kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 5-6 класс к учебнику Пономарёвой И.Н

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  5-6 класс педназначена к учебнику Пономарёвой И.Н. 1 час в неделю. В программе представлены лабораторные и практические работы по предмету. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-6 класс к учебнику Пономарёвой И.Н»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балабановская основная общеобразовательная школа №13

х. Таганрогский, Егорлыкский район, Ростовская область



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО ЕМЦ

__________/Ночевка Т.Г./

Пр № 1от «28»_08. 2019г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ БООШ № 13

_________ /Клименко Г.А./

«30» августа 2019г.



«Утверждаю»

Директор

МБОУ БООШ № 13

________/Сергунова И.В/

Приказ №___ от «30» 08. 2019г.






Рабочая программа

(базовый уровень)

Наименование курса - биология_

Классы 5- 6

Уровень общего образования - основное общее образование

Учитель - Клименко Галина Алексеевна, _высшая квалификационная категория

Срок реализации программы - 2019 – 2020 уч. год

Количество часов по учебному плану: всего- 70 часов.

Планирование составлено на основе:

Авторской программы И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2017г)


Учебники:

Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /И.Н.

Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой; М.: «Вентана-Граф», 2015./

Биология: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / И.Н.

Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; М.: Вентана-Граф, 2015./








2019 год



Пояснительная записка


Рабочая программа предмета Биология для 5-6 класса разработана на основе

- нормативных документов:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

2. Федерального государственного образовательного стандарта ООО (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г)

3. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

4. Примерной программе по биологии. Биология. 5–9 классы. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2015. — 64 с. — (Стандарты второго поколения).

5. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балабановская основная общеобразовательная школа №13

6. Устава МБОУ БООШ №13

7.Учебного плана МБОУ БООШ №13 на 2019-2020 учебный год.

8. Календарного-учебного графика на 2019-2020 учебный год



Курс биологии открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной

ступени обучения.

Цели и задачи биологического образования:

 социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

 приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

 ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

 признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного

отношения к живой природе;

 развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;

познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

 овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

 формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного

отношения к объектам живой природы.


Место курса биологии в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ БООШ №13. Данная программа рассчитана на 1 год.

Общее число учебных часов в 5 классе - 35 часов, 6 классе – 35 часов. (1ч в неделю). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ БООШ №13 на 2019-2020 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2019-2020 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ БООШ №13 в условиях пятидневной рабочей недели, данная программа по биологии будет выполнена, за счет объединения уроков в 5 классе уроки №29-30, в 6 классе №23-24.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;

  • классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • работать в группе;

  • основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

  • давать определения понятиям;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Формирование ИКТ – компетентности обучающихся

Фиксация изображений и звуков

Ученик научиться:

  • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе наблюдения природного процесса;

  • учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов  и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

  • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

  • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий.

Содержание учебного предмета, курса


5 класс

Живые организмы.

Биология – наука о живых организмах.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов.

Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни.

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Лабораторные и практические работы.

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение строения плесневых грибов.

6 класс

Царство Растения.

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Органы цветкового растения.

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Микроскопическое строение растений.

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений.

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Многообразие растений.

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии.

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы.

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы:

Изучение органов цветкового растения.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей.

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс


урока

урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

Дано

план

факт

Биология – наука о живом мире (8 часов)

1.

1.

Биология как наука. Правила ТБ на уроках биологии.

1

3.09


2.

2.

Признаки живых организмов

1

10.09


3.

3.

Методы изучения в биологии.

Практическая работа №1 «Определение растворимости веществ»

1

17.09


4.

4.

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

1

24.09


5.

5.

Строение клетки.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

1

1.10


6.

6.

Ткани.

1

8.10


7.

7.

Химический состав клетки.

Лабораторная работа №3 «Химический состав клетки»

1

15.10


8.

8.

Контрольная работа №1 по теме: «Биология-наука о живом мире»

1

22.10


Многообразие живых организмов (12 часов)

9.

1.

Царства живой природы.


1

5.11


10.

2.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Лабораторная работа №4

«Внешнее строение бактерий»

1

12.11


11.

3.

Значение бактерий в природе и жизни человека.


1

19.11


12.

4.

Растения. Многообразие растений.

1

26.11


13.

5.

Растения. Лабораторная работа №5

«Знакомство с внешнем строением растения»

1

3.12


14.

6.

Животные. Строение животных.


1

10.12


15.

7.

Грибы.

Лабораторная работа №6

«Знакомство с грибами»

1

17.12


16.

8.

Многообразие и значение грибов.


1

24.12


17.

9.

Лишайники.


1

14.01


18.

10.

Значение живых организмов в природе и жизни человека.


1

21.01


19.

11.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов».

1

28.01


20.

12.

Контрольная работа №2 по теме: «Многообразие живых организмов»

1

4.02


Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

21.

1.

Среды жизни планеты Земля.


1

11.02


22.

2.

Экологические факторы среды.


1

18.02


23.

3.

Приспособления организмов к жизни в природе.


1

25.02


24.

4.

Природные сообщества.


1

3.03.


25.

5.

Природные зоны России.


1

10.03


26.

6.

Жизнь организмов на разных материках.


1

17.03


27.

7.

Жизнь организмов в морях и океанах.


1

31.03


28.

8.

Контрольная работа №3 по теме: «Жизнь живых организмов»

1

7.04


Человек на планете Земля (8 часов)

29.

1.

Как человек появился на земле.

.

1


14.04


30.

2.

Как человек изменил природу



31.


3.

Важность охраны живого мира планеты.

Сохраним богатство живого мира.

1

21.04


32.

4.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на планете Земля»

1

28.04


33.


5.

Урок повторения «Что я выучил за год»


1

12.05


34.


6.

Итоговый контроль за курс 5 класса

1

19.05


35.


7.

Урок-игра «Ботаника»


1

26.05


ИТОГО:

34



















Календарно-тематическое планирование 6 класс



урока

урока в теме

Тема урока

Кол-во

часов

Дано

план

факт

Наука о растениях – ботаника (5 часов)

1.

1.

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика.

1

3.09


2.

2.

Многообразие жизненных форм растений


1

10.09


3.

3.

Клеточное строение растений


1

17.09


4.

4.

Ткани растений.


1

24.09


5.

5.

Контрольная работа №1 по теме: «Наука о растениях ботаника»

1

1.10


Органы растений (10 часов)

6.

1.

Семя, его строение и значение.

Лабораторная работа №1 «Строение семян»

1

8.10


7.

2.

Условия прорастания семян


1

15.10


8.

3.

Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа №2 «Строение корня»

1

22.10


9.

4.

Побег, его строение и значение.

Лабораторная работа №3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

1

5.11


10.

5.

Лист, его строение и значение.


1

12.11


11.

6.

Стебель, его строение и значение.

Лабораторная работа №4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»


19.11


12.

7.

Цветок, его строение и значение.


1

26.11


13.

8.

Плод, его строение и значение.


1

3.12


14.

9.

Контрольная работа №2 по теме: «Органы растений»

1

10.12


15.

10.

Урок-игра «Знаю, я растения»


1

17.12


Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

16.

1.

Минеральное питание растений и значение воды

1

24.12


17.

2.

Воздушное питание-фотосинтез

1

14.01


18.

3.

Дыхание и обмен веществ у растений

1

21.01


19.

4.

Размножение и оплодотворение у растений

1

28.01


20.

5.

Вегетативное размножение у растений. Лабораторная работа №5 «Черенкование комнатных растений» .

1

4.02


21.

6.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

1

11.02


22.

7.

Контрольная работа по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

1

18.02


Многообразие и развитие растительного мира (11 часов)

23.

1.

Систематика растений, её значение для ботаники

1

25.02


24.

2.

Водоросли, их разнообразие и значение природе



25.

3.

Отдел Моховидные. Общая характеристика

Лабораторная работа №6 «Строение мха»

1

3.03.


26.

4.

Плауны. Хвощи. Папоротники и их характеристика.

1

10.03


27.

5.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика.

1

17.03


28.

6.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика.

1

31.03


29.

7.

Семейства класса Двудольные.


1

7.04


30.

8.

Семейства класса Однодольные.


1

14.04


31.

9.

Историческое развитие растительного мира


1

21.04


32.

10.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого света.

1

28.04


33.

11.

Контрольная работа по теме: «Многообразие и развитие растительного мира»

1

12.05


Природные сообщества (2 часа)

34.

1.

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

1

19.05


35.

2.

Понятие о природном сообществе. Совместная жизнь организмов в сообществе. Смена природных сообществ.

1

26.05




ИТОГО:

34 часа




5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 5-6 класс к учебнику Пономарёвой И.Н

Автор: Клименко Галина Алексеевна

Дата: 16.09.2019

Номер свидетельства: 519887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Рабочая программа для 6 класса (по учебнику Пономаревой И.Н., концентрическая линия)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_dlia_6_klassa_po_uchebniku_ponomarevoi_i_n_kontsentricheskai"
    ["file_id"] => string(6) "565492"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607136312"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по биологии 7 класс. ФГОС ( 35 ч.) "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-fgos-35-ch"
    ["file_id"] => string(6) "226303"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440175959"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "рабочая программа по биологии для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "229557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441796740"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС) к учебнику: И.Н.Пономарёвой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой "
    ["seo_title"] => string(106) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-k-uchiebniku-i-n-ponomariovoi-i-v-nikolaieva-o-a-kornilovoi"
    ["file_id"] => string(6) "228415"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441295999"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по экологии животных (элективный курс) 7 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-ekologhii-zhivotnykh-eliektivnyi-kurs-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226307"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440176657"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства