Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы». В программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2014-2015 учебный год »
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО заместитель директора директор_____
естественно-математического по УВР___________ М.Ш. Кангиев
цикла Кабаровская А. В.
Протокол №________
от «____»________2015 г.
________Кубовская Е.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для «6» класса
на 2014/2015 учебный год
учитель
Кубовская Екатерина Николаевна
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного предмета «биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы». В программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.
Данный учебный предмет имеет своей целью обеспечить базовый уровень подготовки учащихся основной школы, освоение знаний учащимися о живой природе и присущих ей закономерностях.
Изучение предмета «биология» способствует решению следующих задач:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами;
• воспитание у учащихся позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами:
Учебный предмет изучается в 6 классе, рассчитан на 35 часов.
Содержание программы носит учебно-познавательный характер. При проведении уроков используются разнообразные формы организации учебной деятельности (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, игровые моменты, деловые игры).
Тематический и итоговый контроль проводится в форме тестирования.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определённые знания и умения в области биологии, химии, физики, приобрести устойчивые навыки работы с лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты. Учебное планирование переработано учителем для получения знаний и практических навыков по предмету биология в новых условиях.
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
- строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание и пищеварение, перемещение веществ, дыхание, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органоиды клетки;
- узнавать основные формы цветкового растения;
- распознавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения вегетативным путём;
Метапредметные результаты и универсальные учебные действия:
- овладения составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы; давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
- умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Практические и лабораторные работы
1
Разнообразие живых организмов. Среды жизни
3
2
Строение клетки
5
Лабораторная работа №1 «Строение клетки растений»
3
Ткани живых организмов
8
Лабораторная работа №2 «Строение и функции механических и проводящих тканей растений»
Лабораторная работа №3 «Строение и функции разнообразных тканей животных»
4
Органы и системы органов живых организмов
7
Лабораторная работа №4 «Внутреннее строение листа, его функции»
5
Строение и жизнедеятельность организмов
12
Итого: 35 часов.
Содержание тем учебного курса
Разнообразие живых организмов. Среды жизни.
3 часа.
Тема «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание темы представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Строение клетки
5 часов
Учащиеся должны научиться работать с увеличительными приборами, изучить строение растительных и животных клеток, научиться изготавливать временные микропрепараты. Для практического усвоения данной темы предусмотрена лабораторная работа «Строение клетки растений».
Ткани живых организмов
8 часов
В процессе изучения данной темы учащиеся должны ознакомиться с основными особенностями строения тканей живых организмов, дать классификацию тканей растений и животных. Для практического усвоения данной темы предусмотрены следующие лабораторные работы: «Строение и функции механических и проводящих тканей растений», «Строение и функции разнообразных тканей животных»
Органы и системы органов живых организмов
7 часов
Изучая тему «Органы и системы органов живых организмов», учащиеся должны ознакомиться с общим планом строения растительного и животного организма, основными органами растений и животных, их планом строения и выполняемыми функциями. Для практического усвоения данной темы предусмотрена лабораторная работа «Внутреннее строение листа, его функции».
Строение и жизнедеятельность организмов
12 часов
Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью живых организмов, формируют понятия о взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий, определяют их роль в экосистеме. Учащиеся делают выводы о том, что разнообразие видов живых организмов – важное условие существование земной жизни. В процессе изучения данной темы у учащихся формируется научное мировоззрение.
Календарно-тематическое планирование
№ урока/ раздела
Дата
Название раздела / темы / урока
Количество часов
по теме
Домашнее задание
Планируемая
Фактическая
А
Б
В
А
Б
В
6 класс
I ПОЛУГОДИЕ
Раздел I.
Разнообразие живых организмов.
16
Тема 1.
Разнообразие живых организмов. Среды жизни
3
Признаки живых организмов.
Царства живой природы
Среда обитания.
Экологические факторы
Организменная среда обитания. Отношения организмов в сообществе
Тема 2.
Строение клетки
5
Состав и строение клеток. Работа с лупой и микроскопом. Лабораторная работа №1 «Строение клетки растений»
Строение клеток растений, животных и грибов.
Вирусы
Строение клеток бактерий.
Образование новых клеток
Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы
Контрольная работа №1
Тема 3.
Ткани живых организмов
8
Ткани. Покровные ткани растений
и животных
Ткани. Покровные ткани растений
и животных
Механические и проводящие ткани растений. Лабораторная работа №2 «Строение и функции механических и проводящих тканей растений»
Основные и образовательные ткани растений
Соединительные ткани животных
Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа №3 «Строение и функции разнообразных тканей животных»
Контрольная работа №2
Анализ контрольной работы. Повторение изученного материала
II ПОЛУГОДИЕ
Раздел II
Строение и жизнедеятельность организмов
19
Тема 1
Органы и системы органов живых организмов
6
Организм – единое целое. Органы и системы органов растений. Побег
Строение и функции стебля
Внешнее строение листа
Внутреннее строение листа Лабораторная работа №4 «Внутреннее строение листа, его функции»
Корень. Видоизменения побегов и корней
Видоизменения побегов
Тема 2.
Строение и жизнедеятельность организмов
13
Движение живых организмов. Почвенное питание растений
Фотосинтез. Испарение воды растениями.
Листопад
Контрольная работа
Питание животных, бактерий и грибов
Дыхание растений, бактерий и грибов
Дыхание и кровообращение животных Транспорт веществ. Выделение. Обмен веществ
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение растений.
Опыление, оплодотворение. Семена и плоды
Индивидуальное развитие растений.
Размножение и индивидуальное развитие животных
Расселение и распространение живых организмов. Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов
Контрольная работа
Анализ контрольной работы. Повторение изученного материала
Итого: 35 часов.
Контроль уровня обученности
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный, тестовый контроль и др.
Устный опрос–наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между учителем и учеником.
В процессе обучения учащихся используют следующие виды контрольных работ: теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач; комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.
Литература и средства обучения
Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, РАН, РАО. – М.: Просвещение, 2013 г
Дополнительная литература:
Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм.: Учеб. для общеобразовательных учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010.
Кувыкина О. О людях и птицах/ О. Кувыкина. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2010
Алешко Е.Н. Хрестоматия для чтения по ботанике. Изд. 2-е перераб., издательство «просвещение», 1967.
Бабенко В.Г. Биология. Материалы к урокам – экскурсиям. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002
Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учебн. Лит.», 1996