1. | Наука о живой природе. | Урок постановки учебной задачи. Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Живые организмы – важная часть природы. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология | Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение наукам биологии, ботанике, зоологии, микробиологии, микологии. Характеризо-вать задачи, стоящие перед учёными-биологами | Л. формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека. М. формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения, умение работать с понятиями. П. знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | Индивидуаль-ная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнитель-ной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый. | Таблицы «Домашние животные», «Культурные растения», иллюстрации, живые объекты, ЭОР / Игра на определение специальностей ученых, изучающих живую природу http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf значение биологии презентация http://www.youtube.com/watch?v=BDnjXR7K95k | Биология, ботаника, микология, зоология, микробиология. | § 1, знать термины. | |
2. | Свойства живого. | Урок открытия нового знания. Способство-вать актуализации знаний об отличии живых тел от тел неживой природы, признаках живого. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции, согласованность работы органов. | Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятель-ности. Формулиро-вать вывод о значении взаимодействия органов живого организма | Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль Наглядный, словесный. Демонстрация. | Таблица «Органы растений и животных», рисунки, фотографии, ЭОР. | Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, организм, органы. | § 2, ответы на вопросы после параграфа. | |
3. | Методы изучения природы. | Урок системати-зации ранее полученных знаний Знакомство школьников с общими методами изучения природы. Использ-ование сравнения и моделир-ования в лабораторных условиях | Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и характериз-овать методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Обсуждать способы оформления результатов исследования | Л. Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения. М. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать , выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования. П. овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования. | Индивидуаль-ная, работа в парах, группах. Самостоятель-ная работа, изучение нового материала, контроль знаний. | Бинокль, полевой дневник, фрагмент в/ф, ЭОР Измерительные приборы Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d3-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm Наблюдение за прорастанием фасоли Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/04_02_02_02.swf | Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование. | § 3, термины. Сообще-ние об А. Левенгуке. | |
4. | Увеличи-тельные приборы. | Урок решения частных задач – знакомства с работой увеличительных приборов. Актуализац-ия знаний о необходи-мости использован-ия увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Формирование навыков работы с микроскопом. | Объяснять назначение увеличитель-ных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение. Характеризо-вать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Находить части микроскопа и называть их. Изучить и запомнить правила работы с микроскопом. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы | Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличи-тельных приборов» | Микроскопы, ручные и штативные лупы, таблица «Увеличительные приборы» мякоть арбуза, плоды томатов. Портреты Левенгука, Гука, ЭОР Изучение строения микроскопа практическая работа http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37b10a47-ba51-4260-b1ba-e2321a67666c/?interface=catalog&class=48&subject=29 | Штатив, тубус, окуляр, объектив предметный столик, микропрепарат, препароваль-ная игла, предметное стекло. | § 4. зарисовать и подписать устрой-ство микро-скопа. | |
5. | Строение клетки. Ткани. | Урок открытия нового знания. Создать условия для приобрете-ния учащимися знаний о клеточном строении организма, особенностях клетки растений; приобрете-ние знаний о тканях. | Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие. Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. | Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов. П. формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. | Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимо-контроль. Демонстрация /ткани под микроскопом и/или ЭОР/. | Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», микроскопы, микропрепараты, ЭОР, мультимедиа. Ткани животных организмов Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000208-1000-4ddd-74dc-550046b3269f/064.swf Ткани растений. Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000207-1000-4ddd-7ca8-4d0046b3269f/062.swf | Ткань, эпителиальная, мышечная, нервная, соединитель-ная, образовательная, основная (фотосинтезирующая), покровная, проводящая, механическая. | § 5, заполнить таблицы «Ткани» | |
6. | Знакомство с клетками растений | Урок развития практических навыков. Создание условий для формир-ования мета-предметных умений осущест-вления исслед-овательской деятельности. Дальнейшее развитие навыков проведения лаборатор-ных исслед-ований. | Изучать строение клетки на готовых микро-препаратах под малым и большим увеличением микроскопа; , готовить простейшие микро-препараты. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Зарисовывать клетки в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторными приборами и инструментами | Л. Формирование интеллектуальных умений сравнения живых объектов (клеток растений), анализа их особенностей и черт сходства. М. овладение основами исследовательской деятельности при выполнении лабораторной работы по изучению клеток различных растений. П. развитие навыков проведения лабораторных исследований; соблюдение правил работы с увеличительными приборами и поведения в кабинете биологии; умение готовить микропрепарат растительных тканей; умение различать на рисунках клетки, входящие в состав тканей растений. | Исследовательский. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». | Таблица «Растительная клетка», микроскопы, лабораторное оборудование, репчатый лук, йод, элодея. Строение растительной клетки слайд http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2ddb6313-ccc7-45a1-86b5-1c8334141b5c/?interface=catalog&class=48&subject=29 | Микропрепарат, предметное стекло, покровное, ядро, вакуоли, цитоплазма, пластиды. | § 5 повторить, зарисовать в тетради строение клетки растений и животных. | |
7. | Химический состав клетки. | Урок открытия нового знания. Способ-ствовать приобретен-ию знаний о химических веществах клетки. Минераль-ные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки. | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов | Л. Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ. М. умение извлекать информацию из различных источников(учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы. П. выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в растениях./ | ЭОР, пробирки, спиртовка, держатель, пипетка, йод, тесто, семена подсолнечника, пшеницы. Вода и минеральные соли в жизни клетки Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fe-1000-4ddd-6a1d-260046b3269f/041.swf | Неорганические в-ва, органические, белки, жиры, углеводы, микроэлементы, минеральные соли. | § 6, подготовить сообщения /презентации/ о великих естествоиспытателях. | |
8. | Процессы жизнедеятельности клетки. | Урок открытия нового знания. Актуализа-ция и углубление знаний об основных процессах, происход-ящих в живой клетке: дыхании, питании, обмене веществ, росте, развитии, размножении. Взаимосвязанная работа частей клетки. | Оценивать значение питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характериз-овать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема) | Л. Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки. М. умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе. П. выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата. | Фронтальный, индивидуальный, словесный, наглядный. Приобретение и контроль знаний, самоконтроль. Демонстрация /микро-препарат «митоз в корешках лука» или ЭОР/. | Таблицы, микроскопы, микропре-параты. ПК, телевизор. Деление клетки Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0116978d-fed2-454b-99c1-f69114c6e142/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_02%5D.swf Жизнедеятель-ность растительной клетки Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7995287-0942-b22b-4993-11b2e5aa0c05/00120075919031763.htm | Размножение, деление, хромосомы, наследств-енность. | § 7, повторить §§ 1-6 | |
9. | Обобщающий урок по теме. Великие естество-испыта-тели. | Урок развива-ющего контроля. Диагностика и коррекция ЗУН по теме. Приобре-тение знаний о великих учёных- естество-испытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов). | Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации. Знакомиться с именами и портретами учёных, слушая сообщения однокласс-ников. Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий. Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. | Л. Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений и презентаций об учёных-естествоиспытателях; умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат. | Индивидуаль-ная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником. Контроль знаний. | Тесты. Портреты учёных: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, ЭОР, мультимедиа. | | С.30-32 читать. | |
Глава 2. Многообразие живых организмов(12) | |
10 | Царства живой природы. | Актуализа-ция понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. | Индивидуаль-ная: Объяснять сущность термина «классификац-ия». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации – «царство» и «вид». Продуктивная: Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Творческая: Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов | Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы. М. умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал. П. приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе. | самоконтроль взаимоконтроль знаний. Составить сравнительную хар-ку | Мультимедиа, таблицы, портреты Линнея, Ивановского, фрагмент в/ф о ВИЧ. Царства живой природы Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f1-1000-4ddd-c014-350046b3269e/003.swf Царства живой природы Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000449-1000-4ddd-9c0f-0b0046bc4311/007.swf | | § 8. | |
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии -примитивные одноклеточные организмы. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах | Приобретение знаний: Выделять и называть главные особенности строения бактерий, используя рисунок учебника. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Различать свойства прокариот и эукариот. Творческая: Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе | Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике; М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными П. выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе | Взаимоконтроль Теренажор «Бактерии» | Таблицы, ЭОР, учебники, дополнительная литература. Разнообразие бактерий Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004cb-1000-4ddd-4b74-200046bc432d/0019.jpg Слайд "Культура бактерий" Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79491425-37e9-4496-8679-3b5e5bb52e4a/%5BNB6_1-1%5D_%5BPK_SL-L-17%5D.jpg Биологические карты "Бактерии" Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000343-1000-4ddd-d6eb-2a0046bb2fd1/0046_1.swf | | § 9, сообщения об инфекционных заболеваниях и их профилактике | |
12 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | Способствовать актуализации знаний о значении бактерий в природе и жизни человека, об инфекционных заболеваниях и их профилактике. | Приобретение знаний. Индивидуальная, фронтальная: Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризов-ать использование процесса брожения в народном хозяйстве. Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий | Л. Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций. М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний. П. приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления. | Сообщения учащихся Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль Тест «Бактерии» | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. Изготовление продуктов питания с помощью бактерий/ Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9de57-0a01-022a-0149-e631efa1db71/%5BBIO6_07-52%5D_%5BMV_03%5D.WMV Значение бактерий/ Схема http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/91a476d0-c245-492a-948e-36b61215d6dd/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BSH_04%5D.html Болезнетворные бактерии человека/Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9ddfa-0a01-022a-01b1-ab1d6e4bc343/%5BBIO6_07-52%5D_%5BMV_02%5D.WMV | | § 10. заполнить таблицу «Значение бактерий» | |
13 | Растения. | Способствовать приобретению знаний об отличительных свойствах растений. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы. Строение растений. Размножение растений. Роль цветковых растений в жизни человека. | Групповая, фронтальная. Проектный метод. Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, знать термин «спора». Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека | Л. Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным. М. умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения. П. выделение существенных признаков растений; определение различных растений к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп. | Приобретение знаний, само и взаимоконтроль. Теренажор | Ватман, клей, ножницы, картинки, таблицы, гербарии. Многообразие растений Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc98133d-268f-4272-9520-f845f1e6a5d1/%5BBIO6_01-01%5D_%5BMV_01%5D.wmv Особенности организации низших и высших растений Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000358-1000-4ddd-2a2b-1b0046bb2fd2/0090.jpg | | § 11, подготовка к лабораторной работе. | |
14 | Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением побегов растения» | Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты. | Приобретение и закрепление знаний Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений | Л. Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов. М. развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; умение осуществлять простейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы. П. определение существенных признаков семенных растений; различение на таблицах, рисунках, гербариях, живых экземплярах органов цветкового и голосемянного растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами | Работа в парах, индивидуальная Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растений Ст. 50 | Микроскопы и лабораторное оборудование, гербарии, живые экземпляры растений. | | П.11 | |
15 | Животные. | Способствовать приобретению знаний об особенностях животных – гетеротрофности, способности к передвижению, наличии органов чувств. Среда обитания, одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных | Л. Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. М. умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. П. выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных. | Приобретение и первичный контроль знаний. вопросы ст.56 | Таблицы, чучела, микропрепараты, ЭОР. Многообразие многоклеточных животных Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e0a4-0a01-022a-00fc-cada01fab98c/%5BBIO7_01-01%5D_%5BMV_01%5D.WMV Многообразие одноклеточных животных Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e177-0a01-022a-01f2-428db06a715c/%5BBIO7_01-01%5D_%5BMV_02%5D.WMV Характерные признаки животных. Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000003a8-1000-4ddd-a343-620046bb2fdf/31_2.jpg | | § 12. Знать термины. | |
16 | Лабораторная работа «Наблюдение за передвижением животных» | Дальнейшее развитие навыков наблюдения и описания биологических объектов; умение фиксировать результаты наблюдений в тетради и формулировать вывод о значении движения для животных. | Индивидуальная, работа в парах Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Соблюдать правила работы с микроскопом. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Зарисовать общий облик инфузории. Формулировать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. | Л. Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении яза животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе. М. умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного. П. развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии. | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных Ст. 56 | Микроскопы, культуры водных микроорганизмов, в/ф о простейших (инфузория туфелька | | § 12, повторить §§ 1-11 | |
17 | Грибы. | Приобретение знаний об особенностях царства Грибы. Общая характеристика грибов. Строение тела гриба. Питание и размножение грибов, микориза. | Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Рассказывать о своих встречах с грибами в лесу. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами. | Л. Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы. М. умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию. П. выделение существенных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов | Самоконтроль,взаимоконтроль Тест «Грибы» | Грибница, плодовое тело, гифы, гименофор, микориза (грибокорень) Строение шляпочного гриба http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/?fullView=1&from=&interface=catalog&class=48&subject=29&rubric_id[]=79216&rubric_id[]=79143 Таблицы, муляжи, влажные препараты, ЭОР. Питание грибов. Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000346-1000-4ddd-6801-380046bb2fd1/0050.swf Грибы интерактивное задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a9e95c26-61b4-0682-9023-5e207deeb0ae/?interface=catalog&class=48&subject=29 | | § 13, заложить опыт по выращиванию плесени | |
18 | Многообразие и значение грибов. | Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. | Парная работа Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Характеризовать значение грибов для человека и для природы | Л. Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека. М. умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их. П. выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний | сообщения учащихся. Демонстрация /строение мукора под микроскопом/. Составление сравнительной таблицы Рис. 55 | Таблицы, иллюстрации, микроскоп, плесневые грибы, ЭОР. Грибы-паразиты, вызывающие заболевания культурных растений Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000034f-1000-4ddd-e569-590046bb2fd1/0076.swf Грибы - разрушители древесины/ Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9df9e-0a01-022a-0137-156605fa729e/%5BBIO6_08-54%5D_%5BMV_02%5D.WMV Дрожжи и плесени Текст с иллюстрациями http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4da8bf87-978e-40a9-b739-6db9a7fb864a/%5BBI6ZD_15-01%5D_%5BIL_04%5D.html Съедобные и ядовитые грибы. Текст с иллюстрациями http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/878f822e-79d4-4f76-984e-079faf842f80/%5BBI6ZD_15-01%5D_%5BIL_06%5D.html | | § 14. сделать карточки с грибами – двойниками | |
19 | Лишайники | Способствовать знакомству учащихся с общей характеристикой лишайников, их многообразием, значением, местообитанием. | Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ. Словесный, наглядный. Приобретение знаний. Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов - гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека | Л. Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы. М. выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её. П. выделение существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников | Самоконтроль, взаимоконтроль – работа с гербарным материалом | Гербарий, таблицы, ЭОР. Строение лишайника видеофрагмент http://school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9e06f-0a01-022a-00ed-d9de614d5da7/?interface=catalog&class=48&subject=29 Лишайник иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/?interface=catalog&class=48&subject=29 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/?interface=catalog&class=48&subject=29 | | § 15, подготовка сообщений о полезных и вредных организмах. | |
20 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | Формирование знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека | Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. Приобретение и углубление знаний Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом | Л. Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы. М. структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе П. приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Ульяновской области; знание основных правил поведения в природе. | Составить схему «Биологическое разнообразие.» | Таблицы, презентации, ЭОР, мультимедиа. | | § 16 | |
21 | Промежуточный контроль. Обобщающий урок. | Диагностика ЗУН учащихся по темам «Биология – наука о живой природе», «Многообразие живых организмов» | Индивидуальная, фронтальная Отвечать на итоговые вопросы по темам 1, 2. Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала | Л. формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий. М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. П. продемонстрировать ЗУН по темам. | Контроль знаний, самоконтроль | задания Ст. 73-74 | | Термины по темам 1-2 | |
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) | |
22 | Среды жизни на планете Земля | Урок изучения и первичного закрепления знаний комбинированный | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. | Л. Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их дом»). М. Развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств. П. Выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения | Индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль | ЭОР, плакаты, ватман, фломастеры, иллюстрации. Среды жизни/Интерактивная таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8904cdd3-3c12-41e8-ba83-e72e0dd4bfd1/[BIO9_08-49]_[TI_02_3].html Особенности организменной среды обитания Интерактивная схема http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c959b9c-2306-473a-8517-b87bf7fd9b30/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_01%5D.swf | | § 17, заполнить таблицу | |
23 | Экологические факторы среды. | Урок первичного предъявления новых знаний. Комбинированный урок | Тест по теме «Среды жизни на планете Земля»Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные | Л. Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы. М. Развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе П. Объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов; знание основных правил поведения в природе. | Самоконтроль Оценка устных ответов, Тестовая проверка знаний. | Таблицы, ЭОР. Экологические факторы Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000755-1000-4ddd-1961-3600475d430b/482.swf Группы экологических факторов/ Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000756-1000-4ddd-f204-3a00475d430b/483.swf Факторы живой природы Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000757-1000-4ddd-54cd-0800475d430c/491.swf | | § 18, составить кроссворд с терминами | |
24 | Приспособления организмов к жизни в природе. | Урок первичного предъявления новых знаний. Комбинированный урок | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся. | Л.Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам М. умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля. П. выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Оценка сообщений учащихся | Мультимедиа, ЭОР, таблицы, иллюстрации, муляжи, чучела, живые экземпляры. Приспособления животных к водной среде обитания Мультимедиа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f167ab57-0805-4740-8eb0-b743d2ff5d90/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_01%5D.swf Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания/Мультимедиа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c65b371e-3a04-43c9-b4f3-b189191a6cee/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_02%5D.swf Приспособления животных к почвенной среде обитания Мультимедиа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09833e77-fb5d-458a-936a-45a66f45bd07/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_03%5D.swf Виды адаптаций у животных Интерактивная таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/149af8e9-2e70-4c24-937b-687dec2bba19/[BIO9_09-52]_[TI_04_2].htm Виды адаптаций у растений Интерактивная таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01428e6-e846-4096-b53e-f9386f3e4b7d/%5BBIO9_09-52%5D_%5BTI_01%5D.htm | | § 19 Подготовить сообщения или презентацию « Природные сообщества нашего района» | |
25 | Природные сообщества. | Урок формирования первоначальных предметных умений. комбинированный) | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Сообщения учащихся « Природные сообщества нашего села» Приобретение и первичный контроль знаний | Л. Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах. М. умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение). П. выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе | Фронтальный и индивидуальный опрос. Оценка сообщений учащихся | Таблицы(Природные сообщества), ЭОР Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия с помощью анимированной модели http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a3fd666-ad4b-4f16-b755-a1bd743f5bdd/cep_1.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723439db-0bc0-4938-a121-6fb878d39f8d/cep_2.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac5c10c1-001a-4423-b7e7-e831c39780c9/cep.swf Детритная цепь питания Интерактивная модель с описанием http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a6116f4-c579-3e55-d83e-d6378d4c9e88/00124995222223487.htm Круговорот веществ в природе. Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9de5f-0a01-022a-002c-54447288d10d/%5BBIO6_09-56%5D_%5BMA_02%5D.SWF Пастбищная цепь питания дубравы Интерактивная модель с описанием http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2bba2f24-d51e-5468-900b-1ba5e9048532/00124995219864463.htm | | § 20, знать термины. Подготовить сообщения: «Природные зоны нашего региона» «Животные и растения Красной книги ХМАО» | |
26 | Природные зоны России | Урок изучения нового. Урок исследование | Групповая. Словесные. Беседа, работа с учебником Составление таблицы «Природные зоны». Сообщения учащихся: «Природные зоны нашего региона» «Животные и растения Красной книги ХМАО» Приобретение знаний, исследование Работа с рисунками, таблицами «Животные природных зон» | Л. Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов М. формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации. П. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон. | Оценка сообщений учащихся, выборочная проверка тетрадей,оценка дневников исследования Оценка устных ответов. | Таблицы, гербарий, иллюстрации. Красная книга ХМАО» Интерактивная карта природных зон России http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3020b656-38f3-486c-8491-2c3c6eb4d981/%5BBIO11_03-35%5D_%5BIM_04%5D.swf Животный мир России http://school-collection.edu.ru/catalog/res/52a90754-c9ac-4c69-a1a0-1246cd1810d7/?interface=catalog&class[]=48&class[]=51&subject=29 | | § 21. Сообщения о животных различных материков. Сообщения о видах, занесённых в красную книгу ХМАО | |
27 | Жизнь организмов на разных материках. | Урок изучения нового. Урок проект | Тест « Природные зоны России» Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний в ходе проектной деятельности | Л.Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках., умения работать в группе М. умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её. П. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | выборочная проверка тетрадей, проверка оформления проекта Оценка сообщений учащихся, Тестовая проверка знаний со взаимопроверкой | Таблицы, иллюстрации, Красная книга, ЭОР. Зависимость природы материков от географического положения Интерактивная карта http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f7-1000-4ddd-80bd-4e0047fe0b69/?interface=pupil http://www.fcior.edu.ru/card/4199/rastitelnyy-i-zhivotnyy-mir-biologicheskie-resursy-rastitelnyy-i-zhivotnyy-mir-rossii-p1.html | | § 22. сообщения о жителях морей и океанов. | |
28 | Жизнь организмов в морях и океанах. | Урок изучения нового материала, мультимедиа-урок | Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, с видеофильмомсообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний. | Л. Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде.. М. умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её. П. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | Оценка сообщений учащихся, Оценка устных ответов | Таблицы, иллюстрации, влажные препараты, ЭОР. в/фильм «Мир океанов» http://www.youtube.com/watch?v=SW57QKpV6PY | | § 23, повторить §§ 17-22 | |
29 | Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Смотр знаний | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Контроль знаний | Л. Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации М. умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях П. диагностика ЗУН по теме. | Оценка знаний учащихся по теме «. Жизнь организмов на планете Земля» | Тесты, карточки с заданиями., выполнение творческих заданий | | | |
Глава 4. Человек на планете Земля (4) | |
30 | Как появился человек на Земле. | Урок открытия нового знания. Способствовать приобретению знаний о месте человека в системе органического мира; о природной и социальной среде обитания человека, особенностях поведения человека. знаний об | Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. | Л. Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения. М. умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР. П. аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. | Таблицы, ЭОР. Как человек появился на Земле http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76562/?interface=pupil&class=47&subject=26 | Австралопитек, человек умелый, кроманьонец, человек разумный. | § 24, заполнить таблицу «Эволюция человека» | |
31 | Как человек изменял природу. | Актуализация и углубление знаний о роли человека в биосфере. Современные экологические проблемы. | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить примеры негативного воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле | Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. М. развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. | Фронтальная, индивидуальная. Работа в группах. Словесные, наглядные. Рассказ, беседа, к/презентация. Приобретение знаний. | Мультимедиа, ЭОР, иллюстрации. Распространение человека по Ойкумене. Карта http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/226530b6-6a49-4b2a-8f42-4a55c3bd86cd/%5BBI9ZD_12-02%5D_%5BIL_03%5D.html Влияние человека на природу. Таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3da7af6b-072a-4eb3-be6b-3d867f0db414/%5BBIO9_08-49%5D_%5BPT_02%5D.html | Антропогенное влияние, обезлесение, загрязнение, опустынивание. | § 25, сообщения о ООТ | |
32 | Важность охраны живого мира планеты. | Способствовать развитию умения прогнозировать последствия деятельности человека в экосистемах. | Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных | Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. М. умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой. П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. | Экскурсия /виртуальная/ | Мультимедиа, ЭОР Животные Красной книги презентация http://www.youtube.com/watch?v=otIreXzFH2g Животные, истребленные человеком Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_06.jpg Видеоклип Красная книга О. Газманова http://www.youtube.com/watch?v=KBA8zQ1CL8c&feature=related http://www.youtube.com/watch?v=ORMgjL9wkoI&feature=related | Заповедник, заказник, памятник природы, национальный парк. | § 26, сочинение о необходимости охраны природы. | |
33 | Сохраним богатство живого мира. | Дальнейшее развитие умений прогнозирования последствий деятельности человека в природе. Формирование убеждений и знаний о необходимости охраны природы. | Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул. Объяснять значение Красной книги ХМАО, ООТ ХМАО. | Л. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе. М. умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. П. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем. | Работа в группах. Проектный метод. | Проекты, мультимедиа. ООТ ХМАО. Видеофрагмент изучения ООТ http://www.youtube.com/watch?v=KsdnEOBg0dc Красная книга ХМАО. | Красная книга, МСОП, Гринпис, ЮНЕСКО. | Сохраним богатство живого мира. | |
Обобщающее повторение (2) | |
34 | Итоговый контроль. | Диагностика ЗУН. | Отвечать на вопросы итогового теста, знать термины, уметь работать с рисунками и схемами. | Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. М. умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П. проверка ЗУН за курс 5 класса. | Индивидуальная. | Тесты. | | | |
35 | Обобщающее повторение. | Обобщение и коррекция ЗУН учащихся. | Отвечать на итоговые вопросы по темам 1- 4. Обсуждать проблемные вопросы темы и курса биологии в парах и малых группах. Выбирать задание на лето. | Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе. М. умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. П. выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем; аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах. Контроль знаний. | Карточки с заданиями, вопросы. | Термины по курсу биологии 5 класса. | Задания на лето. | |