Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по биологии
для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы : программа. — М. :Вентана - Граф, 2012. — 304 с.
Кузнецова Т.В. учитель
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение восьми лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.
Достижению результатов обучения семиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кумченко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 288 с.,ил. рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Представленный курс биологии посвящён изучению животных. В нём развивается концепция, заложенная в учебнике «Биология» для 7 класса. В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. В учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучение биологии 1 ч в неделю (35 ч в год). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Растения». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 70 часов. Рабочая программа составлена на 35 часа в год, 1 час в неделю, темы экологического направления будут изучаться в курсе «Экология животных».
5. В эстетической сфере.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
Царство животных. Классификация животного мира.
Строение клетки. Ткани, органы, система органов
Общая характеристика простейших. Среда обитания, строение, жизнедеятельность.
Общая характеристика многоклеточных животных. Гидра. Среда обитания, процессы жизнедеятельности.
Тип Плоские черви, строение среда обитания.
Тип Круглые черви, строение среда обитания.
Тип Кольчатые черви, строение среда обитания.
Общая характеристика.
Брюхоногие моллюски, среда обитания, строение, разнообразие.
Двустворчатые моллюски, среда обитания, строение, разнообразие.
Головоногие моллюски, среда обитания, строение, разнообразие.
Общая характеристика типа. Многообразие. Тип развития.
Класс Ракообразные, среда обитания, строение, жизнедеятельность.
Класс Паукообразные, среда обитания, строение, жизнедеятельность.
Класс Насекомые, среда обитания, строение, жизнедеятельность.
Общественные насекомые, вредители с/х.
Хордовые, примитивные формы.
Рыбы, среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение, образ жизни.
Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы.
Лабораторная работа №5 «Особенности передвижения рыб, внешнее строения».
Многообразие. Строение, среда обитания. Годовой жизненный цикл. Размножение.
Многообразие. Строение, среда обитания. Размножение. Значение, происхождение.
Общая характеристика. Многообразие. Строение, среда обитания. Годовой жизненный цикл. Размножение. Значение, охрана, происхождение.
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы».
Экскурсия № 2 №Птицы парка».
Многообразие. Общее строение, среда обитания. Размножение. Экологические группы.
Яйцекладущие, сумчатые, плацентарные. Значение, охрана, происхождение.
Развитие животного мира на Земле. Обобщение. Контроль знаний.
I. Учащиеся должны знать определения основных терминов и понятий, изучаемых в 7 классе в курсе ботаники, особенности строения животных и зависимости организма от среды обитания, основные процессы жизнедеятельности организма. Иметь представление об эволюции животных, их разнообразии: от самых древних, примитивных до наиболее развитых. Знать о приспособленности животных к жизни в природных сообществах, об изменении природных сообществ и их разнообразии на Земле.
II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Дата | № урока | Тема урока | Тип урока. Форма проведения урока | Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся | Планируемые результаты: Л – личностные М – Метапредметные П – предметные | Система контроля | Основные средства обучения, ЭОР ВФ - видеорагмент | Параграф/ страница учебника/, домашнее задание |
|
| | 1. | Зоология – наука о животных. | Урок формирования знаний. Эвристическая беседа, работа учебником и ЭОР. | Индивидуальная, фронтальная, кооперативно-групповая. Экскурсия №1 «Разнообразие животных в природе» | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать взаимоотношения животных в природе. | Зоология-наука о животных. Практические задания Вопросы № 1-4 с. 15 | Таблицы «Многообразие животных», компьютерная презентация. ВФ http//www/school-collection/edu/ru | §1-2 Подготовится к вводному контролю |
| | 2. | Вводный контроль. Клетка, ткани, органы | Урок комбинированный: обобщения и систематизации знаний. Изучение нового материала | Индивидуальная, фронтальная. | Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию. М. Развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | Вводный тестовый контроль. | Таблицы, презентация | Пар.6-7 |
| | 3 | Тип Саркодовые, Жгутиконосцы | Урок формирования знаний. Урок-путешествие. | Индивидуальная, фронтальная, групповая, кооперативно-групповая. | Л. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение простейших как части природы. М. Умение использовать различные источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. П. Усвоение системы научных знаний о живой природе, формирование первичных представлений об эволюции животных. Знание особенностей различных методов исследования биологических наук, приобретение опыта использования некоторых из них для получения знаний о многообразии животных. Формирование представлений о жизнедеятельности и связи со средой обитания. Умение давать характеристику простейшим и находить их на иллюстрациях. | Вопросы № 1-4 на с. 41 устно. | Многообразие простейших. Видеофрагмент Натуральные объекты, микропрепараты | §8-9 |
| | 4 | Тип инфузории. Значение простейших. | Урок формирования знаний. Урок-исследование. Л/ р. № 1 «Строение и передвижение инфузории» | Индивидуальная, фронтальная, парная. | Л. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве: умения сравнивать клетки простейших, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. М. Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клеток простейших. Умение использовать схемы и таблицы для преобразования информации, анализировать и оценивать информацию. Формирование коммуникативной компетентности в ходе работы в парах. П. Формирование умения выделять существенные признаки клеток простейших, умение различать их на таблицах, работать с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение характеризовать основные процессы жизнедеятельности клеток, обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. | Тест «Строение простейших» Ст.49 Л/ р. № 1 «Строение и передвижение инфузории Оформление лабораторной работы в тетради. | Строение клетки инфузорий. Видеофрагмент Строение клетки. Интерактивный рисунок Микроскопы, микропрепараты. Таблица «Строение простейших ». www.km.ru/education - | §10 -11, зарисовать и подписать в тетради строение клетки. |
| | 5 | Строение и жизнедеятельность кишечнополостных. | Комбинированный урок. Урок-лаборатория. | Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. | Л. Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности кишечнополостных и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций клеток. М. Формирование умения выделять существенные признаки клеток , умение различать их на таблицах. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности. П. Умение давать определение кишечнополостным, распознавание различных видов клеток. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции клеток. Приобретение опыта использования методов биологической науки /наблюдение, описание/. | Тест «кишечнополостные Вопросы ст. 61 | Кишечнополостные. Видеофрагмент. Микропрепараты «туфельки» http://video.edu-lib.net – biology-online.ru youtube.com | §12-13, |
|
| | 6. | Тип Плоские черви | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-исследование. | Индивидуальная, парная. | Л. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности . М. Умение использовать различные источники информации, формирование ИКТ-компетентности, умение создавать, применять, преобразовывать различные знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Овладение основами самооценки, самоконтроля, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих учебных действиях. П. Умение называть и характеризовать функции тканей. Формирование умения проводить наблюдения, фиксировать результаты. | Вопросы ст. 66 устно | Строение червей. Интерактивный рисунок Мультимедиа | §15, зарисовать строение червя в тетради. |
| | 7. | Тип Круглые черви. | Комбинированный урок. Урок-исследование. | Индивидуальная, фронтальная, групповая | Л. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Формирование экологической культуры. М. Развитие ИКТ-компетентности, умения работать с различными источниками биологической информации. П. Умение определения условий, необходимых для развития червей.. | Тест «круглые черви» | Строение круглых червей. Мультимедиа biology-online.ru Таблица Натуральные объекты – влажные препараты | §16 Вопросы № 1-4 на с. 71 |
| | 8. | Тип кольчатые черви | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-лаборатория. | Индивидуальная, парная, кооперативно-групповая/презентации, Л/ р. № 2 «Внешнее строение дождевого червя» | Л. Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательской деятельности /лабораторная работа/. М. Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности.. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. П. Различать и определять типы червей на рисунках, таблицах, натуральных объектах. Называть части червя. Проводить наблюдения и фиксировать результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием. | Тест «Кольчатые черви» Оформление результатов лабораторной работы в тетради.ст. 81 | Виды червей. Интерактивный рисунок Натуральные объекты – влажные препараты youtube.com | §18 |
| | 9. | Тип Моллюски. Класс Брюхоногие. | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Элементы урока-путешествия | Индивидуальная, парная, кооперативно-групповая/составление плаката-схемы/. | Л. Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательской деятельности М. Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетентности. П. Умение определять типы Моллюски на рисунках, натуральных объектах. Объяснять назначение частей тела. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием. | Вопросы ст. 94 | Виды Моллюсков. Анимация Таблицы «Моллюски ». Натуральные объекты – влажные препараты http//www/school-collection/edu/ru | §19-20 |
| | 10. | Класс Двустворчатые моллюски | Комбинированный урок. Работа с различными источниками информации. Урок-лаборатория. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах/компьютерные презентации/. Л/ р. № 3 «Строение раковин моллюсков» | Л. Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности. М. Формирование ИКТ-компетентности, умения получать биологическую информацию из различных источников, умение обрабатывать информацию и фиксировать в виде схем, таблиц. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. П. Умение определять части моллюсков на натуральных экземплярах, рисунках. Знать внутреннее строение моллюска. | Оформление лабораторной работы в тетради. | Внешнее и внутреннее строение моллюсков. Интерактивный рисунок Многообразие листьев. Видеофрагмент http//www/school-collection/edu/ru Таблицы «Строение моллюсков Натуральные объекты, влажные препараты | §21, знать термины. Презентации о многообразии моллюсков |
| | 11. | Класс головоногие моллюски. | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-путешествие | Индивидуальная, парная, кооперативно-групповая | Л. Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебнй деятельности . М. Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с натуральными объектами. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетентности. П. Умение описывать внешнее и внутреннее строение моллюсков,. Определять на рисунках и натуральных объектах. | Тест по теме «Моллюски» . | Внутреннее и внешнее строение моллюсков Презентация. youtube.com | §22, задание Сообщения, презентации о многообразии моллюсков |
| | 12. | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок «Устный журнал» | Индивидуальная, парная, кооперативно-групповая/составление плаката-схемы, компьютерные презентации/. | Л. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. М. Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Умение организовывать совместную учебную деятельность с одноклассниками. Развитие умения соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять само и взаимоконтроль учебной деятельности. П. Определять и называть части цветка на рисунках, таблицах, моделях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий, их функции. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых, характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления. | Тест «Строение цветка» http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/79ea0145-0a01-022a-0107-6683d226b42f/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29 Вопросы 1-4 на с. 66. | Виды соцветий. Видеофрагмент http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/f97f7cb9-1d78-4b09-9209-c01a0a64cda0/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29 Таблицы «Строение цветка», «Соцветия» Коллекции ракообразных. youtube.com | §11, задание № 5 с. 66. |
| | 13. | Класс Паукообразные. | Комбинированный урок. Урок с элементами исследовательской деятельности. Эвристическая беседа. | Индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая. | Л. Формирование личностных представлений о ценности природы, эстетического отношения к природным объектам. Знание основных правил и принципов отношения к природе. М. Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией. Владение основами самооценки. Формирование и развитие ИКТ-компетентности. П. Объяснять процесс жизнедеятельности пауков. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о роли паукообразных в жизни человека и в природе. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Обсуждать выполнение создаваемых проектов, высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | Тест «Паукообразные» Вопросы 1-3 на с. 116 | Многообразие пауков. Видеофрагмент Таблицы «пауки» Коллекции паукообразных osharavina.yourtalent.ru›dir/uchebnye_filmy/229 | §24, задание № 4 на с. 116. Презентации, сообщения |
| |
| | 14. | Класс Насекомые. Тип развития | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Эвристическая беседа, работа с учебником, схемами. | Индивидуальная, работа в парах, фронтальная, групповая. Лаб.р.№4 «Внешнее строение насекомого» | Л. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. М. Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Овладение основами самоконтроля, самооценки. Умение налаживания партнёрских отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль. П. Объяснять роль насекомых в природе и жизни человека. Устанавливать взаимосвязь строения и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о насекомых. | Вопросы ст.1-2. Ст. 125. Оформление л.р. в тетрадях. | Коллекция насекомых, презентация, таблицы. intellect-video.com›Биология | § 25-26. Презентации о многообразии насекомых. |
| | 15. | Общественные насекомые. | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Учебная лекция, эвристическая беседа. Работа с учебником и ЭОР. | Индивидуальная, работа в парах, фронтальная, групповая/сообщения и/или/ презентации/. | Л. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Знание основных правил и принципов отношения к живой природе. М. Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Умение преобразовывать один вид информации в другие. Формирование коммуникативной культуры в процессе работы в группах. П. Характеризовать условия, необходимые для жизнедеятельности насекомых. Приводить примеры организации жизни общественных насекомых. | Тест «Насекомые» http//www/school-collection/edu/ru | Презентации, таблицы, коллекции насекомых | §27, задание 4 на с. 130. Ст. 132 |
| | 16. | Тип Хордовые. Бесчерепные. | Урок новых знаний. Эвристическая беседа | Индивидуальная, фронтальная. Групповая (работа с текстом) | Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию. М. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | Работа с текстом, рисунки. | Презентация, таблицы. http//www/school-collection/edu/ru | §29 Воп. Стр. 140 |
| | 17. | Класс Рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. | Комбинированный урок. Урок - практикум | Индивидуальная, работа в парах. Лаб.р. № 5 «Особенности передвижения рыб» | Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. М. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках. П. Определять сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определение понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни. | Л.Р.№5 Оформление в тетради. | Презентация, видеофрагмент, живые объекты, влажные препараты. intellect-video.com›Биология | §30-31, задание 4 на с. 149. |
| | 17. | Систематические группы рыб | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Эвристическая беседа, работа со схемами, таблицами, ЭОР | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. | Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. М. Развитие ИКТ-компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке. П. Характеризовать систематические группы рыб | Интерактивное тестовое задание «Размножение и многообразие рыб.» http://www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79191/?interface=pupil&class=48&subject=29 | Способы размножения. Интерактивная схема Многообразие рыб. Презентация. youtube.com› Учебные фильмы по биологии | §33, задание 4 на с. 152. 1 ст. 156 |
| | 19. | Класс Земноводные. Строение и среда обитания. | Комбинированный урок. Эвристическая беседа, работа с различными источниками биологической информации, с таблицей | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, коллективная /эвристическая беседа/. | Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. М. Овладение составляющими исследовательской деятельности, проведения эксперимента, умением делать выводы, заключения в ходе исследования. Развитие ИКТ-компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке. Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать, аргументировать, отстаивать своё мнение. П. Называть характерные черты земноводных. Формировать умения работать с текстом, наблюдать натуральные объекты. Соблюдать правила работы в кабинете. | Интерактивное тестовое задание «земноводные. http//www/school-collection/edu/ru | Таблицы «Земноводные» Презентация, влажные препараты | §35, задание 4 на с. 166 |
| | 20. | Годовой жизненный цикл, разнообразие. | Комбинированный урок. Работа по карточкам, с учебником, ЭОР. Эвристическая беседа. | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах. | Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. М. Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение осознанно использовать речевые средства, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетенции. П. Называть основные черты, характеризующие жизненный цикл развития земноводных. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития земноводных. Устанавливать зависимость роста и развития от условий среды. | Интерактивное тестовое задание «Рост и развитие земноводных http://www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79194/?interface=pupil&class=48&subject=29 | Индивидуальное развитие земноводных презентация Натуральные объекты, влажные препараты | §37, проект презентация о земноводных родного края. |
|
| | 21. | Класс Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение . | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Эвристическая беседа, школьная лекция, работа в группах. | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая. | Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. М. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках. Овладение основами самоконтроля, самооценки. Умение налаживания партнёрских отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль. П. Приводить примеры названия различных рептилий. Систематизировать рептилий по группам. | тестовое задание «Понятие о пресмыкающихся» | Интерактивная схема строения пресмыкающихся, таблицы, влажные препараты allforchildren.ru›Научная видеотека›bio.php | §39-40, задание № 4 на с. 185. |
| | 22. | Размножение и многообразие пресмыкающихся. | Комбинированный урок. Урок-путешествие. | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая. | Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения. П. Выделять и описывать существенные признаки пресмвкающихся. Характеризовать основные черты, лежащие в основе систематики пресмыкающихся. Распознавать рептилий на рисунках. Приводить примеры значения пресмыкающихся в природе. | Интерактивный тест «пресмыкающиеся» http//www/school-collection/edu/ru Вопросы 1-3 на с. 189. | Презентация о многообразии пресмыкающихся, видеофрагмент. http//www/school-collection/edu/ru Натуральные объекты – влажные препараты | §41, задание № 4 на с. 193. |
| | 23. | Класс Птицы. Внешнее строение. Скелет птицы. | Комбинированный урок. Урок-лаборатория. | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая. Л. Р. № 6 «Внешнее строение птиц. Строение перьев». | Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения. П. Выделять и описывать существенные признаки птиц. Сравнивать представителей различных групп птиц, делать выводы. Изучать и сравнивать внешнее строение перьев и их значение. Фиксировать результаты исследования. | Муляж скелета птицы Отчёт по лабораторной работе. Ст.198 | Презентация, видеофрагмент. http//www/school-collection/edu/ru Натуральные объекты – перья птиц. | §43, вопросы 1-4, ст. 202 |
| | 24. | Внутреннее строение птиц. | Комбинированный урок. Эвристическая беседа. | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая. Л. Р. №7 «Строение скелета птиц» | Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения. П. Выделять и описывать существенные признаки внутреннего строения птиц. Сравнивать особенности строения птиц и пресмыкающихся, делать выводы о прогрессивном развитии птиц. видов. | Интерактивное тестовое задание http//www/school-collection/edu/ru «Внутреннее строение» Оформление л/р в тетради. | Скелет птицы. Презентация, таблицы, влажные препараты allforchildren.ru›Научная видеотека›bio.php | §45, вопрос № 5 на с. 206 письменно в тетради. |
| | 25. | Размножение птиц | Комбинированный урок. Урок «Удивительное рядом | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая. | Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения. П. Выделять и описывать общие черты строения яйца птицы. Объяснять процессы размножения и развития птиц. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни птиц. | Работа со схемой «Строение и размножение птиц» | Натуральные объекты гнёзд птиц. Муляж яйца птицы. Презентация. | §46-47, Проект «разнообразие птиц нашего края» |
| | 26. | Разнообразие птиц. | Комбинированный урок. Эвристическая беседа. Элементы урока «Устный журнал» | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая. Защита проекта | Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения. П. Выделять черты усложнения строения птиц. Сравнивать и находить черты отличия и сходства в строении и жизнедеятельности птиц. Распознавать представителей систематических групп птиц. Устанавливать взаимосвязь приспособленности птиц к условиям среды. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни птиц. | Защита проектов | Таблицы «Птицы». Презентации, Голоса птиц. Видео. | §48, подготовка проектов «Значение птиц» |
| | 27. | Значение и происхождение птиц | Урок формирования знаний. Защита проектов » | Фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая /защита проектов/. Экскурсия №2 «Птицы нашего края | Л. Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы. М. Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей; П. Умение выделять основные признаки птиц, описывать отличительные признаки семейств. Способность распознавать семейства на рисунках. | Тест «Птицы» Защита проектов. | Видеофрагмент http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9dbec-0a01-022a-00a9-509def868af6/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29 Парк около школы. | §49 , ст. 227. |
| | 28. | Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение. | Урок формирования знаний. Урок - открытие .Практическое занятие. | Фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая Л/р №8 «Строение скелета млекопитающих» | Л. Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы. М. Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей; П. Умение выделять основные признаки класса Млекопитающих, описывать отличительные признаки класса. Формирование умения работать разными источниками информации. | Интерактивные задания Оформление л/р в тетради. | Презентация, видеофрагменты. Таблицы. allforchildren.ru›Научная видеотека›bio.php | §50-51 |
| | 29. | Происхождение млекопитающих. Яйцекладущие. | Комбинированный урок. Урок-путешествие. | Индивидуальная, фронтальная, кооперативно-групповая | Л.Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде. М. Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество. П. Умение объяснять сущность происхождения млекопитающих. Называть характерные черты млекопитающих. | Тест «Млекопитающиеся» | Таблицы и компьютерные презентации по теме. | §53 вопр. 4. Ст. 246 |
| | 30. | Высшие, плацентарные животные | Комбинированный урок. Урок-открытие. | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах. | Л. Дальнейшее формирование познавательных интересов, формирование экологического сознания, становление смыслообразующей функции познавательного мотива, умение вести диалог. М. Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, владение основами самоконтроля. Работа с различными источниками биологической информации, формирование ИКТ-компетентности. П. Способность называть основные признаки отличия плацентарных, сумчатых. Умение объяснять способы размножения. | | Таблицы, презентация по теме. http//www/school-collection/edu/ru | §53, зад. 4 ст.246 |
| | 31. | Экологические группы млекопитающих. | Урок систематизации знаний. Урок-семинар. | Групповая /круглый стол/. | Л. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, формирование интеллектуальных умений анализа, построения рассуждений. Эстетическое отношение к живым объектам. М. Формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии, аргументации своей позиции. Умение организовывать совместную учебную деятельность со сверстниками и педагогом. Умение распределять время в ходе учебной деятельности. П. Называть экологические группы животных. Характеризовать по семействам. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы, выполнять задания для самоконтроля. | Тест «Млекопитающие» | Презентации, таблицы | §57 Проекты.о многообразии зверей |
|
| | 32. | Значение и охрана млекопитающих. | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок «Следствие ведут знатоки» | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Защита проектов | Л. Формирование экологической культуры на основе понимания ценности жизни Во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование личностных представлений о ценности природы. М. Способность к целеполаганию, включая преобразование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять само и взаимоконтроль, организовывать учебное сотрудничество, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив. Способность к осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Умение создавать модели и схемы для решения задач. П. Объяснять сущность понятия охраняемые животные. Оценивать роль млекопитающих в экосистемах. Характеризовать влияние млекопитающих на природу и человека. | | Презентации http//www/school-collection/edu/ru | §58 |
| | 33 | Доказательства эволюции животного мира | Урок формирования и первичного закрепления знаний. | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах | Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию. М. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | | Презентация http//www/school-collection/edu/ru | Пар.59 |
| | 34. | Итоговый контроль | Урок обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальная, фронтальная. | Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию. М. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | Контрольный тест | | |
| | 35. | Современный животный мир. | Урок систематизации и закрепления знаний. Экскурсия. Работа в группах. | Работа в группах, индивидуальная. Экскурсия № 3 «Жизнь природного сообщества весной» | Л. Формирование знаний основных правил и принципов отношения к живой природе, признание ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы. М. Умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группе, используя речевые средства для поиска и принятия общего решения. Способность самостоятельно анализировать пути достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, внесение необходимых корректив. Формирование основ коммуникативной рефлексии. П. Наблюдение природных явлений, умение фиксировать результаты и делать выводы. Характеризовать условия обитания животных в разный ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности животных к существованию в условиях яруса. | Оформление в тетради. | Презентация, территория школьного парка | |