Содержание рабочей программы
Целевая программа «Здоровье. Образ жизни»
В основу разработки программы положена программа по валеологии Э.Н. Вайнера ( 2005 г) с внесением изменений.
Содержание
1 класс
Здоровье и здоровый образ жизни (9 часов)
Что такое здоровье. Образ жизни и здоровье человека. Понятие о болезни. Понятие о гигиене тела и жилища. Двигательный режим первоклассника. Может ли сам человек предупредить болезнь. Опасность употребления незнакомых веществ. Как надо правильно дышать. Как следует двигаться в течение дня. Как правильно сидеть за столом, стоять, носить тяжести. Гигиена тела, полости рта, сна, рабочего места, зрения, чтения, письма, просмотра телепередач. Закаливание – способ предупреждения простуд.
Освоение практических навыков:
Как следует сидеть за партой. Как правильно чистить зубы. Чтобы глаза не уставали. Проверим свой ранец. Освоение упражнений утренней зарядки.
Формы проведения:
-игра - путешествие «Режим дня – друзья»
- практические занятия по уходу за волосами, ногтями, уходом за одеждой, обувью.
-обсуждение ситуаций:
« А если руки не мыть»
« Легко ли быть чистюлей»
« А ты не забыл носовой платок?»
«Одеваюсь по погоде»
-игры, соревнования с использованием ПИДН, правил личной гигиены:
«В гостях у Мойдодыра»,
-праздник Чистоты
-беседы:
«Всегда будь опрятным, аккуратным и организованным»
«О сочетании труда и отдыха»
-конкурс рисунков:
« Пусть тебя не назовут неряхой»
« Здоровые зубы- здоровью любы»
-занятие « Школы нравственности»:
« Каждой вещи свое место»
Нравственно-эстетические основы здоровья -3 часа
Понятие «добро» и « зло». Привычки полезные и вредные.
Уважение к окружающим людям как признак культуры. Правила общения. Понятие о полезных (соблюдение гигиенических норм, выполнение физических упражнений, уважительное отношение к людям) и вредных ( малоподвижность, переедание, курение, употребление алкоголя) привычках. Отношение к вредным привычкам в семье.
Формы проведения:
- тематические беседы
«О заботливом отношении к людям»
«Справедливая оценка поступков друзей и своих собственных»
«О добросовестном отношении к учению и труду»
-клубный час: «Если добрый ты»
-психологические занятия:
«Давайте познакомимся»
«Общительность»
«Развитие внимательности, саморегуляции»
-психологические игры:
«Земля, вода-воздух, ветер»
«Самый наблюдательный»
«Ниточка и иголочка»
«Узнай по голосам»
«Мои желания»
«Волшебный магазин»
«Кораблекрушение»
«Моя жизнь/Ваша жизнь»
«Чемодан»
«Принятие решений»
«Путешествие по странам».
Рациональная организация жизнедеятельности -3 часа
Режим дня первоклассника: Что такое режим и зачем он нужен. Как влияет учебная деятельность на организм первоклассника. Признаки утомления. Для чего нужны перемены. Как чередовать труд и отдых. Каким должен быть отдых.
Формы проведения:
-учебные игры: «Книжкины именины», «Путешествие в мир пернатых», «Слабое звено», «Двенадцать месяцев», КВН «Русские народные сказки», «Кошки знают всё».
-клубные часы: «Родина моя Россия»,Праздник славянской писменности и культуры», «Праздник чая», «Новогодние забавы»
-занятие « Школы нравственности»:
«Умей ценить свое и чужое время»,
«Волшебный мир оригами»
«Весёлая минутка».
Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний-5 часов
Причины заболеваний. Инфекции. Малоподвижность. Стрессы. Неправильное питание. Неправильный режим. Вредные привычки.
Почему мы болеем. Простуды: причины (переохлаждение, слабый иммунитет, несоблюдение гигиенических норм и др.), профилактика (закаливание, оптимальная температура в помещении, достаточная двигательная активность, рациональное питание) и поведение при начинающейся простуде. Недостаток движения: причины, последствия, как надо двигаться в течение дня. Стрессы: причины, последствия для здоровья, предупреждение и действия при стрессах.Влияние вредных привычек на организм.
Освоение практических навыков:
Точечный массаж по А.А. Уманской. Зрительная гимнастика. Как надо питаться при простуде.
Формы проведения:
-клубные часы:
«Вода ты сама жизнь»
-праздник «Азбука здоровья»
-экологическая сказка «Проказы матушки-зимы»
-День Здоровья
Основы семейной жизни -4 часа
Моя семья. Члены моей семьи и их роли.
Состав семьи. Любовь и уважение как основа отношений в семье. Родители, бабушки, дедушки, дети, родственники. Связь поколений.
Формы проведения:
-выступления на родительских собраниях с докладами:
«Правильная осанка ребёнка в ваших руках»
«Развитие межличностных отношений с одноклассниками»
«О родительском авторитете»
«Реализация задач ОУ на основе сотрудничества школы и семьи»
-праздник для родителей: «Давайте же о дружбе в семье поговорим»
-утренник, посвященный Дню пожилых людей.
- Акция: «Подари тепло»
-праздник Мам.
-день Отца.
-праздник «День Матери»
-утренник, посвященный Дню Победы.
Основы жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях- 4 часа
Основы безопасного поведения на улице. Как обратиться за помощью в экстренных случаях. Поведение с незнакомыми людьми. Как вызвать милицию.
Правила поведения на улице. Правила пользования городским, железнодорожным и личным транспортом. Общение с незнакомыми людьми. Если один дома. Поведение при пожаре, прорыве водопровода, отопления, утечке газа. Как вызвать пожарных. Как связаться с родителями.
Освоение практических навыков:
Как переходить дорогу.
Вызываем милицию, пожарную, скорую помощь.
Формы проведения:
-проведение бесед по ПДД.
-викторины по ПДД.
-клубные часы:
« Три цвета светофора»
«Школа безопасности»
-сюжетная игра по правилам дорожного движения.
Поведение в быту- 4 часа
Опасности дома и поведение в случае их возникновения.
Бытовая травма: ушиб, порез, ожог. Домашняя аптечка. Отношение к лекарствам.
Освоение практических навыков:
Первая помощь при ожоге.
Остановим кровотечение.
Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека -2 часа
Поведение на природе.
Роль природы в обеспечении здоровья человека. Почему и как надо поддерживать чистоту в природе.
Формы проведения:
-экологические занятия:
«Лес наше богатство»
«С кем дружит ель»
-праздник: «Береги свою планету»
-познавательная игра «Экологический калейдоскоп»
Требования к уровню подготовленности учащихся первого года обучения
Учащийся должен знать:
-основное понятие о здоровье и здоровом образе жизни и примеры, связанные с ними;
-значение образа жизни в укреплении здоровья человека;
- важность физических упражнений в укреплении здоровья человека;
- необходимость правильного питания;
- правила личной гигиены;
-значение закаливания;
- правила для пешеходов;
- как вызвать милицию, скорую помощь, пожарных.
Учащийся должен иметь представление:
- о значении природы для человека;
- о понятиях «добро» и «зло»;
-об основных полезных и вредных привычках;
-о семье и ее членах;
- о распорядке дня;
-об основах безопасного поведения на улице и правилах дорожного движения;
-о домашней аптечке;
- о бытовых травмах и их предупреждении;
- о правилах содержания рабочего места;
- о правилах поведения на природе.
Учащийся должен уметь:
- сохранять положение тела, частей тела при учебной деятельности, работе и движении;
- использовать игру как средство организации досуга;
-выполнять правила личной гигиены;
-вырабатывать позитивный эмоциональный настрой к школьной жизни и здоровой организации режима дня;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице;
-вызывать скорую помощь, милицию, пожарных по телефону;
-поддерживать чистоту учебного места.