Рабочая программа для 6 класса (по учебнику Пономаревой И.Н., концентрическая линия)
Рабочая программа для 6 класса (по учебнику Пономаревой И.Н., концентрическая линия)
Рабочая программа «Биология» для 6 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ лицея имени генерал-майора Хисматулина В.И.(приказ № 553 от 20.08.2015г.) и ориентирована на работу по учебнику: Пономарёва И.Н. Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, B.C. Кучменко ; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 192 с. : ил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 6 класса (по учебнику Пономаревой И.Н., концентрическая линия)»
Утверждаю:
Директор ________Фисун С.В.
Приказ № __________
«__»________2020 г.
Рассмотрено:
Педагогическим советом лицея
протокол № _
«__»________2020 г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
____________Бекреева И.Л.
«__»_________ 2020 г.
МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И.
Рабочая программа
2019-2020 учебный год
По предмету Биология
Учитель: Ваганова Елена Алексеевна, учитель биологии
Классы: 6-1,6-2
Количество часов по учебному плану
В год – 35 ч.
В неделю – 1 ч.
Планирование составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Учебник: Пономарёва И.Н. Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, B.C. Кучменко ; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 192 с. : ил.
Сургут, 2020
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа «Биология» для 6 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ лицея имени генерал-майора Хисматулина В.И.(приказ № 553 от 20.08.2015г.) и ориентирована на работу по учебнику: Пономарёва И.Н. Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, B.C. Кучменко ; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 192 с. : ил.
Цели предмета
Целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых - как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
В соответствии с календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год с учетом переноса учебных занятий, выпадающих на праздничные дни с целью реализации учебного плана и рабочей программы Биология 6 класс проводятся занятия в иных формах
Форма
Количество часов
Экскурсия в парк
1
2. Общая характеристика учебного предмета
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
3. ОПИСАНИЕ МестА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА в учебном плане
Предмет «Биология» относится к образовательной области «Естествознание». Учебный план основного общего образования предусматривает изучение биологии в 6 классе в объеме 35 годовых часов. Поэтому рабочая программа по биологии для 6-х классов рассчитана на реализацию в объёме 35 часов, по одному уроку в неделю.
Предмет входит в состав обязательной части учебного плана МБОУ лицея имени генерал-майора Хисматулина В.И.
4. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)
Тема 1.1. Царства живой природы.
Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника.
Тема 1.2. Многообразие жизненных форм растений.
Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.
Тема 1.3 Клеточное строение растений. Свойства растительной.
Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка — живая система. Особенности растительной клетки.
Тема 1.4 Ткани растений.
Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.
Раздел 2. Органы растений (8 ч)
Тема 2.1. Семя, его строение и значение.
Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека.
Тема 2.2. Условия прорастания семян.
Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян.
Тема 2.3. Корень, его строение и значение.
Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.
Тема 2.4. Побег, его строение и развитие.
Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки.
Тема 2.5. Лист, его строение и значение.
Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа: кожица, мякоть, жилки. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев.
Тема 2.6. Стебель, его строение и значение.
Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение: древесина, сердцевина, камбий, кора, луб, корка. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов (корневище, клубень, луковица).
Тема 2.7. Цветок, его строение и значение.
Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление.
Тема 2.8. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и в жизни человека.
Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (6 ч)
Тема 3.1. Минеральное питание растений м значение воды.
Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде.
Тема 3.2. Воздушное питание растений – фотосинтез.
Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения — автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе.
Тема 3.3. Дыхание и обмен веществ у растений.
Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни.
Тема 3.4. Размножение и оплодотворение у растений.
Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина.
Тема 3.5. Вегетативное размножение растений и его использование человеком.
Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей.
Тема 3.6. Рост и развитие растений.
Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений.
Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира. (11 ч)
Тема 4.1. Систематика растений, ее значение для ботаники.
Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений.
Тема 4.2. Водоросли, их разнообразие и значение в природе.
Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком.
Тема 4.3. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.
Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека.
Тема 4.4. Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика.
Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека.
Тема 4.5. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.
Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека.
Тема 4.6. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов.
Тема 4.7. Семейства класса Двудольные.
Семейства класса Двудольные. Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные куль туры.
Тема 4.8. Семейства класса Однодольные.
Семейства класса Однодольные. Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений.
Тема 4.9. Историческое развитие растительного мира.
Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов.
Тема 4.10. Разнообразие и происхождение культурных растений.
История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение.
Тема 4.11. Дары Нового и Старого Света
Дары Старого (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового (картофель, томат, тыква) Света. История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.
Раздел 5. Природные сообщества. (5 ч)
Тема 5.1. Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах.
Тема 5.2. Совместная жизнь организмов в природном сообществе.
Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Ярусное строения природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ.
Тема 5.3. Смена природных сообществ и ее причины.
Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные со общества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№
Раздел (модуль)
Тема урока
Кол-во часов
Дата (план)
Дата (факт)
Основное содержание
темы, термины и понятия
Виды обязательных оценочных работ
1
Раздел 1. Наука о растениях - ботаника
Вводный инструктаж по ТБ. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм
растений.
1
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Сменные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника.
Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.
Распределить растения своего двора/сада по жизненным формам
2
Клеточное строение растений. Свойства
растительной клетки.
1
Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка — живая система. Особенности растительной клетки.
Лабораторная работа №1 по строению клетки на уроке
3
Ткани растений.
1
Понятие о тканях растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.
Составить схему эволюции тканей у растений
4
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях - ботаника»
1
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Наука о растениях — ботаника. Представление о жизненных формах растений, примеры. Клетка как основная структурная единица растения. Понятие о ткани растений. Виды тканей.
Проверочная работа по 1 разделу.
5
Раздел 2.
Органы растений
Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян.
1
Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения.
Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека. Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян.
Лабораторная работа №2 по строению семени на уроке
6
Корень, его строение и значение.
1
Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.
Таблица: название видоизменения корня – назначение видоизменения - примеры
7
Побег, его строение и развитие.
1
Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки.
«Собери растение».
Предлагаются карточки с изображением цветков, побегов, листьев и
плодов разных растений. Задача: правильно собрать все части
растения.
8
Лист, его строение и значение.
1
Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа: кожица, мякоть, жилки. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев.
Ботаническое описание листа по плану
9
Стебель, его строение и значение.
1
Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение: древесина, сердцевина, камбий, кора, луб, корка. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов (корневище, клубень, луковица).
Лабораторная работа №3 по внутреннему строению стебля
10
Цветок, его строение и значение.
1
Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление.
Работа в малых группах: создание проектов (строение цветка, строение и значение генеративных органов цветка, разнообразие соцветий, типы опыления)
11
Плод. Разнообразие и значение плодов.
1
Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и в жизни человека.
Составление таблицы: тип распространения семени – адаптации – пример.
12
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»
1
Семя как орган размножения растений. Строение семени. Типы корневых систем растений. Строение корня. Строение побега. Строение почек. Строение листа. Строение цветка. Строение стебля. Типы стеблей. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Типы опыления Строение плода. Разнообразие плодов.
Итоговая работа по 2 разделу.
13
Раздел 3.
Основные процессы жизнедеятельности растений.
Минеральное питание растений и
значение воды.
1
Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы
растений по отношению к воде.
Таблица: элемент – последствия его нехватки
14
Воздушное питание растений - фотосинтез
1
Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения — автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе.
Примеры растений гетеротрофов; вопросы по теме «Фотосинтез»
15
Дыхание и обмен веществ у растений.
1
24.12
Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни.
Составить схемы процессов фотосинтеза и дыхания с рисунками
16
Размножение и оплодотворение у
Растений.
1
14.01
Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение.
Схема/таблица: этапы оплодотворения (орган – что в нем происходит)
17
Вегетативное размножение растений и его использование
человеком.
Рост и развитие растений.
1
21.01
Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей.
Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.
Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы.
Ответы на вопросы по теме урока
18
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»
1
28.01
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений — фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование
человеком.
Итоговая работа по 3 разделу.
19
Раздел 4.
Многообразие и развитие растительного мира.
Систематика растений, её значение для ботаники.
1
04.02
Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений.
Систематическое описание 10 растений разных отделов.
20
Водоросли, их многообразие в природе.
1
11.02
Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком.
Лабораторная работа по строению водорослей
21
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.
1
18.02
Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека.
Лабораторная работа по изучению моховидных растений (стр. 123)
22
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.
1
25.02
Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека.
Сравнительная таблица плаунов, хвощей и папоротников.
23
Отдел
Голосеменные. Общая характеристика и значение
1
04.03
Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа по изучению строения голосеменных растений.
24
Отдел
Покрыто-
семенные. Общая
характеристика и значение
1
11.03
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов.
Ответы на вопросы по теме урока в формате игры.
25
Семейства класса
Двудольные
1
18.03
Семейства класса Двудольные. Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные куль туры.
Таблица по характеристикам семейств.
26
Семейства класса Однодольные
1
25.03
Семейства класса Однодольные. Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений.
27
Историческое развитие растительного мира
1
Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов.
Схема исторического развития растительного мира с рисунками
28
Многообразие и
происхождение
культурных растений.
Дары Старого и Нового Света
1
История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Дары Старого (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового (картофель, томат, тыква) Света. История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.
Практическая работа «Семена растений и центры их происхождения»
29
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие растительного мира»
1
Классификация растений. Вид как единица классификации. Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Моховидные, характерные черты строения. Характерные черты высших споровых растений. Общая характеристика голосеменных. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Эволюции живого мира. История происхождения культурных растений.
Итоговая работа по 4 разделу.
30
Раздел 5.
Природные сообщества.
Понятие о природном сообществе
биогеоценозе и экосистеме
1
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах.
Сравнительная характеристика понятий «биогеоценоз», «экосистема» и «биотоп»
31
Совместная жизнь
организмов в природном сообществе.
1
Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Ярусное строения природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ.
Таблица: ярус – характеристика – растения
32
Смена природных сообществ и её
причины.
1
Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные со общества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.
Природное сообщество, природные явления. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.
Отметить верные утверждения из списка.
33
Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 6 класса.
1
Строение и процессы жизнедеятельности биологических объектов, их практическая значимость; методы биологической науки.
Итоговая работа по 5 разделу.
34
Экскурсия
1
Природное сообщество, природные явления. Ярусное строения природного сообщества. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ.
35
Итоговое занятие. Задания на лето.
1
6. Описание учебно-методического и Материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Печатные пособия:
1. Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : ВентанаГраф, 2017. — 88 с.
2. Мультимедийная поддержка курса:
Мобильное электронное образование https://edu.mob-edu.ru
Виртуальная лаборатория ВиртуЛаб www.virtulab.net
3. Интернет-ресурсы:
Якласс https://www.yaklass.ru/p/biologia
«Моя школа в Онлайн» https://cifra.school/class/bio/
7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки
Познавательные действия по работе с информацией и чтению:
Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию
Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста
Применять информацию из текста при решении учебно-практических задач
Познавательные действия по решению задач (проблем):
Владеть рядом общих приемов решения задач
Проводить исследования (наблюдения, опыты, измерения)
Познавательные логические действия:
Устанавливать причинно-следственные связи
Давать определения понятиям, подводить под понятие
Проводить классификацию
Выявлять черты сходства и различия, проводить сравнение
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
Понимать смысл биологических терминов;
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
С учетом результатов диагностики сформированности познавательных УУД (2019-2020 учебный год), планируется включение заданий на развитие у обучающихся следующих умений:
Обучающиеся 6-1 класса испытывают затруднения при выполнении следующих заданий:
Познавательные действия по работе с информацией и чтению
Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию
Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию
Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста
Применять информацию из текста при решении учебно-практических задач
Познавательные действия по решению задач (проблем)
Владеть рядом общих приемов решения задач
Проводить исследования (наблюдения, опыты, измерения)
Познавательные логические действия
Устанавливать причинно-следственные связи
Давать определения понятиям, подводить под понятие
Выявлять черты сходства и различия, проводить сравнение
Обучающиеся 6-2 класса испытывают затруднения при выполнении следующих заданий:
Познавательные действия по работе с информацией и чтению
Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию
Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста
Применять информацию из текста при решении учебно-практических задач
Познавательные действия по решению задач (проблем)
Владеть рядом общих приемов решения задач
Проводить исследования (наблюдения, опыты, измерения)
Познавательные логические действия
Устанавливать причинно-следственные связи
Давать определения понятиям, подводить под понятие
Проводить классификацию
Выявлять черты сходства и различия, проводить сравнение