Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Строение клетки"»
Тема: Значение дыхания.Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие
Цель: Познакомиться с анатомическим строением органов дыхания. Убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями.
Задачи:
Образовательные: установить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями ; усвоить значение дыхательного процесса; выяснить механизм голосообразования
Развивающие: развивать умение выделять главное в изучаемом материале. Развивать навыки самостоятельной работы, логического мышления и внимания
Воспитательные: формировать научное мировоззрение, формировать культуру учебного труда, воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих Оборудование: Наглядные таблицы по теме, презентация, карточки
Ход урока:
Орг.момент (вступительное слово учителя )
Здраствуйте дети, садитесь
Good morning, children. Sit down
2. Опросдомашнегозадания
На прошлых уроках мы с вами изучили темы разделов Внутренняя среда организма, Сердечно-сосудистая система. Прежде чем приступить к новой теме сейчас мы с вами проверим ваши знания по этим темам. Для этого я каждому из вас раздаю листы с вопросами где вы должны поставить ответ.
(ученикам раздаются листы с заданиями и дается время на выполнение этих заданий)
Самопроверка на интерактивной доске. (слайд 2)
Обьяснение новой темы
Итак, ребята откройте тетради и запишите тему урока.
Open notebooks
Новая тема - New topic
Значениедыхания - Significance of breathing
Органыдыхания - Respiratory system
Человек дышит с первых минут своей жизни. Как только ребенок рождается, он приветствует нас своим криком. Крик имеет очень важное значение, с первым криком расправляются легкие новорожденного и он начинает дышать. Поэтому все с нетерпением ждут этого крика. Человек дышит постоянно, в течении всей жизни когда работает, спит, гуляет.
Без еды и воды человек может прожить несколько дней, а вот без воздуха не проживет и нескольких минут.
Так что же такое дыхание? (слайд 3)
Часто можно слышать такое выражение Дыхание это жизнь! Да это бесспорно.
Итак, дыханием называют процесс газообмена между организмом и окружающей средой.
Работа каждой клетки организма (сокращение мышц, потоотделение, слюноотделение, проведение возбуждения и.т.д.) связана с потреблением кислорода.
В организме нет запаса кислорода, поэтому все без исключения клетки нашего тела должны снабжаться непременно им.
Кислород необходим для окисления и расщепления органических веществ, при котором освобождается энергия, выделяется углекислый газ и вода. Эта энергия затрачивается на все процессы жизнедеятельности организма.
Поступление кислорода в ткани и удаление углекислого газа из них обеспечивается кровью. Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания.
Человек дышит при помощи легких основного органа газообмена в нашем организме. Но воздух до них проходит определенный путь который нам предстоит изучить.
(по таблице, по слайду просмотреть расположение этих путей) (слайд 4,5)
Молекула кислорода -oxygenmolecule
Дыхание -breath
Газообмен -gasexchange
Углекислый газ -carbon dioxide
Органы дыхания:
I воздухоносные пути
1.верхние (носовая полость, глотка)
2. нижние (гортан, трахея, бронхи)
II легкие
Далее ребята мы с вами совершим путешествие вместе с молекулой кислорода которая желает познакомиться с дыхательной системой человека, а мы будем для нее гидами в этой экскурсии. (выступление ученика)
Наше путешествие начинает Пальгов Илья (слайд 6,7,8) он ознакомит молекулу кислорода и нас с первым с первым органом дыхания носовой полостью
Через носовые отверстия воздух поступает в носовую полость. Она делится на правую и левую половины костно-хрящевой перегородкой, у нас две носовые полости. Они выстланы изнутри слизистой оболочкой, покрытой эпителиальными клетками, имеющими реснички (волоски). Реснички создают сплошную ворсистую поверхность. Их сокращения способствуют удалению пылевых частиц. Слизистая оболочки обильно кровоснабжена, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются кровотечением. Капилляры согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Слизистая оболочки носа вырабатывает слизь. Благодаря этому вдыхаемый воздух увлажняется, задерживаются пылинки и микроорганизмы. Они оседают на стенках носовой полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их распространению. В носоглотке уничтожается почти половина вдыхаемых микроорганизмов.
В носовой полости имеются окончания обонятельных нервов, воспринимающих запахи.
Гортань - Евдокимов Вадим (слайд 9,10,11,12,13)
В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Пища из глотки поступает в пищевод, а воздух через гортань поступает в трахею. Гортань проводит воздух и образует звук. Внутренняя ее поверхность покрыта слизистой оболочкой. Стенки состоят из нескольких хрящей. Самый крупный хрящ щитовидный
Сверху находится надгортанник. Он закрывает вход в гортань во время глотания. Между собой хрящи соединены полуподвижно. К хрящам прикрепляются мышцы.
Между хрящами имеются слизистые складки 2 голосовые связки, они прикрепляются к хрящам. Голосовые связки состоят из изогнутых расположенных близко друг к другу эластичных волокон. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью. Когда человек выдыхает воздух, голосовые связки сокращаются и появляется звук. При разговоре звук появляется за счет колебания голосовых связок воздухом. Колебания длинных голосовых связок вызывают низкие звуки. У мужчин гортань больше (44 мм), голосовые связки длиннее, поэтому и голос грубый. Выпуклость на передней поверхности шеи, образованная щитовидным хрящом, называется адамовым яблоком (кадык). У женщин гортань меньше (36 мм), голосовые связки короче, частота их колебаний больше, и поэтому звук тоньше, голос выше. Формированию звука способствуют также язык, губы, зубы.
Обычно голоса у людей не одинаковые. Это связано с шириной голосовой щели, формой и размером гортани, носовой и ротовой полостей. Имеют значение параметры языка, губ и зубов.
Трахея - Ященко Виктория (слайд 14)
Дыхательная трубка, продолжение гортани. Находится она спереди от пищевода. Длина трахеи примерно 9-12 см, диаметр 15-18 мм. Передняя стенка трахеи состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных между собой связками. Хрящевые полукольца не дают спадаться стенкам трахеи, что способствует свободному доступу воздуха Задняя стенка, прилегающая к пищеводу, состоит их соединительной ткани и мышечных волокон, которые облегчают продвижение пищи по пищеводу.
На уровне 5 грудного позвонка трахея делится на 2 бронха., направляющихся к правому и левому легким
Бронхи - Кущанова Эмиля (слайд 15)
Бронхи продолжение трахеи. Их внутренняя поверхность выстлана слизистой оболочкой. В легких бронхи делятся на множество разветвлений. Система внутрилегочных бронхов образует бронхиальное дерево. Его конечные разветвления разделяются на бронхиолы. Бронхиола самая тонкая ветвь. Заканчиваются бронхиолы легочными пузырьками - альвеолами.
Легкие - Изтлеуова Камилла (слайд 16,17)
Легкие это упругие, губчатые, парные органы, которые занимают всю грудную полость. Правое легкое состоит из трех долей, а левое из двух, разделенных междолевыми бороздами. Легкие красного цвета, так как хорошо кровоснабжены. Они тесно прилегают к стенкам грудной полости. В пространстве между легкими находится сердце. Оно смещено влево от срединной плоскости тела, поэтому левое легкое немного меньше чем правое. Снаружи легкие покрыты легочной плеврой Такая же оболочка выстилает внутреннюю стенку грудной полости пристеночная плевра. Между ними есть плевральная полость. У здоровых людей она заполнена плевральной жидкостью и не содержит воздуха. Благодаря этому при дыхательных движениях она уменьшает трение легких о стенки грудной полости, ведь легкие всегда тесно прижаты к ним. Легкие состоят из множества легочных альвеол и разветвленных бронхов. Альвеолы оплетены густой сетью капилляров. Между капиллярами и альвеолами происходит газообмен. Стенки альвеол и капилляров очень тонкие, поэтому углекислый газ свободно проникает из капилляров в альвеолы, а кислород из альвеол в капилляры. Богатая кислородом артериальная кровь по легочным венам впадает в сердце(левое предсердие, затем левый желудочек). Отсюда по большому кругу кровообращения она разносится по организму. Углекислый газ удаляется из легких во время выдоха.
Итак, ребята наше путешествие по органам дыхания завершено
Давайте произнесем основные термины на английском языке
Носовая полость - Nasalcaviti
Глотка - pharynx
Гортань - larynx
Трахея - trachea
Бронхи - bronchi
Легкие -lungs
4. Закрепление
Ребята, наше путешествие по дыхательной системе завершено и для того чтобы закрепить наши знания давайте выполним следующее задание
6. Болезнетворные микроорганизмы в носовой полости уничтожаются
А) слизью, выделяемой железами слизистой оболочки
Б) кровью, выделяемой кровеносными капиллярами
В) лейкоцитами содержащимися в кровеносных капиллярах
С) клетками мерцательного эпителия
7. Продолжением трахеи являются
А) носоглотка и глотка Б) гортань
В) бронхи С) нет правильного ответа
8. Стенка трахеи состоит
А) мышечной ткани Б) хрящевых колец
В) хрящевых полуколец Г) нет правильного ответа
- Вопросы к учащимся
1. Что такое дыхание и каково его значение?
2. Какие органы относятся к дыхательной системе?
3. Где и как происходит газообмен в органах дыхания?
5. Оценивание. Домашнее задание
§ 36 прочитать, работа с терминами
Капитан. Внимание рейс лайнера «Бриология» готов к вылету
1станция. Исследовательская. (на доске имеются таблицы «Кукушкин лён», «Мох сфагнум»)Рассказ учителя о зеленом мхе. Опираясь на ваши знания по прошлой теме, используя учебник стр 117-118 рисунки гербарии давайте в пОпределите путь возарах давайте изучим строение сфагнума заполним таблицы различие между зеленым мхом и сфагнумом.
Учитель посмотрите да доску и сверьте правильные ответы
Черты сравнения
Кукушкин лён
Сфагнум
Стебель ветвистый или нет?
Не ветвистый
ветвистый
Какие листья?
узкие
Более широкие
Наличие ризоидов
есть
нет
Окраска растения
Ярко-зелёная
Светло-зелёная (белая)
наличие воздушных клеток
нет
есть
Расположение мужских и женских органов
Двудомное растение
Однодомное растение
Коробочка, где располагаются споры
удлинённая
круглая
Количество накапливаемой влаги
небольшое
Очень большое
Где в основном растёт?
В лесу
На болоте
2 станция. Теперь перелетим на станцию «Историческая». Стюардесса Карабалина Диана.) Все предметы, попавшие в торф, образованный в основном отмершим сфагнумом, сохраняются почти без изменений многие века; торф хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нем не гниют. Так, в Австрии на Лайахском болоте были обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, и монета с изображением императора Тиберия Клавдия, датированная 41-м г.н.э. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода и т.д. Наибольший интерес для науки представляют сохранившиеся в торфе пыльца деревьев и кустарников, споры мхов и папоротников. Распознав под микроскопом эти споры и пыльцу, можно определить, какая растительность окружала болото в различные периоды его жизни и какая пришла ей на смену. По данным, полученным учеными с помощью анализа пыльцы, наиболее старые торфяники европейской территории имеют возраст от 5 до 8 тыс. лет. Таким образом, болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох
Учитель дополняет рассказ
3 станция «Загадочная» пролетаем над Японией (презентация) Стюард Муратшаев Алишер 4 станция. Переносимся на лайнере в промышленное предприятие, занимающееся переработкой торфа, т.е. станция «Промышленная». Стюардесса Гусейновой Камила сопровождается презентацией. используют коллекцию «Что получают из торфа» и рисунки. История о торфе, как топливо.
а) В начале 18 в. по приказу Петра 1 стали разрабатывать торфяные болота. из торфа лепили кирпичи и сжигали как дрова. Замечательное топливо и дешевое. б)Из торфяных плит делали объемистые «холодильники», в них долгое время хранилась рыба. Рыба не портилась т.к. в торфяном мхе имеется вещество, уменьшающее развитие бактерии это фурфурол. в) Из темно-коричневой торфяной жижи получают светло-желтую жидкость-фурфурол. А также из него получают синтетическую смолу, искусственный каучук, лекарство. нейлоновую материю. 4. Сфагнум используют как Удобрение и Подкормка для животных. 5. Из сфагнума изготавливают лекарство от болей суставов, кишечных палочек, сальмонелеоза, 6.; во время войны, сфагнум использовали вместо перевязочного материала, как кровоостанавливающее средство и антисептик, вместо йода, в ранах не развивались гнойные бактерии,.
так как во мху содержится сфагнол - такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота Учитель дополняет рассказ . запись в тетрадь: Фурфурол. Сфагнол Из всего этого следует, мы широко используем торф в народном хозяйстве, а значит необходимо охранять те места, где произрастают мохообразные
4. Закрепление
Капитан: У нас закончилось горючие. Мы вынуждены сделать экстремальную посадку. Местные жители готовы дать горючие в обмен на наши знания. Ответив на вопросы сможем получить дополнительное топливо и добраться домой. Учитель задает вопросы, ученики отвечают 1. .Докажите, что сфагнум является высшим споровым растением. 2. .Почему сфагнум может поглощать воды в 25 раз больше своей массы? 3. .В чем мы видим усложнение строения мхов по сравнению с водорослями? 4. .Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся трупы животных. 5. .Где и как происходит образование торфа? 6. .В каких отраслях народного хозяйства нашел применение торф? 7. .Каким образом сфагновый мох можно использовать в медицине?. 8. .Какую роль в природе играют мхи, в том числе и сфагновые? 9. .Почему мхи можно считать экологическими барометрами? 5. Домашнее задание.Параграф 35 Эссе «Значение мхов»