорта, на котором герой русской народной сказки попал к царю во дворец. А помогла ему в этом необычная рыба. (Печка Емели)

 

– Какой разноцветный волшебный предмет исполнил семь желаний девочки Жени? (цветик - семицветик)

5 задание:  «Закончи пословицу»

          1 команде.

1. Будет зима…(будет и лето).

2. Готовь сани летом…(а телегу зимой).

3. Зима не лето – (в шубу одета).

4. Невелика капля…(а камень долбит).

5. Одно дело делаешь – (другого не порть).

           2 команде.

1. В зимний холод…(всякий молод).

2. Солнце летом греет…(а зимой морозит).

3. Лето собирает…(а зима съедает).

4. Жаль молока – (не видать кошки).

5. Красна птица  пером…(а человек умом).

 

6 задание: обеим командам:  “В каких словах ЕЛЬ растет?”

   Составить новые слова, используя слово «ель». Кто больше слов составит.  (Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)

 

7 задание: Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу или поговорку. (Вопросы задаются командам поочерёдно, если одна не может ответить, то право ответа передаётся другой).

- Какой конь борозды не портит? (Старый).

- От чего лучше всего танцевать? (От печки).

- Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом).

-Чего не вырубишь топором? (Что написано пером).

- Чем долг красен? (Платежом).

- Когда приходит аппетит? (Во время еды).

- Где черти водятся? (В тихом омуте).

- Что любят деньги? (Счёт).

- Что знает кошка? (Чьё мясо съела).

- Что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов).

- На какой роток не накинуть платок? (На чужой).

- В какие сани не следует садиться? (Не в свои).

 

     8 задание:  «Пословицы шутят».

      Пословица, тебя мы знаем,

      Но не такая ты была,

      Неужто буква озорная

      Вновь чье-то место заняла?

(Прочитать пословицу и исправить букву, которая искажает смысл).

      1 команде.

1. Ус хорошо, а два лучше.

2. Голод – не щётка.

3. Один в золе не воин.

4. Жди у горя погоды.

5. Дружба дружбой, а кабачок врозь.

6. Толочь в ступе соду.

7. Нашла коза на камень.

8. Не зная броду, не суйся в моду.

9. Трус кормит, а лень портит.

10.Лес рубят – кепки летят.

 

          2 команде.

1. Первый клин комом.

2. Сашу маслом не испортишь.

3. Мы сами с ушами.

4. От бобра бобра не ищут.

5. В здоровом теле здоровый пух.

6. Крутится, как булка в колесе.

7. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.

8. Голода не бойся, по пояс мойся.

9. Купить кита в мешке.

10.Соловья башнями не кормят.

 

9 задание: Быстро и правильно произнести скороговорки (по командам)

 

- У пенька опять пять опят.

 

- У реки росла рябина, а река текла, рябила.

 

10 задание: составить новое слово, используя отдельные морфемы из других слов.

      1 команде: 

   У слова НАЕЗДНИК возьмём приставку,

           у слова САДОВНИК – корень,

       у слова ПЕЧАЛИТЬ – суффикс,

       у слова ПОДАЛ – суффикс,

       у слова МЫШИ – окончание.

Что получилось? Каким способом образовано?

     2 команде:

   У слова ПЕРЕКЛИЧКА возьмём приставку,

          у слова КРИКУН – корень,

 у слова ПРЫГНУТЬ – суффикс,

 у слова СТАТЬ – суффикс.

   Какое слово получилось? Каким способом оно образовано?

11 задание:  Чем торгует продавец?

КЕ ЗЕ ФРУК СЛИ КОН СО ФИНИ ВАФ ФТР ЛИ ТЫ КИ ВЫ ФЕТЫ

(Ответ: вафли, зефир, сливы, конфеты, фрукты, финики, кефир, соки)

 

12 задание:  «Кто быстрее?»

Все участники отвечают на шуточные вопросы.

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)

2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень)

3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)

4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)

5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)

6. Какой месяц короче всех? (февраль)

7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)

8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)

9. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале)

10. Место на реке, где ее можно перейти (Брод).

11. Отверстие вулкана (Кратер).

12. Наука о небесных светилах (Астрономия).

13. Место, где скрещиваются улицы (Перекресток).

14. Речь, произнесенная одним лицом (Монолог).

15. Кто он? Его бояться - в лес не ходить. (волк)

16. Укажите название басни , мораль которой

А вы , друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Квартет)

17. Кто он? Его на мякине не проведешь. (воробей)

18. Кто он? Хватит его баснями кормить. (соловей)

19. Кто он? Пустите его в огород. (козел)

20. Товарищ по работе. (Коллега).

13 задание: Закончи пословицу:

1 команде:

1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).

 2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).

 3. Один за всех - … (все – за одного).

 4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).

 5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).

2 команде:               

 1. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).

 2. Семь раз отмерь, … (один отрежь).

 3. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)

 4. Поспешишь - … (людей насмешишь).

 5. Любишь кататься … (люби и саночки возить).

  1. Задание: «Угадайка». Почтальон Печкин растерялся, прочитав телеграммы. Кто же их послал?
    1. К. Был в гостях у козлят.
    2. К. Цветочек удивительной красоты нашёл, ждите домой.
    3. К. За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой.
    4.  К. Людоеда съел, замок – твой.  

15.Задание: Вопросы-шутки

1.В каком слове сорок гласных? 
2. В каких словах по сто согласных? 
3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий? 
4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни? 
5. Какой алфавит состоит всего из шести букв? 
6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна? 
7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево? 
8. В каком числительном содержится приказ? 
9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? 
10. В каком слове 100 отрицаний. 
Подведение итогов.  Награждение.

Итог:  Спасибо, Грамматика,

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах –

Ты же рядом

И правило четко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять

И трудиться, –

Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВИКТОРИНА по русскому языку для 5 класса «Грамота—второй язык» »

ВИКТОРИНА

по русскому языку для 5 класса «Грамота—второй язык»

Автор: учитель русского языка и литературы Чистопольской средней школы района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области СЕРЕДА Лариса Николаевна

Цель мероприятия: прививать любовь к русскому языку через игру.

Задачи:

1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.

2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;

3)развивать пытливость, любознательность каждого ученика, творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас.

4) воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Ход викторины:

  1. Оргмомент. Деление на команды.

Задание 1. Добавить одну букву, чтобы получилось слово.


БА БА

КО КО

СО СО

РИ РИ

ЛА ЛА


5 бал. – 5 слов

4 бал. – 4 сл. и т.д.

2 задание «Угадать слово по подсказке»

1 команде

7 «люков»

_лю_к_

_люк_

_ лю_к _

_ люк_

_лю_ _ _ к _

_люк_ _

_ лю_ _ к


2 команде

7 «львов»

_л_ _ев_ _

ле _ в_ _

_ лев_ _

_ _ лев_ _ _ _ _ _

_ лев

_ лев_ _ _ _

ле _ _ в__

Вопросы для 1 команды

Без этого не играют в хоккей

Этот в руке у Бабы-Яги

Этот пекут, как пекут пироги

Этот не знает, что значит улыбка

В тот молочко наливают кошке

Этот с болота приносят в лукошке

Этот искал Карабас-Барабас


Вопросы для 2 команды

Первый лев пасет оленей

Этот острый, в мыльной пене

Третий корм для лошадей

Лев – источник новостей

В пятом здесь бычок вздыхает

Этот полю помогает

А последний очень вял.


3 задание: «Найти слово в слове».

В данных словах найдите другие слова:

глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.

Выигрывает та команда, которая найдёт больше слов.

(Лоб, ус, утка, кран, лев, оса, ель, зуб, стол, кол, дочка, пост, ель, точка, зонт, верх, дача, лото, рога, тина)


4 задание: «Волшебные предметы»

– черный ящик. Вы должны угадать, какой волшебный предмет находится в чёрном ящике, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». (волшебная палочка?)


– Как называется волшебная скатерть. (Самобранка)


– Какой волшебный предмет хранила в болоте черепаха Тортилла? (золотой ключик)


– Какой волшебный предмет помог узнать царице, что молодая царевна живет у семи богатырей? (зеркальце)


– Волшебный вид транспорта, на котором герой русской народной сказки попал к царю во дворец. А помогла ему в этом необычная рыба. (Печка Емели)


– Какой разноцветный волшебный предмет исполнил семь желаний девочки Жени? (цветик - семицветик)

5 задание: «Закончи пословицу»

1 команде.

1. Будет зима…(будет и лето).

2. Готовь сани летом…(а телегу зимой).

3. Зима не лето – (в шубу одета).

4. Невелика капля…(а камень долбит).

5. Одно дело делаешь – (другого не порть).

2 команде.

1. В зимний холод…(всякий молод).

2. Солнце летом греет…(а зимой морозит).

3. Лето собирает…(а зима съедает).

4. Жаль молока – (не видать кошки).

5. Красна птица пером…(а человек умом).


6 задание: обеим командам: “В каких словах ЕЛЬ растет?”

Составить новые слова, используя слово «ель». Кто больше слов составит. (Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)


7 задание: Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу или поговорку. (Вопросы задаются командам поочерёдно, если одна не может ответить, то право ответа передаётся другой).

- Какой конь борозды не портит? (Старый).

- От чего лучше всего танцевать? (От печки).

- Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом).

-Чего не вырубишь топором? (Что написано пером).

- Чем долг красен? (Платежом).

- Когда приходит аппетит? (Во время еды).

- Где черти водятся? (В тихом омуте).

- Что любят деньги? (Счёт).

- Что знает кошка? (Чьё мясо съела).

- Что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов).

- На какой роток не накинуть платок? (На чужой).

- В какие сани не следует садиться? (Не в свои).


8 задание: «Пословицы шутят».

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такая ты была,

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

(Прочитать пословицу и исправить букву, которая искажает смысл).

1 команде.

1. Ус хорошо, а два лучше.

2. Голод – не щётка.

3. Один в золе не воин.

4. Жди у горя погоды.

5. Дружба дружбой, а кабачок врозь.

6. Толочь в ступе соду.

7. Нашла коза на камень.

8. Не зная броду, не суйся в моду.

9. Трус кормит, а лень портит.

10.Лес рубят – кепки летят.


2 команде.

1. Первый клин комом.

2. Сашу маслом не испортишь.

3. Мы сами с ушами.

4. От бобра бобра не ищут.

5. В здоровом теле здоровый пух.

6. Крутится, как булка в колесе.

7. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.

8. Голода не бойся, по пояс мойся.

9. Купить кита в мешке.

10.Соловья башнями не кормят.


9 задание: Быстро и правильно произнести скороговорки (по командам)


- У пенька опять пять опят.


- У реки росла рябина, а река текла, рябила.


10 задание: составить новое слово, используя отдельные морфемы из других слов.

1 команде:

У слова НАЕЗДНИК возьмём приставку,

у слова САДОВНИК – корень,

       у слова ПЕЧАЛИТЬ – суффикс,

       у слова ПОДАЛ – суффикс,

       у слова МЫШИ – окончание.

Что получилось? Каким способом образовано?

2 команде:

У слова ПЕРЕКЛИЧКА возьмём приставку,

у слова КРИКУН – корень,

у слова ПРЫГНУТЬ – суффикс,

у слова СТАТЬ – суффикс.

   Какое слово получилось? Каким способом оно образовано?

11 задание: Чем торгует продавец?

КЕ ЗЕ ФРУК СЛИ КОН СО ФИНИ ВАФ ФТР ЛИ ТЫ КИ ВЫ ФЕТЫ

(Ответ: вафли, зефир, сливы, конфеты, фрукты, финики, кефир, соки)



12 задание: «Кто быстрее?»

Все участники отвечают на шуточные вопросы.

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)

2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень)

3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)

4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)

5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)

6. Какой месяц короче всех? (февраль)

7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)

8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)

9. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале)

10. Место на реке, где ее можно перейти (Брод).

11. Отверстие вулкана (Кратер).

12. Наука о небесных светилах (Астрономия).

13. Место, где скрещиваются улицы (Перекресток).

14. Речь, произнесенная одним лицом (Монолог).

15. Кто он? Его бояться - в лес не ходить. (волк)

16. Укажите название басни , мораль которой

А вы , друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Квартет)

17. Кто он? Его на мякине не проведешь. (воробей)

18. Кто он? Хватит его баснями кормить. (соловей)

19. Кто он? Пустите его в огород. (козел)

20. Товарищ по работе. (Коллега).

13 задание: Закончи пословицу:

1 команде:

1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).

2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).

3. Один за всех - … (все – за одного).

4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).

5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).

2 команде:

1. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).

2. Семь раз отмерь, … (один отрежь).

3. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)

4. Поспешишь - … (людей насмешишь).

5. Любишь кататься … (люби и саночки возить).

  1. Задание: «Угадайка». Почтальон Печкин растерялся, прочитав телеграммы. Кто же их послал?

    1. К. Был в гостях у козлят.

    2. К. Цветочек удивительной красоты нашёл, ждите домой.

    3. К. За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой.

    4. К. Людоеда съел, замок – твой.

  1. Задание: Вопросы-шутки

1.В каком слове сорок гласных? 
2. В каких словах по сто согласных? 
3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий? 
4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни? 
5. Какой алфавит состоит всего из шести букв? 
6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна? 
7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево? 
8. В каком числительном содержится приказ? 
9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? 
10. В каком слове 100 отрицаний. 
Подведение итогов. Награждение.

Итог: Спасибо, Грамматика,

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах –

Ты же рядом

И правило четко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять

И трудиться, –

Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
ВИКТОРИНА по русскому языку для 5 класса «Грамота—второй язык»

Автор: Середа Лариса Николаевна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 144909


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства