Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 4 класса.Подойдёт как программы работы классного часа, так и для организации работы факультативного занятия. Собранный материал рассчитан на 4 года реализации, по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы.
За основу разработки программы по валеологии были взяты Санкт-петербургские программы «Расти здоровым», «Я и мое здоровье» Л.Г. Таракановой, а также американская программа «Познай себя. Использовалось учебное пособие по валеологии для начальной школы А.К. Лаптевой под редакцией профессора, доктора педагогических наук Л.Г. Татарниковой.
Курс «Валеология» подготовлен с учетом программы и учебников по природоведению А.А. Плешакова, по естествознанию Н.Я. Дмитриевой, И.П. Товпинец. С целью избежание дублирования материала с курсами по валеологии были сгруппированы и перенесены из одного класса в другой, перераспределены часы на изучение отдельных тем.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа, без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой, заботу о нем нельзя перекладывать на плечи одной медицины. Заниматься здоровьем надо не только и столько там, куда люди приходят со своими болезнями, а там, где они обучаются, ибо заботе о здоровье надо научить.
Задача - воспитать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организационно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости, создать условия, при которых ребенок захочет заботиться о своем здоровье, захочет научиться как его сохранить и укрепить.
Эти задачи решаются сразу на трех уровнях работы:
1.уровень - информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания.
2. уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрение, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
3 уровень – осознание: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он так поступает, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию, самоконтролю, а так же пониманию того, что думают, чувствуют и делают другие люди.
Программа включает в себя нравственные, психические, физические и социальные компоненты здоровья.
.
Курс «Валеология» подготовлен с учетом программы и учебников по природоведению А.А. Плешакова, по естествознанию Н.Я. Дмитриевой, И.П. Товпинец. С целью избежание дублирования материала с курсами по валеологии были сгруппированы и перенесены из одного класса в другой, перераспределены часы на изучение отдельных тем.
В связи с тем, что основной физического здоровья является здоровье душевное, считаем необходимым изучение курса «Валеология» начать с раздела «Тайны пирамиды здоровья» (по А.К. Лаптеву)
Помочь человеку быть в мире с собой и с другими - главная задача этого раздела. Практика жизни заставляет внести коррективы в известный с детских лет девиз медиков и физкультурников: «В здоровом теле - здоровый дух!» «Сейчас более справедлива обратная формула: «Здоровый дух - здоровое тело!» Нравственно воспитанный человек, по нашему мнению, не позволит себе страдать от болезней, возникновение которых он может сам предупредить.
В первом классе работа направлена на воспитание духовно-нравственного здоровья. Нужно, чтобы уже с раннего детства ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Нравственно воспитанный человек не позволит себе страдать от болезней, возникновение которых он может сам предупредить.
На уроках учащиеся целенаправленно через образы сказочных героев знакомятся с правилами здорового образа жизни. С помощью главного персонажа - муравья Свати в каждой сказке в доходчивой для понимания детей форме раскрываются разнообразные факторы, влияющие на здоровье человека.
За основу разработки программы для 2 класса взята Санкт-Петербургская программа «Расти здоровым». Тема «Настроение и поведение в школе и дома» перенесена для изучения ее в 4 классе и заменена темами по основам безопасности жизнедеятельности из американской программы «Познай себя» («Сигналы тревоги», «Знай и будь осторожен»). Главный персонаж сказки - муравей Свати дает мудрые советы детям по вопросам безопасности жизнедеятельности, личной гигиены, укреплению своего здоровья, знакомит с гимнастикой для глаз, точечным самомассажем, аэробными упражнениями.
Для младших школьников особенно важны 2 способа передачи своего отношения к миру: рисунок и слово. Эту возможность и представляют, разработанные нами учебники - тетради для 1 и 2 классов. учитывая психологические особенности младшего школьника - его наглядно-действенное мышление, в тетрадях предлагаются задания, основанные на изобразительной деятельности. Учитель в данном случае проверяет на технику рисования, а умение оперировать имеющимися знаниями о самом себе, об окружающей действительности.
Чтобы ребенок почувствовал ответственность за свое здоровье, мог сравнить, как быстро он растет, замечать изменения, происходящие в его организме, самостоятельно вести исследования, считаем необходимым со 2 класса начать ведение учащимися валеологического дневника. Данные дневника обобщаются, используются на уроках во 2-х и 4-х классах , являясь основой формирования знаний.
В 3-4 классах изучение курса «Валеология» ведется по программам Л.Г. Татарниковой «Я и мое здоровье» В 3 классе дается общее представление об органах человека, их положении в организме и выполняемой ими функции. Это помогает учащимся представить организм человека, как единое целое. Основное внимание уделяется вопросам личной и общественной гигиены, а особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья. Раздел «Из чего мы сделаны?» предназначен для изучения лишь в 3 классах по программе 1-4 , т.к. в 3 классе по трехлетней программе он изучается на уроках естествознания.
Изучение человека идет последовательно в 4 классе разделы курса развиваются с постоянным расширением и углублением материала о рождении ребенка, о самом ребенке, его индивидуальности, о возможностях человека в целом, об умении самим управлять своим здоровьем. Темы из раздела «Путешествие в тайну моего рождения» сгруппированы и перенесены для изучения их в 4 классе.
Беспрецедентный рост цен на лекарства и различные медицинские услуги, неимоверно выросшие в условиях рынка нагрузки на психику человека, диктуют повышенные требования к умению самостоятельно поддерживать, укреплять и сохранять свое здоровье. Все это вызвало необходимость введения в 4 классе раздела «Лечение без лекарств» (по программам Л.Г. Татарниковой) Данный раздел является дополнением к учебнику «Естествознание» (1-3) по теме «Твое здоровье».
Основные методы работы: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, в развитии творческого потенциала при выполнении заданий, поисковой активности и самостоятельного экспериментирования.
Занятия содержат познавательный материл, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинги, аэробные упражнения, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, осанки, рук, самомассаж, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития ребенка. Так же используются песни о здоровье, рисование, лепка, соответствующие темам уроков, загадки, пословицы, поговорки, в которых заключен многовековой опыт русского народа по сохранению и укреплению здоровья.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность здоровья, здорового образа жизни – осознание человеком ценности здоровья, как неотъемлемого атрибута полноценной жизни.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний из различных областей науки о человеке - анатомии, физиологии, психогигиены, психологии; знание названия частей тела, названия и расположение основных внутренних органов, их функций; приобретение знаний правил личной гигиены, представлений о наследственности и генах, о том, какое зло приносит алкоголь никотин, наркотики; приобретение знаний правил безопасности во всех сферах жизни (дома, в школе, в игре, на улице) и их выполнение.
Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьника к другим людям, своему здоровью, развитие понимания собственной неповторимости и индивидуальности.
Результаты третьего уровня: школьник приобретает опыт здорового образа жизни, совместной деятельности с другими людьми, опыт оказания первой медицинской помощи и поддержания нормального состояния здоровья безлекарственными способами.
Формы подведения итогов реализации программы: контрольные уроки в виде викторин, «Звездного часа», анкетирование.
К концу обучения учащиеся получат возможность:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правилах безопасного поведения
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
- знать о ценностном отношении к своему здоровью, к здоровью других людей, к окружающей природе ;
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
необходимые сведения о работе основных органов человеческого тела, биологических процессах, протекающих в теле человека, основы психологии;
о способах поддержании здоровья, личной гигиене, безлекарственном лечении;
о здоровом питании;
о заболеваниях и способах их предупреждения;
- о негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека
Уметь
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
- правильно взаимодействовать с другими людьми (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию
-оказывать первую медицинскую помощь;
- ухаживать за своим здоровьем и телом;
работать в группе, в коллективе.
Применять
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
- полученные сведения о ЗОЖ, безлекарственных методах поддержания своего здоровья;
- полученные в ходе занятий знания для поддержания активного и здорового образа жизни.
- применять полученные знания в области здорового образа жизни, основ психологии, безлекарственных способах поддержания своего здоровья на практике
Тематическое планирование
занятий по валеологии дополнительного образования:
1 класс
ТАЙНЫ ПИРАМИДЫ ЗДОРОВЬЯ (33 часа)
Введение
Радость - особая мудрость.
Милосердие. (2)
Доброжелательность.(2)
Будь честным, преданным. (2)
Надо жить свободным, собранным наблюдательным, внимательным к себе. (2)
Движение – это жизнь! (2)
Держи себя в руках! (2)
Уверенность. Будь осмотрителен. (2)
Надо всегда трудиться. (2)
Чистота – залог здоровья. Вода- самое лучшее лекарство.(2)
Люби ближнего, как самого себя! (2)
Будь уравновешенным, справедливым. (2)
Будь терпеливым. Кто болтает – тот силу теряет. (2)
Бодрость приходит от правильной жизни. (2)
Люди, которые рано встают, живут долго. Прозорливость. (2)
Делай всем так, как хочешь, чтобы сделали тебе. (2)
Контрольный урок. (Ситуация).
Обобщение пройденного.
2 класс (34 часа)
1. Введение.
2. Вы – уже личность. (2)
3. Сигналы тревоги (4)
4. Валеологический дневник. (2)
5. Осанка. (2)
6. Работа сердца. (3)
7. чтобы глаза видели. (2)
8. Чтобы уши слышали. (2)
9. крепкие, крепкие зубы. (2)
10. Пища. (3)
11. Мыло и мыльные пузыри. (3)
12. Сказка о вирусятах. (2)
13. Как правильно одеваться? (2)
14. Знай и будь осторожным (1)
15. Я умею выбирать. (1)
16. Обобщение изученного.
17. Контрольный урок.
№ п/п
Тема
Количество
часов.
Дата проведения.
1
Введение.
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
1
2
Вы – уже личность.
игровая, познават.,
худ. тв-во
2
3
Сигналы тревоги.
+
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
4
4
Валеологический дневник.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
2
5
Осанка.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
2
6
Работа сердца.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
3
7
Чтобы глаза видели.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
2
8
Чтобы уши слышали.
познават.,
игров., трудовая
2
9
Крепкие,крепкие зубы.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
2
10
Пища.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
3
11
Мыло и мыльные пузыри.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
3
12
Сказка о вирусятах.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.трудовая
2
13
Как правильно одеваться.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
2
14
Знай и будь осторожным.
познават.,
игров.,
1
15
Я умею выбират.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
2
16
Обобщение изученного.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
1
17
Контрольный урок.
познават.,
игров., пробл-цен. общ.
1
3 класс (34 часа)
1. Введение.
2. Какой Геркулес сидит в каждом из нас? (2)
3. Из чего мы сделаны? (27)
- Клетки (2)
- Кожа
- Особенности ухода за волосами
- Мышцы (2)
- Скелет (3)
- Для чего нужна кровь? (2)
- Наше сердце (2)
- Нервная система (2)
- Зачем мы дышим? (3)
- Почему надо беречь легкие?
- 5 машин в одном носу.
- Почки, которые не распускаются (2)
- Органы пищеварения (2)
- Глаза – зеркало души (2)
- Самая быстрая улитка в мире (2)
4. Твои невидимые недруги.
5. Обобщение знаний
6. Контрольный урок
7. Подведение итогов
4 кл (34 часа )
I. Лечение без лекарств (21).
1. Лекарственные растения (3)
2. Животные – наши помощники (1)
3. Будь осторожен! (2)
4. О вкусной и здоровой пище (2)
5. Волшебные силы русской бани (1)
6. Минеральные воды, грязевые ванны (1)
7. Закаливание (2)
8. Твое настроение (2)
9. Сон (1)
10. Массаж (1)
11. Самомассаж (1)
12. Движение для здоровья (2)
13. Оказание первой медицинской помощи (2) (Аптечка)
II. Путешествие в тайну моего рождения (10).
Как размножаются животные (1)
Забота о потомстве у животных (1)
Женские половые органы (1)
Начало жизни – зачатие. Как развивается яйцеклетка? (1)