ФГОС ООО, примерной программой по предмету, авторской программой
требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
учебника Самковой, Рокотовой, А.А. «Биология» 5 класс». Учебник входит в федеральный перечень.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.
Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даёт учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класса ФГОС»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
ФГОС ООО, примерной программой по предмету, авторской программой
требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
учебника Самковой, Рокотовой, А.А. «Биология» 5 класс». Учебник входит в федеральный перечень.
Курс биологии5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.
Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даёт учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 35 ч. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают, учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Изменения: 5 резервных часов использованы на проведение лабораторных работ и уроков обобщения.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования — повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой при-
родой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном об- разовательном стандарте основного общего образования, а так- же в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундамен-
тальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации со-
держания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения
курса биологии в основной школе. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в
том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует по-
следовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов, выделенных на изучение каждого раздела
курса.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, вступать в диалог и т.д.
Содержание структурировано в виде четырех глав: «Человек изучает живую природу»,«По ступеням «Лестницы жизни», «Жизнь на Земле – явление космическое», «Человек и разнообразие жизни на Земле».
Глава «Человек изучает живую природу» включает сведения о жизни, как о величайшем чуде на планете; как человек познает мир природы; о научных методах; наблюдении и экспериментах в биологии, о биологических иллюстрациях: рисунки, фотографии, компьютерные моделях.
В главе «По ступеням «Лестницы жизни» содержатся сведения о том, что такое система; каковы особенности биологических систем, как работает система жизнеобеспечения планеты, о шести ступенях «лестницы жизни»: от биосферы к клетке, как растут и развиваются организмы?
Глава «Жизнь на Земле – явление космическое» включает сведения о страницах истории жизни, происхождении человека, периодических явлениях в живой природе, связи космических и биологических ритмов.
В главе «Человек и разнообразие жизни на Земле» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется
в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, соз-
данных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова,
В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).
Учебное содержание курса биологии включает:
• Биология. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю (5 класс);
• Биология. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю (6 класс);
• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280–350 ч.
Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Авторы предлагают линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче
учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.
В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностных результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многона-
ционального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само управлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета, курса (обязательный минимум содержания основных образовательнах программ)
Введение (1 ч)
Величайшее чудо на планете.
Глава 1. Человек изучает живую природу - 8 ч.
В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы? Биология – наука для всех. Какие научные методы используют биологи? Наблюдение и эксперимент в биологии. С какой целью в биологии используется моделирование. Какое оборудование необходимо биологу? Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.
Глава 2. По ступеням «Лестницы жизни»- 14ч.
Что такое система. Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. Биосфера: Как работает система жизнеобеспечения планеты. Экосистемы – живая мозаика планеты. Вид – единица живого мира. Популяция – это «население». Организм, особь, индивид. «Нити жизни»: организм в окружающей среде. Как растут и развиваются организмы? Путешествие в мир клетки. Из каких тканей «сотканы» живые организмы? На границе живого и неживого:
Глава 3. Жизнь на Земле – явление космическое – 7ч.
По страницам истории жизни. Следы былых биосфер. Происхождение человека.
Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.
Глава 4. Человек и разнообразие жизни на Земле- 4 ч.
Что такое «биологическое разнообразие»? Какая среда необходима человеку? Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? Кто отвечает за Землю?
№
Содержательные линии
Требования ФГОС.
Планируемые предметные результаты
(Разделы программы)
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
(базовый уровень)
(повышенный уровень)
1
Человек изучает живую природу
Определять: основные методы биологических исследований;
— основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;
— значение микроскопа для биологических исследований.
-объяснять значение биологических знаний в жизни человека;
— объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;
— приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;
— описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.
2
По ступеням «Лестницы жизни»
Определять: — что означает понятие «система»;
— взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;
— какие явления называют биологическими;
— уровни организации жизни;
— от чего зависит устойчивость биосферы;
— структуру экосистем и популяций;
— что такое вид;
— в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;
— основные возрастные периоды в жизни человека.
— приводить примеры природных и искусственных систем;
— описывать особенности биологических систем;
— приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;
— доказывать единство организма и окружающей среды;
— описывать принципиальное строение клетки;
— давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;
— объяснять уникальные особенности вирусов.
3
Жизнь на Земле – явление космическое
Определять: — наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
— современные точки зрения о происхождении человека;
— место человека в системе живой природы;
— сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
— объяснять, как ученые узнают о прошлом земли;
— находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;
— приводить примеры биологических ритмов.
4
Человек и разнообразие жизни на Земле
Определять: — что такое биологическое разнообразие;
— почему необходимо сохранять биоразнообразие;
— какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;
— главные причины исчезновения видов;
— основные положения азбуки экологической культуры;
— почему экологические проблемы не могут быть решены
только за счет достижений науки и техники.
— объяснять, почему сокращение биоразнообразия наруша-
ет устойчивость биосферы;
— различать виды потребностей;
— приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебник. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: Академкнига,2015 г.
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.
Интернет-ресурсы
Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор);
Цифровые образовательные ресурсы;
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
Лабораторное и демонстрационное оборудование
Темы проектных и исследовательских
работ для 5 класса
1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).
6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины»,
«Азбука экологической культуры» и др.
Тематическое планирование
№ урока п/п
Раздел, тема урока
Элементы содержания
Вид деятельности обучаемого
Дата
план
факт
Введение
Самое удивительное на планете — это жизнь. земля — живая планета. что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Приводят доводы, подтвержда
ющие справедливость высказы
вания «жизнь на земле — ве-
личайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самоза рождения живых организмов
Человек изучает живую природу.
Познание- процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира.
Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.
Объясняют роль органов чувств во
- взаимодействии человека с окру жающей средой.
Естествознание –система знаний о природе
Дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы.
Связь биологии с другими науками.
Приводят примеры,
иллюстрирующие связь биологии другими науками
Научные методы познания.
Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы на
учного познания окружающего мира
Дифференцируют иллюстрации учебника.
Работают с текстом и иллюстрациями
Наблюдение и эксперимент в биологии.
Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта
Знакомятся с моделированием, зна чением описания, сравнения
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы.
Современные технологии на службе биологии. Микро-
скоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии.
Определяют значение микроскопа для биологических исследований.
Лабораторная работа №1 «Знакоство с оборудованием для научных исследований»
Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии,
компьютерные модели. научная фотография
Выполняют лабораторную работу
Лабораторная работа №2 «Опыт с элодеей»
Работа с лабораторным оборудованием
Выполняют лабораторную работу
Лабораторная работа №3 «Измеряем рост»
Работа с лабораторным оборудованием
Выполняют лабораторную работу
Обобщающее повторение по теме «Человек изучает живую природу.»
Обобение полученных знаний
По ступеням «Лестницы жизни»
Системы природные и искусственные.
Элементы (компоненты)
систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Биологические системы-живые объекты различной сложности.
Особенности биологических систем. Биологические яв-
ления — изменения в биологических системах.
Приводят примеры различной сложности биологических систем, относящих ся к каждому уровню
«Лестница жизни»
Основные уровни организации жизни: мо-
лекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообще-