Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа экологического кружка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №5 города Шатуры»
Шатурского муниципального района Московской области
Рабочая программа экологического кружка
9 классы
Составители: Бодров Кирилл Николаевич
2018 учебный год
Пояснительная записка
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.
Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
вести наблюдения в природе под руководством учителя;
выполнять правила поведения в природе;
прокладывать маршрут экологической тропы;
уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.
Формы подведения итогов:
выставки рисунков;
фотовыставки;
листовки, буклеты, газеты;
тематические альбомы;
театрализация.
тематический план
№
Наименование раздела
Количество часов
1
Введение
3
2
Взаимосвязи в природе
9
3
Уникальный мир живой природы
6
4
Экология жилища
7
5
Экологические катастрофы и их последствия
9
Содержание рабочей программы
Введение (3 часа). Что изучает экология?Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.
.
Тема 1. Взаимосвязи в природе (6 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. Особенности внешнего строения коры деревьев. Изучение опухолей на растениях. Исследование динамики изменения климата по годичным кольцам деревьев. Определение температурного и ветрового режима в городе. Бытовой мусор. Проблема его утилизации.
Тема 2. Уникальный мир живой природы (9 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах. Рекорды животного и растительного мира. Зимующие птицы. Удивительный подводный мир.
Тема 3. Экология жилища (7 часов). Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Экологически грамотный покупатель. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.
Тема 4. Экологические катастрофы и их последствия ( 9 часов).
Почему исчезли динозавры? Глобальное потепление или похолодание? Земная кора в движении. Кладбище химического оружия на дне моря. Припять: город-призрак. Защита от космических визитеров.
Календарно-тематическое планирование
(34 часов; 1 час в неделю)
№ занятия
Тема занятия
План
Факт
Введение (3 часа)
1
Что изучает экология? Экологические организации, их значение.
2
Цели, задачи и направления работы кружка. Изучение календаря экологических дат.
3
Правила поведения на природе. Инструктаж по ТБ во время экскурсий.
ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (9 часов)
4
Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени.
5
Особенности внешнего строения коры деревьев.
6
Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.
7
Исследование динамики изменения климата по годичным кольцам древесных растений.
8
Каким воздухом мы дышим?
9
Определение ветрового режима в городе.
10
Температура воздуха в городе.
11
Бытовой мусор. Проблема утилизации.
12
Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
ТЕМА 2. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (6 часов)
13
Роль комнатных растений.
14
Цветы в легендах и мифах.
15
Самые удивительные растения.
16
Птицы Московской области.
17
Зимующие птицы.
Акция «Накорми птиц!».
18
Курьезы и тайны природы.
ТЕМА 3. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА (7 часов)
19
Экология жилья: от избы к современной квартире. Опасные предметы в квартире человека
20
Что обозначают индексы пищевых добавок? Деловая игра
21
Правила обращения с лекарственными препаратами
22
Экологически опасные факторы в быту.
23
Водосбережение. Учет водопотребления в семье.
24
Энергосбережение. Альтернативные источники энергии. Энергопотребление в моей семье.
25
Оценка материально-жилищного уровня жизни семьи
ТЕМА 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
( 9 ЧАСОВ)
26
На пути к гибели… Почему исчезли динозавры?
27
Глобальное потепление или похолодание?
28
Земная кора в движении.
29
Кладбище химического оружия на дне моря.
30
Припять: город-призрак.
31
Защита от космических визитеров.
32
«Берегите свою планету!»
33-34
Подведение итогов работы. Презентация подготовленного материала
Литература
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 2005.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 2013 г.
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.
Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
Интернет-ресурсы
Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.
http://ecoportal.su/
Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html
Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7
Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm