Рабочая учебная программа предмета «Биология» для 8 класса
Рабочая учебная программа предмета «Биология» для 8 класса
Содержание программы приведено в соответствии с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. В программе реализуются идеи ответственности человека за собственное здоровье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа предмета «Биология» для 8 класса»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 55 с углубленным изучением отдельных учебных предметов»
Рассмотрено:
На заседании ШМО
Протокол № ____от
«_______»_______201_г.
Руководитель МО
_____________/___________/
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_____________ФИО
«_____»____________20__г.
Утверждаю:
Директор школы
___________Войтенко И.В.
«___»__________________20___г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТА
«Биология»
для 8 класса В
(68 часов, 2часа в неделю)
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель: учитель биологии Евдокимова Н.В.
Рязань- 2016г.
Пояснительная записка
Содержание программы приведенов соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.В программе реализуются идеи ответственности человека за собственное здоровье.
Рабочая программа основана на использовании учебно – методического комплекта:
1.Авторской программы по биологии для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.
2.Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.И. Трайтака. Биология. Человек и его здоровье. Изд.Мнемозина. Москва 2008
3.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ об образовании,
4. приказа № 1067 от 19 декабря 2012 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный";
5. приказа Минобрнауки России от 31.03.2014г.№253 о том что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год.
Целевая установка
-освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
-формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Формы организации учебного процесса
Организация УВП должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Перечень практических работ
1
П. р. №1. Строение животной клетки.
2
П. р. №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека.
3
П. р. №3. Строение головного мозга человека.
4
П. р. №4. Строение глаза.
5
П. р. №5. Строение органа слуха и вестибулярного аппарата.
6
П. р. №6. Химический состав кости.
7
П. р. №7. Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом).
8
П. р. № 8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок.
9
П. р. №9. Измерение кровяного давления.
10
П. р. №10. Отработка приемов остановки разных видов кровотечений.
11
П. р. №11. Измерение жизненной емкости легких. Измерение состава воздуха при дыхании.
12
П. р. №12. Действие ферментов слюны на крахмал.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.)
Итоговый контроль
Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных тестов и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.
Формы контроля:
1. Текущий контроль «Место человека в системе органического мира», «Строение организма человека» «Нервная система», «Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма».
2. Текущий контроль «Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы», «Психология и поведение человека»
3. Текущий контроль «Покровы тела», «Опора и движение»,«Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфоотток», «Дыхание», «Пищеварение».
4. Итоговый контроль знаний
Объем и сроки изучения
Программа общим объемом 68 часов (2 часа в неделю) изучается в течение 1 учебного года.
Учебно-тематический план :
№
раздела
Наименование раздела
Количество часов
Всего
Теоретические
занятия
Лабораторные и
практические занятия
Контрольные
занятия
1
Место человека в системе органического мира
2
2
0
0
2
Строение организма человека
5
3
2
0
3
Нервная система
5
4
1
0
4
Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма
4
3
0
1
5
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы
5
3
2
0
6
ППоведение.
10
9
0
1
7
Покровы тела.
3
3
0
0
8
Опора и движение.
5
4
1
0
9
Внутренняя среда организма
5
4
1
0
10
Кровообращение и лимфоотток
4
2
2
0
11
Дыхание
4
3
1
0
12
Пищеварение
6
4
1
1
13
Обмен веществ и превращение энергии
5
5
0
0
14
Выделение.
2
2
0
0
15
ВВоспроизведение и развитие человека
1
1
0
0
Итого:
15
66
52
11
3
2 часа резервное время
Содержание программы:
Введение (1 ч)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.
Место человека в системе органического мира (1 ч)
Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современно человека. Расы.
Строение организма человека (5ч)
Клетка структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.
Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки»
Нервная система (5ч)
Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.
Лабораторная работа №3 «Строение головного мозга человека (по муляжам)».
Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма (4ч)
Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (5 ч)
Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Лабораторная работа №4 «Строение глаза (по модели)».
Поведение (10 ч)
Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И.П. Павлов - основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А.А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П.К. Анохина. Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВИД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.
Покровы тела (3 ч)
Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.
Опора и движение (5ч)
Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойств состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие. Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.
Лабораторнаяработа №4 «Химический состав кости»
Внутренняя среда организма (5 ч)
Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость -лимфа, кровь. Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.
Лабораторная работа №5 «Строение эритроцитов человека и лягушки» (под микроскопом).
Кровообращение и лимфоотток (4 ч)
Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах.давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечнососудистой системы.
Лабораторная работа №6 «Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок».
Дыхание (4 ч)
Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.
Пищеварение (6ч)
Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И.П. Павлова в изучение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.
Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал».
Обмен веществ и превращение энергии (5 ч)
Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.
Выделение (2 ч)
Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.
Воспроизведение и развитие человека (1ч)
Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыш. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Роль наследственности и социальных факторов.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны:
знать/понимать
-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
-особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
-специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
-особенности строения клетки – основной структурной единицы живого организма;
-строение и функции основных тканей и систем органов;
-функциональные системы организма;
-значение гомеостаза внутренней среды организма;
-об обмене веществ, его значении и видах;
-роль ферментов в организме;
-строение и функции анализаторов;
-механизмы высшей нервной деятельности;
-особенности индивидуального развития организма человека;
-правила личной гигиены;
-причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека; причины заболеваний;
-о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.
Уметь
-объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
-измерять кровяное давление и частоту пульса;
-давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены;
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Календарно-тематический план
№
Дата
проведения
Раздел
Тема учебного занятия
Методы и формы контроля
1
Введение
Введение
Устный опрос
2
Место человека в системе органического мира
Место человека в системе органического мира
Самостоятельная работа
3
Строение организма человека
Химический состав и строение клетки
Практическая работа №1. Строение животной клетки.
Практическая работа №1. Строение животной клетки. Инструктаж по ТБ.
4
Жизнедеятельность и развитие животной клетки
самопроверка
5
Ткани тела человека
Практическая работа №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека.
Практическая работа №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека. Инструктаж по ТБ.
6
Организм человека как биологическая система
Устный опрос
7
Гомеостаз – основное состояние организма
самопроверка
8
Нервная система
Нервная система: значение и организация.
Устный опрос
9
Рефлекс как основная форма деятельности НС. Механизм образования и многообразие рефлексов
самопроверка
10
Спинной мозг.
Устный опрос
11
Головной мозг. Передний мозг
Практическая работа №3. Строение головного мозга человека.
Практическая работа №3. Строение головного мозга человека. Инструктаж по ТБ.
12
Вегетативная нервная система
Тест по теме «Нервная система».
13
Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма
Система желез внутренней секреции. Гормоны
Устный опрос
14
Эндокринные железы, расположенные в полости черепа и области шеи
Устный опрос
15
Эндокринные железы, находящиеся в брюшной полости
Устный опрос
16
Контроль знаний по темам «Строение организма человека. Нервная система.Органы внутренней секреции»
Тестирование
17
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы
Значение и организация сенсорных систем. Строение глаза
Практическая работа №4. Строение глаза.
Практическая работа №4. Строение глаза. Инструктаж по ТБ.
18
Возникновение зрительного образа. Гигиена зрения
Устный опрос
19
Строение и функции органа слуха. Восприятие звука
Практическая работа №5.
Строение органа слуха и вестибулярного аппарата.
Практическая работа №5.
Строение органа слуха и вестибулярного аппарата.
Инструктаж по ТБ.
20
Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства
21
Органы химического чувства. Взаимодействие органов чувств
самопроверка
22
Поведение
Рефлекторная теория поведения
самопроверка
23
Наследственная программа поведения. Запечатление
самопроверка
24
Ненаследственные программы поведения. Условные рефлексы.
самопроверка
25
Интеллектуальное поведение.
самопроверка
26
Качественные особенности поведения человека.
самопроверка
27
Потребности и мотивы поведения.
самопроверка
28
Сон как форма приобретенного поведения.
самопроверка
29
Память, ее значение и виды
самопроверка
30
Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств.
самопроверка
31
Контроль знаний по темам «Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы. Поведение человека»
Тестирование
32
Покровы тела
Кожа и ее производные
Устный опрос
33
Гигиена кожи.
Самостоятельная работа
34
Закаливание
Самостоятельная работа
35
Опора и движение
Скелет человека
Устный опрос
36
Кости и их соединения
Практическая работа №6.
Химический состав кости.
Практическая работа №6.
Химический состав кости.
Инструктаж по ТБ.
37
Мышцы и их основные группы
Устный опрос
38
Управление движением. Работа мышц. Утомление
Самостоятельная работа
39
Значение физической нагрузки для развития системы органов движения
Самостоятельная работа
40
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма, ее состав и функции.
Устный опрос
41
Свойства, строение и функции эритроцитов
Практическая работа №7.
Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом).
Практическая работа №7.
Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом).
Инструктаж по ТБ.
42
Лейкоциты, тромбоциты и их функции
Устный опрос
43
Иммунитет и его виды
Устный опрос
44
Иммунная система. Дефекты иммунитета
Самостоятельная работа
45
Кровообращение и лимфоотток
Движение крови и лимфы в организме
Самостоятельная работа
46
Сердце,его строение и работа
Устный опрос
47
Движение крови по сосудам
Практическая работа №8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок.
Практическая работа № 9. Измерение кровяного давления.
Практическая работа №8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок. Инструктаж по ТБ
Практическая работа № 9. Измерение кровяного давления. Инструктаж по ТБ.
48
Гигиена сердечно-сосудистой системы
Практическая работа №10.
Отработка приемов остановки разных видов кровотечений
Практическая работа №10.
Отработка приемов остановки разных видов кровотечений.
Инструктаж по ТБ.
49
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания
Устный опрос
50
Этапы дыхания
Практическая работа № 11. Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании.
Практическая работа № 11. Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании.
Инструктаж по ТБ.
51
Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Реанимация
Устный опрос
52
Взаимосвязь системы крови, кровообращения и дыхания
Самостоятельная работа
53
Пищеварение
Питание и пищеварение
Устный опрос
54
Пищеварение в ротовой полости
Практическая работа №12. Действие ферментов слюны на крахмал
Практическая работа №12. Действие ферментов слюны на крахмал.
Инструктаж по ТБ.
55
Переваривание пищи в желудке
Устный опрос
56
Особенности пищеварения в кишечнике. Всасывание
Устный опрос
57
Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний
Самостоятельная работа
58
Контроль знаний по темам «Покровы тела. Опора и движение. Кровообращение. Дыхание. Пищеварение».
Тестирование
59
Обмен веществ и превращение энергии
Значение и характеристика обмена веществ
Устный опрос
60
Обмен органических соединений
Самостоятельная работа
61
Обмен воды и минеральных солей. Витамины
Самостоятельная работа
62
Нормы питания. Пищевые рационы
Самостоятельная работа
63
Регуляция температуры тела
Самостоятельная работа
64
Выделение
Органы выделения
Устный опрос
65
Механизмы мочеобразования и мочевыделения
самороверка
66
Воспроизведение и развитие человека
Половое размножение. Половые органы
Оплодотворение. Беременность и роды.
Развитие человека после рождения
Самостоятельная работа
2 часа резервного времени
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
устные ответы
тематические сообщения
самостоятельные работы
контрольные работы
тесты
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка выполнения тестовых заданий
Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.
Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.
Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.
Список литературы
Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень
рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов «Биология. Человек и его здоровье» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Мнемозина, 2010. - 278с.;
а также методических пособий для учителя:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с.: ил.;
РохловB.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с.: ил.;
для учащихся:
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с.;
9. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005, -96с.