Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по валеологии 8 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю: Директор МБОУ №1 Погарская СОШ №1 ______ Р.М.Сидоренко Приказ №_______ от_________________201 г.
Рабочая программа
по ВАЛЕОЛОГИИ
8 класс
Левдик Татьяны Анатольевны
Согласовано: Заместитель директора по УВР МБОУ Погарская СОШ №1 _______ ____________ ______ 201 г. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № от 201 г. Рассмотрено на заседании МО протокол №_____ от____ 201 г. Руководитель МО__________
2014-2015 г.
Пояснительная записка
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни . Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни .
В последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. Стрессы, плохое питание, несбалансированность учебных программ и техногенных нагрузок, снижение возможности участвовать в оздоровительных мероприятиях, неполноценный отдых — эти и другие причины приводят к росту числа заболеваний неокрепшего и развивающегося организма.
В школьном возрасте наиболее распространенными заболеваниями являются болезни органов дыхания, нервной системы, органов чувств и пищеварения, что соответствует особенностям экологической и социально-экономической обстановки в стране
Детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название "школьные болезни".
При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма.
В условиях нашей школы пока еще сохраняется проблемы несоответствия мебели физическим данным учащихся, неблагоприятного воздушно-теплового режима, неполного перечня необходимого физкультурного оборудования и инвентаря, соответствующего возрасту детей; недостатка должного медицинского контроля за двигательным режимом учащихся.
Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников разработана и внедряется в жизнь программа В.Н.Касаткина "Здоровье" для 1-11 классов. Программа утверждена министерствами образования и здравоохранения Российской федерации, а также Российской Академией медицинских наук и Российской Академией образования. Прямым показателем необходимости осуществления такой работы служит анализ динамики состояния здоровья учащихся за последние три года. Наблюдается очень слабая положительная динамика этого процесса.
Программа «Здоровье» предусматривает:
мониторинг состояния здоровья учащихся в разные периоды их обучения в школе;
профилактические мероприятия для разных возрастных групп;
пропаганду здорового образа жизни;
создание и апробацию здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
формирование способности к самодиагностике состояния здоровья и устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
обучение учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение;
формирование у педагогов, родителей и учащихся здорового образа жизни.
Валеологическая грамотность предполагает знание о способах сохранения здоровья, анализ поступков с точки зрения их влияния на состояние здоровья, а также умения проводить самонаблюдения (контролиро- вать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов, чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию). Программа разработана с целью формирования валеологической грамотности учащихся . В ней отражено изучение как объективных показателей функционального здоровья морфологических (рост, масса тела) и функциональных (частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких, частота дыхания, мышечная сила, температура тела), так и субъективных (сон, аппетит, настроение и т.д.). Программа раскрывает вредное влияние алкоголя,табака, наркотиков на организм подростка.
Данная программа рекомендуется как опережающий курс (8 класс), поэтому целесообразно отдельные ее темы использовать в описательном режиме, без углубления в строение органов и систем органов человека. Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие,
Целью курса является формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, окружающим людям и природе. Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни
Задачи курса - Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья; - способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;
- сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;
- воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина,
- формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента ЗОЖ; обеспечение физического и психического саморазвития;
- формирование навыков доврачебной помощи и профилактики заболеваний, подготовка к самостоятельной жизни; валеологическое самосовершенствование.
Курс валеологии носит практический характер (применение знаний на практике) и содержит уроки-беседы, лекции, уроки-практикумы, семинары, собеседования. При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы учебной деятельности учащихся.
К выбору форм и методов контроля учитель подходит творчески (используя нетрадиционные формы проведения занятия, создание проблемной ситуации, поощряя проявление инициативы и самостоятельности со стороны учащихся). творческие работы учащихся, проверочные работы, зачеты.
.
Учебно-тематическое планирование по валеологии
№ п/п
Тема
Коли- чество часов
Формы организации учебной деятельности
Дата
По плану
Факт
1
Роль гигиены в современном обществе.
1
лекция
13.01
2
Здоровье и укрепляющие факторы.
1
практикум
20.01
3
Двигательный режим школьника.
2
практикум
27.01
03.02
4
Гигиена одежды и обуви. Закаливание организма
1
собеседование
10.02
5
Гигиена дыхания.
2
практикум
17.02
24.02
6
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
2
практикум
03.03
10.03
7
Гигиена питания.
1
собеседование
17.03
8
Гигиена нервной системы.
2
собеседование
31.03
07.04
9
Гигиена зрения.
1
собеседование
14.04
10
Гигиена учебного труда школьников.
2
практикум
21.04
28.04
11
Личная гигиена школьника.
1
собеседование
05.05
12
Профилактика вредных привычек, наркомании среди школьников.
1
собеседование
12.05
Итого :
17часов
Содержание программы
Тема 1. Роль гигиены в современном обществе (1 час). Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.Развитие гигиенических знаний.Валеологи- ческая грамотность учащихся. Тема 2.Здоровье и укрепляющие факторы (1 час). Что такое здоровье? Факторы здоровья. Тема 3.Двигательный режим школьника (2 часа). Формы двигательной активности.Профилактика травм и оказание первой помощи. Тема 4.Гигиена одежды и обуви.Закаливание организма (1 час). Гигиенические требования к одежде.Гигиенические требования к обуви. Сущность и способы закаливания. Тема 5.Гигиена дыхания (2 часа). Функции органов дыхания.Респираторные и вирусные инфекции и их профилактика. Меры первой помощи при отравлении угарным газом.Влияние курения на органы дыхания. Демонстрационный опыт. Тема 6.Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний (2 часа). Роль факторов риска в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний.Влияние курения на сердечно-сосудистую систему.Меры первой помощи при нарушениях кровообращения. Тема 7.Гигиена питания (1 час). Рацион и режим питания.Предупреждение пищевых отравлений и оказание первой помощи при них.Умение «читать» этикетки на продуктах питания.Влияние курения и употребление алкоголя на органы пищеварения.Демонстрационный опыт. Тема 8.Гигиена нервной системы (2 часа). Полезные и вредные привычки.Профилактика вредных привычек.Гигиена сна. Тема 9.Гигиена зрения (1 час). Дальнозоркость и близорукость.Профилактика нарушения зрения.
Тема 10.Гигиена учебного труда школьников (2 часа).
Работоспособность и ее поддержание.Активный отдых.Организация учебного труда.Правила приготовления домашних заданий.Гигиенические рекомендации по работе с компьютером. Гигиена физического труда учащихся.Правила безопасности во время трудовой деятельности. Тема 11.Личная гигиена школьника (1 час). Навыки личной гигиены.Гигиена юноши и девушки. Тема 12.Профилактика вредных привычек, наркомании среди школьников (1 час).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: - содержания понятий «валеология», «здоровье», «здоровый образ жизни» с различных точек зрения;
- основные приемы по определению уровня здоровья;
- основные факторы, влияющие на состояние здоровья;
- основные способы сохранения и укрепления здоровья;
- правила гигиены, сохраняющих здоровье человека;
- свойства и последствия «болезней поведения»;
- приемы оказания доврачебной помощи в случаях травматизма;
- способы поддержания оптимального психоэмоционального состояния подростков;
Учащиеся должны уметь:
- применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;
- объяснять действия факторов среды на человека;
- обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;
- уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду;
- уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций;
- определять и устранять причины отрицательного воздействия на организм человека экологических факторов ;
- разрабатывать комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательной системы;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- оказывать первую помощь в случаях травматизма и способы иммобилизации;
- рационально планировать режим труда и отдыха.
Литература
1. Б.Н.Чумаков .Валеология .- М.: 1997 . 2. Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев “Твоё здоровье”– СПб1998 . 3. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней.- Москва.1992 .- 112 с
4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. –144 с
5. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 1996. – 144 с
6. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Издательский центр «Академия», – 320 с
7. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. : ТЦ «Сфера», 2000 . – 128 с .
8. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье — М.: ФиС, 1990.
9.Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. АСТ, 2001
10.Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003, 238 с