Рабочая программа по биологии 9 класс ( по учебнику Биология: 9 класс. Пономарёвой И. Н.)
Рабочая программа по биологии 9 класс ( по учебнику Биология: 9 класс. Пономарёвой И. Н.)
Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе федерального компонента государс-твенного образовательного стандарта, авторской программы И. Н. Пономарёвой. Программа включает: цели и задачи, общую характеристику предмета, информацию о внесённых изменениях, требования к уровню подготовки выпускников, информацию о количестве учебных часов, содержание курса, учебно- тематический план, учебно-методический комплекс и тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс ( по учебнику Биология: 9 класс. Пономарёвой И. Н.) »
Муниципальное образовательное учреждение
Каргинская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор Денисова В. А.
Приказ № __от «___» ________2014 г.
Рабочая программа
по биологии для 9 класса
уровень: базовый
срок реализации 2013/2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко,В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова, Р.Д. Маш. Биологияв основной школе : Программы — М. :Вентана - Граф, 2006. — 72 с.
Разработчик программы: Прибылова Н. В.
учитель биологии первой квалификационной категории
«РАССМОТРЕНО»:
на заседании ШМО
Протокол № 1 от « » августа 2014г.
Руководитель Прибылова Н. В.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зам. директора по УВР
Кошкина Т. А.
« » 2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089;
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
3. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. 4. Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2006).
5. Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации »
6. Учебного плана школы.
Программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.
Цели и задачи изучения курса.
Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
* овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
* овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
* формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
* воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
* установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;
* подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
* иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Задачи курса
Обучения:
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по биологии в соответствии со стандартом биологического образования (через систему уроков)
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме (через систему заданий)
- выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы (через лабораторные работы)
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение шести лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека, животных
Обоснование выбора программы
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 6 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Информация о внесенных изменениях
В 9 классе: из темы Основы учения о наследственности и изменчивости взят 1 час на тему Основы селекции растений, животных и микроорганизмов- на селекцию Ульяновской области, на данную тему взят ещё 1 час на зачётное занятие из темы Учение об эволюции. 1 час из темы Учение об эволюции взят на тему Происхождение человека на зачётное занятие.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ Каргинская средняя общеобразовательная школа данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе – 2 часа в неделю, в год 68 часов.
Требования к уровню подготовки учеников:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и - объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса
Тема 1. Введение в основы общей биологии.
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение,обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.
Тема 2. Основы учения о клетке.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки и аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные
органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента
хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы.
Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторные работы. №3. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками.№4. Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побеги взрослого растений.
Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы. №5. Отличительные признаки у семян разных сортов гороха, фасоли. №6. Генотипические и фенотипические проявления у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.
Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Вавилова Н.И. о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира.
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза о возникновении жизни Опарина А.И. и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений.
Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Тема 7. Учение об эволюции.
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции.
Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. №7. Виды изменчивости организмов в природе.
Тема 8. Происхождение человека.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человека как единый биологический вид.
Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу
Тема 9. Основы экологии.
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере
температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое разнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем.
Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторные работы. №8 Оценка запылённости воздуха. №9. Влияние абиотических факторов среды на деятельность почвенных организмов. №10. Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды обитания. №11. Оценка санитарно-гигиенического качества своего рабочего места
Тема 10. Заключение.
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биологического разнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Учебно-тематический план
№
Раздел (тема) курса
Кол-во часов
Лабораторная работа
Экскурсии
1.
Введение в основы общей биологии
3
Экскурсия
2.
Основы учения о клетке
10
Л.р. № 1
Л.р. № 2
3.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
5
Л.р. № 3
Л.р. № 4
4.
Основы учения о наследственности и изменчивости
10
Л.р. № 5
Л.р. № 6
5.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
7
6.
Происхождение жизни и развитие органического мира
5
7.
Учение об эволюции
9
Л.р. № 7
8.
Происхождение человека
7
9.
Основы экологии
12
Л.р. № 8
Л.р. № 9
Л.р. № 10
Л.р. № 11
Экскурсия
Экскурсия
Л.р. № 12
10.
Заключение
1
Итого
68
УМК
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ». – Москва.: Вентана-Граф, 2009 год.
2. Козлова Т. А, Кучменко В. С. « Основы общей биологии: Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений» – Москва.: Вентана-Граф, 2012 год.
Литература для учителя:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998
2. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.
3. Петунин О.В. «Познавательные процессы у человека. Разработки уроков». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
4. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Эволюция. Основы экологии. Учебно-методическое
пособие по биологии». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.
5. Пономарева И.Н. «Экология. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
Литература для учащихся:
1. Мамонтов С. Г. «Основы биологии».- М.: «Просвещение»,1992.
2. Большой справочник для школьников и поступающих в « Биология».- М.: «Дрофа», 2002
3. Воронцов Н. Н., Сухова Л.Н. «Эволюция органического мира».- М.: Просвещение, 1991
4. Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека».- М.: Просвещение, 1993.
Дополнительная литература:
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология"
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
Тема урока
Цели урока
Формы и методы,
Лаборатор. работы
Требования к знаниям и умениям учащихся
Региональный компонент Экскурсии
Оборудование литература Д/з
1 Введение в основы общей биологии (3 часа)
1. 2
Биология - наука о
жизни.
Общие
свойства
живого
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению курса «Основы общей биологии». Способствовать формированию знаний об общих свойствах живого, отличительных черт живой и неживой природы
Беседа, работа с учебником, индивидуальная и групповая работа
'Знать: историю развития биологии, важнейшие свойства живого, присущие всем живым существам - растениям, животным, человек)
Понимать значение биологии для современных людей, причины отличии живой и неживой природы.
Уметь указывать признаки, общие для всего живого, пояснять разницу между понятиями «рост» и «развитие», давать краткие характеристики признакам живого, пояснять, что будет изучаться в курсе «Основы общей биологии»
Чучела, коллекции животных, влажные препараты . гербарии растений. Богданова T.JI «Биология Задания упражнения» (далее (1))
П. 1, 2
3
Многообразие форм
жизни
Продолжить формирование экологических знаний о средах жизни и местообитании живых организмов, содействовать формированию знаний по основным структурным уровням организации жизни
Репродуктивные, частичнопоисковый, индивидуальная и групповая работа.
Знать: понятия - биосистема. основные структурные уровни (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой. биогеоценотический. биосферный). охраняемые территории области.
Понимать: зависимость многообразия живого мира на Земле от разнообразия сред жизни, исторического развития форм жизни - их эволюции, разной структурной сложности, биосистем.
Уметь: различать основных структурных уровней и расставлять их по возрастающей сложности, давать краткую характеристику
биосистем
Многообразие форм жизни и местообитания живых организмов в области, биосистемы. экологические среды Ульяновской области
Экскурсия Биологическое разнообразие вокруг нас
Таблицы 1 рисунки по теме Благовещенский ВВ. «Особ( охраняемые территории Ульяновской области»
П. 3
2. Основы умения о клетке (10 часов)
4
Химический состав клетки
Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию: классификация веществ клетки
Репродуктивный; индивидуальная и
групповая работа.
Знать: понятия - цитология, неорганические (минеральные) и органические (белки. липиды. углеводы) вещества; макромолекулы, полимеры, мономеры
Понимать: отличия химического состава клеток животных и растений, образование полимерных молекул органических веществ
Уметь: проводить классификацию минеральных и органических веществ, показать их значение для живых организмов.
Таблицы 1 рисунки по теме Анастасова Л. I «Самостоятельные работы учащихся пс общей биологии (далее -2). 1
П. 5
5
Белки и нуклеиновые кислоты
Организовать деятельность учащихся по изучению важнейших органических
Репродуктивный: индивидуальная и групповая работа
Знать: разновидности структур и функции белка, разновидности и функции нуклеиновых кислот
Понимать: взаимосвязь строения и функций белков и нуклеиновых кислот.
Уметь проводить сравнительный анализ различных структур
Таблицы 1 рисунки по теме.
|2|. Ml Беркинблит М. Б «Биология в
соединений клетки и организма
белка. ДНК и РНК.
вопросах ответах» (далее 3
П. 6
6
Строение
клетки
Актуализировать знания учащихся о едином плане строения клеток растений и животных; единстве животного и растительного мира.
Знать: понятия - органоиды, мембрана, цитоплазма, ядро. Понимать: функции мембраны, цитоплазмы, ядра.
Уметь: сравнивать строение клеток животных и растений, объяснять зависимость функций от строения, доказать отличие прокариот от эукариот.
Таблицы рисунки по тем |3|, Кемп Г Армес «Введение биологию» (далее -4)
П. 7
7
Органоиды клетки и их функции
Создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию: органоиды клетки
Репродуктивный; индивидуальная и групповая работа.
Знать: понятия - органоиды, мембрана. ЭПС. комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы. пластиды, рибосомы, микротрубочки, клеточный центр, вакуоли.
Понимать: взаимосвязь строения и функций данных органоидов. Уметь: находить их на таблице и рисунках, пояснят, почему органоиды называют специализированными структурами клетки, доказывать, что клетка - элементарная живая система (биосистема). *
Таблицы рисунки по теме Динамическое пособие « Клетки 3, 4, 1
П. 8
8
Обмен веществ - основа существова ния клетки
Организовать деятельность школьников по изучению основных процессов,
происходящих в клетке.
репродуктивный; групповая и индивидуальная работа
Знать: понятия - метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция, аденозинтрифосфорная кислота. Понимать: взаимосвязь противоположных процессов обмена веществ.
Уметь: приводить примеры метаболизма и его частей на конкретных объектах, доказывать целостность клетки.
Таблицы рисунки по теме
3, 2.
П. 9
9
Биосинтез белков в живой клетке
Организовать работу учащихся по изучению основных процессов, происходящих в клетке
Беседа, рассказ; индивидуальная и групповая работа в парах
Понимать: роль цитоплазмы в биосинтезе белка, роль ядра в биосинтезе белка
Уметь охарактеризовать функции различных видов РНК в биосинтезе, раскрыть механизм биосинтеза.
Таблицы рисунки по теме
4, 2
П. 10
10
Биосинтез углеводов - фотосинтез»
Создать мотивацию для изучения темы, способствовать формированию представлений об основном процессе, происходящем в растительной клетке.
Беседа. рассказ; индивидуальная и групповая работа.
Знать: понятия - фотосинтез. хлоропласт», световая и тем нова я стадии фотосинтеза, хлорофилл.
Понимать: «космическую роль растений.
Уметь: сравнивать стадии фотосинтеза, давать им краткую характеристику, объяснять строение и функции хлоропластов
Таблицы рисунки по теме
4, 3, 1
П. 11
11
Обеспечение клеток
Организовать деятельность учащихся
Репродуктивный; индивидуальная и
Знать: понятия - клеточное дыхание, стадии клеточного дыхания, анаэробный и аэробный этапы, гликолиз, ферменты.
Таблицы рисунки по теме
энергией
по изучению основных процессов,
происходящих в живых клетках.
групповая работа
Понимать: роль ЛТФ в обеспечении клеток энергией.
Уметь: проводить сравнительный анализ этапов энергообмена. определять сходство и различие дыхания, горения и фотосинтеза.
1
П. 12
12
Разнообразие клеток живой
природы
Продолжить формирование представлений о многообразии живого: на примерах клеток одноклеточных и многоклеточных организмов
Репродуктивный:
индивидуальная и
групповая работа;
краткие
сообщения
учащихся Л.р. 2 Многообразие клеток
Знать: характерные особенности различных клеток человека, животных, растений, грибов, микроорганизмов Понимать: сходство и различие клеток одноклеточного и многоклеточного организмов.
Уметь: сравнивать первоначальные и современные положения клеточной теории, отмечать принципиально новые открытия цитологии
Таблицы 1 рисунки по теме. 4, 3.
П. 4, повт 1-12
13
Зачетное занятие по теме «Основы учения Оклетке»
Систематизировать и проверить знания учащихся по теме
Разноуровневый контрольный срез по вариантам.
Знать: основные понятия темы.
Понимать: взаимосвязь и функции частей клетки и процессов, происходящих в клетке.
Уметь: применять полученные знания при выполнении работы.
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)
14
Типы
размножен
ня
Содействовать развитию представлений учащихся о размножении как уникальном явлении, обеспечивающем преемственность видов.
Частично- поисковый, групповая и индивидуальная работа
Знать: основные виды полового и бесполого размножения, понятия - оплодотворение, яйцеклетка, зигота, спермин, сперматозоиды, гаметы, конъюгация, деление, почкование, вегетативное размножение, фрагментация.
Понимать: взаимосвязь и зависимость типов размножения от условий обитания.
Организовать работу учащихся по изучению основного закона жизни одноклеточных и многоклеточных организмов - клетка от клетки.
Частичнопоисковый, групповая и индивидуальная работа Л.р. 3
Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток
Знать: понятия - митоз, интерфаза. профаза, метафаза. анафаза, те-
лофаза. этапы клеточного цикла, хромосома.
Понимать; почему при бесполом размножении потомки идентичные родителю.
Уметь: пояснять различия в процессах клеточного деления в 'прокариот и эукариот, охарактеризовать митоз и особенности каждой его стадии.
Таблицы 1 рисунки по теме. 2, 4
П. 14
16
Особенности
образования половых клеток
Содействовать развитию у детей представлений о важнейшей роли половых клеток.
Беседа, краткие
сообщения
учащихся;
групповая и
индивидуальная
Знать: понятия - мейоз. фазы мейоза. первое и второе деление мейоза
Понимать: механизм протекания процесса мейоза; почему свойства дочерних организмов, развившихся из зиготы, не идентичны родительским. Уметь: объяснять биологический смысл
Таблицы 1 рисунки по теме
1
П. 15
обеспечивающих передачу наследственной пн(|юрмацнн от родителей к потомкам.
работа.
мейоза. проводить сравнительный анализ мейоза и митоза.
17
Индивидуаль
ное
развитие организмов и его этапы.
Организовать деятельность школьников по изучению периодов онтогенеза
(эмбрионального и постэмбрионального) на примерах нескольких организмов
Частично-
поисковый:
групповая и
индивидуальная
работа. Л. р. 4 Осо-бенности цветковых растений на разных этапах онтогенеза
Знать: понятия - онтогенез, зачаток, эмбрион, эндодерма, стадии зиготы, дробления, мезодерма, эктодерма, бластула, сингамия. Понимать: особенности эмбрионального развития на примере ланцетника: почему лишь на стадии гаструлы возможна дифференциация клеток н тканей зародыша.
Уметь: объяснять, почему влияние опасных внешних воздействий (курение, радиация) оказывается более разрушительным на эмбриональном уровне онтогенеза, чем на постэмбриональном.
Таблицы 1 рисунки по теме. 1
П. 16, повт 13-15
I8
Зачетное занятие по теме
«Размножение и онтогенез организмов
».
Систематизировать и проверить знания учащихся по теме.
Разноуровневый контрольный срез по вариантам
Знать: основные понятия темы.
Понимать: особенности различных видов размножения, взаимосвязь и взаимовлияние различных частей зародыша.
Уметь: применять Полученные знания при выполнении работы.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости ( 10 часов)
19
Из истории
развития
генетики.
Основные
понятия
генетики
Создать мотивацию для изучения темы, способствовать формированию представлен nil об основных генетических понятиях.
Беседа, рассказ; элементы лекции: индивидуальная работа Л. р. 5 Отли-чительные признаки у семян разных сортов гороха
Знать: что изучает генетика, когда и почему она стала так называться: понятия - аллель, гомозигота, гетерозигота, фенотип, генотип, ген. факторы.
Понимать: роль наследственности и изменчивости в жизни 'организмов.
Уметь: различать понятия гомозигота и гетерозигота, фенотип и генотип, давать характеристику генам.
Таблицы 1 рисунки по теме.1, 3
П. 17, 18
20
генетические
опыты
Менделя
Первый и
второй
законы
Менделя.
Организовать работу учащихся по изучению основ классической генетики, влияющих на проявление
наследственности и изменчивости.
Репродуктивный, частичнопоисковый; групповая и индивидуальная работа.
Знать: первый и второй законы Менделя, понятия - доминантный и рецессивный гены, условные обозначения
Понимать: отличия первого и второго поколений при моногибридном скрещивании.
Уметь: объяснить, почему аллели всегда бывают парными: раскрыть суть законов Менделя; формулы расщепления по фенотипу и генотипу.
Таблицы 1 рисунки по теме.
1, 2
П. 19
21
Дигибридное
скрещивание
Содействовать развитию у детей знаний по изучению
Репродуктивный
частично
поисковый;
Знать: третий закон Менделя, решетка Пениста, математическое доказательство третьего закона Менделя, дигибридное скрещивание.
Таблицы 1 рисунки по теме. 1, 3
П. 20
видов. Третий закон Менделя
основ классической генетики, влияющих на проявление
наследственности и изменчивости.
групповая и
индивидуальная
работа.
Понимать: почему в анализирующем скрещивании для выявления генотипа не используются особи, гомозиготные по доминантным аллелям.
Уметь: объяснять суть закона независимого наследования признаков, называть генотипы и фенотипы гибридов первого поколения дигибридного скрещивания, записывать их, пользуясь решеткой Пениста.
22
Сцепленное наследование генов п кроссинговер
Обеспечить формирование представлений у учащихся по сцепленному наследованию генов на конкретных примерах, влияние кроссинговера на нарушение сцепления генов
Беседа. рассказ; индивидуальная работа.
Л. р. 6 Генотипические и фенотипические проявления у особей вида (сорта), но произрастающих в неодинаковых условиях
Знать: четвертый закон Моргана (закон сцепления), группы сцепления, кариотип. эксперименты Моргана.
Понимать: каким образом кроссииговер (перекрест хромосом) нарушает сцсплснис генов.
Уметь: сформулировать суть закона сцепления, значение генетических карт для медицины и сельского хозяйства.
Таблицы по теме, 3, 2, 4
П. 21
23
Взаимосвязь генов и их
множестве
нное
действие
Организовать деятельность школьников по изучению типов взаимодействия генов и их влиянию на проявление признаков у организмов.
Элементы лекции, частичнопоисковый; индивидуальная работа.
Знать: типы взаимодействия генов и их краткую характеристику. Понимать: что отношения между генами и признаками достаточно сложные.
Уметь: отличать взаимодействие генов от их множественного действия, объяснять понятия «генотипическая среда» и «внешняя
среда».
Таблицы рисунки по теме.
4
П. 22
24
Определение пола и наследование
признаков,
сцепленных с полом
Способствовать формированию представлений у детей механизма определения пола и признаков, связанных с полом.
Элементы лекции, частично- поисковый ; групповая работа.
Знать: обозначения, применяемые в генетике пола; понятия - ауттосомы половые хромосомы.
Понимать: каким образом определить пол будущего ребенка. Уметь: объяснять суть наследования, сцепленного с полом, приводить примеры наследования некоторых признаков человека.
Таблицы рисунки по теме 4
П. 23
25
Наследстве
иные
болезни,
сцепленные с полом
Содействовать развитию у детей представлений о причинах наследственных болезней и аномалий и мерах их предупреждения
Элементы лекции.
краткие
сообщения
учащихся;
групповая и
индивидуальная
работа.
Знать: классификации и причины основных наследственных болезней и аномалий.
Понимать: каким образом факторы внешней среды вызывают наследственные болезни.
Уметь: объяснять различие молекулярных и хромосомных заболеваний.
Проявление наследственных болезней на территории Ульяновской области. Мсепко- генсетическое консультирование.
Таблицы рисунки по теме 4, 3
П. 26
26
Наследствен-ная
изменчивость
Способствовать формированию у школьников
представлений о явлениях несхожести потомства и родителей и их причинах.
Репродуктивный,
частично-
поисковый;
групповая н
индивидуальная
работа.
Знать: классификацию и причины разновидности изменчивости. Понимать: роль генотипической (наследственной) изменчивости в живой природе.
Уметь: сравнивать генотипическую. комбннативную и мутационную изменчивость. Давать им краткую характеристику, объяснять значение закона гомологичных рядов в наследственной изменчивости (закон Н И. Вавилова).
Таблицы рисунки по теме. Гербарные экземпляры растений.
4
П. 24
27
Другие
типы
изменчивое
ти
Способствовать развитию у учащихся представлений о появлении видов изменчивости, связанных сь возрастом и влиянием внешних условий обитания.
Беседа, частичнопоисковый; краткие сообщения учащихся.
Знать: классификации и причины нсенаследственной изменчивости; понятия - норма реакции, приспособительные адаптации, модификации.
Понимать: роль нормы реакции в жизни особи и вида.
Уметь: сравнивать и характеризовать модификационную и онтогенетическую изменчивости, приводить примеры, подтверждающие проявление этих видов изменчивости.
Карты. таблицы по теме. Гербарии растений.
4
П. 25, повт 17-26
28
Зачетное занятие по теме «Основы учения о наследственно-сти и изменчивости»
Систематизировать и проверить знания учащихся по теме.
Разноуровневый контрольный срез по вариантам.
Знать: основные понятия темы
Понимать: механизмы проявления наследственности и изменчивости.
Уметь: применять полученные знания при выполнении работы.
5. Основы селекции растений, животных, микроорганизмов (7 часов)
29
Генетические основы селекции организмов
Создать мотивацию для изучения темы, способствовать формированию представлений об искусственном отборе
Знать: понятия - селекция, искусственный отбор, гибридизация, мутагенез, полиплоидия, гибрид, штамм, порода, сорт, гетерозис. Понимать: что теоретической основой селекции является генетика, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов
Уметь: характеризовать п сравнивать главные методы селекции (искусственный отбор, гибридизация, полиплоидия, мутагенез), приводить соответствующие примеры.
Карты, рисунки i таблицы по теме.
4, 3
П. 27
30
Генетические
особенности к селекции растений
Сформировать представление у детей о селекционной работе в мире, стране и области по растениям, значение такой работы.
Беседа, рассказ, краткие сообщения учащихся; групповая работа.
Знать: историю развития отечественной селекции растений. Понимать: значение развития селекции растений для сельского хозяйства, медицины, научных исследований.
Уметь: объяснять, почему полиплоидия широко используется в селекции растений; почему гетерозис не является методом селекции
Известные местные сорта полевых и огородных культур.
Карты, рисунки таблицы по теме.
131.
Газетный материал по региональному компоненту.
П. 28
31
Центры многообразия и происхожд ения
культурных
растений.
Организовать деятельность учащихся по изучению центров происхождения культурных растений. где сформировались их генотипы и фенотипы.
Беседа. рассказ.
краткие
сообщения
учащихся;
индивидуальная
работа.
Знать: основные географические центры происхождения культурных растений.
Понимать: значение для практической селекции учения Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
Уметь: пояснить, в чем заключается различие между первичными п вторичными центрами происхождения культурных растений, объяснить закономерности, какие выделил Вавилов при исследовании этих центров.
Выяснение центров
происхождения
основных
сельскохозяйствснных культур ульяновской области.
Составление карты.
Карты, рисунки таблицы по теме
4
П. 29
32
Особенности селекции животных
Сформировать представление у учащихся о селекционной работе в мире, стране, области по животным, значение такой работы.
Беседа, рассказ.
краткие
сообщения
учащихся,
индивидуальная
работа.
Знать, история развития отечественной селекции животных, понятия - инбридинг, аутбридинг.
Понимать: значение развития этого направления селекции для промышленности, сельского хозяйства, медицины, научных исследований.
Уметь: объяснить, зачем в животноводческих хозяйствах ведут строгий учет признаков потомков на протяжении ряда поколений, почему центры одомашнивания животных совпадают с центрами происхождения культурных растений.
Известные местные породы
сельскохозяйственных животных
Карты, рисунки таблицы по теме
4
П. 30
33
Основные направления селекции микроорганиз-мов
Сформировать представление у учащихся о селекционной работе в области
микроорганизмов, значение такой работы
Репродуктивный; групповая и индивидуальная работа.
Понимать: значение биотехнологии, инженерии для народного хозяйства.
Уметь: характеризовать методы, применяемые в селекции микроорганизмов. сравнивать методы селекционной работы получения гибридов у растений и микроорганизмов.
Таблицы рисунки по теме.
4
П. 31
34
Селекция Ульяновской области.
Содействовать развитию у детей знаний по селекционной работе в Ульяновской области.
Лекция, краткие
сообщения
учащихся.
Знать: основные направления селекционной работы в Ульяновской области.
Понимать: значение селекционной работы для развития животноводства, сельского хозяйства области Уметь: давать краткую характеристику селекционной работе, совершить экскурс в историю развития селекции в губернии и
области.
Основные направления селекции в Ульяновской области.
Таблицы по теме
Лекционный
материал и
селекции
Ульяновской
области.
Повт27-31
35
'Зачетное
занятие по
теме
«Основы
селекции
растений,
животных
и
Систематизировать и проверить знания учащихся по теме.
Разноуровневый контрольный рез по вариантам.
Знать: основные понятия темы
Понимать: генетические основы селекции организмов, особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Уметь: применять полеченные знания при выполнении работы.
микроорган
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов)
36
Представления о возникновен жизни
на Земле в истории естествозна ния
Создать мотивацию для изучения темы, организовать работу учащихся по изучению проблем биогенеза и абиогенеза.
Беседа, рассказ, краткие сообщения учащихся, групповая работа.
Знать: понятия - биогенез, абиогенез, теория панспермии, теория стационарного состояния, теория биохимической эволюции. Понимать: значение опытов Пастера. Ламарка, Реди для становления теории биогенеза.
Уметь: сравнивать теории биогенеза и абиогенеза, объяснить, почему гипотеза о внезапном самозарождении организмов долго подержалась в естествознании.
Таблицы рисунки по теме
4
П. 32
37
Современная теория возникновения жизни
на Земле
Сформировать у учащихся ,
представление о современных взглядах на возникновение жизни на Земле.
Беседа, рассказ:
частично-
поисковый;
групповая и
индивидуальная
работа.
Знать: теории Опарина и Холдейна на проблему возникновения жизни: понятия - химическая и биологическая эволюции, коацерваты. гетеротрофы, автотрофы.
Понимать: что собой представляет процесс коацервации.
Уметь: давать краткую характеристику взглядам Опарина, Холдейна, Бернала. Холодного по проблеме возникновения жизни на Земле
Таблицы рисунки по теме 4
П. 33
38
Значение фотосинтеза и биологичес кого
круговорота веществ в развитии
жизни
Организовать работу школьников по изучению основных процессов,
происходящих в древности и в настоящее время на территории
Земли.
Беседа, рассказ;
краткие
сообщения
учащихся;
индивидуальная
работа.
Знать: факторы, обусловившие появление на Земле автотрофов. Понимать: роль фотосинтеза и круговорота веществ в биосфере. Уметь: объяснить роль гетеротрофов и автотрофов в биологическом круговороте, раскрыть сущность и значение круговорота веществ в биосфере.
Таблицы рисунки по теме
4
П. 34
39
Этапы развития жизни на
Земле
Сформировать у учащихся
представления об основных этапах развития жизни на Земле, проследить эволюцию жизни.
Репродуктивный.
частично-
поисковый;
групповая и
индивидуальная
работа.
Знать: краткую характеристику основных этапов развития жизни на Земле; понятия - катархей. архей. протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой
Понимать: причины выхода организмов на сушу, приспособление к жизни в наземно-воздушной среде в результате появления у них в ходе эволюции разнообразных приспособительных свойств. Уметь: объяснить, какое явление живого мира обусловило возникновение новых, все более сложных форм организмов
Краткая характеристика организмов прошлых эпох, встречающихся в виде ископаемых остатков на территории Ульяновской области.
Таблицы рисунки по теме 4
П. 35, повт 32-34
40
Зачетное занятие по теме
Систематизировать и проверить знания учащихся по теме
Разноуровневый контрольный срез по вариантам.
Знать: основные понятия темы
Понимать: представления п современную теорию возникновения жизни на Земле, э
«Происхож
денис
жизни и развитие орглничсск ого мира»
Таны развития жизни на Земле.
Уметь: применять полученные знания при выполнении работы.
7. Учение об эволюции (9 часов)
41
Идея развития органическ ого мира в биологии
Организовать деятельность учащихся по изучению эволюционного процесса, выяснить роль ученых эволюционистов, предшественников Ч. Дарвина.
Репродуктивный; групповая и индивидуальная работа.
Знать: исторический очерк по взглядам на эволюцию органического мира
Понимать: что выражает собой термин «эволюция».
Уметь: сравнивать взгляды Линнея и Ламарка на развитие органического мира.
Таблицы карты рисунки по теме.
3, 4
П. 36
42
Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органическ ого мира.
Сформировать у детей представление о действии естественного отбора и формах борьбы за существование, действующих в живой природе.
Элементы лекции, беседа; групповая работа.
Знать: основные положения теории Дарвина, классификации видов борьбы за существование, понятия - дивергенция, адаптация, естественный отбор.
Понимать: главные выводы в эволюционном учении Дарвина. Уметь раскрывать механизм действия естественного отбора, определять смысл понятия «борьба за существование».
Таблицы рисунки по теме. 3, 1, 4
П. 37
43
Современ-
ные
представле ния об эволюции органичсек ого мира.
Содействовать развитию у школьников знаний об элементарной эволюционной единице - популяции, по сути популяционной концепции
Беседа, рассказ;
групповая и
индивидуальная
работа
Л. р. 7 Виды изменчивости организмов в природе
Знать: понятия - популяция, элементарная единица эволюции, элементарный материал эволюции, элементарные факторы и явления эволюции, изоляция. мутационный процесс, популяционные волны
Понимать: почему популяцию называют структурной единицей эволюции, каким образом естественный отбор направляет ход эволюции.
Уметь: отличать современное учение об эволюции от эволюционной теории Дарвина.
Таблицы рисунки по теме.
4
П. 38
44
Вид, его критерии и структура.
Сформировать у учащихся
представление о виде как реально существующей генетически неделимой единице живого мира.
Репродуктивный,
частично-
поисковый;
групповая и
индивидуальная
работа
Знать: историю развития представлений о виде, критерии вида - морфологический, физиолого-биохимический. географический, экологический, репродуктивный.
Понимать: почему репродуктивный критерий считают важнейшей характеристикой вида
Уметь характеризовать механизмы. препятствующие скрещиванию между разными видами.
Характеристика местных видов растений и животных.
Таблицы, рисунки и карты по теме Гербарии
1, 4
П. 39
об основных характеристиках вида.
45
Процессы видообразо вания
Организовать работу детей по изучению разновидностей видообразования, микроэволюции. приводящей к изменению генофонда, популяции внутри вида.
Беседа, рассказ, краткие сообщения учащихся, групповая работа.
Знать: понятия - микроэволюцни. генофонд, географическое (аллопатрическое) видообразование, биологическое (симпатрическое) видообразование, полиплоидия, гибридизация. Понимать: основные механизмы видообразования.
Уметь: характеризовать основные отличия географического и биологического видообразования, объяснять, происходит ли видообразование в современную эпоху.
Таблицы, рисунки и карты по теме.
4, 2
П. 40
46
Макроэво-
люция
результат
микроэвол
юций
Сформировать у учащихся
представление о сложной системе соподчиненных форм - родственных организмов выше видового уровня
Беседа, рассказ: групповая и индивидуальная работа.
Знать: понятия - макроэволюция. надвидовые группы, целостность групп надвидового ранга.
Понимать: почему вид называют качественным этапом эволюции. Уметь: объяснять. что весь процесс макроэволюции ос) щсствлястся только посредством элементарных процессов микроэволюцни. выделять сходство процессов микроэволюцни и макроэволюции
•
Экскурсия «Борьба за существование в природе
Таблицы 1 рисунки по теме.
4
П. 41
47
Основные
направленн
я
эволюции.
Организовать деятельность учащихся по изучению и сравнительном) анализу основных путей биологического прогресса.
Репродуктивный.
частично
поисковый;
индивидуальная
работа.
Знать: понятия биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз. идиоадаптация. общая дегенерация.
Понимать: соотношение направлений эволюции.
Уметь: сравнивать пути биологического прогресса, давать им характеристику, объяснять эволюционную роль ароморфозов н идиоадаптаций
Таблицы, рисунки и карты
по теме.
4, 1
П. 42
48
Основные
закономерн
ости
биологичес
кои
эволюции.
Актуализировать знания учащихся по эволюции, прогрессивному усложнению форм жизни. развитию адаптации видов к среде обитания.
Краткие сообщения учащихся, беседа, групповая и индивидуальная работа.
Знать: понятия эволюция, видообразование, биологический прогресс, плантация, общие адаптации, частные адаптации. Понимать: почему эволюция носит необратимый характер.
Уметь: характеризовать и приводить примеры различных приспособлений (адаптаций) видов к среде жизни.
t
Краткая характерис-тика видов,адаптиро
ванных в Ульяновс
области. Экскурс. Приспособлен. орга-низм. к среде обитан
Таблицы, рисунки по теме Географическое краеведение.
4
П. 43, повт. 36-42
49
'Зачетное занятие по теме
«Учение об эволюции»
Систематизировать и проверить знания учащихся по теме
Разноуровневый контрольный срез по вариантам.
Знать: основные понятия темы
Понимать: эволюционные взгляды на развитие органического мира, основные направления и закономерности биологической эволюции.
Уметь: применять полученные знания при выполнении работы.
S. Происхождение человека (антропогенез) (7 часов)
50
Доказатель
ства
Сформировать у детей представление о
Беседа, рассказ, частично-
Знать: понятия - антропогенез, рудименты, атавизмы, человекообразные обезьяны.
Таблицы, рисунки, карты
эволюцион
ного
происхожд
ения
человека.
специфике антропогенеза, заключающейся в действии социальных факторов
(общественного образа жизни, трудовой деятельности, речи и мышления).
поисковый; групповая и индивидуальная работа.
Понимать: специфику антропогенеза, действие социальных и биологических факторов.
Уметь: указывать черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг), называть особенности строения, присущие только человеку.
муляжи по теме. 4, 1
П. 45
51
Эволюция
приматов
Содействовать развитию знаний по эволюции приматов, их путях развития в разных условиях существования.
Беседа. краткие сообщения учащихся; групповая работа.
Знать: понятия - приматы, дриопитеки, рамапитеки. гоминиды. Понимать: в чем заключаются особенности дриопитеков как предков человека.
Уметь: характеризовать отличия рамапитеков от древних дриопитеков, указывать особенности гоминид.
Таблицы, рисунки, карты муляжи по теме.
4
П. 44
52
Этапы
эволюции
человека
Организовать работу школьников по изучению основных стадий развития человека и их характеристике.
До клады. беседа. обсуждение; индивидуальная работа.
Знать: понятия - австралопитек, человек умелый, архантроп, питекантроп, синантроп, палеоантроп, неандерталец, неоантроп, кроманьонец. •
Понимать: почему австралопитеки не относятся к роду человека, почему Африку считают родиной человека.
Уметь: называть и сравнивать особенности строения и жизни архантропов. неандертальцев.
Стоянки древних людей на территории Ульяновской области.
Таблицы, рисунки, карты муляжи по теме. 2
П. 46
53
Первые и современные люди.
Актуализировать знания учащихся по развитию кроманьонцев. их биосоциальной природе и роли естественного отбора в жизни первых и современных людей.
Понимать что лежит в основе формирования человеческих рас. Уметь: давать краткую характеристику основных и переходных рас человека, доказывать необоснованность теорий расизма.
Таблицы 1 рисунки по теме.
П. 48
55
Человек как житель биосферы и его влияние
Содействовать развитию у учащихся представлений о характере отношений
Беседа, рассказ, краткие сообщения учащихся;
Знать: понятия - биосфера, сельскохозяйственная, промышленная революции, научно-техническая революция, их влияние на окружающий мир.
Понимать: личную заинтересованность каждого в защите
Экология Волги.
Таблицы, карты по теме.
Чернова Н.М «Основы
на природу.
между человеком н природой, личной заи нтересованности каждого человека в защите окружающей среды.
индивидуальная
работа.
природы.
Уметь: объяснять, почему на ранних этапах истории человечества во здействие людей на природу не было губительным для нее.
экологии» (5)
П. 49, повт. 44-48
56
Заметное занятие по теме
«Происхож
дение
человека»
Систематизировать и проверить знания учащихся по теме.
Разноуровневый контрольный срез по вариантам.
Знать: основные понятия темы
Понимать: доказательства происхождения человека, этапы антропогенеза, роль человека в современных условиях.
Уметь: применять полученные знания при выполнении работы.
*). Основы экологии (12 часов)
57
Условия
жизни на
Земле.
Среды
жизни и
экологичес
кие
факторы.
Организовать деятельность учащихся по изучению основных сред жизни, закономерностей действия экологических (факторов в природе.
Репродуктивный: групповая и индивидуальная
Л. р. 8 Оценка запылённости воздуха»
Знать: понятия - биотические, абиотические, антропогенные факторы, характеристики сред жизни (водной, наземно- воздушной. почвенной, орган измен ной).
Понимать: почему наземно-воздушная среда характеризуется наибольшим разнообразием форм организмов.
Уметь: определять как антропогенные факторы проявляются в жизни различных организмов
Таблицы, рисунки по теме. 2
П. 50
58
Общие
законы
действия
факторов
среды на
организмы.
Сформировать у школьников
представления о законах оптимума, экологической индивидуальности, ограничивающего фактора, совместного действия факторов, влияющих на жизнь организмов
Частичнопоисковый; групповая индивидуальная
Работа
Л. р. 9. Влияние аби-отических факторов среды на деятельность почвенных организмов
Знать: характеристики основных законов, действующих на организмы (оптимума. экологической индивидуальности, ограничивающего фактора, совместного действия факторов). Понимать: что такое сигнальный фактор, его отличие от других абиотических факторов
Уметь: разбирать действие каждого фактора на конкретных примерах из жизни человека, животных, растений.
Таблицы 1 рисунки по теме.
5
П. 51
59
Приспособ ленность организмов
к действию
факторов
среды.
Организовать работу учащихся по изучению различных приспособлений организмов к действующим факторам
Частично-
поисковый.
групповая и
индивидуальная
работа Л.р.10 Выявление приспособл.орга-низмов к эколог. факто
Знать: понятия - жизненная форма, экологическая группа, пойкил отермные. гомойотермные группы организмов.
Понимать в чем различие понятия «экологическая группа» и «жи зненная форма».
Уметь: объяснять, какие качества внешней среды обусловили определенные адаптации разных животных и организмов.
Таблицы 1 рисунки по теме.
5
П. 52
окружающей среды.
среды обитания
60
Биологичес
кие связи в
природе
Содействовать
развитию
представлений о различных этапах взаимоотношений в живой природе.
Краткие сообщения учащихся: групповая работа.
Знать: понятия - биотические связи, типы биотических связей и их классификацию, коэволюция, симбиоз.
Понимать: черты сходства и отличия хищничества и паразитизма. Уметь: сравнивать, приводить примеры и характеризовать хищничество. паразитизм. мутуализм и симбиоз, сверхпаразитизм. комменсализм.
Таблицы рисунки по теме Ямпольский Л.Ю. «Вопросы по экологии (6)
П. 53
61
Популяции
Актуализировать знания учащихся о популяции как форме существования вида в природе.
Элементы лекции: индивидуальная
работа.
Знать: характеристики популяции с экологической точки зрения (численность, половая, возрастная структуры, пространственная структура).
Понимать: как по демографическим показателям можно судить о перспективах существования популяции.
Уметь: пояснять различия между понятиями «численность популяции»и «плотность популяции».
Таблицы рисунки по теме. П. 54
62
Функциони рование популяции и динамика её числен-
ности.
Актуализировать знания учащихся о динамических характеристиках популяции (рождаемость, смертность, миграции, численность, скорость роста).
Беседа, рассказ: групповая и индивидуальная работа.
Знать: значение для популяции емкости среды, зависимость динамических показателей от условий обитания.
Понимать: почему выживают популяции с низкой рождаемостью, почему нс наблюдается массового расселения популяции с высокой рождаемостью.
Уметь: приводить примеры конкурентных и мутуалистичсских отношений в популяциях животных, объяснять, отчего зависит биологический потенциал вида.
Экскурсия «Весна в жизни природы»
Таблицы рисунки по теме
6, 5
П. 55
63
Сообщества
Организовать работу школьников по изучению закономерностей сожительства видов в природе и их взаимоотношениях в биоценозе.
Репродуктивный, частичнопоисковый: групповая и индивидуальная работа. Л. р 11 Оценка санитарно-гигиенич. качества своего рабочего места
Понимать: почему при увеличении видового разнообразия уменьшается вероятность вспышек численности отдельных видов в биоценозах.
‘•Уметь: раскрывать смысл понятия «экологическая ниша». t
Таблицы рисунки по теме.
5
П. 56
64
Биогеоце-нозы
экосистемы и биосфера.
Сформировать у детей представление о различного уровня экосистемах и фу\ нкциональных группах организмов в экосистемах.
Беседа, рассказ: групповая и индивидуальная работа.
Знать: понятия - круговорот веществ и потоки энергии, продуценты, консументы. редуценты, цепи питания, трофические уровни. «Правило десяти процентов».
Понимать: как соотносятся между собой понятия «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз».
Уметь: определять главные условия. поддерживающие существование экосистем, объяснять. почсм в пищевой сети нет конца и начала, а в пищевых цепях - есть.
Экосистемы
Ульяновской
области.
Таблицы рисунки по теме. Благовещенский В. В «Особо охраняемые территории Ульяновской области» (7)
П. 57
65
Развитие и смена биогеоценозов
Содействовать развитию у учащихся представлений о развитии и причинах смены экосистем, механизмах
самоподдержания и восстановления природных экосистем.
Репродуктивный: групповая и индпвидуальная работа.
Знать: понятия - экологические сукцессии, смена биогеоценоза, смена сообществ, зрелые (коренные) и незрелые экосистемы, первичные и вторичные сукцессии.
Понимать: как проявляются сукцессии в природе.
Уметь: объяснять. По каким причинам происходит саморазвитие сообществ: чем выгодны дли человека не зрелые сообщества.
Экскурсия Парк пример искусственного биоценоза
Таблицы 1 рисунки по теме.
5
П. 58
66
Основные законы устойчивости живой природы
Организовать деятельность учащихся по изучению главных законов устойчивости экосистем (цикличности, отрицательной обратной связи, биологического разнообразия видов).
Беседа, рассказ:
индивидуальная
работа
Л. р. 12 Влияние вредителей на состояние комнатных растений
Знать: важные для сохранения устойчивости экологические 'закономерности: цикличность, отрицательная обратная связь, биологическое разнообразие видов.
Понимать: множественное обеспечение наиболее важных процессов в биогеоценозах (т.с. к сходному результату может - привести деятельность ра зных видов).
Уметь: объяснять, в чем заключается ценность биологического разнообразия видов, каким образом отрицательная обратная связь поддерживает устойчивость экосистемы.
Таблицы 1 рисунки по теме.
5
П. 59
67
Рациональн
ое
использова
ние
природы и её охрана. Редкие и исчезающ растения и животные Ульяновской области.
Сформировать у детей представление об истощении природных ресурсов. причинах антропогенного загрязнения
окружающей среды.
снижения
биологического
разнообразия, важности
всеобщего
экологического
образования.
Беседа. рассказ, краткие сообщения учащихся: групповая работа.
Знать: нарушения окружающей среды, вызванные антропогенным воздействием: пределы экологической емкости планеты для существования человечества.
Понимать: какие формы деятельности человека нарушают основные законы устойчивости природы.
Уметь: объяснить, что нужно делать для сохранения плодородия почв: как должен вести себя в природе человек для поддержания устойчивости экосистемы.
Характеристика исчезающих растений и животных области, памятников природы.
Таблицы, рисунки и карты по теме.
5
П. 60, повт.1-59
68
Зачетное занятие по теме «Основы экологии»
Систематизировать и проверить знания учащихся по теме.
Разноуровневый контрольный срез по вариантам.
Знать: основные положения темы.
Понимать: общие законы действия факторов среды на организмы, приспособленность организмов к действию факторов среды, типы взаимоотношений организмов в природе, популяция - форма существования вида в природе, сообщества - закономерное сожительство видов, основные законы устойчивости экосистем. Уметь: применять полученные знания при выполнении работы.