kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 5 класса ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе:

ФГОС ООО, примерной программой по предмету, авторской программой

  • требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в  общеобразовательных учреждениях с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
  • учебника Самковой, Рокотовой, А.А. «Биология» 5 класс». Учебник входит в федеральный перечень.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.

Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даёт учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класса ФГОС»



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

ФГОС ООО, примерной программой по предмету, авторской программой

  • требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

  • учебника Самковой, Рокотовой, А.А. «Биология» 5 класс». Учебник входит в федеральный перечень.



Курс биологии5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.

Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даёт учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цели и задачи курса:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 35 ч. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают, учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Изменения: 5 резервных часов использованы на проведение лабораторных работ и уроков обобщения.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования — повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой при-

родой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.

Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном об- разовательном стандарте основного общего образования, а так- же в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундамен-

тальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации со-

держания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения

курса биологии в основной школе. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в

том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует по-

следовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов, выделенных на изучение каждого раздела

курса.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, вступать в диалог и т.д.

Содержание структурировано в виде четырех глав: «Человек изучает живую природу»,«По ступеням «Лестницы жизни», «Жизнь на Земле – явление космическое», «Человек и разнообразие жизни на Земле».

Глава «Человек изучает живую природу» включает сведения о жизни, как о величайшем чуде на планете; как человек познает мир природы; о научных методах; наблюдении и экспериментах в биологии, о биологических иллюстрациях: рисунки, фотографии, компьютерные моделях.

В главе «По ступеням «Лестницы жизни» содержатся сведения о том, что такое система; каковы особенности биологических систем, как работает система жизнеобеспечения планеты, о шести ступенях «лестницы жизни»: от биосферы к клетке, как растут и развиваются организмы?

Глава «Жизнь на Земле – явление космическое» включает сведения о страницах истории жизни, происхождении человека, периодических явлениях в живой природе, связи космических и биологических ритмов.

В главе «Человек и разнообразие жизни на Земле» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется

в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, соз-

данных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова,

В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).

Учебное содержание курса биологии включает:

• Биология. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю (5 класс);

• Биология. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю (6 класс);

• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);

• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);

• Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).

Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280–350 ч.

Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Авторы предлагают линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче

учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.

В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностных результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многона-

ционального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,

своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной

траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной

практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само управлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и

младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее

эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе,

влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Содержание учебного предмета, курса (обязательный минимум содержания основных образовательнах программ)

Введение (1 ч)

Величайшее чудо на планете.

Глава 1. Человек изучает живую природу - 8 ч.

В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы? Биология – наука для всех. Какие научные методы используют биологи? Наблюдение и эксперимент в биологии. С какой целью в биологии используется моделирование. Какое оборудование необходимо биологу? Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.

Глава 2. По ступеням «Лестницы жизни»- 14ч.

Что такое система. Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. Биосфера: Как работает система жизнеобеспечения планеты. Экосистемы – живая мозаика планеты. Вид – единица живого мира. Популяция – это «население». Организм, особь, индивид. «Нити жизни»: организм в окружающей среде. Как растут и развиваются организмы? Путешествие в мир клетки. Из каких тканей «сотканы» живые организмы? На границе живого и неживого:

Глава 3. Жизнь на Земле – явление космическое – 7ч.

По страницам истории жизни. Следы былых биосфер. Происхождение человека.

Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.

Глава 4. Человек и разнообразие жизни на Земле- 4 ч.

Что такое «биологическое разнообразие»? Какая среда необходима человеку? Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? Кто отвечает за Землю?

Содержательные линии

Требования ФГОС.

Планируемые предметные результаты

(Разделы программы)

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

(базовый уровень)

(повышенный уровень)

1

Человек изучает живую природу

Определять: основные методы биологических исследований;

— основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;

— значение микроскопа для биологических исследований.

-объяснять значение биологических знаний в жизни человека;

— объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;

— приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;

— описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.

2

По ступеням «Лестницы жизни»

Определять: — что означает понятие «система»;

— взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;

— какие явления называют биологическими;

— уровни организации жизни;

— от чего зависит устойчивость биосферы;

— структуру экосистем и популяций;

— что такое вид;

— в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;

— основные возрастные периоды в жизни человека.

— приводить примеры природных и искусственных систем;

— описывать особенности биологических систем;

— приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;

— доказывать единство организма и окружающей среды;

— описывать принципиальное строение клетки;

— давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;

— объяснять уникальные особенности вирусов.

3

Жизнь на Земле – явление космическое

Определять: — наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;

— современные точки зрения о происхождении человека;

— место человека в системе живой природы;

— сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.

— объяснять, как ученые узнают о прошлом земли;

— находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;

— приводить примеры биологических ритмов.

4

Человек и разнообразие жизни на Земле

Определять: — что такое биологическое разнообразие;

— почему необходимо сохранять биоразнообразие;

— какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;

— главные причины исчезновения видов;

— основные положения азбуки экологической культуры;

— почему экологические проблемы не могут быть решены

только за счет достижений науки и техники.

— объяснять, почему сокращение биоразнообразия наруша-

ет устойчивость биосферы;

— различать виды потребностей;

— приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебник. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: Академкнига,2015 г.

Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь.

Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.

Интернет-ресурсы

Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор);

Цифровые образовательные ресурсы;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

Лабораторное и демонстрационное оборудование







Темы проектных и исследовательских

работ для 5 класса



1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

2. Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).

3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. научная фотография (выставка, групповой проект).

4. Составление паспорта дерева.

5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).

6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины»,

«Азбука экологической культуры» и др.





Тематическое планирование



урока п/п

Раздел, тема урока

Элементы содержания

Вид деятельности обучаемого


Дата

план

факт

Введение

Самое удивительное на планете — это жизнь. земля — живая планета. что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Приводят доводы, подтвержда

ющие справедливость высказы

вания «жизнь на земле — ве-

личайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самоза рождения живых организмов




Человек изучает живую природу.





Познание- процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира.

Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

Объясняют роль органов чувств во

- взаимодействии человека с окру жающей средой.



Естествознание –система знаний о природе

Дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы.

Связь биологии с другими науками.

Приводят примеры,

иллюстрирующие связь биологии другими науками



Научные методы познания.

Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы на

учного познания окружающего мира

Дифференцируют иллюстрации учебника.

Работают с текстом и иллюстрациями



Наблюдение и эксперимент в биологии.

Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта

Знакомятся с моделированием, зна чением описания, сравнения



Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы.

Современные технологии на службе биологии. Микро-

скоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии.


Определяют значение микроскопа для биологических исследований.




Лабораторная работа №1 «Знакоство с оборудованием для научных исследований»

Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии,

компьютерные модели. научная фотография

Выполняют лабораторную работу



Лабораторная работа №2 «Опыт с элодеей»

Работа с лабораторным оборудованием

Выполняют лабораторную работу



Лабораторная работа №3 «Измеряем рост»

Работа с лабораторным оборудованием

Выполняют лабораторную работу



Обобщающее повторение по теме « Человек изучает живую природу.»

Обобение полученных знаний





По ступеням «Лестницы жизни»





Системы природные и искусственные.

Элементы (компоненты)

систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.



Биологические системы-живые объекты различной сложности.

Особенности биологических систем. Биологические яв-

ления — изменения в биологических системах.

Приводят примеры различной сложности биологических систем, относящих ся к каждому уровню



«Лестница жизни»

Основные уровни организации жизни: мо-

лекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообще-

ства и экосистемы, биосфера.

Описывают особенности биологических систем



Биосфера-живая оболочка планеты.

Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты.

Описывают как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой.



Экосистема

Круговорот веществ.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.



Вид-единица живого мира.

Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.


Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.



Популяция.

Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.

Знакомятся с тем, какустроены популяции.



Организм- неделимая единица живого мира.

Условия окружающей среды.

Воздействие экологических факторов.

Приводят примеры о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода



Единство организма и окружающей среды.

Продолжительность жиз-

ни — существенный признак каждого вида.

Доказывают единство организмаи окружающей среды.



Развитие организма

Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.



Клетка –наименьшая единица всего живого основные части и органоиды клетки.

Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов

Описывают строение клетки



Вирусы-особая неклеточная форма жизни.

Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.

Объясняют, почему говорят, что вирусы находятся на границе живого и неживого.



Лабораторная работа №4 «Изучаем кожу»

Работа с лабораторным оборудованием

Выполняют лабораторную работу



Обобщающее повторение по теме « По ступеням «Лестницы жизни»»

Обобщение изученногоматериала.





Жизнь на Земле-явление космическое.





Возникновение и развитие жизни

По страницам истории жизни.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.



Лабораторная работа № 5 «Изучение мела (известняка) под микроскопом.

Работа с лабораторным оборудованием

Выполняют лабораторную работу



Работа палеонтологов.

Восстановление облика вымерших животных и растений.

Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете.



Происхождение человека.

Легенды и мифы народов мира о том, как появились на земле первые люди.

Знакрмятся с теориями происхождения человека.



Человек разумный.

Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека- человекообразные обезьяны

Называют признаки строения человека разумного.



Периодические явления в живой природе.

Ритмы космиче-

ские, биологические и экологические.

Приводят примеры биологических ритмов.



Экскурсия в краеведческий музей.


Посещают музей.




Человек и разнообразие жизни на Земле.





Биологическое разнообразие

Три уровня биоразно-

образия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем.

Определяют понятия,формируемые в ходе изучения темы



Среда, окружающая человека.

Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией.

Сравнивают природную и социальную среду человека.



Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие.

Исчезновение видов.

Объясняют главные причины исчезновениявидов.



Азбука экологической культуры.

Отрицательные качества, которые свойственны современно-

му человеку.

Объясняют основные положения азбуки















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 5 класса ФГОС

Автор: Крисанова Светлана Станиславовна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "ФГОС, биология 5 класс, рабочая программа"
    ["seo_title"] => string(44) "fgos-biologhiia-5-klass-rabochaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "311359"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459184985"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС."
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia_proghramma_po_biologhii_5_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "354375"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478029221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства