kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка «Муравейник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа экологического кружка «Муравейник» направлена на формирование у воспитанников школы экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой. Данная программа рассчитана на работу с разновозрастной группой учащихся, что предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала,  с возрастными особенностями и личными предпочтениями. Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Муравейник»»

Бюджетное учреждение Омской области

"Комплексный центр социального обслуживания населения

Оконешниковского района"



Рабочая Программа

эколого-краеведческого кружка

«Муравейник»






Возраст детей,

на которых рассчитана программа: 8-15 лет


Срок реализации программы: 1 год


Автор программы:


Специалист по работе с семьёй

Керимова Ирина Владимировна





























р.п. Оконешниково - 2015г

Пояснительная записка

Программа экологического кружка «Муравейник» направлена на формирование у воспитанников школы экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.

Данная программа рассчитана на работу с разновозрастной группой учащихся, что предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, с возрастными особенностями и личными предпочтениями. Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность учащихся.

В современных государственных образовательных стандартах для детей с ОВЗ большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому экологический кружок «Мир глазами ребенка» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и современным образовательным тенденциям в воспитании детей .

Цель программы:

  • Реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании, общении, формирование экологического воспитанников с ОВЗ, обеспечивающего выбор целесообразного поведения в природе, эмоционально-положительного отношения к природе, вещам и материалам природного происхождения, к собственному здоровью.

Задачи программы:

  • воспитательные: формирование у школьникоа потребности в новом типе отношений между человеком и природой, развитие интереса к своей малой родине и уважения к традициям и истории своего народа, развитие умения работать в команде (малых группах постоянного и переменного состава).

  • коррекционно-развивающие: расширение кругозора воспитанников, активизация мыслительной деятельности через самостоятельное поисковую и исследовательскую деятельность, тренировка наблюдательности .


Принципы реализации данной программы:

  1. Принцип «малой родины» - географической конкретности гуманитарно-экологических исследований и образовательных инициатив.

  2. Принцип экологической интерпретации и этно-экологического анализа материала традиционной культуры.

  3. Принцип единства (все мы являемся частью природы).

  4. Принцип: непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы).

Особенностью организации воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

Программа рассчитана на 8– 15-летних детей.

Программой предусматривается 68 занятий (9 часа в неделю) в течение одного учебного года. Время одного занятия 40 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого и этнографического материала могут проводиться и более длительное время.

Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, дидактические карточки, тесты). Все это дает возможность направленно воздействовать на личность воспитанников : тренировать память, развивать наблюдательность, мышление , обучать приемам самостоятельной учебной деятельности , способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся.



Общие сведения о кружке:

вид кружка

постоянного состава

год занятия кружка

первый

количество членов кружка

12 человек

возраст кружковцев

8 – 15 лет

количество занятий

2 часа в неделю

68 часов в учебный год

место занятий

Учебная аудитория



Учебно-тематический план

Общая тема

Всего

Количество часов

Даты


Теорет.

Практич.

По плану

По факту

1.

Экостарт.

Теория. Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Источники загрязнения: транспорт, теплоэнергетики, промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, бытовые отходы.Отходы производства и потребления. Практика:

  1. Картирование источников загрязнения на территории Оконешниковского района района.

  2. Экологический мониторинг воды (методика исследования питьевой воды).

  3. Основы фитодизайна. Акция «Самый зеленый класс в школе»

6

2

4

2.09

7.09

9.09

14.09

16.09

21.09


2.

Среда обитания и здоровье человека.

Теория. Природная среда - фактор здоровья. Состояние окружающей среды . Природные факторы, воздействующие на здоровье человека (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы). Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний.

Практика:

  1. Определение степени запыленности воздуха в классах.

  2. Мониторинг чистоты классов. Акция «Самый чистый класс»

  3. Организация «Дня отказа от курения» Выступление агитбригады.

  4. Практическая работа «Изучение освещенности квартиры».

8

2

6

23.09

28.09

30.09

5.10

7.10

12.10

14.10

19.10


3.

Экологические традиции и обряды в фольклоре нашего края.

Теория. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий местного населения.

Практика:

  1. Сбор краеведческого материала «Бабушкины сказки»

  2. Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки нашей местности»

  3. Сбор краеведческого материала «Песни – голос души»


8

2

6

21.10

26.10

28.10

5.11

16.11

18.11

23.11

25.11


4.

Экология моей деревни.

Теория. История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт. Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями. Взаимоотношения человека и природы: исторический экскурс.

Практика:

  1. Проект «История возникновения и развития местного населенного пункта»

  2. Топонимика. Отражение отношений человека и природы в местных названиях.

  3. Сбор краеведческого материала «Ремесла нашей местности»

  1. Неделя краеведения. Организация праздника «Мы-Любимовские»

8

2

6

30.11

2.12

7.12

9.12

14.12

16.12

21.12

23.12


5.

Экология человека.

Теория. Правила личной гигиены мальчиков и девочек - подростков, юношей и девушек. Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья.

Практика:

  1. Акция «Самый здоровый класс»

  2. Разработка иллюстрированных памяток для младших школьников «Гигиенические процедуры»

  3. Исследование наиболее распространенных заболеваний в школе.

  4. Подбор индивидуальных гигиенических средств.

8

2

6

28.12

11.01

13.01

18.01

20.01

25.01

27.01

1.02


6.

Экология питания.

Экологическое качество продуктов питания Роль пищи в жизни человека. Рациональное питание. Биологические и химические загрязнители пищи. Экологически чистые продукты. Биологическая роль витаминов в обмене веществ. Авитаминоз и его причины.

Практика:

  1. Практическая работа «Изучение состава пищевых продуктов по этикеткам на упаковке».

  2. Изучение пищевых предпочтений учащихся школы и составление на основе этих данных сбалансированного меню для школьников.

  3. Выступление агитбригады «Здоровая пища- наше здоровье»

4. Акция «Столовая для птиц»

8

2

6

3.02

8.02

10.02

15.02

17.02

22.02

24.02

29.02


7.

Психология и экология.

Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды изменения работоспособности. Режим дня: периоды учебы, отдыха, сна. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Переутомление, его субъективные и объективные признаки. Методы снятия. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых.

Практика:

  1. Составление индивидуального режима дня. Подсчет наиболее работоспособных периодов .

  2. Практикум «Способы снятия усталости»

  3. Организация динамических пауз для младших школьников.

  4. Конкурс рисунков «Волшебные сны»

8

4

4

2.03

7.03

9.03

14.03

16.03

21.03

23.03

4.04



8.

Здоровье и экология.

Вредные привычки и их воздействие на организм человека. Значение физических упражнений для здоровья человека. Гиподинамия. Закаливание.


Практика:

  1. Определение гармоничности физического развития: а) изучение осанки с помощью визуальных наблюдений; б) определение формы стопы методом получения отпечатка; в) определение биоритмов человека

  2. Помоги себе сам: составить программу самосовершенствования и отказа от вредных привычек.

  3. Активное участие в районной акции «Быть здоровым - здорово!» (выпуск буклетов, создание видеоролика, организация КВН «О самом главном»)

8

2

6

6.04

11.04

13.04

18.04

20.04

25.04

27.04

2.05


9.

Экофиниш.

Теория. Законы природы. Законы человеческого общества. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе.

Практика:

  1. Социологический опрос «Правила поведения человека в природе».

  2. Акция «Моё дерево»

  3. Оформление цветника «Муравьиная клумба»

  4. Отчетное выступление агитбригады. Выставка индивидуальных проектов кружковцев.


6

2

4



4.05

11.05

16.05

18.05

23.05

25.05



Итого

68 ч

20 ч

48 ч







Ожидаемый результат

  1. Сформировавшийся интерес к родному краю и на его основе бережное отношение к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.


  1. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности, территории школы.

  2. Преодоление у детей утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней в неразрывной связи с нравственным, гражданским воспитанием.



Техническое оснащение программы.

  1. Компьютеры, принтер, сканер.

  2. Цифровой фотоаппарат.

  3. Медиапроектор

  4. Экран переносной.

  5. Магнитофон.

  6. Стенды для выставок.

Необходимая материальная база.

  1. Инструменты для проведения исследовательской деятельности (планшеты, канцелярские принадлежности,)

  2. Расходные материалы (бумага, магнитные носители).

Работа с родителями:

    • анкетирование «Мнение об организации и проведении кружка;

    • посещение занятий родителями;

    • участие в опросах, проводимых учащимися, по сбору этнографическое и другой информации;

    • индивидуальные беседы.



Методическое обеспечение:



1. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.

2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы (Текст)/ Т. А. Дмитриева, С. И. Гуленков, С. В. Суматохин и др. – М.: Дрофа, 1999.

3. Касаткина, Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. (Текст). - Волгоград: Учитель, 2003.

4. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К»,2006

5. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

6. Пугал, Н.А., Розенштейн, А.М. Кабинет биологии (Текст): пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

7. Сорокина, Л.В.Тематические игры и праздники по биологии (Текст): методическое пособие. - М.: Сфера, 2003г.

8. Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 1999.

9.Трайтак, Д.И. Кабинет биологии (Текст): пособие для учителей. (из опыта работы). – М.: Просвещение, 1976.

10.www.ecocommunity.ru -«Ecocom» — всё об экологии










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа кружка «Муравейник»

Автор: Керимова Ирина Владимировна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243586


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства