Рабочая учебная программа по биологии (5 класс, ФГОС)
Рабочая учебная программа по биологии (5 класс, ФГОС)
Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса МОУ СОШ №9 г. Надыма составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012(№ 273-ФЗ).
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897).
- Примерной программы основного общего образования по биологии для 5-го класса (Примерные программы по учебным предметам. Биология. М.: Просвещение, 2011), в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №9 г. Надыма и обеспечена УМК для 5 класса под руководством В.В.Пасечника
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по биологии (5 класс, ФГОС) »
Рабочая учебная программа по биологии (5 класс, ФГОС)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса МОУ СОШ №9 г. Надымасоставлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012(№ 273-ФЗ).
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897).
- Примерной программы основного общего образования по биологии для 5-го класса (Примерные программы по учебным предметам. Биология. М.: Просвещение, 2011), в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №9 г. Надыма и обеспечена УМК для 5 класса под руководством В.В.Пасечника
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Место предмета в учебном плане МОУ СОШ №9 г. Надыма.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №9 г. Надыма программа предусматривает изучение материала в течение 35 часов в год (1 час в неделю).
В курсе биологии 5 класса основополагающие разделы следующие:«Введение», в котором рассматриваются вопросы о биологии как науке о живой природе, методах исследования в биологии, разнообразии живой природы, царства живых организмов, отличительные признаки живого от неживого, среды обитания живых организмов, экологические факторы и их влияние на живые организмы; в разделе
«Клеточное строение организмов» изучаются устройство увеличительных приборов, строение и химический состав клетки, жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие, деление клетки), понятие «ткань»; в разделе «Царство Бактерии. Царство Грибы ", " Царство Растения» рассматриваются особенности этих организмов.
В рамках реализации программы учитываются психологические, возрастные особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм работы. Индивидуально подбирается объем учебной нагрузки в зависимости от способностей и возможности обучающихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности учащихся. Планирование и организация уроков осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие способности учащихся, повышающие уровень теоретических и практических навыков. Обучение организуется как на репродуктивном уровне, предполагающим закрепление знаний, формирование общеучебных ЗУН, так и исследовательском, направленном на развитие творческого мышления и воображения учащихся.
Для реализации программы применяются технологии:
уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов ( В.В. Фирсов);
работы с одаренными детьми (Е.Л. Яковлева, А.В. Хуторской);
личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С.Якиманская, А.В.Хуторской;
культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения;
тест – технологии (С.И. Львов, И.П. Цыбулько);
здоровьесберегающие
Самостоятельную работу на уроке необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания ученика-деятеля, для чего используются тестовые задания, работа с текстом, проведение наблюдений в природе, постановка опытов, презентации.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:
-лабораторная работа - вид самостоятельной практической и исследовательской работы учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования;
- тестовые задания - вид самостоятельной работы, предназначенной для предварительного, текущего, промежуточного и итогового контроля с целью проверки теоретических, практических и прикладных знаний учащихся, сформированности интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Задания различной степени сложности позволяют проверить базовый и более глубокий уровень знаний учащихся.
Результаты изучения курса «Биология, 5 класс»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и проверочных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
5 класс (35 часа, 1 час в неделю)
Тема
Тема урока
К-во
часов
Лабораторные
работы, практические работы
Тема 1. "Введение "
1. Биология — наука о живой природе
2. Методы исследования в биологии
3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
4. Среды обитания живых организмов.
5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы
6. Обобщающий урок
6 часов
Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
Тема 2. "Клеточное строение организмов "
7. Устройство увеличительных приборов
8. Строение клетки
9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
10. Пластиды
11-12. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
13. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)
14. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие
15. Деление клетки
16. Понятие «ткань»
17. Обобщающий урок
11 часов
Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»
Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»
Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.»
Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»
Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.».
Тема 3. "Царство Бактерии. Царство Грибы "
18. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
19. Роль бактерий в природе и жизни человека
20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.
Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах
знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
узнать:
- науки, изучающие живую природу;
смогут научиться:
- определять понятия флора, фауна;
Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества
Рассказ, беседа
РТ № 1-5
§1, вопросы, *задание на с. 10
2
Методы исследования в биологии
Понимание значимости научного исследования природы
Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в каби-нете.
Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух
должны знать:
основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
должны уметь:
- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»
- пользоваться простыми биоло-гическими при-борами, инстру-ментами и оборудованием
могут узнать:
-современные методы биологии;
Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии
Презентация « Методы исследования в биологии»
Рассказ, беседа
РТ № 6-9
§2, вопросы,
*задания на с. 14
3
Разнообразие живой природы. Царства
живых орга-низмов. Отличи-тельные признаки живого от неживого
Понимание научного значения классификации живых организмов
Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД.умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бак-терии, Грибы, Растения, Жи-вотные;
- определять по-нятия «царства живой природы», «царство Бактерии», «цар-ство Грибы», «царство Расте-ния» и «царство Животные»»;
- отличать живые организмы от неживых;
могут узнать:
- науки, изу-чающие живую при-роду;
смогут научиться:
- определять понятия низшие растения, высшие растения
Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа
Рассказ, беседа
Р.т. зад. 10-13
§3, вопросы, составить план параграфа
4
Среды обитания живых организмов
Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают
Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразо-вывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения
должны знать:
- о многообразии живой природы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, на-земно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания»
- характеризовать среды обитания организмов;
смогут узнать:
- отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;
смогут научиться:
- определять понятия абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;
Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу
Рассказ, беседа
Р.т. зад. 14-17
§4, вопросы 1,2,*3, 4,5,*6,7;
задание
5
Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Осознание влияния факторов среды на живые организмы
Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презента-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп
должны знать:
- о многообразии живой природы;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;
- находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;
№
Тема
Планируемые результаты
Характеристика
деятельности учащихся
Использование ИКТ, ЭОР (ЦОР)
Основные методы, контроль
Домашнее задание
Личностные
Метапредметные
Предметные
Ученик
научится
Ученик получит возможность научиться
7
(1)
Устройство увеличительных приборов.
Лаб. раб. №1 Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними
- признавать право каждого на собственное мнение;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
Познавательные УУД:овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами.
Личностные УУД:потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
должны знать:
- устройство лупы и микроскопа.
должны уметь:
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом;
могут узнать:
- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;
Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом
Рассказ, беседа
Результаты
лаб. раб.
§6, вопросы. *Задания
8
(2)
Строение клетки. Лаб. раб
.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»
Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов
Познавательные УУД:овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные УУД:потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
- готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные части клетки
могут узнать:
клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;
смогут научиться:
- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»;
Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
Р.т. зад. 26-28
Результаты
лаб. раб.
§7, с. 37-38
11-12
(5-6)
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение
доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма
Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием
Р.т. зад. 29
Результаты исследо-ват.
проектов
§8, с.40, вопросы 1,2
§8, с.41-42, вопросы 3,4
13
(7)
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание. Лаб. раб
.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроско-пом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»
Понимание сложности строения жи-вых организмов,
осмысление важности для живых организмов процессов дыхания и питания
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятель-ности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
могут узнать:
клетка – единица строения и жизнедеятельности, кос-мическую роль зеленых растений
Учащиеся смогут научиться:
- определять понятия «мембрана»
-объяснять отличия мо-лодой клетки от старой, до-казывать, что клетка обла-дает всеми признаками живого орга-низма;
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом
Презентация «Жизнедеятельность клетки»
Р.т. зад. 30-31
Результаты
лаб. раб.
§9, с. 42-43, вопросы 1-3; *задание на с. 46
14
(8)
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие
Понимание сложности строения живых организмов,
осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение
- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запас-ные вещества клетки, функ-ции основных частей клетки;
смогут научиться:
- объяснять отличия мо-лодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает все-ми признака-ми живого организма
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты
Презентация «Рост и развитие клетки»
Р.т. зад. 33
§9, с. 43-44, вопросы 4,5
15
(9)
Деление клетки
Понимание сложности строения живых организмов,
осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение
клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;
смогут научиться:
доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки
Видеофрагмент «Деление клетки»
Р.т. зад. 32, 34, 35
§9, с. 44-45, вопросы 6-10. *Подумайте
16
(10)
Понятие «ткань». Лаб. раб
.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
Понимание сложности строения живых организмов
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками ин-формации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение
должны знать:
- строение клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
я должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «ткань»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей
могут узнать:
- клетка – единица строения и жизнедея-тельности; смогут научиться:
- находить от-личительные особенности строения раз-личных типов растительных тканей
Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах
Р.т. зад. 36-39
Результаты
лаб. раб.
§10, вопросы;
Задания. *Подумайте
17
(11)
Обобщающий урок по теме
Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом
Р.т. трен. зад
Повт. §6-10
Т
Тема 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
3. Предметные результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся могут узнать:
- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;
- жизнедеятельность грибов-хищников
Учащиеся смогут научиться:
- выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку;
- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.
№
Тема
Планируемые результаты
Характеристика
деятельности учащихся
Использование ИКТ, ЭОР (ЦОР)
Основные методы, контроль
Домашнее задание
Личностные
Метапредметные
Предметные
Ученик
научится
Ученик получит возможность научиться
18
(1)
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность
Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий
Познавательные УУД.умение работать с раз-личными источниками информации, преобра-зовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
- разнообразие и распространение бактерий;
должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям;
- отличать бактерии от других живых организмов
могут узнать:
значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;
смогут научиться:
- выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку
Выделяют существенные признаки бактерий
Презентация «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»
§11, вопросы, *задания
19
(2)
Роль бактерий в природе и жизни человека
Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий
Познавательные УУД.умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
должны знать:
- разнообразие и распространение бактерий;
- роль бактерий в природе и жизни человека.
должны уметь:
- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
могут узнать:
значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий
Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие)
бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека
§12, вопросы,*задания
20
(3)
Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека
Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами
Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп
должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;
- разнообразие и распространение грибов;
- роль грибов в природе и жизни человека.
должны уметь:
- давать общую характеристику грибам;
- отличать грибы от других живых организмов;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека
могут узнать:
-жизнеде-ятельность грибов-хищников
смогут научиться:
- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека
Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами
Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп
должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;
- разнообразие и распространение грибов;
- роль грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику грибам;
- отличать грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль грибов в природе и жизни человека
смогут научиться:
- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.
Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека
Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп
должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;
- разнообразие и распространение грибов;
- роль грибов в природе и жизни человека.
должны уметь:
- давать общую характеристику грибам;
- отличать грибы от других живых организмов;
- объяснять роль грибов в природе и жизни человека
Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением
Презентация «Плесневые грибы и дрожжи»
§15, вопросы,
*подумайте
23
(6)
Грибы-паразиты
Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.
Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп
должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;
- разнообразие и распространение грибов;
- роль грибов в природе и жизни человека.
должны уметь:
- давать общую характеристику грибам;
- отличать грибы от других живых организмов;
- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека
Презентация «Грибы-паразиты»
§16, вопросы,
*задания,*подумайте
Повт. основные вопросы темы
24
(7)
Обобщающий урок
Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами
Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя
должны знать:
- строение и ос-новные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бакте-рии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедоб-ные грибы от ядо-витых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
могут узнать:
- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;
смогут научиться:
- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
Р.т.
Повт. §3
Тема 4. Царство Растения (10 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
3. Предметные результаты:
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся могут узнать:
- половое и бесполое размножение водорослей,
- жизненные циклы мхов и папоротников,
- древовидные папоротники,
- жизненный цикл сосны,
- покрытосеменные – господствующая группа растений,
- редкие и охраняемые растения Омской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
№
Тема
Планируемые результаты
Характеристика
деятельности учащихся
Использование ИКТ, ЭОР (ЦОР)
Основные методы, контроль
Домашнее задание
Личностные
Метапредметные
Предметные
Ученик
научится
Ученик получит возможность научиться
25
(1)
Ботаника — наука о растениях
06.04
Осознание важности растений в природе и жизни человека
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере
смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания
Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».
Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием
Рассказ, беседа
§17, вопросы,*задания, *подумайте
26
(2)
Водоросли, их многооб-разие, строе-ние, среда обитания. Лаб. раб.
№8 «Строение зеленых водорослей»
Формируется позна-вательная самостоя-тельность и мотивация на изучение объектов природы
Развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям
должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
могут узнать:
- половое и бесполое размножение водорослей,
смогут научиться:
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом
Презентация «Водоросли, их многооб-разие, строе-ние, среда обитания»
Рассказ, беседа
Результаты лаб. раб.
§18, с.93-99,
вопросы 1-9,
*задания,*подумайте
27
(3)
Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
06.04
Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной
деятельности
Развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника
должны знать:
- роль водорослей жизни человека; должны уметь:
- объяснять роль водорослей биосфере;
- давать характеристику основным группам водорослей
смогут научиться:
- выявлять приспособления у растений к среде обитания
Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей
Рассказ, беседа
§18, с.99-101, вопросы 10,11
28
(4)
Лишайники
13.04
Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода
о состоянии окружающей среды
Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы
должны знать:
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
должны уметь:
- давать характеристику лишайникам;
Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе
Презентация «Лишайники»
Рассказ, беседа
§19, вопросы 1-3, *4, 5-7, *задания, *подумайте
29
(5)
Мхи.
Лаб. раб
№9 «Строение мха (на местных видах)»
.
13.04
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении
Развивается умение выделять
существенные признаки высших споровых растений
и на этом основании относить мхи к высшим споровым
растениям.
должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
могут узнать:
- жизненные циклы мхов
- редкие и охраняемые растения нашего региона
смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у расте-ний к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека
Презентация «Мхи»
Рассказ, беседа
Результаты
лаб. раб.
§20, вопросы, *задания, *подумайте
30
(6)
Папоротники, хвощи, плауны. Лаб. раб
№10
«Строение спороносящего хвоща.»
Лаб. раб.
№11 «Строение спороносящего папоротника»
27.04
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений
и установления усложнений в их строении в процессе эволюции
Развивается умение выделять
существенные признаки высших споровых растений
и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям
должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
могут узнать:
- жизненные циклы папо-ротников,
- древовидные папоротники,
- редкие и охраняемые растения ЯНАО
смогут научиться:
- уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обита-ния,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.
Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека
Презентация «Папоротники, хвощи, плауны»
Рассказ, беседа
Результаты лаб. работ
§21, вопросы, *задания, *подумайте
31
(7)
Голосеменные растения. Лаб. раб.
№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).»
04.05
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосемен-
ных и высших
растений и установления усложнений в их строении
Развитие умения выделять
существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями
должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
могут узнать:
- жизненный цикл сосны,
- редкие и ох-раняемые рас-тения ЯНАО
смогут научиться:
- уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обита-ния,
- различать лекарственные и ядовитые растения
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека
Презентация «Голосеменные растения»
Рассказ, беседа
Результаты
лаб. раб.
§22, вопросы 1-4,*5,6,
*подумайте, *задания
32
(8)
Покрытосеменные растения. Лаб. раб.
№13 «Строение цветкового растения»
11.05
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их
строении
Развивается умение выделять
существенные признаки покрытосеменных растений
и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам
должны знать:
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
должны уметь:
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
могут узнать:
- покрытосе-менные – гос-подствующая группа расте-ний,
- редкие и ох-раняемые рас-тения ЯНАО
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обита-ния,
- различать
ле-карственные и ядовитые растения.
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека
Презентация «Цветковые растения»
Рассказ, беседа
Результаты
лаб. раб.
§23, вопросы,*подумайте, *задания
33
(9)
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
18.05
Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития
растительного мира и установления усложнений в
строении растений в процессе эволюции
Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)
должны знать:
- основные методы изучения растений;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
должны уметь:
- объяснять проис-хождение растений и основные этапы развития растительного мира
могут узнать:
- древовидные папоротники,
- покрыто-семенные – господствующая группа растений,
смогут научиться:
- уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освоением ими суши
Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира
Презентация «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира»
Рассказ, беседа
§24, вопросы, *задания, повт. основные вопросы§17-24
34
(10)
Обобщающий урок по теме
25.05
Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уро-ке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя
должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосемен-ные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
должны уметь:
- давать общую ха-рактеристику рас-тительного царства;
- объяснять роль растений в биосфере;
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голо-семенные, цветковые);
- объяснять проис-хождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую
Повт. основные вопросы курса
35
Заключительный урок по курсу биологии 5 кл. Летние задания
Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания
Задание на лето
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2012 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2012 г.
Дополнительная и научно – популярная литература
Грин Н„ Стаут У., Тейлор Д.Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990.
Дидактический материал по ботанике. Пособие для учителей учащихся. – М.: «РАУБ» «Топикал», 1994
Иорданский Н.Н.Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
Кемп П., АрмеК.Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая. Российская энциклопедия, 2004
Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа
Красная книга России.
Журнал «Биология». Приложение к газете «Первое сентября», 2000-2012г.