kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по валеологии 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программуможно использовать во внеурочной деятельности по биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по валеологии 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю:
Директор МБОУ №1
Погарская СОШ №1
______ Р.М.Сидоренко
Приказ №_______
от_________________201 г.





Рабочая программа

по ВАЛЕОЛОГИИ

8 класс

Левдик Татьяны Анатольевны




Согласовано:
Заместитель директора по УВР МБОУ Погарская СОШ №1
_______ ____________
______
201 г.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № от 201 г.
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №_____ от____ 201 г.
Руководитель МО__________

2014-2015 г.



Пояснительная записка

Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни . Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни .  

В последние годы  отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. Стрессы, плохое питание, несбалансирован­ность учебных программ и техногенных нагрузок, снижение возможности участвовать в оздоровительных мероприятиях, неполноценный отдых — эти и другие причины приводят к росту числа заболеваний неокрепшего и развивающегося орга­низма.

В школьном возрасте наиболее распространенными заболеваниями являются болезни органов дыхания, нервной систе­мы, органов чувств и пищеварения, что соответствует особен­ностям экологической и социально-экономической обстановки в стране

Детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название "школьные болезни".

При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма.

В условиях нашей школы пока еще сохраняется проблемы несоответствия мебели физическим данным учащихся, неблагоприятного воздушно-теплового режима, неполного перечня необходимого физкультурного оборудования и инвентаря, соответствующего возрасту детей; недостатка должного медицинского контроля за двигательным режимом учащихся.

Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников разработана и внедряется в жизнь программа В.Н.Касаткина "Здоровье" для 1-11 классов. Программа утверждена министерствами образования и здравоохранения Российской федерации, а также Российской Академией медицинских наук и Российской Академией образования. Прямым показателем необходимости осуществления такой работы служит анализ динамики состояния здоровья учащихся за последние три года. Наблюдается очень слабая положительная динамика этого процесса.

Программа «Здоровье» предусматривает:

  • мониторинг состояния здоровья учащихся в разные периоды их обучения в школе;

  • профилактические мероприятия для разных возрастных  групп;

  • пропаганду здорового образа жизни;

  • создание и апробацию здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

  • формирование способности к самодиагностике состояния здоровья и устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;

  • обучение учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение;

  • формирование у педагогов, родителей и учащихся здорового образа жизни.



Валеологическая грамотность
предполагает знание о способах сохранения здоровья, анализ поступков с точки зрения их влияния на состояние здоровья, а также умения проводить самонаблюдения (контролиро-
вать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов, чтобы
своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию).
Программа разработана с целью формирования валеологической грамотности учащихся .
В ней отражено изучение как объективных показателей функционального здоровья
морфологических (рост, масса тела) и функциональных (частота сердечных сокращений,
жизненная емкость легких, частота дыхания, мышечная сила, температура тела), так и
субъективных (сон, аппетит, настроение и т.д.). Программа раскрывает вредное влияние
алкоголя,табака, наркотиков на организм подростка.

Данная программа рекомендуется как опережающий курс (8 класс), поэтому целесообразно
отдельные ее темы использовать в описательном режиме, без углубления в строение органов и систем органов человека. Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие,



Целью курса является формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, окружающим людям и природе. Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни

Задачи курса - Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;
- способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;

- сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;

- воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью;

- оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина,

- формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента ЗОЖ; обеспечение физического и психического саморазвития;

- формирование навыков доврачебной помощи и профилактики заболеваний, подготовка к самостоятельной жизни; валеологическое самосовершенствование.



Курс валеологии носит практический характер (применение знаний на практике) и содержит уроки-беседы, лекции, уроки-практикумы, семинары, собеседования. При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы учебной деятельности учащихся.

К выбору форм и методов контроля учитель подходит творчески (используя нетрадиционные формы проведения занятия, создание проблемной ситуации, поощряя проявление инициативы и самостоятельности со стороны учащихся). творческие работы учащихся, проверочные работы, зачеты.

.






























Учебно-тематическое планирование
по валеологии


п/п


Тема

Коли-
чество
часов

Формы организации
учебной
деятельности

Дата

По плану

Факт

1

Роль гигиены в современном обществе.

1

лекция

13.01


2

Здоровье и укрепляющие факторы.

1

практикум

20.01


3

Двигательный режим школьника.

2

практикум

27.01

03.02


4

Гигиена одежды и обуви. Закаливание организма

1

собеседование

10.02


5

Гигиена дыхания.

2

практикум

17.02

24.02


6

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

2

практикум

03.03

10.03


7

Гигиена питания.

1

собеседование

17.03


8


Гигиена нервной системы.


2


собеседование

31.03

07.04


9

Гигиена зрения.

1

собеседование

14.04


10

Гигиена учебного труда школьников.

2

практикум

21.04

28.04


11

Личная гигиена школьника.

1

собеседование

05.05


12

Профилактика вредных привычек, наркомании среди школьников.

1

собеседование

12.05



Итого :

17часов











Содержание программы


Тема 1. Роль гигиены в современном обществе (1 час).
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.Развитие гигиенических знаний.Валеологи-
ческая грамотность учащихся.
Тема 2.Здоровье и укрепляющие факторы (1 час).
Что такое здоровье? Факторы здоровья.
Тема 3.Двигательный режим школьника (2 часа).
Формы двигательной активности.Профилактика травм и оказание первой помощи.
Тема 4.Гигиена одежды и обуви.Закаливание организма (1 час).
Гигиенические требования к одежде.Гигиенические требования к обуви. Сущность и способы закаливания.
Тема 5.Гигиена дыхания (2 часа).
Функции органов дыхания.Респираторные и вирусные инфекции и их профилактика.
Меры первой помощи при отравлении угарным газом.Влияние курения на органы дыхания.
Демонстрационный опыт.
Тема 6.Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний (2 часа).
Роль факторов риска в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний.Влияние курения на
сердечно-сосудистую систему.Меры первой помощи при нарушениях кровообращения.
Тема 7.Гигиена питания (1 час).
Рацион и режим питания.Предупреждение пищевых отравлений и оказание первой помощи
при них.Умение «читать» этикетки на продуктах питания.Влияние курения и употребление
алкоголя на органы пищеварения.Демонстрационный опыт.
Тема 8.Гигиена нервной системы (2 часа).
Полезные и вредные привычки.Профилактика вредных привычек.Гигиена сна.
Тема 9.Гигиена зрения (1 час).
Дальнозоркость и близорукость.Профилактика нарушения зрения.



Тема 10.Гигиена учебного труда школьников (2 часа).

Работоспособность и ее поддержание.Активный отдых.Организация учебного труда.Правила
приготовления домашних заданий.Гигиенические рекомендации по работе с компьютером.
Гигиена физического труда учащихся.Правила безопасности во время трудовой деятельности.
Тема 11.Личная гигиена школьника (1 час).
Навыки личной гигиены.Гигиена юноши и девушки.
Тема 12.Профилактика вредных привычек, наркомании среди школьников (1 час).







Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:
- содержания понятий «валеология», «здоровье», «здоровый образ жизни» с различных точек
зрения;

- основные приемы по определению уровня здоровья;

- основные факторы, влияющие на состояние здоровья;

- основные способы сохранения и укрепления здоровья;



- правила гигиены, сохраняющих здоровье человека;

- свойства и последствия «болезней поведения»;

- приемы оказания доврачебной помощи в случаях травматизма;


- способы поддержания оптимального психоэмоционального состояния подростков;


Учащиеся должны уметь:

- применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;

- объяснять действия факторов среды на человека;

- обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;

- уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду;

- уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций;

- определять и устранять причины отрицательного воздействия на организм человека
экологических факторов ;

- разрабатывать комплексы упражнений, направленные на профилактику
нарушений опорно-двигательной системы;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;


- оказывать первую помощь в случаях травматизма и способы иммобилизации;

- рационально планировать режим труда и отдыха.








Литература

1. Б.Н.Чумаков .Валеология .- М.: 1997 . 2. Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев “Твоё здоровье”– СПб1998 .
3. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней.- Москва.1992 .- 112 с

 4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. –144 с

5. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 1996. – 144 с

6. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Издательский центр «Академия», – 320 с

7. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. : ТЦ «Сфера», 2000 . – 128 с .

8. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье — М.: ФиС, 1990.

9.Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. АСТ, 2001

10.Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной
гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003, 238 с

11. Торохова Е.И.Валеология.Словарь.-М.: Флинта,1990.

12. Дубровский В.И.Валеология.Здоровый образ жизни: Учебное пособие.-М.: Флинта,1999.-559с














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по валеологии 8 класс

Автор: Татьяна Анатольевна Левдик

Дата: 02.11.2021

Номер свидетельства: 590343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Целевая программа "
    ["seo_title"] => string(22) "tsielievaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "195914"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427980631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Целевая программа "Здоровье. Образ жизни." (В режиме группы продлённого дня). "
    ["seo_title"] => string(84) "tsielievaia-proghramma-zdorov-ie-obraz-zhizni-v-riezhimie-ghruppy-prodlionnogho-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "195923"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427981880"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа факультативного курса " Школа здоровья" 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-shkola-zdorov-ia-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232956"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442946221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Математика 2 класс периметр прямоугольника "
    ["seo_title"] => string(47) "matiematika-2-klass-pierimietr-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242831"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445541827"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(23) ""Валеология" "
    ["seo_title"] => string(13) "valieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "158793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421786867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства