Разработка рабочей программы по биологии для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС. Календарно-тематическое планирование дано для 5, 6 классов
Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Разработка рабочей программы по биологии для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС. Календарно-тематическое планирование дано для 5, 6 классов
29
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа посёлка Цементный
РЕКОМЕНДОВАНА к реализации на заседании ШМО учителей естественных наук (протокол №___ от __.08.2016г.) Руководитель ШМО _____________ В.Н. Тренихина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УВР _________ И.А. Берчук «30» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ п. Цементный _________ И.Н. Бицюта Приказ № 219-Д от «31» августа 2016г. |
Рабочая программа
по биологии
для 5-6 классов
на 2016 - 2017 учебный год
п. Цементный
2016 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «биологии»
Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы учебного предмета «биология»
У выпускника будут сформированы | Выпускник получит возможность для формирования |
|
|
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы учебного предмета «биология»
Универсальные учебные действия | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Регулятивные УУД |
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. |
|
Познавательные УУД |
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. |
осознанно осуществлять выбор профессии на основе полученных знаний и сформированных умений. |
Коммуникатив-ные УУД |
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. |
не допускать коррупционных высказываний или действий участников группы. |
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы учебного предмета «биология»
Пункт ФГОС ООО | Требования к предметным результатам освоения ООП ООО на основе требований ФГОС ООО | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
11.7 | 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами. Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Выпускник получит возможность научиться:
Живые организмы (5-7 классы) Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Человек и его здоровье (8 класс) Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Общие биологические закономерности (9 класс) Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История России. Всеобщая история», «Русский язык», «Литература» и др.
Живые организмы
Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Органы цветкового растения
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Жизнедеятельность цветковых растений
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Царство Животные
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Человек и его здоровье
Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Общие биологические закономерности
Биология как наука
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.
Клетка
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.
Организм
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.
Вид
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Экосистемы
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»:
Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);
Изучение органов цветкового растения;
Изучение строения позвоночного животного;
Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;
Изучение строения водорослей;
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;
Определение признаков класса в строении растений;
Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;
Изучение строения плесневых грибов;
Вегетативное размножение комнатных растений;
Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;
Изучение строения раковин моллюсков;
Изучение внешнего строения насекомого;
Изучение типов развития насекомых;
Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:
Многообразие животных;
Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;
Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Человек и его здоровье»:
Выявление особенностей строения клеток разных тканей;
Изучение строения головного мозга;
Выявление особенностей строения позвонков;
Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;
Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;
Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;
Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.
Изучение строения и работы органа зрения.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Общебиологические закономерности»:
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;
Выявление изменчивости организмов;
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на примерах).
Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»:
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Многообразие живых организмов (на примере парка, природного участка).
Естественный отбор - движущая сила эволюции
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.
Живой организм. 5класс(34ч)
№ | Раздел, тема урока | Содержание образования |
| Введение | 6 ч |
1 | Биология - наука о живых организмах. | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. |
2,3 | Методы изучения биологии. | Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. |
4 | Разнообразие живой природы. | Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. |
5 | Среда обитания. Экологические факторы. | Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
|
6 | Осенние явления в жизни растений родного края. | Организация экскурсии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного края. Листопадные и вечнозелёные. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к условиям среды обитания. |
| Клеточное строение живых организмов | 10ч |
7 | Устройство увеличительных приборов | Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. |
8-16 | Состав и строение клеток | Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов. |
| Царство Бактерий. Царство Грибов. | 7 ч |
17,18 | Строение бактериальной клетки | Бактерии - древнейшие организмы Земли. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. |
19-22 | Строение грибной клетки. | Строение грибной клетки. Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. |
| Царство Растений. | 11 ч |
23-33 | Характеристика царства Растений. | Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Происхождение растений. |
34 | Обобщение и повторение | Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» , «Ткани растительных организмов», «Разнообразие живых организмов. Среды жизни», «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения», «Происхождение и охрана природы». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. |
Живой организм.6класс(34ч)
№ | Раздел, тема урока | Содержание образования |
| Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 ч |
1,2 | Строение семян однодольных и двудольных растений | Классы Однодольные и Двудольные, их строение и отличительные особенности. Многообразие цветковых растений. |
3-5 | Строение и функции корня. | Строение корня. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков. Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня. |
6 | Органы и системы органов растений. Побег. | Вегетативные и генеративные органы растений. Побег как система органов. Почка - зачаточный побег. Развёртывание почек. Строение побега, генеративной и вегетативной почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями. |
6 | Внешнее строение листа. | Лист как составная часть побега. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение. |
7,8 | Клеточное строение листа. | Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Типы жилкования. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. |
9 | Строение и функции стебля. | Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам. |
10 | Видоизменения надземныхпобегов. | Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, колючки, усики). Кочан - видоизменённая почка. |
11 | Видоизменения подземных побегов и корней. | Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Видоизменения корней, их приспособительное значение. |
12-14 | Цветок. Соцветия. Плоды. | Цветок - генеративный орган, его строение и функции. Завязь, её части. Строение семязачатка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. |
| Жизнь растений | 10 ч |
15 | Минеральное питание растений. | Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды. Корневое давление. Внесение удобрений. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения-паразиты. |
16 | Фотосинтез - воздушное питание растений. | История изучения воздушного питания растений:Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез.Экспериментальные доказательства образования крахмала и выделения кислорода в процессе фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений. |
17 | Дыхание растений. | Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. |
18-19 | Испарение воды листьями. Листопад. | Доказательства испарения воды листьями. Условия, влияющие на испарение, удаление конечных продуктов обмена веществ. Биологическая роль испарения. Листопад - приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозелёные растения. |
20 | Прорастание семян. | Условия прорастания семян. |
21-24 | Размножение растений. | Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Процесс опыления. Типы опыления: самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрёстного и искусственного опыления при выращивании культурных растений. |
| Классификация растений | 6 ч |
25-30 | Классы двудольных и однодольных растений | Классы Однодольные и Двудольные. Семейства. Многообразие цветковых растений. Важнейшие культурные растения. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. |
| Природные сообщества | 4 ч |
31,32 | Растительные сообщества. Взаимосвязь в растительных сообществах | Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. |
33 | Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов. | Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Состояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний сон у теплокровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Фенологические наблюдения и народные приметы, их практическое значение. |
34 | Обобщающий. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Биология».
5 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Коррекция КТП | |
Введение. 6 часов | ||||
1. | Биология — наука о живой природе. | 1 |
| |
2,3 | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. Лабораторная работа. | 2 |
| |
4. | Разнообразие живой природы. | 1 |
| |
5. | Среды обитания живых организмов. | 1 |
| |
6. | Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» | 1 |
| |
Клеточное строение организмов. 10 часов | ||||
7. | Устройство увеличительных приборов. | 1 |
| |
8. | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 1 |
| |
9. | Химический состав клетки. Органические вещества. | 1 |
| |
10. | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). | 1 |
| |
11. | Приготовление микропре-парата кожицы чешуи лука. | 1 |
| |
12. | Особенности строения клеток. Пластиды. | 1 |
| |
13. | Процессы жизнедеятельности в клетке. | 1 |
| |
14. | Деление и рост клеток. | 1 |
| |
15. | Ткани. Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. | 1 |
| |
16. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности» | 1 |
| |
Царство Бактерий. Царство Грибов. 7 часов | ||||
17. | Строение и многообразие бактерий. | 1 |
| |
18. | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 |
| |
19. | Общая характеристика грибов. | 1 |
| |
20, 21. | Шляпочные грибы. | 2 |
| |
22. | Плесневые грибы и дрожжи. | 1 |
| |
23. | Грибы – паразиты | 1 |
| |
Царство Растений. 11 часов | ||||
24. | Характеристика царства Растения. | 1 |
| |
25. | Водоросли. | 1 |
| |
26. | Лишайники. | 1 |
| |
27, 28. | Высшие споровые растения. | 2 |
| |
29,30 | Голосеменные растения. | 2 |
| |
31, 32. | Покрытосеменные растения. | 2 |
| |
33. | Происхождение растений. | 1 |
| |
34. | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» | 1 |
|
6 класс
№ урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Коррекция КТП |
Строение и многообразие покрытосеменных растений. 14 часов | |||
1 | Строение семян двудольных растений. ЛР №1 «Строение семян двудольных растений». | 1 |
|
2 | Строение семян однодольных растений. ЛР №2 «Строение семян однодольных растений». | 1 |
|
3 | Виды корней. Типы корневых систем. ЛР №3 «Стержневая и мочковатая корневые системы» | 1 |
|
4 | Строение корня. ЛР №4 «Корневой чехлик и корневые волоски» | 1 |
|
5 | Видоизменение корней. | 1 |
|
6 | Побег и почки. ЛР №5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». | 1 |
|
7 | Строение листа. ЛР №6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». ЛР №7 «Строение кожицы листа». ЛР №8 «Клеточное строение листа» | 1 |
|
8 | Видоизменение листьев | 1 |
|
9 | Строение стебля. ЛР №9 «Внутреннее строение ветки дерева» | 1 |
|
10 | Видоизмененные побеги. ЛР №10-11 «Строение клубня», «Строение луковицы» | 1 |
|
11 | Строение цветка. ЛР №12 «Строение цветка» | 1 |
|
12 | Соцветия. ЛР №13 «Соцветия» | 1 |
|
13, 14 | Плоды и их классификация. ЛР №14 «Классификация плодов» | 2 |
|
Жизнь растений. 10 часов | |||
15 | Минеральное питание растений | 1 |
|
16
| Фотосинтез | 1 |
|
17
| Дыхание растений. | 1 |
|
18 | Испарение воды растениями. | 1 |
|
19 | Передвижение веществ по стеблю. ЛР №15 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 |
|
20
| Прорастание семян. | 1 |
|
21
| Способы размножения растений. | 1 |
|
22
| Размножение споровых растений. | 1 |
|
23 | Размножение голосеменных растений. | 1 |
|
24 | Размножение покрытосеменных растений. ПР №1 «Размножение комнатных растений черенками». | 1 |
|
Классификация растений.6 часов | |||
25, 26 | Основы классификации растений. | 2 |
|
27 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | 1 |
|
28 | Семейства Пасленовые, Бобовые (Мотыльковые) и Сложноцветные. | 1 |
|
29 | Класс Однодольные растения. Семейства Лилейные и Злаки. ЛР №16 «Строение пшеницы(ржи, ячменя) | 1 |
|
30 | Важнейшие культурные растения. | 1 |
|
Природные сообщества. 4 часа | |||
31 | Растительные сообщества. | 1 |
|
32 | Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ. | 1 |
|
33 | Экскурсия «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека». | 1 |
|
34 | Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс». Летнее задание. | 1 |
|
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «БИОЛОГИЯ»
для 5-6 классов на 2016 - 2017 учебный год
2016-2017 учебный год – второй год реализации ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ п. Цементный. Данная рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена для уровня основного общего образования, то есть для 5 – 9 классов, а календарно-тематическое планирование разработано для параллелей, в которых реализуется ФГОС, то есть на 5 – 6 классы.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 – 6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ п. Цементный и Рабочей программы по биологии к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы автор В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.
Содержание курса биологии в рабочей программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Учебный предмет «Биология» входит в обязательную часть учебного плана МАОУ СОШ п. Цементный и в основной школе изучается с пятого по девятый класс. Общее количество времени за пять лет обучения в рамках реализации ФГОС ООО составляет 238 часов:
5 класс – 34 часа (1 час в неделю);
6 класс – 34 часа (1 час в неделю);
в перспективе:
7 класс – 34 часа (1 час в неделю);
8 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
9 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
object(ArrayObject)#855 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС " ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos" ["file_id"] => string(6) "245559" ["category_seo"] => string(9) "biologiya" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1446141592" } }
object(ArrayObject)#877 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(140) "Рабочая программа по биологии 5 класс по УМК И.Н.Пономаревой Алгоритм успеха" ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-po-umk-i-n-ponomarievoi-alghoritm-uspiekha" ["file_id"] => string(6) "309011" ["category_seo"] => string(9) "biologiya" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1458722910" } }
object(ArrayObject)#855 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(89) "Рабочая программа по биологии 7 класс. ФГОС ( 35 ч.) " ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-fgos-35-ch" ["file_id"] => string(6) "226303" ["category_seo"] => string(9) "biologiya" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1440175959" } }
object(ArrayObject)#877 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(80) "Рабочая программа по биологии 5 класса ФГОС" ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klassa-fgos" ["file_id"] => string(6) "276552" ["category_seo"] => string(9) "biologiya" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1452761025" } }
object(ArrayObject)#855 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(69) "Рабочая программа по биологии 9 класс " ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-9-klass" ["file_id"] => string(6) "112457" ["category_seo"] => string(9) "biologiya" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1408636473" } }
Пожалуйста, введите ваш Email.
Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт