Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 класса основного общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 класса основного общего образования (базовый уровень)
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом школы программа расчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2-х часов в неделю, в год 68 часов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 класса основного общего образования (базовый уровень)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Михайловская основная общеобразовательная школа»
Советского района Республики Марий Эл
Рассмотрено Утверждаю на заседании МО Директор __________Ю.В.Николаев
Протокол № 3 от 31.08.2016г. «_____»____________2016 г
Согласовано
Замдиретора по УВР: Степанова Э.Г.
Рабочая программа
по биологии
для обучающихся 7 класса
основного общего образования
(базовый уровень)
Разработана:
Маковой Галиной Викторовной
учителем химии и биологии
Iквалификационной категории
2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
2.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
3. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. 4.Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2010).
5. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации »
6. Учебного плана школы.
Цель и задачи изучения курса.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
* овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
* овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
* формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
* воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
* установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;
* подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
* иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Задачи курса
Обучения:
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследова-тельской компетентностей
- обеспечить усвоение учащимися знаний по биологии в соответствии со стандартом биологического образования (через систему уроков)
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме (через систему заданий)
- выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы (через лабораторные работы)
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продо-лжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение шести лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Зоологию изучают в течении одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 6 классе;построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ «Михайловская основная общеобразовательная школа» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю, в год 68 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса биологии учащихся формируется ценностное отношение. Ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине. В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности. Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Требования к уровню подготовки учеников:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и - объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах,
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Содержание курса.
Тема 1. Общие сведения о мире животных.
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Экскурсия. Многообразие животных в природе.
Тема 2. Строение тела животных.
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма.особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные.
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работа. Строение и передвижение инфузории. Разнообразие простейших.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.
Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви.
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.
Тема 6. Тип Моллюски.
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторная работа. Раковины различных моллюсков.
Тема 7. Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Лабораторная работа. Внешнее строение насекомого. Изучение коллекций вредителей сада и огорода.
Тема 8. Тип Хордовые.
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Лабораторная работа. Внешнее строение ящерицы.
Тема 11. Класс Птицы.
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.
Учебно-тематический план
№
Раздел (тема) курса
Кол-во часов
Лабораторная работа
1.
Общие сведения о мире животных.
5
2.
Строение тела животных.
3
3.
Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные.
4
Л.р. № 1
4.
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.
1. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2006.-176 с.
2. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2008.-80 с.
3. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс», М.: Вако, 2010
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998
5. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.
6. Пономарева И.Н. «Экология. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
Литература для учащихся:
1. Жизнь животных в 7 томах / гл. ред.В.Е. Соколов.- М.: Просвещение, 1987.
2. Большой справочник для школьников и поступающих в « Биология».- М.: «Дрофа», 2002
3. Воронцов Н. Н., Сухова Л.Н. «Эволюция органического мира».- М.: Просвещение, 1991
4. Благосклонов К. Н. « Охрана и привлечение птиц».- М.: Просвещение, 1992
5. «Заповедными тропами».- М.: 1988.
6. Алексеев В. Н., Бабенко В. Г., Сивоглазов В. И. « Членистоногие, ракообразные, паукообразные»- М.: Дрофа, 2004
7. Бровкина Е. Т, Сивоглазов В. И. «Млекопитающие».- М.: Дрофа, 2004
Дополнительная литература:
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология"
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
http://bird.geoman.ru/ - Птицы
http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые
http://animal.geoman.ru/ - Животные
http://fish.geoman.ru/ - Рыбы
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
№
Тема урока
Кол.часов
Дата
Цель
Требование к знаниям и умениям учащихся
Формы и методы
Оборудование
Понятия
термины
Лаборат.работа, регионал компо-нент
Домаш-нее задание, литерат
Примеч., коррек-ция
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1. Общие сведения о мире животных ( 4 часа)
1
Зоология-наука о цар-стве Живот-ные
1
Актуализиро-вать личностный смысл уч-ся к изучению курса биологии, зоо-логии
Знать: историю развития биологии, царства органического мира, основные биологические науки. Понимать: значение зо-ологии для современных людей. Уметь: пояснять что будет изучаться в данном курсе, указывать признаки растений и животных
Частично-поисковый
Индивиду-альная, Фронталь-ная работа
Портреты учёных, влажные препара-ты
Биология
Зоология
Генетика
Цитология
Морфология
Физиология
Эмбриоло-гия
Систематика
Экология
1, вопр. 1
2
Среды жиз-ни и место-обитания животных. Взаимосвязи животных в природе
1
Продолжить формирование знаний о средах жизни организ-мов, их взаимо-связи
Знать: характеристику различных сред жизни, взаимосвязи животных в природе. Понимать: животные имеют прис-пособления к различ-ным средам обитания. Уметь: приводить примеры животных разных сред обитания, примеры взаимосвязи животных в природе
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтал., групповая работа
Таблица
Взаимос-вязи жи-вотных в природе
Среда обитания
Хищничест-во
Паразитизм
2, зад. 3
Кучменко В. С. Биоло-гия. Живот-ные
Далее (1)
3
Классификация живот-ных. Основ-ные систе-матические группы жи-вотных
1
На основе знаний о систематики на-учиться состав-лять классифи-кацию живот-ных
Знать: основные таксо-номические единицы животного мира. Понимать: значение классификации. Уметь: сравнивать классифика-цию растений и живот-ных, классифицировать ворону серую
Частично-поисковый
Индивиду-альная, Фронталь-ная работа
Рис. 15
Классифика-ция, едини-цы класси-фикации
Системати-ческие груп-пы
3, вопр. 4
4
Зависимость жизни живо-тных от че-ловека. Ох-рана живот-ного мира. Краткая ис-тория разви-тия зооло-гии. Экскур-сия.
1
Подвести уч-ся к пониманию тесной связи между жизнью животных и об-разом жизни человека, позна-комить с исто-рией зоологии, познакомиться с животными ро-дного края
Знать: косвенное и пря-мое воздействие чело-века на животных, жи-вотных своей местнос-ти. Понимать: тесную взаимосвязь между жи-знью животных и чело-веком. Уметь: опреде-лять виды животных в природе
Проблем-ный, фрон-тальная, ин-дивид. рабо-та
Красная книга
Охрана жи-вотных
Заповедник
Экскур-сия Мно-гообра-зие жи-вотных в природе
4, 5, отчёт
2. Строение тела животных ( 3 часа )
5
Животный организм как биосис-тема. Клет-ка как стру-ктурная еди-ница орга-низма
1
Организовать деятельность школьников для изучения осо-бенностей стро-ения животной клетки
Знать: строение живот-ной клетки. Понимать: сходство и различие ра-стительной и животной клеток. Уметь: показы-вать на таблице части клетки.
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтал., индивидуал работа
Таблица
Строение клетки
Клетка
Мембрана
Лизосомы
Рибосомы
Митохондр
Аппарат Го-льджи
6, вопр. 2
6
Ткани
1
Продолжить формирование знаний по изу-чению особен-ностей строения и жизнедеятель-ности тканей
Знать: виды тканей жи-вотных. Понимать: не-обходимость взаимос-вязи функций всех тканей организма. Уметь: характеризовать виды тканей животных
Выявить совме-сно с уч-ся ос-новные системы органов живот-ных, регуляцию органов
Знать: основные систе-мы органов организма животных. Понимать: взаимосвязь строения и функций систем орга-нов, сргласованную ра-боту всех органов и систем. Уметь: приво-дить примеры услов-ных и безусловных рефлексов
Репродукт., индивидуал, фронтальная работа
Рельефная таблица
Орган
Системы органов
Рефлекс
8, зад. 4 (1)
3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные ( 4 часа )
8
Общая ха-рактеристик. простейших. Корненожки.
1
Способствовать развитию у уч-ся представле-ний об особен-ностях простей-ших, их внеш-нем и внутрен-нем строении, образе жизни
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность простейших, кор-неножек. Понимать: значение простейших в природе. Уметь: схема-тично изображать амё-бу и объяснять её стро-ение
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтал., индивидуал работа
Таблица Класс Саркодо-вые
Амёба протей
ЛожноножкаВакуоль Циста
9, зад. 1.
Волцит М. Е. Приро-да Рос-сии. Жизнь живот-ных
Далее
(2)
9
Жгутиконосцы
1
Организовать деятельность школьников по изучению жгу-тиконосцев на примере эвгле-ны зелёной
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность жгутиконосцев на примере эвглены зелён. Понимать: значение простейших в природе. Уметь: схематично изображать эвглену и объяснять её строение
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтал., индивидуал работа
Таблица
Класс Жгутико-носцы
Жгутиконосцы
Базальное тельце
Колонии
10
10
Инфузории
1
Рассмотреть строение инфу-зории, передви-жение под мик-роскопом
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность инфузорий. Понимать: значение простейших в природе. Уметь: схематично изображать инфузорию и объяснять её строение
Частично-поисковый
Индивиду-альная, Фронталь-ная работа
Микроскопы, мик-ропрепа-раты
Конъюгация
Л. р. 1
Строе-ние и пе-редвиже-ние ин-фузории туфельки
11, вопр. 5
11
Значение простейших в природе и жизни чело-века
1
Закрепить зна-ния о многооб-разии простей-ших, их значе-нии
Знать: типы простей-ших, значение простей-ших в природе и жизни человека. Понимать: необходимость меры борьбы с паразитичес-кими одноклеточными животными. Уметь: объяснять схему разви-тия малярийного плаз-модия
Частично-поисковый
Групповая, Фронталь-ная работа
Схема развития малярий-ного плаз-модия
Дизентерия
Малярия
Л. р. 2
Разнооб-разие простей-ших
12, вопр. 7
4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные ( 3 часа )
12
Общая характерис-тика типа кишечнопо-лостных. Морские ки-шечнопо-лостные
1
Познакомить с особенностями типа кишечно-полостных, сос-тавить схему эволюции ки-шечнополост-ных
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность кишечнополост-ных, класс Гидроидные и Сцифоидные медузы. Коралловые полипы. Понимать: значение ки-шечнополостных в при-роде. Уметь: приводить примеры различных представителей кишеч-нополостных
Репродукт., индивидуал, групповая работа
Таблица Тип Кишечно-полост-ные
Жизненная форма
Одиночные и колониаль-ные формы
14, стр. 55-57.
Резникова В. З. 1000 вопрос. и зад. по био-логии Далее (4)
13
Пресновод-ная гидра
1
Способствовать формированию представлений о строении, об-разе жизни пре-сноводной гидры
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность пресновод. гидры Понимать: значение кишечнополостных в природе. Уметь: схематично изображать гидру и объяснять её строение
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтал., индивидуал работа
Таблица Тип Кишечно-полост-ные
Регенерация
Почкование
Гермафро-дит
13, повт 1-14, слов.слова
14
Зачётное за-нятие по те-мам Общие сведения о мире живот-ных. Строе-ние тела жи-вотных. Подцарство ПростейшиеТип Кишеч-нополостн.
1
Углубить, сис-тематизировать и проверить знания уч-ся по данным темам
Знать: основные поло-жения тем. Уметь: ана-лизировать, делать вы-воды, использовать раннее изученный мате-риал для решения пос-тавленных заданий
Контрольн. работа
Повт. 13
5. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви ( 5 часов )
15
Белая плана-рия как пре-дставитель свободножи-вущих плос-ких червей.
1
Содействовать развитию у де-тей представле-ний о строении и образе жизни свободножив. плоских червей
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность плоских червей на примере белой пла-нарии.Понимать:
значение белой плана-рии в природе. Уметь: объяснять строение кожно-мускульного мешка
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтал., индивидуал работа
Таблица
Плоские черви
Кожно-мускуль-ный мешок
Половая стстема
15, (2)
16
Свиной це-пень как представи-тель парази-тических плоских чер-вей
1
Содействовать развитию у де-тей представле-ний о строении и образе жизни паразитических плоских червей
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность паразитических плоских червей на примере свиного цепня. Понимать: особенности приспособления к пара-зитизму. Уметь: объяс-нять цикл развития свиного цепня
Частично-поисковый
Групповая, Фронталь-ная работа
Рис. 57-60
Цикл разви-тия
Смена хозя-ев
Стр. 76-79, схе-ма
17
Тип Круг-лые черви
1
Способствовать формированию представлений о строении, об-разе жизни кру-глых червей
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность паразитических и свободноживущих кру-глых червей. Понимать: значение паразитичес-ких червей в природе и жизни человека. Уметь: приводить примеры представителей круг-лых червей
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтал., индивидуал работа
Таблица
Тип Круг-лые черви
Гиподерма
Нервные стволы
17, вопр. 5,6
18
Тип Кольча-тые черви. Класс мно-гощетинко-вые.
1
Познакомить уч-ся с особен-ностями строе-ния, жизнедея-тельностью многощетинко-вых червей
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность многощетинко-вых червей. Понимать: значение вторичной полости тела. Уметь: приводить примеры представителей кольча-тых червей
Репродукт., индивидуал, фронтальная работа
Таблица
Кольча-тые черви
Сегменты
Целом
Параподии
18, вопр.7, (3)
19
Класс мало-щетинковые черви. Дож-девой червь.
1
Познакомить уч-ся с особен-ностями класса малощетинко-вые на примере дождевого чер-вя
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность дождевого червя. Понимать: значение дождевого червя в при-роде и жизни человека. Уметь: наблюдать за поведением дождевого червя.
Исследов-тельский
Индивид., групповая работа
Влажный препарат, Дождевой червь
Щетинки
Светочувст-вительные клетки
Л. р. 3 , 4 Внешнее строение дождев. червя. Внутрен-нее стро-ение дож червя
19, (1,4), вопр. 1-7 стр.93
6. Тип Моллюски ( 4 часа )
20
Общая ха-рактеристи-ка типа Моллюски
1
Выявить основ-ные черты типа Моллюски
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность моллюсков. Понимать: значение моллюсков в природе и жизни человека. Уметь: объяснять роль ракови-ны в жизни моллюсков
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтальн. работа
Таблица
Тип Мол-люски
Мантия
Радула
20, вопр. 4
21
Класс Брю-хоногие моллюски
1
Способствовать формированию представлений уч-ся об образе жизни, внешнем и внутреннем строении, зна-чении брюхо-ногих моллюс-ков.
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность брюхоногих
моллюсков. Понимать: значение брюхоногих
моллюсков в природе и жизни человека. Уметь: выделять характерные черты брюхоногих мол-люсков
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтальн.
и парная
работа
Таблица
Класс Брюхоно-гие молю-ски
Гермафроди-ты
Тёрка
21, схе-ма в тетради
22
Класс Двус-творчатые моллюски
1
Способствовать формированию представлений уч-ся об образе жизни, внешнем и внутреннем строении, зна-чении двуствор-
чатых моллюс-ков.
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность двустворчатых
моллюсков. Понимать: значение двустворча-тых моллюсков в при-роде и жизни человека. Уметь: выделять хара-ктерные черты двуст-ворчатых моллюсков
Частично-поисковый
индивидуал, фронталь-ная работа
Раковины моллюс-ков
Биссус
Сифоны
Парусник
Л. р. 5
Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюс-ков
22, вопр. 3
23
Класс Головоногие моллюски
1
Способствовать формированию представлений уч-ся об образе жизни, внешнем и внутреннем строении, зна-чении голово-ногих моллюс-ков.
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность головоногих
моллюсков. Понимать: значение головоногих моллюсков в природе и жизни человека. Уметь: выделять характерные черты головоногих моллюсков
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтальн.
и парная
работа
Таблица
Головоно-гие моллюски
Чернильный мешок
23, словар. слова
7. Тип Членистоногие ( 7 часов )
24
Общая ха-рактеристи-ка типа Чле-нистоногие. Класс рако-образные
1
Раскрыть осо-бенности внеш-него строения Членистоногих в связи с их образом жизни, показать много-образие ракооб-разных, особен-ности их строе-ния, значение
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность Членистоногих, класса Ракообразных. Понимать: значение Ракообразных в природе и жизни человека. Уметь: выделять характерные черты Ракообразных, работать с таблицей
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтальн.
работа
Таблица
Класс
Ракооб-разные
Панцирь
Головогрудь
Ногочелюс-ти
Клешни
Статоцисты
Рег. ком. Ракообр. Ул. Обл.
24, стр. 114
25
Класс Пау-кообразные
1
Организовать работу шк-в по изучению осо-бенностей строения и жиз-недеятельности паукообразных, раскрыть значе-ние
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность класса Паукооб-разных. Понимать: значение Паукообраз-ных в природе и жизни человека. Уметь: выделять характерные черты Паукообразных, работать с таблицей
Частично-поисковый
индивидуал, групповая работа
Таблица
Класс
Паукооб-разные
Кокон
Паутинные железы
Ногощупаль-ца
Рег. ком. Паукооб. Ул. Обл.
25, таб-лица
26
Класс Насе-комые
1
Содействовать развитию у детей представ-лений об особе-нностях строе-ния и процессах жизнедея-ти насекомых в связи с их обра-зом жизни и средой обита-ния
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность класса Насеко-мых. Понимать: значение Насекомых в природе и жизни человека. Уметь: выделять характерные черты Насекомых, работать с натуральны-ми объектами
Исследов-тельский
Индивид., фронтальнаяработа
Различ-ные насе-комые
Мальпигие-вы сосуды
Л. р. 6. Внешнее строение насекомо-го
26, вопр.3
27
Типы разви-тия насекомых
1
Обеспечить фо-рмирование представлений об особеннос-тях размноже-ния и развития насекомых
Знать: особенности раз-множения и развития насекомых, основные отряды насекомых. Понимать: роль насеко-мых в природе. Уметь: составлять схемы раз-вития насекомых с пол-ным и неполным прев-ращением, приводить примеры представите-лей отрядов насекомых
Частично-поисковый
индивидуал, фронталь-ная работа
Табл. Раз-витие на-секомых
Развитие с полным и неполным превращением
Рег. ком. Насеком. Ул. Обл.
27, таб-лица
28
Пчёлы и му-равьи – об-щественные насекомые
1
Способствовать формированию представлений уч-ся о биоло-гических осо-бенностях медо-носной пчелы и муровьях, туто-вого шелкопря-да, их практи-ческое значение
Знать: биологические особенности медонос-ной пчелы, муравьёв и тутового шелкопряда. Понимать: практичес-кое значение пчело-водства и шелководст-ва. Уметь: выделять главные черты общест-венных насекомых
Проблем-ный, фронтальн., групповая работа
Табл. Об-ществен-ные насе-комые
Обществен-ные насеко-мые
Инстинкт
28, вопр. 2
29
Насекомые - переносчики заболеваний человека и вредители культурных растений
1
Актуализиро-вать знания уч-ся о насекомых вредителей культур.раст., переносчиках заболеваний человека
Знать: биологические особенности насекомых вредителей культурных растений и заболеваний человека. Понимать: наиболее безопасный и эффективный метод борьбы с вредными на-секомыми- биологичес-кий. Уметь: определять вредителей сада и ого-рода.
Углубить, сис-тематизировать и проверить знания уч-ся по данным темам
Знать: основные поло-жения тем. Уметь: ана-лизировать, делать вы-воды, использовать раннее изученный мате-риал для решения пос-тавленных заданий
Контрольн. работа
Индивид.работа
Повт. словар. слова
8. Тип Хордовые ( 32 часа )
31
Общая хара-ктеристика типа Хордо-вые. Подтип Бесчереп-ные
1
Способствовать формированию представлений уч-ся об основ-ных чертах типа Хордовые, поз-накомиться со средой обита-ния и образом жизни ланцет-ника
Знать: строение, образ жизни, жизнедеятель-ность Ланцетника, об-щую характеристику типа Хордовые. Понимать: значение Хордовых в природе и жизни человека. Уметь: выделять характерные черты Ланцетника, ра-ботать с таблицей.
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтальн.
работа
Таблица
Подтип Бесчереп-ные
Бесчерепные
Черепные
Хорда
30, таб-лица
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы ( 5 часов )
32
Общая хара-ктеристика подтипа Че-репные, над-класса Рыбы
1
Раскрыть особе-нности строе-ния представи-телей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде
Знать: особенности внешнего строение, образ жизни Рыб, об-щую характеристику подтипа Черепные. Понимать: взаимосвязь между строением и образом жизни. Уметь: работать с натуральны-ми объектами
Частично-поисковый
индивидуал, групповая работа
Табл. Надкласс Рыбы
Рыба
Чешуя
Хрящевые, Костные ры-бы
Л. р. 8. Внешнее строение рыбы
31, вопр.4
33
Внутреннее строение костной рыбы
1
Раскрыть осо-бенности строе-ния скелета, мышц и нерв-ной системы
Знать: особенности внутреннего строения костной рыбы. Пони-мать: усложнённость в строение рыб в сравне-нии с бесчерепными животными. Уметь: работать с влажными препаратами, таблица-ми
Частично-поисковый
индивидуал, фронтальн. работа
Влажные препараты
Плаватель-ный пузырь
Л. р. 9 Внутрен-нее стро-ение рыбы
32, таблицавопр.3
34
Размноже-ние и разви-тие рыб. Миграции. Инстинкты.
1
Способствовать формированию представлений уч-ся об особен-ностях размно-жения и разви-тия рыб, заботы о потомстве, инстинкты, миг-рации
Знать: особенности размножения и разви-тия рыб. Понимать: значение миграций и инстинктов в жизни рыб. Уметь: характери-зовать проходные и кормовые миграции
Исследов-тельский
Индивид., фронтальнаяработа
Табл. Размноже-ние рыбы
Миграция
Нерест
Л. р. 10 Изуче- ние ске-лета рыбы
33, вопр.2
35
Основные системати-ческие груп-пы рыб
1
Организовать работу шк-в по изучению осо-бенностей клас-сов Хрящевые и Костные рыбы
Знать: особенности класса Хрящевые и Ко-стные рыбы. Понимать: значение кистепёрых рыб в эволюции. Уметь: приводить при-меры хрящевых и кост-ных рыб.
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтальн.
работа
Табл.
Система-тические группы рыб
Двоякодыша-шие и кистепёрые рыбы
Рыбы Ульян. области
34, вопр. 5, доклад.
36
Промысло-вое значение рыб, рацио-нальное ис-пользование и охрана. Акклимати-зация.
1
Раскрыть значе-ние рыб в при-роде и жизни человека, обос-новать необхо-димость охраны рыб
Знать: промысловое значение рыб. Пони-мать: значение рыб в природе и жизни чело-века. Уметь: объяснять значение акклиматиза-ции
Проблемн, индивид, парная рабо-та
Рис. учеб-ника
Акклимати-зация
Рыболовство
35, словар. слова
Класс Земноводные ( 3 часа )
37
Общая хара-ктеристика класса Зем-новодные. Внешнее строение.
1
Выявить общие черты класса Земноводные, особенности внешнего строе-ния, скелета и мускулатуры травяной лягу-шки
Знать: особенности внешнего строения, образ жизни Земновод-ных. Понимать: взаимосвязь между строением и образом жизни. Уметь: рабо-тать с влажными препа-ратами.
Частично-поисковый
индивидуал, фронтальн. работа
Табл.
Класс Земновод-ные. Ля-гушка
Подвижные веки
Резонаторы
Плаватель-ная перепонка
Л. р. 11
Изуче-ние вне-шнего строения лягушки
36, вопр. 4
38
Внутреннее строение ля-гушки. Мно-гообразие земновод-ных, их значение
1
Раскрыть осо-бенности строе-ния и жизнедея-тельности сис-тем внутренних органов в связи с жизнью зем-новодных на суше и в воде, их значение
Знать: особенности внутреннего строения лягушки. Понимать: усложнённость в стро-ении внутренних орга-нов в связи с жизнью земноводных на суше и в воде. Уметь: работать с влажными препара-тами, таблицами
Исследов-тельский
Индивид., фронтальнаяработа
Рельеф.таблица
Внутрен-нее строе-ние лягу-шки
Клоака
Регенерация
Л. р. 12
Изуче-ние внут реннего строения лягушки
37, 39
39
Размноже-ние и разви-тие земно-водных. Происхож-дение.
1
Рассмотреть совместно с уч-ся особенности размножения и развития земно-водных, проис-хождение зем-новодных от древних кисте-пёрых рыб
Знать: особенности раз-множения и развития земноводных, проис-хождение. Понимать: влияние сезонных из-менений в природе на жизнь земноводных. Уметь: распознавать земноводных среди других животных
Частично-поисковый
индивидуал, фронтальн. работа
Таблица
Развитие лягушки
Годовой жизненный цикл
Головастик
Л. р. 13
Изуче-ние ске-лета лягушки
38, вопр. 2
Класс Пресмыкающиеся ( 4 часа )
40
Общая хара-ктеристика класса Прес-мыкающие-ся. Особен-ности внеш-него строе-ния и скеле-та ящерицы
1
Способствовать развитию у уч-ся представле-ний об особен-ностях внешне-го строения, скелета, муску-латуры
Знать: особенности внешнего строения, образ жизни Пресмыка-ющихся. Понимать: взаимосвязь между строением и образом жизни. Уметь: рабо-тать с влажными препа-ратами, выявлять раз-личия и черты сходства у пресмыкающихся и земноводных.
Исследов-тельский
Индивид., фронтальнаяработа
Таблица
Класс Пресмыка-ющиеся
Кожные че-шуи
Линька
Роговой щиток
Мыщелок
Л. р. 14
Внешнее строение ящерицы
40, вопр. 2
41
Особеннос-ти внутрен-него строе-ния пресмы-кающихся. Размноже-ние и разви-тие.
1
Раскрыть осо-бенности внут-реннего строе-
ния, размноже-ния и развития прес-ся как на-земных живот-ных
Знать: особенности внутреннего строения пресмыкающихся. Понимать: усложнён-ность в строении внут-ренних органов как настоящих наземных позвоночных. Уметь: работать с таблицей
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтальн.
работа
Рельеф.таблица
Внутрен-нее строе-ние прес-ся.
Термолока-тор
Ядовитый зуб
41, докла-ды
42
Многообра-зие пресмы-кающихся
1
Организовать работу шк-в по изучению мно-гообразия сов-ременных прес-ся, отличитель-ных признаков отрядов
Знать: основные систе-матические группы пресмыкающихся. По-нимать: необходимость охраны пресмыкающи-хся. Уметь: приводить примеры представите-лей различных видов пресмыкающихся
Частично-поисковый
индивидуал, фронтальн. работа
Таблица
Класс
Пресмыка-ющиеся
Пресмы-кающие-ся Улья-новс.обл.
42, сл. слова
43
Роль прес-мыкающих-ся в природе и жизни че-ловека. Ох-рана прес-ся. Древние пресмыкаю-щиеся
1
Способствовать развитию у уч-ся представле-ний о значении прес-ся, важно-сти их охраны, о причинах вы-мирания древ-них прес-ся
Знать: роль пресмы-кающихся в природе и жизни человека, древ-них пресмыкающихся. Понимать: необходи-мость охраны пресмы-кающихся. Уметь: приводить примеры представителей раз-личных видов прес-мыкающихся , делать выводы о происхож-дении современных пресмыкающихся.
Проблемн, индивид, групповая работа
Рис. учеб.
Дополните-льный глаз
43, вопр. 1
Класс Птицы ( 8 часов )
44
Общая хара-ктеристика класса Пти-цы. Среда обитания и внешнее строение птиц
1
Рассмотреть совместно с уч-ся общие черты Кл. Птицы, под-вести к понима-нию тесной свя-зи строения и функции (в свя-зи с полётом)
Знать: особенности внешнего строения, образ жизни Птиц в связи с полётом. По-нимать: взаимосвязь между строением и образом жизни. Уметь: выявлять различия и черты сходства у птиц и пресмыкающихся
Исследов-тельский
Индивид., фронтальнаяработа
Таблица
Класс Птицы
Чучело птиц
Перья
Железы
Перьевой покров
Клюв
Л. р. 15, 16
Внешнее строение птиц. Перье-вой пок-ров
44, вопр. 3
45
Опорно- двигатель-ная система птиц
1
Раскрыть осо-бенности строе-ния скелета и мускулатуры птиц в связи с полётом
Знать: строение скелета и мускулатуру птиц. Понимать: особенности
строения скелета и мус-кулатуры птиц в связи с полётом. Уметь: рабо-тать с раздаточным материалом.
Частично-поисковый
индивидуал, фронтальн. работа
Раздаточ-ный мате-риал
Скелет птицы
Пневматич-ность костей
Цевка
Киль
Л. р. 17
Строе-ние ске-лета птиц
45, вопр. 1
46
Внутреннее строение птиц
1
Организовать работу шк-в по изучению осо-бенностей стро-ения систем внутренних ор-ганов птиц в связи с полётом
Знать: особенности внутреннего строения птиц. Понимать: усложнённость в строении внутренних органов в связи с полё-том. Уметь: работать с таблицей, влажными препаратами.
Исследов-тельский
Индивид., фронтальнаяработа
Влажные препараты
Зоб
Воздушные мешки
Л. р. 18
Изуче-ние вну-треннего строения птиц
46, вопр. 5
47
Размноже-ние и разви-тие птиц. Значение птиц и их охрана. Происхожде-ние
1
Актуализиро-вать знания уч-ся о размноже-нии и развитии птиц, их роли в природе и зна-чении в жизни человека, прои-схождение
Знать: особенности размножения и разви-тия птиц. Понимать: не-обходимость системы мероприятий по охране птиц. Уметь: делать выводы о происхожде-нии птиц от древних пресмыкающихся.
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтальн.
работа
Модель
Строение яйца
Таблица
Развитие курицы
Яйцевой зуб
Халазы
Выводковые и гнездовые птицы
Охрана птиц
47, 50, вопр. 5
48
Годовой жи-зненный цикл и сезо-нные явле-ния в жизни птиц
1
Содействовать развитию у детей представ-лений об основ-ных этапах го-дового жизнен-ного цикла птиц
: размножение, кочёвки, подго-товка к зиме, зимовка
Знать: жизнедеятель-ность птиц в различные сезоны года. Понимать: значение миграций в жизни птиц. Уметь: распознавать изучен-ных птиц на таблицах, рисунках, фотографии-ях.
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтальн., парная
работа
Рис. учеб.
Миграции
Токование
Осёдлые, ко-чующие, перелётные птицы
48, слов
слова
49
Многообра-зие птиц. Экологичес-кие группы
1
Способствовать развитию у уч-ся представле-ний о многооб-разие и систе-матических гру-ппах птиц
Знать: систематические группы птиц. Пони-мать: особенности стро-ения и образа жизни птиц, относящихся к разным экологическим группам. Уметь: распо-знавать изученных птиц на таблицах, рисунках, фотографиях.
Проблемн, индивид, групповая работа
Таблица
Птицы ле-са
Экологичес-кие группы
Редкие птицы Ул. обл.
49, табл.
повт. 30-48, сл. слова
50
Зачётное за-нятие по теме «Тип Хордовые»
1
Углубить, сис-тематизировать и проверить знания уч-ся по данным темам
Знать: основные поло-жения тем. Уметь: ана-лизировать, делать вы-воды, использовать раннее изученный мате-риал для решения пос-тавленных заданий
Контрольн. работа
Индивид.работа
Повт. словар. слова
51
Экскурсия
«Знакомство с птицами парка»
1
Расширить представления уч-ся о много-образии птиц родного края, выявить основ-ные особеннос-ти врановых птиц
Знать: птиц родного края, основные особен-ности врановых птиц. Понимать: необходи-мость системы мероп-риятий по охране птиц. Уметь: : распознавать изученных видов птиц в природе.
Исследов-тельский
Индивид., работа
Птицы нашей местнос-ти
Отчёт об экс-курсии
Класс Млекопитающие, или Звери ( 11 часов )
52
Общая хара-ктеристика класса Мле-копитающие Особеннос-ти внешнего строения
1
Выявить сов-местно с уч-ся общие черты Кл. Млекопита-ющие, особен-ности внешнего строения и мес-тообитания
Знать: особенности внешнего строения, об-раз жизни Млекопита-ющих как одного из наиболее организован-ных классовпозвоноч-ных животных. Пони-мать: взаимосвязь между строением и образом жизни. Уметь: выявлять различия и черты сходства у мле-копитающих и предста-вителей других классов позвоночных животных
Добиться усво-ения уч-ся зна-ний об особен-ностях строения скелета, муску-латуры, нерв-ной системы и внутренних ор-ганов
Знать: особенности внутреннего строения млекопитающих. Понимать: усложнён-ность в строении внут-ренних органов. Уметь: работать с таблицей, скелетом кролика.
Частично-поисковый
индивидуал, фронтальн. работа
Таблица
Строение млекопи-тающих.
Скелет млекопи-тающих
Диафрагма
Сложный желудок
Л. р. 20
Строе-ние ске-лета мле-копитающих
52, вопр.3
54
Размноже-ние и разви-тие. Годовой жизненный цикл и се-зонные яв-ления
1
Совместно с уч-ся раскрыть особенности размножения и развития млеко-питающих, из-менения жизни по сезонам года
Знать: особенности размножения и разви-тия млекопитающих. Понимать: забота о по-томстве- самый слож-ный период жизни мле-копитающих. Уметь: работать с влажными препаратами, характе-ризовать изменения происходящие с млеко-питающими по сезонам года
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтальн., парная
работа
Схема ра-звития за-родыша
Влажные препараты – строе-ние внут-ренних органов крысы
Познакомить уч-ся с совре-менными предс-тавлениями о происхождение млекопитаю-щих и биологи-ческих особен-ностях первоз-верей и сумча-тых
Знать: современные представления о проис-хождении млекопитаю-щих, особенности пер-возверей и сумчатых. Понимать: черты сходства млекопитаю-щих с пресмыкающи-мися. Уметь: делать выводы о происхожде-нии млекопитающих, характеризовать пер-возверей и сумчатых
Способствовать формированию представлений о многообразии млекопитаю-щих, биологи-ческих особен-ностях предста-вителей отрядов
Знать: биологические особенности предста-вителей данных отря-дов. Понимать: особен-ности каждого отряда в связи с образом жизни. Уметь: распознавать изученных млекопита-ющих на таблицах, ри-сунках, фотографиях.
Способствовать формированию представлений о многообразии млекопитаю-щих, биологи-ческих особен-ностях предста-вителей отрядов
Знать: биологические особенности предста-вителей данных отря-дов. Понимать: особен-ности каждого отряда в связи с образом жизни. Уметь: распознавать изученных млекопита-ющих на таблицах, ри-сунках, фотографиях.
Объяснител-иллюстра-тивный
Фронтальн., парная, ин-дивидуальн.
работа
Таблица
Основные отряды
Ласты
Китовый ус
Хобот
Цедильный аппарат
56, вопр.3
60
Экскурсия
«Домашние и дикие зве-ри»
1
Расширить пре-дставления уч-ся о разнообра-зии домашних и диких зверей нашей местнос-ти
Знать: домашних и ди-ких зверей нашей мест-ности. Понимать: необ-ходимость системы мероприятий по охране зверей. Уметь: распоз-навать изученных зве-рей в природе.
Исследов-тельский
Индивид., работа
Звери нашей местнос-ти
Отчёт об экс-курсии
61
Отряд- При-маты. Осно-вные эколо-гические группы мле-копитающих
1
Выявить совме-стно с уч-ся
биологические особенности представителей отряда Приматы
особенности различных эко-логических групп
Знать: биологические особенности приматов, основные экологичес-кие группы млекопита-ющих. Понимать: чер-ты приспособленности представителей различ-ных отрядов к средам обитания. Уметь: хара-ктеризовать экологиче-ские группы млекопи-тающих и приводить примеры.
Частично-поисковый
индивидуал, парная рабо-та
Таблица
Приматы
Рис. учеб.
Мимика
Жесты
Среда оби-тания
57, 58, вопр.1
62
Домашние звери. Зна-чение мле-копитающихи охрана
1
Актуализиро-вать знания уч-ся о домашних млекопитаю-щих, о значении млек-х в жизни человека, их ох-ране
Знать: особенности до-машних зверей, значе-ние млекопитающих в жизни человека. Пони-
мать: необходимость системы мероприятий по охране млекопитаю-щих. Уметь: обосновы-вать значение млекопи-тающих в природе, жи- зни и хозяйственной деятельности человека.
Проблемн.
Фронтальн, парная рабо-та
Чучела
Рис. учебн
Животно-водство
Акклимати-зация
Реакклиматизация
59, словар.
слова
9. Развитие животного мира на Земле ( 4 часа )
63
Историчес-кое развитие животного мира, дока-зательства
1
Способствовать формированию представлений об историчес-ком развитии, причинах мно-гообразия и многочисленно-сти животного мира
Знать: что такое эволю-ция, учение Ч. Дарвина об историческом разви-тии органического ми-ра. Понимать: причины многообразия и много-численности животного мира. Уметь: делать вы-воды об историческом развитии животного мира.
Объяснит-иллюстрат.
Фронтальн, парная рабо-та
Портрет Ч. Дарви-на
Таблицы
Эволюция
Наследствен-ность
Изменчи-вость
Искусствен-ный и естес-твенный отбор
60, словар.
слова
64
Основные этапы разви-тия живот-ного мира на Земле
2
Способствовать формированию представлений о родстве и про-исхождении ос-новных типов и классов живот-ных, о прогрес-сивном разви-тии животного мира
Знать: основные этапы развития животного мира на Земле. Пони-мать: причины прог-рессивного развития животного мира. Уметь
приводить доказательс-тва родства и усложне-ния высших позвоноч-ных животных по срав-нению с низшими.
Частично-поисковый
индивидуал, парная рабо-та
Таблица
Археопте-рикс
Эволюция современ-ного жи-вотного мира
Эволюцион-ная теория
Этапы развития жизни
61, стр. 295-296
66
Экскурсия
«Разнообра-зие живот-ных родного края»
1
Расширить представления уч-ся о разнооб-разии животных родного края
Знать: животных род-ного края, их основные особенности. Пони-мать: необходимость системы мероприятий по охране животных. Уметь: распознавать изученные организмы в природе.
Исследов-тельский
Индивид., работа
Живот-ные
нашей местнос-ти
Отчёт об экс-курсии
67
Повторение. Роль челове-ка и общест-ва в сохра-нении мно-гообразия животного мира на на-шей планете
1
Приобщить уч-ся к миру прек-расного, раск-рыть необходи-мость рациона-льного исполь-зования живот-ного мира планеты
Знать: уровни организа-ции живой материи, ох-рану и рациональное использование живот-ных. Понимать: роль общества в сохранении многообразия животно-го мира на планете. Уметь: охранять при-роду на планете.
Частично-поисковый
индивидуал, фронтальн. работа
Красная книга
Рациональ-ное исполь-зование
Рег. ком.
Редкие животн. Ульян. обл.
Повт. 1-61, словар. слова
68
Зачётное за-нятие за курс биоло-гии в 7 клас-се
1
Углубить, сис-тематизировать и проверить знания уч-ся за курс биологии в 7 классе
Знать: основные поло-жения тем. Уметь: ана-лизировать, делать вы-воды, использовать раннее изученный мате-риал для решения пос-тавленных заданий