kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «БИОЛОГИЯ» для 5 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету биология для 5 класса к учебнику Биология. Живой оранизм 5 - 6 классы.Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова УМК "Сферы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «БИОЛОГИЯ» для 5 класса.»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Бошняково

Углегорского муниципального района Сахалинской области



Рассмотрена

методическим советом

Протокол № 1от28.08.2016 г


Утверждена

Приказом по школе

№ 2272-ОД от29.08.2016г






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету «БИОЛОГИЯ»

для 5 класса

основное общее образование

(уровень)

Срок реализации: 2016 – 2017 учебный год






Составлена на основе примерной программы:

Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.: Просвещение, 2011

Ф. И. О. учителя, составившего рабочую программу: Мавлютова М.В.












с. Бошняково

2016


СОДЕРЖАНИЕ:



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. Содержание учебного предмета 9

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 12

V. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 15

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 18

Приложение 1 20

Приложение 2 24

Приложение 3 25

Приложение 4 26





I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Биология» адресована обучающимся 5 класса МБОУ СОШ с. Бошняково и разработана на основе :

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897

- Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.: Просвещение, 2011

Для реализации программы используется учебник:

Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учеб.для общеобразоват. организаций / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143,[1] с.: ил. – (Сферы).

Учебник «Биология 5-6 классы», авторов Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, разработан в соответствии с ФГОС основного общего образования и является составной частью предметной серии учебников «Сфера» , реализуемой в МБОУ СОШ с.Бошняково.Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Россииот 31 марта 2014 г. N 253 (в ред. 26.01.2016 N 38). На учебник получены положительные экспертные заключения по результатам научной (заключение РАН № 10106-5215/337от 14.10.2011), педагогической (заключение РАО № 327 от 29.01.2014, №058 от 05.02.2015 г.) и общественной (заключения РКС № 283 от 07.02.2014 , № 715 от 01.04.2015) экспертиз.

Данный учебник открывает линию учебно-методических комплексов «Сферы» по биологии. Издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и освещает вопросы разделов биологии 5-6 классов. Содержание учебника направлено на формирование первоначальных представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытие эстетического, познавательного и практического значения живых организмов для существования человека и развития его как личности.

Главные особенности учебника – фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жесткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. Использование компонентов УМК позволит значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять ее при решении разнообразных познавательных и практических задач и подготовке творческих работ.



Уровень и направленность рабочей программы

Рабочая программа по биологии для базового уровня обучения и направлена на II ступень основного общего образования.

Изучение курса на­правлено на достижение следующих целей:

— социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

— приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

— ориентирование в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, экологическое сознание;

— развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

— овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

— формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Основными задачами явля­ются:

  • формирование системы знаний об основных свойствах живых организмов, о царствах живой природы;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

  • формирование способности оценивать последствия деятельности человека в природе.

Используемые технологии, методы и формы работы

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центре внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:

- проблемно - диалогической;

- правильного типа читательской деятельности;

- оценивания учебных достижений;

- проектной;

- информационных технологий.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний

В результате освоения предметного содержания курса биологии у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. - познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, - умения, извлекать информацию из текста.

Проектная технология имеет следующие преимущества:

- развитие у обучающихся исследовательских умений;

- обеспечение механизма критического мышления, умения искать пути решения проблемы;

- развитие «командного духа»;

- развитие коммуникабельности и умения сотрудничать;

- повышение личной уверенности обучающихся;

- формирование навыков публичного выступления;

- формирование навыков наиболее рационального представления полученной информации;

- формирование умения самостоятельной работы с литературными и электронными источниками информации.

Информационно-коммуникационная технология имеет следующие преимущества:

- обучение — это общение ребенка с компьютером.

- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка,

- диалоговый характер обучения.

- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

- взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект - субъект, объект – субъект.

- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Здоровьесберегающая технология имеет преимущества:

- в физическом плане – здоровье позволяет ребенку справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

- в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

На уроках используется работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Методы, применяемые на уроках: словесный (проблемно-диалоговый, проблемно-поисковый); наглядный (презентация, ИКТ, иллюстрация, видеофильм, экспериментальная задача, наблюдение); методы работы с информацией (исследовательский): работа с книгой, дидактической игры, практических упражнений; эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); познавательные(создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку);волевые (предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения); контроля и самоконтроля: устные (индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный опрос), письменные (проверочные и контрольные работы, тесты), взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по эталону, парный контроль).

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

При этом технологии, методы и формы, ориентированы на формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят учащихся к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Результативность технологий, методов и форм

Применяемые технологии, методы и формы формируют у учащихся:

  • навыки самоорганизации, самоуправления;

  • специальные и ключевые компетенции;

  • опыт творческой деятельности;

  • ценностные ориентации личности (в том числе и готовность ценить и сохранять ЗОЖ);

  • интеллектуальный, творческий потенциал личности;

  • навыки самостоятельного учебного труда;

  • креативность;

  • коммуникативные навыки;

  • толерантность;

  • умение работать в команде.

Особенности организации учебного процесса

Организация учебного процесса: классно-урочная.

Наличие и формы контроля

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Для тематического контроля проводятся проверочные работы. Их цель – проверить усвоение программного материала по каждой крупной теме курса. Тематические тесты выполняются в течение всего учебного года.


В рабочей программе на изучение предмета «Биология», в 5 классе, выделяется:

– Общее число часов - 35ч.

В том числена:

– проведение проверочных работ – 4 часов;

– проведение лабораторных работ – 10 часов;

– экскурсий – 3 часа;

- резерв учебного времени-1 ч.



II. Содержание учебного предмета

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение. (5 часов)


Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм; морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно – историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.

Экскурсия № 1 «Основные явления в жизни растений родного края».

Проверочная работа № 1 по теме «Введение».


Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие (типы, классы хордовых) животных. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия различных видов в экосистеме (паразитизм, конкуренция, симбиоз, хищничество). Основные растительные сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии.

Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений».

Лабораторная работа №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

Проверочная работа № 2 по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».


Клеточное строение живых организмов. (10 часов)

Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Клетки растений. Строение животной и грибной клеток. Процесс деления клеток. Рост и развитие организмов. Многообразие клеток. Общие признаки одноклеточных организмов. Колониальные и многоклеточные организмы.

Лабораторная работа №3 «Устройство увеличительных приборов ».

Лабораторная работа №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

Лабораторная работа №5 «Состав клеток растений».

Лабораторная работа №6 «Строение клетки листа элодеи».

Лабораторная работа №7 «Строение животной клетки».

Проверочная работа № 3 по теме «Клеточное строение живых организмов».


Ткани живых организмов. (7 часов)

Клетки, ткани и органы растений. Покровная, механическая, основная, проводящая, образовательная, механическая ткани, их строение и функции. Строение животных. Общие признаки соединительной ткани животных, виды этой ткани. Кровь – особая соединительная ткань, ее функции. Внутренняя среда организма. Строение и функции мышечной ткани. Эпителиальная ткань животных, ее значение в жизни животных. Нервная ткань, ее значение и обеспечение целостности организма.

Лабораторная работа №8 «Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений».

Лабораторная работа №9 «Строение соединительных тканей животных».

Лабораторная работа №10 «Строение мышечной и нервной ткани животных».

Проверочная работа № 4 по теме «Ткани живых организмов».

Экскурсия №2 «Растительное сообщество леса родного края».

Экскурсия №3 «Весенние явления в жизни растений родного края».







III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название раздела

Всего часов

Из них:

теорет.

часы

проверочные

работы/

презентация проектов

лабораторные

работы

экскурсии

1

Введение

5

3

1

-

1

2

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

12

9

1

2

-

3

Клеточное строение живых организмов

10

4

1

5

-

4

Ткани живых организмов


7

1

1

3

2

5

Резерв

1

1

-

-

-


Итого:

35

18

4

10

3




























IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к

живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности

природы, осознание значимости и общности глобальных проблем

человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе

признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач;

5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,

аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и

описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости

рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.











V. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.











VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Название

Автор

Издательство

Год издания

1

Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений.

Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко.

М.: Просвещение

2011.

2

Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций.

Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.

М.: Просвещение

2016

3

Биология. Живой организм. Тетрадь –тренажер. 5-6 классы. Учеб. пособие для общеоразоват. организаций. В 2 ч.

Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева.

М.: Просвещение

2016

4

Биология. Живой организм. Тетрадь –практикум. 5-6 классы: учеб. пособие для общеоразоват. организаций.

Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко

М.: Просвещение

2016

5

Биология. Живой организм. Тетрадь –экзаменатор. 5-6 классы: учеб. пособие для общеоразоват. организаций.

Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко

М.: Просвещение

2016



Электронный образовательный ресурс (ЭОР)

  1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/

  2. www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/

  3. school-collection.edu.ru/.

  4. nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

  5. bio.1september.ru;

  6. BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии

http://www.biodat.ru

  1. FlorAnimal: портал о растениях и животных

http://www.floranimal.ru

  1. Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие

http://nrc.edu.ru/est/

  1. Изучаем биологию http://learnbiology.narod.ru

Биология

Коллекция: Живая планета. Часть 1-12

Электронное пособие «Биология репетитор»

Дидактический и раздаточный материал «Биология».5-7 классы


Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Устройства вывода звуковой информации – колонки для озвучивания всего класса.

  5. Сканер.

  6. Доступ к сети Интернет.

  7. Интерактивная доска.

  8. Ноутбуки – 10 штук.









Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

урока

по

разделу

Тема урока

Кол-во

часов

по теме

Дата

урока

Корректировка

Введение. (5 ч.)

1

1

Биология – наука о

живойприроде.

1



2

2

Условия жизни организмов.

1



3

3

Методы изучения

природы.

1



4

4

Основные явления в жизни растений родного края.

Экскурсия №1 «Основные явления в жизни растений родного края».

1



5

5

Проверочная работа № 1 по теме «Введение».

1



Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12)

6

1

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

1



7

2

Деление царств на группы. Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений».

1



8

3

Среда обитания. Экологические факторы.

1



9

4

Вода как среда жизни.Лабораторная работа №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

1



10

5

Наземно-воздушная среда жизни.

1



11

6

Свет в жизни растений и животных.

1



12

7

Почва как среда жизни.

1



13

8

Организменная среда жизни.

1



14

9

Сообщество живых организмов.

1



15

10

Роль животных, грибов и бактерий.

1



16

11

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

1



17

12

Проверочная работа № 2 по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

1



Клеточное строение живых организмов. (10 ч.)

18

1

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

1



19

2

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №3 «Устройство увеличительных приборов ».

1



20

3

Состав и строение клеток. Лабораторная работа №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

1



21

4

Строение бактериальной клетки.

1



22

5

Строение растительной, животной и грибной клеток.Лабораторная работа №5 «Состав клеток растений».

1



23

6

Строение клеток. Лабораторная работа №6 «Строение клетки листа элодеи»

1



24

7

Образование новых клеток.

1



25

8

Одноклеточные растения, животные и грибы.Лабораторная работа №7 «Строение животной клетки».

1



26

9

Колониальные и многоклеточные организмы.

1



27

10

Проверочная работа № 3 по теме «Клеточное строение живых организмов».

1



Ткани живых организмов. (7 ч.)

28

1

Покровные ткани растений.Лабораторная работа №8 «Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений».

1



29

2

Механические и проводящие ткани растений.

1



30

3

Основные и образовательные ткани растений.

1



31

4

Соединительные ткани животных.Лабораторная работа №9 «Строение соединительных тканей животных».

1



32

5

Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа №10 «Строение мышечной и нервной ткани животных».

1



33

6

Проверочная работа № 4 по теме «Ткани живых организмов».

1



34

7

Экскурсия №2 – 3 «Растительное сообщество леса родного края», «Весенние явления в жизни растений родного края».

1



35

8

Резерв

1











Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Проверочные работы

Название работы

Дата

1

Проверочная работа № 1 по теме «Введение».


2

Проверочная работа № 2 по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».


3

Проверочная работа № 3 по теме «Клеточное строение живых организмов».


4

Проверочная работа № 4 по теме «Ткани живых организмов».


Лабораторные работы

1

Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений».


2

Лабораторная работа №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».


3

Лабораторная работа №3 «Устройство увеличительных приборов ».


4

Лабораторная работа №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».


5

Лабораторная работа №5 «Состав клеток растений».


6

Лабораторная работа №6 «Строение клетки листа элодеи»


7

Лабораторная работа №7 «Строение животной клетки».


8

Лабораторная работа №8 «Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений».


9

Лабораторная работа №9 «Строение соединительных тканей животных».


10

Лабораторная работа №10 «Строение мышечной и нервной ткани животных».


Экскурсии

1

Экскурсия №1 «Основные явления в жизни растений родного края».


2

Экскурсия №2 «Растительное сообщество леса родного края».


3

Экскурсия №3 «Весенние явления в жизни растений родного края».





Приложение 3


ОТЧЁТ


о выполнении программы

учебного курса «Биология»


класс ___5_


Наименование

1

2

3

4

год

  1. Всего часов по программе






Дано:

- количество

- %






Не дано

- количество

- %






  1. Количество

работ по плану:

- проверочных работ






- практических работ






- проектов






Количество

работ выданных по факту:

- проверочных работ






- практических работ






- проектов






Причина невыполнения программы, норм работ:











Приложение 4

КОРРЕКТИРОВКА:




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «БИОЛОГИЯ» для 5 класса.

Автор: Мавлютова Марина Викторовна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая  учебная программа по биологии (5 класс, ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-uchiebnaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215968"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432833014"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая учебная программа предмета «Биология» для 8 класса"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaiauchiebnaiaproghrammapriedmietabiologhiiadlia8klassa"
    ["file_id"] => string(6) "338170"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469647160"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по биологии  7 класс В.В.Латюшин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-v-v-latiushin"
    ["file_id"] => string(6) "168616"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423252240"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "245559"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446141592"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства