kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Обмен веществ в организме человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне«Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребёнка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно – психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей к инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды, тяжёлых металлов, радиоактивному облучению и другим неблагоприятным воздействиям.

В последнее время на Российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые к указанным группам продуктов можно отнести лишь частично. Гамбургеры и супы быстрого приготовления, каши – минутки и чипсы стали неотъемлемой частью нашего питания. Очень часто в рекламе этих продуктов принимают участие дети. Однако это вовсе не значит, что рацион питания школьника должен состоять из «супов в стакане» и «хот – догов».

Дискуссия о предупреждении загрязнения продуктов.

Вопрос 1. Зачем добавляют различные химические вещества в продукты, ведь они вредны для здоровья и продукты становятся дороже?

Химики. Современные методы производства, доставки и хранения продуктов потребовали применения пищевых добавок: консервантов, красителей, ароматизаторов, часто заменителей продуктов. Зная химический состав продуктов, легко приготовить более дешёвый заменитель дорогостоящего продукта, поэтому не всегда верно, что продукты становятся дороже от химических веществ. Вы пьёте дешёвые растворимые сухие напитки или газированные, приготовленные на концентрате с ароматом и вкусом лимона, малины, персика. Натуральный сок в таких количествах стоит огромных денег. К сожалению. В состав газированных напитков входят различные консерванты (например, бензойная кислота – Е211), ароматизаторы и красители (например, сахарный колер – Е150, жёлтый хинолиновый – Е104, краситель синий блестящий – Е33,жёлтый квинолин Е, азорубин – Е122 и др.), загустители (гуммиарабик – Е414, этерифицированные камеди и другие). Безвредность некоторых добавок вызывает сомнение.

Аллерголог. Все химические добавки, внесённые в напиток для улучшения вкуса, запаха, цвета, а так же консерванты, внесённые для увеличения срока годности продукта, потенциально являются довольно сильными аллергенами. Таким образом, проявление симптомов пищевой аллергии может быть связано не с каким – либо конкретным напитком, а с компонентами, входящими в состав широкого спектра напитков.

Онколог. Выяснилось, что синтетические заменители сахара могут выступать в роли канцерогенов. Так был запрещён к массовому употреблению сахарин. Многие синтетические красители вызывают рак. Запрещены Е – 121 – цитрусовый красный, Е – 123 – амарант. Запрещён консервант Е – 240 – это 40% водный раствор формальдегида, называемый формалином. А им часто обрабатывают импортные окорочка. Ароматизаторы и красители, используемые при производстве жвачки, также не относятся к веществам полезным для здоровья, особенно если они синтетические, а не натуральные или идентичные натуральным.

Вопрос 2. Если пищевые добавки часто вредны, то зачем их так много добавлять?

Эксперты. Многие добавки улучшают внешний вид вкусовые качества, способствуют увеличению срока хранения. Они безвредны для человека. На мировом рынке существуют три категории качества продовольственных товаров, различающихся исходным сырьём, особенностями технологии производства. В продовольственных товарах первой категории количество и типы спецдобавок строго регламентированы. Качество товаров второй категории контролируется менее строго и с учётом требований страны – импортёра. На товары третьей категории не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок, себестоимость их ниже, цены тоже, поэтому их производство выгодно. К товарам третьей категории относится 80% продуктов питания, сигарет, напитков. Поэтому нужно выбирать товары, зная об этих категориях.

Вопрос 3. Почему, даже зная о вреде нитратов и нитритов, люди используют их при производстве с/х продукции и в пищевой промышленности для производства колбас, копчёностей, мясных консервов?

Фермеры. Аммиачная селитра, мочевина – необходимые для быстрого роста растений минеральные удобрения. Они поглощаются интенсивно в период роста, а затем в период созревания растения не нужно больше подкармливать. Нитратов меньше в прохладную погоду и во второй половине дня на 30 – 40%. Если это учитывать, то, собирая урожай по науке, можно снизить содержание нитратов в растениях в 5 – 6 раз.

Представители фирм, производящих пищевые продукты. Нитратные добавки – пока единственный способ подкрашивания, консервирования, улучшения вкуса мясопродуктов. Главная цель добавок – убить возбудителя ботулизма, вырабатывающего токсин, смертельный для человека в ничтожных дозах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Обмен веществ в организме человека"»

Урок биологии "Обмен веществ и энергии в клетке"

Учитель биологии: Салдахмедова Т.В.

Разделы: Биология

Цели урока:

1. На уроке учащиеся смогут дать определение понятиям «обмен веществ», «диссимиляция», «ассимиляция».
2. Ученики примут участие в работе малых групп и в минидискуссии.
3. В ходе занятия учащиеся предложат решение проблемы избыточного веса, связанной с нарушением обмена веществ.
4. Учащиеся смогут задуматься о значении правильного питания для здоровья человека.

Подготовка к уроку:

На столы для учащихся учитель ставит таблички «Пища» «питательные вещества», кладёт листы с перечнем терминов для двух команд, рабочие листы, оценочные листы.

На доске учитель пишет число, тему урока, домашнее задание. Предварительно на доске вывешена «ПОПС-формула» и начерчена заготовка для «Дерева решений».

Методы и приёмы работы на уроке:

Работа в малых группах, минидискуссия, «Дерево решений», «ПОПС – формула», работа с текстом учебника, составление вопросов по тексту.

Методическая литература:

Учебник: Биология Асанова Н. Г. Соловьева А.Р. 10 кл., Ковшарь А. Ф. 11 кл.

Учебно-методическое пособие по биологии Ташмухамбетов Б.Г.

План урока:

Этап урока

Содержание \ цели

Время

1.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

1 мин.

2.

Мотивация.

Деление класса на две группы. Активизация знаний учащихся в ходе минидискуссии.

3 мин.

3.

Целеполагание.

Цели урока для учащихся.

2 мин

4.

Изучение нового материала.

Работа с текстом учебника.
Составление вопросов по тексту.
Решение проблемы, оформление «Дерева решений»

5 мин
10 мин
10 мин

5.

Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий на рабочих листах.

10 мин

6.

Рефлексия.

Самооценивание работы. Выставление отметок.

3 мин

7.

Домашнее задание.

§36.

1 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент. (до 1 мин.)

2. Мотивация.(до 3 минут)

В биологии существуют два понятия «пища» и «питательные вещества». Давайте вспомним, что они обозначают. Для этого возьмите каждый по листу, на котором написан термин, и сядьте за соответствующий стол.
(Два стола подготовлены заранее, на одном табличка «Пища», на другом «Питательные вещества».
Надписи на листочках: рагу, картофельное пюре, суп, котлета, кисель, белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода.)
Опрос учащихся: почему ты сел именно за этот стол?
Предполагаемые ответы: Потому, что рагу, пюре, суп котлета – это блюда или пища.
Потому, что белки, жиры и углеводы – это питательные вещества.
Фронтальный опрос.
Вопросы:
1. Для чего нужна пища?
2. Для чего нужны питательные вещества?
3. Где идет процесс обмена веществ?
4. Куда поступают питательные вещества?
5. Какова же тема нашего урока?
- Правильно. Тема нашего урока сегодня «Обмен веществ и превращение энергии в клетке».

3. Целеполагание (до 2 минут)

В конце урока вы сможете:
1. Дать определения понятиям «обмен веществ», «диссимиляция», «ассимиляция».
2.Научитесь определять типы питания у различных организмов.
3. Предложите решения проблемы избыточного веса, связанной с нарушением обмена веществ.

4. Изучение нового материала. (до 25 минут)

Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности живого организма. (Слайды 2-24)

 Работа с текстом параграфа. (до 5 минут)

Сейчас открываем учебник на стр. 184 , § 36 .
Прочтите текст параграфа, найдите и выпишите в тетрадь определения «обмен веществ», «диссимиляция», «ассимиляция».

 К тексту параграфа составляем вопросы (по 3 вопроса от каждой группы) (до 10 минут)

1-й вопрос: Вопрос по параграфу, ответ на который есть в прочитанном тексте. Вопрос должен начинаться со слов «кто, что».
2-й вопрос: Вопрос должен начинаться со слова «Почему…»
3-й вопрос: «Какие примеры можно привести …..».
Молодцы, хорошо поработали с текстом, теперь выполним такую работу:

 Интерактивная работа в группах по методике «Дерево решений» (до 10 минут)

Учитель зачитывает следующий текст:
«Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».
1. Как вы думаете, действительно ли эта проблема так важна, и надо ли ее решать?
2. Какие способы решения этой проблемы можете предложить вы?
У каждой группы есть распечатки проблемы. В этих листах ученики должны записать не менее трех решений данной проблемы, затем у каждого решения найти положительные и отрицательные стороны, выявить самое оптимальное, правильное на ваш взгляд решение и выступить по плану:
1.Озвучить проблему.
2. Перечислить все написанные решения этой проблемы.
3. Огласить лучшее, на ваш взгляд решение.
4. Объяснить свой выбор, пользуясь ПОПС-формулой. ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения.
1-е предложение     позиция.
2-е предложение   Объяснение «Потому, что…»
3-е предложение   Примеры.
4-е предложение   Следствие   «Следовательно, решение (верно или неверно).
Заслушивается выступление  1 ученика из каждой группы, задаются вопросы:
1. В чем же причина избыточного веса?
2. Можно ли придти к единому решению этой проблемы, или проблеме решается комплексно? Почему?

5. Закрепление изученного материала. (до 10 минут)

Выполнение заданий на рабочих листах.

6. Рефлексия. (до 3 минут)

Заполнение таблицы самооценивания.
Итак, наш урок подходит к завершению. На уроке мы узнали много нового, достигли поставленных в начале урока целей, и полученные на уроке знания могут применяться в вашей повседневной жизни.
Оценки себе за урок вы выставили сами (Озвучить)

7. Домашнее задание (до 1 минуты) записано на доске §36.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Обмен веществ в организме человека"

Автор: Салдахмедова Самат Вахаевна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Разработка урока по теме "Витамины""
    ["seo_title"] => string(31) "razrabotkaurokapotiemievitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "275745"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452614706"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Разработка урока  биологии "Биосинтез белка" "
    ["seo_title"] => string(44) "razrabotka-uroka-biologhii-biosintiez-bielka"
    ["file_id"] => string(6) "108100"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403549596"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Методическая разработка урока по биологии "Экологические системы" "
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-ekologhichieskiie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "221866"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435645538"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Методическая разработка урока  по биологии  по теме "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "160188"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422012435"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока для 7 класса. Чрезвычайные ситуации природного характера. "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-dlia-7-klassa-chriezvychainyie-situatsii-prirodnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "175308"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260235"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства