kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного предмета Экология 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по экологии под редакцией Н.М. Черновой. Программа подкреплена учебником:  Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология: базовый уровень. 10-11 кл. 3 издание. М.: «Дрофа», 2015. – 302 с. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Экология 10 класс»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на методическом объединении Утверждаю:

предметов естественно- математического Приказ № _____ от _____

цикла руководитель: Сиркина Е.А. Директор Т.П.Шестакова

Протокол № ______ от___________







Рабочая программа

учебного предмета

Экология 10 класс














Составитель: Куроедова Светлана Львовна

учитель биологии.







с. Кемля 2016г.







Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по экологии под редакцией Н.М. Черновой. Программа подкреплена учебником: Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология: базовый уровень. 10-11 кл. 3 издание. М.: «Дрофа», 2015. – 302 с.

На изучение экологии в 10 классе по учебному плану МОБУ Кемлянская СОШ на 2016-2017 год из образовательной области «Естествознание» отводится 1 час в неделю 34 часа в год. В 10 и 11 классах на реализацию курса экологии согласно базисному учебному плану выделено 68 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.).

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности экологического образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Цель изучения данного курса «Общая экология»: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; сформировать знания о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем; определить значение устойчивого развития природы и человечества. формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Что предполагает решение следующих задач; формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;

- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;

- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;

- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.

- формирование у учащихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;

- формирование знаний о происхождении и эволюции Земли, об основных законах, определяющих глобальные экологические процессы;

- получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;

- формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;

- создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному. Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе и влиянию на неё антропогенного фактора. Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человека на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия человечества.

Программа изучения экологии включает практикум с целью развития творческих способностей школьников, мышления.

Обучение учащихся экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников практической деятельности. Осуществляются межпредметные связи: Биология. Многообразие живых организмов, их адаптация, роль в природе и хозяйственной деятельности человека, факторы среды, обмен веществ, динамическое равновесие и устойчивость популяций, биоценозов, экологических систем. Химия. Физика. Круговорот веществ и потоков энергии в природе. Свойства основных биогенных элементов (кислорода, углерода, азота). Применение законов термодинамики. География. География народонаселения.

Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические разноуровневые тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, сообщения.

































ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.


1. Введение. (2 часа)

Предмет экологии. Ее разделы. История развития экологии как науки и значение экологического образования в настоящее время.

Планируемые результаты: Знать предмет, методы и задачи экологии как науки. Уметь приводить примеры.

2. Организм и среда. (12 часов)

Потенциальные возможности размножения организмов. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Абиотические факторы среды. Формы приспособления организмов к свету. Адаптация организмов к температуре среды. Адаптация организмов к влажности среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни. Почвенно – климатические условия Мордовии – совокупность факторов, определяющих видовой состав растений и животных Мордовии.

Самостоятельная работа. Во время изучения курса «Основы экологии» учащиеся самостоятельно работают с рубрикой текста учебника «Примеры и дополнительная информация», а также с рубрикой «Темы для дискуссий». Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания и адаптаций к ним живых организмов».

Планируемые результаты: Знать классификацию экологических факторов, уметь приводить примеры влияния факторов на организмы окружающей местности. Знать группы организмов по температурному фактору: пойкилотермные и гомойотермные животные, теплолюбивые и морозоустойчивые растения. Приспособления организмов к температурному фактору. Знать группы организмов по водному фактору: влаголюбивые засухоустойчивые растения, водные и наземные животные, группы организмов по отношению к свету (светолюбивые и тенелюбивые растения, дневные и ночные животные), влияние светового фактора на строение организмов; Уметь приводить примеры организмов окружающей местности. работать по схемам и таблицам, использовать полученные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации.

3. Сообщества и популяции. (10 часов).

Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяции. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регулирование в природе. Биоценоз и его устойчивость.

Практические работы.

№1 «Описание популяций и объяснение популяционных явлений». № 2 «Решение задач».

Планируемые результаты: Знать законы оптимума, закон ограничивающего фактора, закономерность неоднозначного действия фактора на функции одного организма классификацию антибиотических отношений: хищничество, конкуренция, паразитизм;

Знать определение популяции, ее основные характеристики: плотность расселения, численность, рост, продолжительность жизни, количество потомства; Знать и уметь вычислять динамику и рост популяции, циклические колебания численности, регуляцию численности популяции. Уметь давать определение рождаемости, смертности, возрастной структуре популяции. Уметь использовать полученные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации

4. Экосистемы. (10 часов)

Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Защита рефератов по теме «Экосистемы Мордовии». Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. Биосфера. Экология как научная основа природопользования.

Практические работы.

№ 3 «Решение задач».

Самостоятельная работа. Характеристика наиболее типичного природного сообщества своей местности по схеме. Подготовить сообщение по теме «Продуктивность агроценозов». Письменно ответить на дополнительные вопросы. Подобрать материал периодической печати, показывающий использование экологических знаний в разных областях хозяйства.

Планируемые результаты: Знать понятия: сообщества, экосистема, агроценоз, агроэкосистема, ландшафт, биоценоз, биосфера, экологическая сукцессия, Знать и уметь объяснять понятия продуктивность сообщества, потоки энергии и веществ в сообществе, объяснять понятия цепей питания, Уметь составлять пищевые и детритные цепи, составлять экологические пирамиды, уметь использовать полученные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);

-о потенциальных возможностях размножения организмов;

- об общих законах зависимости организмов от факторов среды.

абиотические факторы среды

-основные пути приспособления организмов к среде.

- основные среды жизни.

-пути воздействия организмов на среду обитания

-приспособительные формы организмов.

-типы взаимодействия организмов

-законы и следствия пищевых отношений

-законы конкурентных отношений в природе.

-законы организации экосистем.

- законы биологической продуктивности.

-условия устойчивости популяций, биоценозов и экосистем

- о месте человека в экосистеме Земли ( общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);


Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

  • строить графики простейших экологических зависимостей;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений,

- охранять растительный и животный мир.


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


Поурочная проверка знаний, тестирование, индивидуальная работа с карточками, практические работы с раздаточным материалом, с учебными таблицами, с дополнительной литературой, итоговая проверка по разделам.

Тематическое планирование по дисциплине «Экология». 10 класс.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1.

Введение.

2

2

-

-

-

-

2.

Организм и среда

12

11

-

1

-

1

3.

Сообщества и популяции.

10

7

2


-


1

4.

Экосистемы.

10

9

1

1

-

-

 

Итого

34

28

3

2

-

2
















Календарно – тематический план по экологии 10 класс



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них


Самостоятельная работа, ч.


Дата проведения занятия

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрол работы, ч.

10а планируемая

10а фактическая

10б планируемая

10б фактическая


1.

Введение

2

-

-

-





1

1.1

Предмет экологии. Ее разделы. 4-8 Т.Б

1








2

1.2

История развития экологии как науки и значение экологического образования в настоящее время.

1









2.

Организм и среда.

12

-


-





3

2.1

Потенциальные возможности размножения организмов.§1

1








4

2.2

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.§2

1








5

2.3

Абиотические факторы среды. Формы приспособления организмов к свету.

1








6

2.4

Адаптация организмов к температуре среды.

1








7

2.5

Адаптация организмов к влажности среды.

1








8

2.6

Основные пути приспособления организмов к среде.§3

1









2.7

Основные среды жизни.§4

1








10

2.8

Пути воздействия организмов на среду обитания.§5

1








11

2.9

Приспособительные формы организмов.§6

1








12

2.10

Приспособительные ритмы жизни.§7

1








13

2.11

Почвенно – климатические условия Мордовии – совокупность факторов, определяющих видовой состав растений и животных Мордовии.

1








14

2.12

Контрольная работа №1

1


К.р.







3.

Сообщества и популяции.

10



-





15

3.1

Типы взаимодействия организмов.§8









16

3.2

Законы и следствия пищевых отношений.§9

1








17

3.3

Законы конкурентных отношений в природе.§10

1








18

3.4

Популяции.§11

1








19

3.5

Демографическая структура популяции.§12

1








20

3.6

Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регулирование в природе.§13. §14

1








21

3.7

Пр. раб. №1 «Описание популяций и объяснение популяционных явлений».

1

Пр. раб. №1







22

3.8

Пр. раб. № 2 «Решение экологических задач».

1

Пр. раб. № 2







23

3.9

Биоценоз и его устойчивость.§15

1








24

3.10

Проверочная работа по теме «Сообщества и популяции».

1



Тест






4.

Экосистемы.

11



-





25

4.1

Законы организации экосистем.§16

1








26

4.2

Законы биологической продуктивности.§17

1








27

4.3

Экосистемы Мордовии. (Сообщения)

1








28

4.4

Агроценозы и агроэкосистемы.§18

1








29

4.5

Саморазвитие экосистем.§19

1








30

4.6

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.§20

1








31

4.7

Пр. раб. №3 «Решение задач».

1

Пр. раб. №3







32

4.8

Биосфера.§21

1








33

4.9

Экология как научная основа природопользования.§22

1








34

4.11

Контрольная работа №2

1


К.р.








Итого:

34 ч

3

2

2








Материально техническое обеспечение учебного предмета

10-11 класс 1.Перечень оборудования

Компьютер

мультимед - проектор цифровые микроскопы световые микроскопы микроскопы с подсветкой

2. Перечень наглядных и дидактических материалов

СД. 1С: Репетитор Биология (весь школьный курс)

СД. Экология общий курс

гербарий по общей биологии

Тесты по разделам экологии.

Карточки с заданиями по разделам экологии

3. Комплект таблиц

Комплект таблиц « Экология»

Комплект «Круговорот биогенных элементов»

таблица «Главные направления эволюции» таблица «Цепи питания» таблица « Строение экосистем» таблица «Редкие и исчезающие животные» таблица «Редкие и исчезающие растения» таблица «Среда обитания»

4. Набор моделей по строению

Коллекция «Биоценоз водоема» Коллекция «Агроцсноз»






Список учебно-методической литературы


1. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология: базовый уровень. 10-11 класссы. 3 издание. М.: «Дрофа», 2015. – 302 с.

2. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.

3. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.

4. «Экология» 10-11 кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.

5. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. – 468 с.

6. Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.

7. Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. – 416 с.


8. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. – 270 с.

  1. Конституция Российской федерации. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.

  2. Красная книга Республики Мордовия: Грибы. Лишайники. Растения. Животные .

  3. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 448 с.


CD-ROM «Экология. Учебное электронное издание.








Приложение

Контрольная работа №1 Вариант 1


Тесты с одним ответом.

\. Экология - наука, изучающая:

А) влияние загрязнений на окружающую среду;

Б) влияние загрязнений на здоровье человека;

В) влияние деятельности человека на окружающую среду;

Г) взаимоотношение организмов с окружающей их средой обитания.

2. Термин «экология» предложил:

А) Аристотель; б) Э.Геккель; в) Ч.Дарвин; г) В.И. Вернадский.

3. Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития нашей планеты называется:

А) техносферой; б) антро по сферой; в) ноосферой; г) социосферой.

4.Популяция -это:

А) группа организмов одного вида, занимающая определенное пространство и функционирующая как часть биотического сообщества.

Б) группа организмов разных видов, занимающая определенное пространство и функционирующая как часть биотического сообщества.

В) Совокупность особей, функционирующих как часть биотического сообщества.

Г') совокупность особей одной семьи, контролирующих определенное пространство и функционирующих как часть биотического сообщества.

5. Сложная природная система, образованная совместно живущими и связанными друг с другом видами, называется:

А. экосистемой; б) биотопом; в) биоценозом; г) биосферой.

6. Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют:

А. стенобионтами: б. олигобиоитами; в. комменсалами; г. эврибионтами.

7. Абиотическим фактором среды не является:
А. сезонное изменение окраски зайца-беляка;

Б. распространение плодов калины, рябины, дуба.

8. Приспособленность к среде обитания:

А. присуща живым организмам с момента их появления на свет; Б. возникает путем длительных тренировок организма;

  1. является результатом длительного естественного отбора;
    Г. является результатом искусственного отбора.

  2. Приспособленность организмов к существованию в нриливно-отливной зоне проявляется:
    А. как способность зарываться в придонный грунт, а также в наличии различных выростов;
    Б. как способность во время уплывать на глубину;

В. в наличии ярко окрашенных покровов; Г. как способность к хорошей ориентации.

10. Многие виды деревьев на границах ареалов образуют:
А. крупные пышные формы;

Б. кустарниковые и стелющиеся формы;

В. карликовые формы; г. уродливые формы.

11. Суточные ритмы проявляются у всех живых существ, кроме:
А. покрытосеменных растений суши;

Б. непарнокопытных млекопитающих;

В. обитателей почвы;.

Г. обитателей пещер и морских глубин.

12. Самую большую скорость передвижения животные развивают в:
А. водной среде; б. воздушной среде;

В. наземной среде; г. почве.

Тесты с несколькими ответами,

13. К экологическим факторам относятся:

А. климат; б. рельеф; в. затмение Солнца; г. опыление насекомыми растений; Д) содержание кислорода в воде.

14. Для растений ресурсами являются:

А. вода; б. минеральные соли; в. солнечная энергия; г. органические вещества; Д. углекислый газ.

15. Основные среды жизни:

А. водная; б. почвенная; в. наземно-воздушная; г. живые организмы; д.щелочно-кислотная.

Выберите правильные суждения.

  1. Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы.

  2. Толерантность особи остается неизменной в течение всей жизни.

  3. Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы.

  4. Виду свойственна только одна определенная ниша независимо от места его обитания и географического района.

Вопрос с короткими ответами.

20. Выберите признаки, характерные для специфических условий жизни в наземно-воздушной среде.

  1. мягкий температурный режим;

  2. достаточно высокая плотность среды;

  3. сравнительно малая плотность среды

  4. ограниченность кислорода;

  5. резкие изменения температуры;

  6. различный солевой состав;

  7. практически неограниченный запас нищи;

  8. относительная стабильность условий;

  9. практически полное отсутствие кислорода;

  10. активное сопротивление среды обитания;

  11. относительно постоянное количество кислорода.


Вариант 3. Тесты с одним ответом.

1. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:

А. абиотического; Б. биотического;

В. антропогенного; Г. вообще не экологического.

2.Толерантность.- это способность организмов: А. выдерживать изменение условий жизни; Б. приспосабливаться к новым условиям; В. образовывать локальные формы; Г. приспосабливаться к строго определенным условиям.

3. Соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности называют:

А. энергетическим бюджетом; Б. энергетической стоимостью; В. энергетическим ресурсом; Г. тепловым балансом.

4.Внешнее сходство, возникающее у представителей разных неродственных видов в результате сходного образа жизни, называют:

А, конвергенцией; Б. параллельной эволюцией;

В. жизненной формой; Г. морфологической адаптацией.

5. Популяция, которая занимает в составе биоценоза определенное положение, называется:

А. жизненной формой; Б. экологической нишей;

В. экотипом; Г. ареалом.

6. Закон оптимума означает следующее:

А. организмы по-разному переносят отклонения от оптимума;

Ь. любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм;

В, любой экологический фактор оптимально действует на организм;

Г. любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды.

7. Один из факторов среды:

А. может быть заменен избытком другого фактора;

Б. не может быть заменен другими факторами;

В.частично может быть заменен другими факторами:

Г. может быть заменен двумя-тремя другими факторами.

8.Абиотическим факторами среды не являются:
А. вода и выпадение осадков; Б. грунт;

8. взаимодействие типа «паразит-хозяин»; Г. рельеф.

9. Помимо среды обитания одним из основных признаков, на основании которых выделяют жизненные формы зверей, являются:

А. способ передвижения; б. способ питания;

В. характер питания; г. размер тела.

10 .Состояние организма, чрезвычайно расширяющее возможности его выживания в самых суровых условиях окружающей среды, называется:

А. ночным сном; б. дневным сном; в. анабиозом; г. голоданием.

11. Если на реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого явления:

А. изменение течения скорости реки;

Б. уменьшение содержания кислорода в воде;

В. изменение атмосферного давления;

Г. увеличение концентрации озона в воздухе.

12.Первые живые обитатели Земли появились в:
А.
почве; б. наземной среде;

В. водной среде; г. воздушной среде.


Тесты с несколькими ответами.

13. К экологическим факторам относятся:

А. климат;

Б. рельеф;

В. затмение Солнца;

Г. опыление насекомыми растений;

Д) содержание кислорода в воде.

14. Для животных ресурсами являются:

А. вода;

б. органические вещества;

в. солнечная энергия;
Г. углекислый газ;

д. кислород.

15. Основные среды жизни:

А. водная;

б. почвенная;

в. наземно-воздушпая;

г. живые организмы;

д. щелочно-кислотная.

Выберите правильные суждения.

16.Толерантность особи остается неизменной в течение всей жизни.

  1. Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше
    шансов в борьбе за существование.

  2. Любой фактор, влияющий па живые организмы, может стать либо оптимальным,
    либо ограничивающим, в зависимости от силы своего воздействия.

  3. Виду свойственна только одна определенная ниша независимо от места его обитания
    и географического района.

Вопрос с короткими ответами.

20. Выберите признаки, характерные для специфических условий жизни в войной среде:

1 . мягкий температурный режим;

  1. достаточно высокая плотность среды;

  2. сравнительно малая плотность среды

  3. ограниченность кислорода;

  4. резкие изменения температуры;

  5. различный солевой состав;

  6. практически неограниченный запас пищи;

  7. относительная стабильность условий;

  8. практически полное отсутствие кислорода;

10.активное сопротивление среды обитания;

1 1 . относительно постоянное количество кислорода.





Контрольная работа №2 10 класс Вариант 1

Часть А. Выбрать один правильный ответ

А 1. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания – фактор 1) биотический 3) абиотический 2) антропогенный 4) экологический А2. Отношения «паразит-хозяин» состоит в том, что паразит: А) не оказывает существенного влияния на хозяина Б) всегда приводит хозяина к смерти В) приносит определенную пользу хозяину Г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина А3 Хищники в природном сообществе: А) уничтожают популяцию жертв Б) способствуют росту популяции жертв В) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность Г) не влияют на численность популяции жертв А4. Популяцию характеризуют следующие свойства: А) рождаемость, смертность Б) площадь территории В) распределение в пространстве Г) среда обитания, условия жизни А5. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют: А) одну популяцию одного вида Б) две популяции одного вида В) две популяции двух видов Г) одну популяцию двух видов А6.Показателем процветания популяций в экосистеме служит: А) связь с другими популяциями Б) связь между особями популяций В) их высокая численность Г) колебания численности популяций А7. Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв: А) сокращается Б) увеличивается В) изменяется по сезонам года Г) поддерживается на определенном уровне А8 Примером природной экосистемы служит: А) пшеничное поле Б) оранжерея В) дубрава Г) теплица А9. Наибольшее число видов характерно для экосистемы: А) березовой рощи Б) экваториального леса В) ельника Г) тайги А10. Азотфиксирующие бактерии относятся: А) к продуцентам Б) консументам 1 порядка В) консументам 2 порядка Г) редуцентам А 11. Термин «экология» в 1866 году предложил 1) Ю. Сакс 3 ) И. Сеченов 2) Э. Геккель 4) Ф. Мюллер

12. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор 1) ограничивающий 2) оптимальный 3) антропогенный 4) биотический

13.Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются

1) консументами 2) продуцентами 3) редуцентами 4) гетеротрофами

14. Самая низкая биомасса растений и продуктивность 1) в степях 2) в тайге 3) в тропиках 4) в тундре

15. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется 1) плотностью популяции 2) продуктивностью популяции 3) саморегуляцией популяции 4) восстановлением популяции

В 1. Составьте пищевую цепь и определите консумента второго порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед.

С1. Почему считают конкурентными отношения между щукой и окунем в экосистеме реки?

С2 Объясните преимущество биологических методов борьбы вредителями над химическими

(ответы)

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

В

Г

В

А

В

В

Г

В

Б

г

2

2

2

4

3


В1. 1) цветки яблони - жук яблонный цветоед – большая синица - ястреб

2) консумент второго порядка - большая синица

С1. 1) являются хищниками, питаются сходной пищей;

2) обитают в одном водоеме, нуждаются в сходных условиях

С2. Предотвращается загрязнение среды, при этом сохраняется фауна и флора.

Контрольная работа 10 класс Вариант 2.

Часть А. Выбрать один правильный ответ

А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука 1) систематика 3) ботаника 2) зоология 4) экология А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют 1) абиотическими факторами 2) биотическими факторами 3) экологическими факторами 4) движущими силами эволюции

А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор 1) ограничивающий 3) антропогенный 2) оптимальный 4) биотический

А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют 1) видовое разнообразие 3) биомасса 2) биоценоз 4) популяция

А 5. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются 1) консументами 3) редуцентами 2) продуцентами 4) гетеротрофами А 6. Сигналом к сезонным изменениям является 1) температура 3) количество пищи 2) длина дня 4) взаимоотношения между организмами А7. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером: А) хищничества Б) паразитизма В) комменсализма г) симбиоза
А 8. Продуценты в экосистеме дубравы 1) поглощают готовые органические вещества 2) образуют органические вещества 3) разлагают органические вещества 4) выполняют все перечисленные функции

А 9. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ 1) продуценты 3 ) редуценты 2) консументы 4) детритофаги

А 10. Почему при переходе от одного звена пищевой цепи к другому теряется около 90% энергии? 1) энергия не передается от растений к животным 2) энергия освобождается в процессе фотосинтеза 3) основная часть остается в телах растений 4) энергия расходуется на процессы жизнедеятельности и рассеивается в окружающей среде

А 11. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии? 1) лисица —» дождевой червь — еж — листовой опад 2) листовой опад — дождевой червь —► еж — лисица 3) еж — дождевой червь —» листовой опад —» лисица 4) еж — лисица — дождевой червь — листовой опад

12. С периодическими изменениями в окружающей среде не связано следующее явление.
А) фотосинтетическая активность растений; Б) зимняя спячка животных; В) осенний листопад; Г) активность внутренних паразитов.

13. Развитие теплокровности стало возможным только в:
А) водной среде; Б) наземной среде; В) почве; Г) при паразитическом образе жизни

14 Только в водной среде стало возможным: А) возникновение фильтрационного типа питания; Б) удлинение тела организмов;

В) усвоение организмами солнечного света: Г) появление пятипалых конечностей.

15. 1. Живая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется: а) гидросфера;      б) литосфера;       в) атмосфера;       г) биосфера.


С1. Почему консументы не могут существовать без продуцентов?

С2. Почему в агроэкосистеме пшеничного поля в отличие от экосистемы заливного луга незамкнутый круговорот веществ?

С3. Как называется последовательная смена экосистем? Дайте характеристику постепенной смене экосистемы.


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа учебного предмета Экология 10 класс

Автор: Куроедова Светлана Львовна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа учебного предмета Экология 11 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_proghramma_uchiebnogho_priedmieta_ekologhiia_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "368475"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481477701"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС (начало) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-nachalo"
    ["file_id"] => string(6) "130265"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415869984"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по биологии  7 класс В.В.Латюшин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-v-v-latiushin"
    ["file_id"] => string(6) "168616"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423252240"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В. Пасечник "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-8-klass-umk-v-v-pasiechnik"
    ["file_id"] => string(6) "201789"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429115482"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства