ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ 6 КЛАССА
Рабочая программа составлена с учетом
Федерального Государственного стандарта,
примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 класса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»авторов И.Н.Пономарёвой, В.С.Кучменко. Издательства-М.: Вентана-Граф, 2005.-72с., в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования.
Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 35 часов для обязательного изучения курса «Биология» в 6 классе. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Согласно годового графика МБОУ ДР «Андреевская СОШ №3», расписания занятий и приказа правительства РФ о «Праздничных днях» фактическоеколичество часов составляет 31 час.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа биология 6 класс »
Ростовская область, Дубовский район, ст. Андреевская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дубовского района
«Андреевская средняя общеобразовательная школа № 3»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ ДР «Андреевская СОШ №3»
(27.08.2013г. № 43)
Руководитель ОУ:
Директор: Колганов А.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии основного общего уровня
для 6 класса
на 2014-2015 учебный год
Количество часов - 70
УЧИТЕЛЯ МАКЕЕВОЙ ЛАРИСЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
Программа разработана на основе программы по биологии 5-9 классы
Авторы: И.Н.Пономарёвой, В.С.Кучменко.
М.: Вентана-Граф, 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного курса.
Место учебного курса в учебном плане.
Содержание курса.
Тематическое планирование.
Календарно – тематическое планирование.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
8. Результаты освоения конкретного учебного курса и системы их оценки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ 6 КЛАССА
Рабочая программа составлена с учетом
Федерального Государственного стандарта,
примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 класса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»авторов И.Н.Пономарёвой, В.С.Кучменко. Издательства-М.: Вентана-Граф, 2005.-72с., в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования.
Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 35 часов для обязательного изучения курса «Биология» в 6 классе. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Согласно годового графика МБОУ ДР «Андреевская СОШ №3», расписания занятий и приказа правительства РФ о «Праздничных днях» фактическое количество часов составляет 31 час.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.
Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Программа по биологии для 6 класса построена на принципиально новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и явления культуры.
Цель программы – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Важнейшие особенности данной программы:
Увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;
Усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней;
Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества;
Расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения учащихся.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.
Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья..
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Сроки прохождения
Лабораторные работы
Параграф
Дата
Контроль
Дата
Примечание
1
Введение. Общее знакомство с растениями
2 ч.
01.09.-08.09.
Лабораторная работа № 1. «Знакомство с цветковым растением».
2
01.09.
2
Клеточное строение растений
2 ч.
15.09.-22.09.
Лабораторная работа № 2. «Строение растительной клетки».
6-7
15.09.
3
Органы цветковых растений
10ч
29.09.-08.12.
Лабораторная работа № 3. «Изучение строения семени фасоли».
Лабораторная работа № 4. «Типы корневых систем и виды корней их образующие».
Лабораторная работа № 5. «Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 6. «Внешнее строение листа».
Лабораторная работа № 7. «Внешнее и внутреннее строение стебля».
Лабораторная работа № 8. «Внешнее строение корневища, луковицы и клубня».
Лабораторная работа № 9. «Строение цветка и типы соцветий».
Лабораторная работа № 10. «Сухие и сочные плоды».
10
13
17
18
20
22
23
25
06.10.
13.10.
27.10.
10.11.
24.11.
01.12.
08.12.
04.03.
Административный контроль.
13.10.
4
Основные процессы жизнедеятельности растений
5ч.
15.12.-19.01.
Лабораторная работа № 11. «Черенкование комнатных растений». Дома.
34
.01.
5
Основные отделы царства растений
7 ч.
26.01.-06.04.
Лабораторная работа № 12. «Определение одноклеточных водорослей в аквариуме».
Лабораторная работа № 13. «Изучение внешнего вида хвойных растений».
Лабораторная работа № 14. «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений».
39
42
43
26.01.
6
Царство Бактерии
1 ч.
13.04.
Лабораторная работа № 15. «Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка».
51
7
Царство Грибы. Лишайники
2 ч.
20.04.-27.04.
Лабораторная работа № 16. «Изучение строения грибов».
53
8
Природные сообщества
2 ч.
18.05.-25.05.
Итоговая контрольная работа№1 «Царство Растения».
25.05.
Итого
31 ч.
01.09.-25.05.
Лабораторных работ 16
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата проведения
Тип урока.
Тема урока.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Дом.задание.
Контроль.
Календ.
Фактич.
Введение. 1. Общее знакомство с растениями (2 ч.)
1
01.09.
01.09.
КУ
Наука о растениях – ботаника. Строение растений
Распознавать и описывать основные органы растения,жизненные формы растений. Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей. Доказывать, что растение – живой организм (биосистема).Знатьусловия жизни растений. Экологические факторы.
Введение §1,2, 3
Л.р.№1 «Знакомство с цветковыми растениями».
2
08.09.
08.09.
УИ
Условия жизни растений на Земле.
§4,5
2. Клеточное строение растений – 2 ч.
3
15.09.
15.09.
КУ
Ткани.
Называть клеточные структуры и их значение.
Распознавать и описывать строение и функции тканей растений. Давать определение термину ткань.
§7,9
Л.р.№2 «Строение растительной клетки».
4
22.09.
22.09.
КУ
Процессы жизнедеятельности клетки
Знать Особенности роста, деления, дыхания, питания клетки.
§6,8
3. Органы цветковых растений – 10 ч.
5
29.09.
29.09.
УП
Семя.
Знать строение семян. Давать определение терминам двудольные и однодольные растения.
Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка.
§10-12
Л.р.№3 «Строение семени фасоли».
6
06.10.
06.10.
УИ
Корень.
Распознавать и описывать:- виды корней,- зоны корня. Сравнить типы корневых систем. Различать корневые системы однодольных и двудольных растений. Между видоизменениями корня и его функциями.
§13-15
Л.р. №4 «Типы корневых систем и виды корней».
7
13.10.
13.10.
УК
Административный контроль
8
20.10.
20.10.
УИ
Побег. Строение и значение его для растения.
Распознавать и описывать на живых объектах строение побега.
§16
9
27.10.
27.10.
УИ
Почка.
Доказывать, что почка – видоизмененный побег.
§17
Л.р.№5 «Строение вегетативных и цветочных почек».
10
10.11.
10.11.
УИ
Лист и его значение.
Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.
§18
Л.р.№6 «Внешнее строение листа».
11
17.11.
17.11.
УИ
Стебель, его внешнее и внутреннее строение.
Называть функции стебля. Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля. Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.
12
24.11.
24.11.
УП
Видоизменения подземных побегов.
Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения.
Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги. Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.
§
Л.р.№7 «Строение клубня и луковицы».
13
01.12.
01.12.
УП
Цветок и его значение.
Распознавать и описывать по рисункам:- строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; типы соцветий.
§
Л.р.№8 «Строение цветка».
14
08.12.
08.12.
ОУ
Плод и его значение.
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.
§
Л.р.№9 «Сухие и сочные плоды».
4. Основные процессы жизнедеятельности растений – 5 ч.
15
15.12.
15.12.
КУ
Корневое питание растений.
Описывать механизм почвенного питания. Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений и влияние удобрений.
§
16
22.12.
22.12.
УП
Воздушное питание растений - фотосинтез.
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.
Объяснять космическую роль зеленых растений
§
17
29.12.
29.12.
КУ
Дыхание растений и обмен веществ.
Называть этапы водообмена. Распознавать и описывать растения различных экологических групп.
§
18
12.01.
12.01.
ОУ
Размножение иоплодотворение растений.
§
19
19.01.
19.01.
УИ
Рост и развитие растительного организма
§
5. Основные отделы царства растений – 7 ч.
20
26.01.
26.01.
КУ
Классификация растений Водоросли.
Знать основы и принципы классификации растений.
Распознавать и описывать внешнее строение водорослей.
§
Л.р.№10 «Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей».
21
02.02.
02.02.
УИ
Моховидные.
Распознавать и описывать: строение мхов, растения отдела Мохообразные.
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.
§
22
09.02.
09.02.
УИ
Папоротниковидные.
Распознавать и описывать: строение папоротников, растения отдела Папоротникообразные.
§
23
16.02.
16.02.
УИ
Отдел Голосеменные.
Распознавать растения отдела Голосеменные растения.
Описывать процесс размножение сосны.
§
Л.р.№11 «Внешний вид хвойных растений».
24
23.02.
02.03.
УП
Покрытосеменные- характеристика и значение.
Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.
Распознавать и описывать строение цветкового растения. Сравнивать по заданным критериям, - покрытосеменные и голосеменные растения;- однодольные и двудольные растения.
§
25
02.03.
16.03.
УИ
Семейства класса Двудольные (два семейства по выбору учителя)
Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейства класса Двудольные.
Определять принадлежность растений к классу Двудольные.
§
26
09.03.
06.04
УИ
Семейства класса Однодольные
Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки.
Определять принадлежность растений к классу Однодольные.
§
6. Царство Бактерии – 1 ч.
27
16.03.
13.04.
УИ
Бактерии. Общая характеристика, строение и значение бактерий.
Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.
Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий и роль бактерий.
7. Царство Грибы. Лишайники – 2 ч.
28
06.04.
20.04.
УИ
Царство грибы. Общая характеристика и значение грибов.
Распознавать и описывать строение грибов.
Сравнивать грибы с растениями и животными. Приводить примеры шляпочных грибов. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.
29
13.04.
27.04.
УИ
Лишайники. Общая характеристика и строение
Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах.
§
8. Природные сообщества – 1 ч (1ч).
30
20.04.
18.05.
УИ
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме
Называть основные типы природных сообществ.Приводить примеры естественных сообществ.
Описывать видовой состав природных сообществ.
§
31
27.04.
25.05.
УК
Итоговая контрольная работа№1 «Царство Растения».
КУ - комбинированный урок. УП - урок комплексного применения ЗУН учащихся. УИ - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. ОУ - урок обобщения и систематизации знаний. УК - урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
И.Н.Пономарёва.
В.С. Кучменко.
Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники:учебник для 6 класса.
2008-2011
М.: Вентана-Граф
2
Министерство образования РФ
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы.
знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, и грибов;
знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.
умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения различных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
умение определятьпринадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
использованиеприобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
участие в экологических акциях двора, школы, района.
понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
умение анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.
Отметка – числовой аналог оценки.
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;
«4» - 82-67%;
«3» - 66 – 50%;
«2» - менее 50%.
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 6 КЛАССА
Приложение 1.
Контроль знаний и умений обучающихся
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Знакомство с цветковым растением"
Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения, научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы.
Оборудование: 1) растение пастушья сумка, 2) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите растение пастушью сумку.
2. Найдите:
- корень и побег, определите их размеры;
- части побега (стебель, лист, почки);
- цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;
- вскройте плод, что находится внутри?
Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения;
пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы пастушьей сумки зеленым цветом, а генеративные - красным.
Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Приготовление микропрепарата кожицы лука"
1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.
3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.
Оформление результатов:
зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.
Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
по теме: "Знакомство со строением цветка и соцветиями"
Цель: познакомиться со строением цветка и разнообразными соцветиями, научиться выделять главное и обосновывать свой выбор
Оборудование: 1) модель цветка картофеля;2) гербарные листы растений с разными соцветиями.
Ход работы:
1. Рассмотрите модель цветка картофеля и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все его составные части.
2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются.
Оформление результатов:
1. Запишите в тетрадь формулу цветка картофеля.
2. Заполните таблицу:
Название растения
Название соцветия
Схематический рисунок соцветия
Сделайте вывод, ответив на вопросы:
Какие части цветка являются главными? Почему?
Какова роль соцветий в жизни растения?
Не предусмотрена в учебнике И.Н. Пономаревой
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
по теме: "Сухие и сочные плоды"
Цель: познакомиться с разнообразием плодов,научиться их сравнивать
Оборудование: 1) карточка с рисунками плодов;2) два плода.
Ход работы:
1. Рассмотрите плоды.
2. Определите: какие из них сухие, а какие - сочные?
Разделите их на односемянные и многосемянные.
Оформление результатов:
перечертите в тетрадь таблицу и заполните ее:
Название растения
Плод
Название плода
сухой или
сочный
односемянной или
многосемянной
Сделайте вывод, в котором объясните, чем плоды отличаются от других органов растения, сравните сухие и сочные плоды и укажите, зачем растениям нужны плоды?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10
по теме: "Строение семян фасоли и пшеницы"
Цель: познакомиться со строением семян однодольных и двудольных растений, научиться их сравнивать
1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.
2. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.
Оформление результатов:
зарисуйте семя фасоли и зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части: одинаковые - синим цветом, а различные - зеленым.
Сделайте вывод, сравнив эти семена и ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям, а фасоль – к двудольным?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11(домашняя)
по теме: "Черенкование комнатных растений"
Цель: научиться черенковать комнатные растенияи вести наблюдения за развитием черенков
Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).
Ход работы:
1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.
2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.
3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).
Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 – 2 см) и сделайте вывод.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12
по теме: "Знакомство с водорослями"
Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей,научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией
Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями; 2) предметное и покровное стекла, пипетка; 3) микроскоп;
4) микропрепарат "Спирогира";5) гербарные листы с бурыми и красными водорослями.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.
2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.
3. Рассмотрите на гербарных листах бурые и красные водоросли.
Оформление результатов:
зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.
Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13
по теме: "Строение мхов"
Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением зеленых и белых мхов, научиться их сравнивать
Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;
2) лупа и микроскоп; 3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".
Ход работы:
1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом.
2. Рассмотрите сфагнум.
Оформление результатов:
зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части
Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14
по теме: "Строение папоротникообразных"
Цель: познакомиться со строением папоротника, хвоща и плауна,научиться выявлять их особенности
Оборудование: 1) гербарные листы с папоротниками, хвощами и плаунами; 2) лупа и микроскоп;3) микропрепарат "Сорус папоротника".
Ход работы:
1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и под микроскопом, отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.
2. Рассмотрите гербарные листы с хвощом и плауном, отметьте особенности их листьев, стеблей, колосков со спорами.
Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.
Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных по сравнению с мхами.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15
по теме: "Сравнительная характеристика сосны и ели"
Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и елинаучиться их сравнивать
Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели; 2) шишки этих растений; 3) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.
2. Рассмотрите шишки и сравните их.
Оформление результатов:
сделайте рисунки побегов и шишек, заполните таблицу:
Растения
Хвоя
Шишки
длина
окраска
расположение
на ветке
продолжитель-
ность жизни
размеры
плотность
сосна
ель
Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.
Не предуcмотрена в учебнике И.Н. Пономаревой
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16
по теме: "Определение растений из разных семейств"
Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,закрепить умение выявлять у растений особенности их строенияи доказывать принадлежность растений к определённому классу
Оборудование: 1) определительные карточки;2) гербарные листы с растениями из разных семейств; 3) лупа.
Ход работы:
После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.
Оформление результатов:
сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения.
Сделайте вывод, указав к какому классу относится это растение. Докажите принадлежность данного растения к этому классу.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 17
по теме: "Внешнее строение бактерий"
Цель: рассмотреть внешний вид крупных бактерий, научиться их сравнивать
Оборудование: 1) микроскоп;2) флакон с водой, предметное и покровное
стекла;3) культура сенной и картофельной палочки.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат культуры бактерий.
2. Рассмотрите его при малом и большом увеличении микроскопа, отметьте форму и окраску бактерий.
Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное.
Сделайте вывод, сравнив картофельную и сенную палочки.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 18
по теме: "Знакомство с грибами"
Цель: познакомиться со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей, научиться сравнивать их и делать выводы.
Оборудование: 1) набор картинок шляпочных грибов; 2) микропрепарат "Плесень мукор"; 3) культура дрожжей; 4) микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.
Ход работы:
1. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.
2. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.
3. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей.
Оформление результатов:
1. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.
2. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.
3. Зарисуйте дрожжевую клетку.
Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных, плесневых грибов и дрожжей.
Итоговая контрольная работа по теме «Царство Растения»
I вариант
I.Дать определения:
Гаметофит;
Слоевище (таллом);
Эндосперм;
Хроматофор.
II.Дать характеристику растений отдела Голосеменные.
III.Сравнить строение растений отделов Папоротниковидных и Моховидных.
IV.Тест:
1.Чем вызвано разнообразие окраски тела водорослей:
а) приспособление к фотосинтезу; б) привлечение животных;
в) маскировка; г) особенности размножения.
2.Из чего образуется плод:
а) яйцеклетка; б) зигота;
в) завязь; г) семязачаток.
3.Определите особенности растения подсолнечника, которое имеет сетчатое жилкование листьев:
а) двудольное, корневая система мочковатая;
б) однодольное, корневая система стержневая;
в) двудольное, корневая система стержневая;
г) однодольное, корневая система мочковатая.
4. Прозрачные мёртвые клетки сфагнума служат для:
а) защиты мха; б) поглощение воды из окружающей среды;
в) отражения солнечных лучей; г) фотосинтеза.
5. Вода необходима папоротникам для:
а) передвижения; б) дыхания;
в) размножения; г) цветения.
6. Голосеменные растения опыляются:
а) ветром; б) насекомыми;
в) птицами; в) зверями.
7. Покрытосеменные растения заняли господствующее положение на Земле:
а) имеют большие размеры; б) очень разнообразны;
в) имеют цветок, плод их размножение не связано с водой;г) имеют разнообразную корневую систему.
8. Определите правильную последовательность возникновения групп растений:
а) древние голосеменные растения; б) первые наземные растения;
в) покрытосеменные растения; г) папоротники.
V. Ответьте на вопросы:
1. Сосну часто используют при посадке для закрепления песков, а ель для этого не годится. Как это объяснить?
2. На суходольном лугу скосили все растения. Вам предложили выяснить, росли ли на лугу растения из семейства бобовых. Выполнимо ли это задание? Ответ поясните.
Итоговая контрольная работа по теме «Царство Растения»
II Вариант.
I.Дать определения:
Спорофит;
Заросток;
Ризоиды;
Цветок.
II. Дать характеристику растений отдела Папоротниковидных.
III.Сравнить строение растений отделов Водорослей и Моховидных.
IV. Тест:
1. У двудольного растения подсолнечника стержневая корневая система, а жилкование листьев?
А) параллельное; Б) дуговое
В) сетчатое; Г) Дуговое или параллельное.
2. Спирогира в отличие от хламидомонады:
а) имеет хроматофор; б) имеет ядро;
в) многоклеточная водоросль; г) создает органические вещества из неорганических.
3. Вода необходима мхам для:
а) охлаждения; б) дыхания;
в) передвижения; г) оплодотворения
4. В отличие от мхов у папоротников нет:
а) стеблей; б) спор;
в) листьев; г) ризоидов.
5. Определите правильную последовательность возникновения групп растений:
б) плотной кожице, небольшому числу устьиц; г) удлинённой форме.
7. У цветковых растений в отличие от голосеменных растений есть:
а) корни; б) листья;
в) семена; г) цветки и плоды.
8. К покрытосеменным не относится:
а) липа; б) сосна;
в) дуб; г) берёза.
9. Покрытосеменные растения заняли господствующее положение на Земле:
а) имеют большие размеры; б) очень разнообразны;
в) имеют цветок, плод их размножение не связано с водой;
г) имеют разнообразную корневую систему.
10. Первыми на Земле появились:
а) древние одноклеточные организмы; б) водоросли;
в) мхи; г) папоротники.
V. Ответьте на вопросы:
1. В хвойных лесах стволы сосен не имеют ветвей почти до самых верхушек, а у ели ветви отсутствуют только в нижней части ствола. С чем это связано?
2.Нарушение целостности мохового покрова в тундре при пожарах, проёзде транспорта, строительстве приводит к необратимым изменениям ландшафта. Образуются овраги, озёрно-болотные котловины, возникают оползни. С чем это связано?
Нормативные документы.
Документы, обеспечивающие реализацию программы
№
Нормативные документы
1
Закон об образовании РФ. Вестник образования, 2004, № 12
2
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897)
3
Программа для общеобразовательных учреждений: Биология 6-11 классы, сост. И.Н. Пономарёва и др.,
М.: Вентана-Граф, 2008.
4
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. «Дрофа». Москва. 2007.
/ Сборник нормативных документов/
5
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. В.С. Кучменко М.: Дрофа, 2000.
6
Новые учебники, вошедшие в федеральные перечни учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2012- 2013 учебном году (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011г. № 2885, зарегистрирован Минюстом России от 10 февраля 2011г., регистрационный № 19776)
7
Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Утверждена Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности (протокол от 1 июня 2оо9г. № 20))
8
ГИА – 2013. ЕГЭ. Биология. ФИПИ.
9
Образовательная программа МБОУ ДР «Андреевская СОШ №3»
10
Учебный план МБОУ ДР «Андреевская СОШ №3» на 2013-2014учебный год
11
Положение о рабочей программе
12
Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (принят 9 июля 1998г, с изменениями 30 июня 2007г.)
13
Конвекция ООН о правах ребёнка (принята ООН в 1998г., вступила в силу в России в 1990г.)
14
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Природоведение. Биология, сост. А.Н. Мягкова «Легион» 2010.