kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии (7 класс по программе Н.И. Сонина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственная стандарта общего образования, программы И.Б. Морзунова. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология: 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2009г. Календарно тематическое планирование ориентировано на использовании: В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010 (2011г).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (7 класс по программе Н.И. Сонина)»




РАССМОТРЕНО

на заседании Педсовета школы

Протокол № 1

«28» августа 2014 г.




СОГЛАСОВАНО

С Управляющим Советом школы

Председатель Управляющего Совета Шелегина Ю.В._____________

Протокол № 8

«28» августа 2014 г.




УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Петропавловская СОШ»

Захарова Т.Г.____________

Приказ № 168 от 20 августа 2014г.







Протокол № ____

Пимшина И.Г. ____________

Захарова Т.Г.____________

«____»____________2014 г.

« » августа 20 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя

общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Жукова Д.А.»


Рабочая программа

Наименование учебного предмета: Биология

Класс: 7

Учитель: Шелегина Ю. В.

Срок реализации программы, учебный год : 2014 - 2015

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе: Программы по биологии для общеобразовательных учреждений. Авторы

Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова, В.Б. Захаров, 2009г.

  1. Учебник: Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова, В.Б. Захаров Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010 (2011г)

  2. Рабочую программу составил (а) ___________________ ____________________________________________________





Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственная стандарта общего образования, программы

И.Б. Морзунова. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология: 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2009г.

Календарно тематическое планирование ориентировано на использовании: В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010 (2011г)

Высоцкая М.В. Биология. Многообразие организмов. 7 класс: поурочные планы по учебнику Сонина Н.И. - Волгоград: Учитель, 2009.

Календарно тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Цели курса

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности

и средообразующей роли животных; о роли животных природе и в практической деятельности людей;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности

животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать

  • с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами,

биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений

за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей,

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы

о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению

к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде,

норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний

Требование к уровню подготовки обучающихся:

Должны знать/понимать:

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • о существовании эволюционной теории;

  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую

  • и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства,

  • в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

Должны уметь

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения

  • и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных

знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного

инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы:

«Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

блока

Название тематического блока

Общее количество часов

В том числе контрольных, практических и лабораторных занятий

Практических

Лабораторных

Контрольных

1

Введение

3


2

Царство Прокариоты

3




3

Царство Грибы

4


2


4

Царство Растения

16+1

1

5

1

5

Царство Животные

37

1

7

1

6

Царство Вирусы

2




7

Заключение

1




Итого:

67+ 3 часа резерва

2

14

2







Тематическое планирование уроков по курсу

«Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. (2 часа/неделю) учебник: Захарова В.Б., Сонина Н.И.



Недельный план

урока

Тема урока

Оснащённость урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы и методы обучения

Домашнее задание

Введение – 3 часа

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

  Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка   "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка   "4" ставится, если ученик:
1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
 Оценка   "3" ставится, если ученик:
 
1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
 
Оценка   "2" ставится, если ученик:
1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
 



1 неделя . 09

1

Мир живых организмов. Уровни организации живого

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация.

Клетка, ткань, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера; живое, косное, биокосное вещество; уровень организации жизни.

Уметь:

Называть уровни организации живой природы.

Перечислять факторы эволюции.

Объяснять многообразие живых организмов.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Стр. 5-6

2

Ч. Дарвин о происхождении видов

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация

Эволюция, индивидуальная наследственная изменчивость, искусственный, естественный отбор, борьба за существование, конкуренция, популяция, вид, причины эволюции.

Уметь:

Перечислять факторы эволюции.


Стр.6-9

2 неделя 09.

3

Многообразие организмов и их классификация

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация, гербарии.

Систематика, классификация, искусственная и естественная система, вид, род, семейство, отряд, класс, тип, отдел, царство, надцарство, эволюция, прокариоты, эукариоты.

Уметь: Называть основные царства живых организмов.

Объяснять значение классификации живых организмов.

9-10

  1. Царство Прокариоты – 3 часа

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

  Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка   "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка   "4" ставится, если ученик:
1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
 Оценка   "3" ставится, если ученик:
 
1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
 
Оценка   "2" ставится, если ученик:
1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
 
Оценка   «5» ставится, если ученик:
1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 
 
Оценка   «4» ставится, если ученик:
1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
 
Оценка   «3» ставится, если ученик:
1.  Правильно выполняет не менее половины работы.
2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 
3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 
 
Оценка   «2» ставится, если ученик:
 
1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
 
 
   



2 неделя

1

Общая характери­стика и происхож­дение прокариот

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация

Прокариоты, Настоящие бактерии, микробиология, кокки, стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы, муреин, ферменты.

Уметь:

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Стр.12

3 неделя 09

2

Особенности строения и жизнедеятельности подцарства прокариот; настоящие бактерии; архебактерии, их роль в природе и практическое значение

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация

Настоящие бактерии, архебактерии, симбиоз, метан, сера, разрушители, патогенные прокариоты, биосфера.

Уметь:

Выделять особенности строения и жизнедеятельности настоящих бактерий.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

13-17

3

Подцарство Оксифотобактерии. особенности организации, роль в природе и практическое значение

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация

Оксифотобактерии, цианобактерии, сине-зелёные водоросли, азот, автотрофы, экология, «цветение воды», состав воздуха, озоновый слой.

Иметь представления о подцарстве оксофотобактерий; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.

18-19

  1. Царство Грибы – 4 часа

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

  Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка   "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка   "4" ставится, если ученик:
1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
 Оценка   "3" ставится, если ученик:
 
1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
 
Оценка   "2" ставится, если ученик:
1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
 
Оценка   «5» ставится, если ученик:
1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 
 
Оценка   «4» ставится, если ученик:
1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
 
Оценка   «3» ставится, если ученик:
1.  Правильно выполняет не менее половины работы.
2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 
3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 
 
Оценка   «2» ставится, если ученик:
 
1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
 
 
   



4 неделя 09.

1

Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация, муляжи грибов.

Царство Грибы, грибница, мицелий, гифы, плодовое тело, микология, гетеротрофы, микориза, эукариоты.

Знать: общую характеристику грибов, черты их сходства с растениями и животными; отделы царства; роль грибов в природе и значение для человека.

Уметь: давать общую характеристику грибов; выявлять сходства и различия грибов с растениями и животными; охарактеризовать отделы царства и значение грибов в природе и значение для человека.

Индивидуальная, фронтальная, работа , работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, частично-поисковый.

22-24

2

Многообразие грибов.

Л.Р. №1 «Строение плесневого гриба мукора»

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация, муляжи грибов. Микроскоп, лупа, микропрепарат, муляжи




грибов, тела трутовиков.

Отдел Настоящие грибы, мукор, спорынья, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл, пенициллин, аллергия.


26-28

1 нед. 10

3

Многообразие грибов.

Л.Р. №2 Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация, муляжи грибов. Натуральные объекты

Прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, разрушители, потребители, симбиоз, грибы, бактерии.



28-30

1 нед 10

4












Отдел Лишайники

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация, натуральные объекты.

Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище, «пионеры» почвы.

Уметь

Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять роль лишайников в природе.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности.

32-36

  1. Царство Растения – 16 часов (+1 час резерва)


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

  Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка   "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка   "4" ставится, если ученик:
1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
 Оценка   "3" ставится, если ученик:
 
1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
 
Оценка   "2" ставится, если ученик:
1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
 
Оценка   «5» ставится, если ученик:
1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 
 
Оценка   «4» ставится, если ученик:
1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
 
Оценка   «3» ставится, если ученик:
1.  Правильно выполняет не менее половины работы.
2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 
3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 
 
Оценка   «2» ставится, если ученик:
 
1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.






 
 
   









2 нед. 10

1

Общая характери­стика царства Растения

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, Комнатные растения,


Знать: общую характеристику растений; их строение, жизнедеятельность и отличительные особенности; систему царства Растений и подцарства Низших растений

Уметь: давать общую характеристику растений, их строения, жизнедеятельности и отличительных особенностей.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний

38-39

2

Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация,

Гербарные экземляры.

Низшие растения, водоросли, жизненные формы, хламидоманада, хроматофор, клеточная стенка, целлюлоза, вакуоль, слоевище, автотрофы, фотосинтез. Бесполое, ве­гетативное, половое размножение, спора, зооспора, гаметы, зигота, спорофит, гаметофит.

Уметь

Давать определение термину: низшие растения.

Распознавать и описывать строение водорослей. Выделять признаки водорослей.

Знать понятия спорофита и гаметофита.

Уметь

Распознавать тип размножения у водорослей.

Уметь

Называть отделы водорослей и места обитания.

Распознавать водоросли разных отделов.

Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека

40-44

3 нед 10

3

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

Л.Р. №3«Изучение внешнего строения водорослей».

Учебники, рабочие тетради мультимедийнай презентация, микроскопы, микропрепараты.

Отделы Бурые, Красные, Зелёные водоросли. Фитобентос, фитопланктон, детрит, таллом, ризоиды, пигменты, хлорофилл, каратиноиды, ламинария, спирогира.


45-49

4

Общая характеристика подцарства Высшие растения

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, комнатные растения, гербарии.

Вегетативные, репродуктивные органы, спорангии, ткани, эмбриональное, постэмбриональное развитие, высшие растения.

. Знать: общую характеристику высших растений; Уметь: давать общую характеристику высших растений; работать с натуральными объектами

50

4 нед 10

5

Отдел моховидные Особенности строения и жизнедеятельности Л.Р. №4: «Изучение внешнего строения мхов».

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, Гербарные экземпляры

Отдел Моховидные, побег, спорофит, гаметофит, ограничивающий фактор, кукушкин лён, сфагнум, торф, тупиковая ветвь эволюции.



Уметь

Давать определение термину: высшие споровые растения. Распознавать и описывать строение мхов.

Распознавать растения отдела Моховидные.

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

52-56

6

Отделы Плауновидные, Хвощевидные,

Особенности строения и жизнедеятельности.


Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, Гербарные экземпляры

Отделы Плауновидные, придаточные

корни, спорангии, гаметофит, спорофит, чередование поколений, эволюция, спора,

гаметы, зигота, низшие растения, высшие споровые растения. Отдел Хвощевидные, корневище, побег весенний и летний, придаточные корни, рудименты, спора, спорофит, гаметофит, кремний, кислая среда, эволюция. Отдел

Папоротникообразные, побег, корневище, придаточные корни, жизненные формы,

среды обитания. .


Уметь

Распознавать растения отдела Плауновидные.

Объяснять роль в природе и в жизни человека.

Сравнивать мхи и плауны.

Уметь

Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Объяснять роль в природе и в жизни человека.

Сравнивать хвощи и плауны.

57-60

5 нед. Окт.

7

Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение.

Л/р: №5 «Изучение внешнего

строения папоротника».


Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, Гербарные экземпляры

Отдел Папоротникообразные, спорофит, гаметофит, спора,

микроспора, макроспора, заросток, каменный уголь, эволюция.

Уметь

Называть места обитания и условия жизни.

Распознавать растения отдела Папоротникообразные.

Распознавать и описывать строение папоротников.


61-65

8

Отдел Голосеменные растения, особенности строения и

жизнедеятельности,

происхождение Л.Р. №6«Изучение

строения и много-

образия голосе-

менных растений».


Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, Гербарные экземпляры, натуральные объекты

Отдел Голосеменный,

шишка, семенные чешуи, семяпочка,

пыльца, семя, зародыш, эндосперм, хвоя.



Уметь

Давать определение термину «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений.

66-69

2 нед. Нояб.

9

Многообразие видов голосеменных,

их роль в природе и практическое значение.

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, Гербарные экземпляры, натуральные объекты

Голосеменные, хвойные, кедр, секвойя,

национальный парк, лиственница, ель, саговники, гинкго, туя,

кипарис.

Уметь

Приводить примеры голосеменных растений.

Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения.

Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.



69-72

10

Отдел Покрытосеменные, особенности организации,

происхождение.

Л.Р. №7«Изучение строения покрытосеменных»

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, Гербарные экземпляры, натуральные объекты

Отдел Покрытосеменные (Цветковые),

класс Двудольные и

Однодольные, органы

растения, эволюция, приспособления организмов к условиям среды.


Уметь

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений.

Объяснять происхождение покрытосеменных растений.

Выделять особенности покрытосеменных растений

73-77

3 нед. Нояб.

11

Размножение покрытосеменных

растений.


Половое, бесполое, вегетативное размножение, двойное оплодотворение, зигота, эндосперм, зародышевый мешок, спермий, яйцеклетка.

Уметь

Давать определение термину «двойное оплодотворение». Описывать этапы развития покрытосеменных растений. Выделять особенности размножения покрытосеменных растений.

77-79

12

Класс Двудольные,

характерные особенности растений семейства розоцветных

Семейство Розоцветные, жизненные формы, формула цветка, соплодие. ,

Уметь

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения класса Двудольные семейства Розоцветных.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные семейства Розоцветных.

81.доклады

4 нед. Нояб.

13

Класс Двудольные,

характерные особенности растений

семейства крестоцветных и паслёновых


Класс Двудольные, семейства крестоцветные и паслёновые,

стручок, ягода, коробочка, сростнолепестный венчик, видоизменённый побег, ядовитые плоды.

Уметь

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения класса Двудольные семейств Крестоцветных и Пасленовых.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные семейств Крестоцветных и Пасленовых.

81.доклады

14

Класс Однодольные, характерные

признаки растений семейства злаковых

Класс Однодольные,

семейство Злаки, мочковатая корневая система, жилкование, соломина, чешуи, влагалище, вставочный рост.

Уметь

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки.

Определять принадлежность растений к классу Однодольные.

Объяснять причины сокращения численности редких охраняемых растений.

82.доклады

1 нед. Дек.

15

Класс Однодольные, характерные

признаки растений

семейства лилейных.


Класс Однодольные,

семейство Лилейные, видоизменённые побеги: луковица, корневище, простой околоцветник, фитонциды,

раннецветущие растения.



Уметь

Называть классы покрытосеменных растений.

Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные.

Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные.

Распознавать растения семейства Лилейные.


82.доклады

16

Практическая работа №1 «Распознавание наиболее распространённых

растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека».

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, Гербарные экземпляры, натуральные объекты


Уметь Определять принадлежность растений к классу Однодольные и двудольные


Оформить практическую работу, повторить стр. 37-83

2 нед. Дек.

17

Контрольно – Обобщающий урок по теме: Царство растения.

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,

Тесты

Растения, грибы, лишайники, эукариоты, прокариоты, низшие и высшие растения, споровые, семенные, биосфера, производители, потребители, разрушители, автотрофы, гетеротрофы, органы, спорофит, гаметофит.

Знать: основные характеристики царства растений.

Уметь: выполнять соответствующие тестовые задания


  1. Царство Животные – 37 часов

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

  Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка   "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка   "4" ставится, если ученик:
1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
 Оценка   "3" ставится, если ученик:
 
1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
 
Оценка   "2" ставится, если ученик:
1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
 
Оценка   «5» ставится, если ученик:
1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 
 
Оценка   «4» ставится, если ученик:
1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
 
Оценка   «3» ставится, если ученик:
1.  Правильно выполняет не менее половины работы.
2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 
3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 
 
Оценка   «2» ставится, если ученик:
 
1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ ет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.


 
 
   

 



2 нед. Дек.

1

Общая характеристика царства Животные

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Зоология, гетеротрофы, автотрофы, двусторонняя и лучевая симметрия, классификация, биосфера.

Уметь

Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных.

Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний

Лабораторная работа

88

3 нед. дек

2

Подцарство Одноклеточные. Особенности организации одноклеточных или простейших, их классификация

Л.Р. №11 Строение инфузории-туфельки».

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, микроскопы, микропрепараты.


Простейшие, тип Саркожгутиконосцы, ложноножки, псевдоподии, циста, колония, фототаксис, гетеротрофы, миксотрофы, автотрофы.



Уметь

Называть процессы жизнедеятельности и их значение.

Определять принадлежность простейших к типам.

Выделять особенности одноклеточных животных.

89-91

3

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Простейшие или одноклеточные, автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, колония, планктон.

92-98

4 нед. Дек.

4

Общая характеристика многоклеточных животных. Губки – примитивные многоклеточные животные.

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Регенерация, фагоцителла, беспозвоночные, двуслойные, эктодерма, энтодерма, мезодерма, трёхслойные, хордовые, позвоночные, мезоглея.

Уметь

Называть признаки многоклеточных животных.

Объяснять происхождение многоклеточных животных

99-103

5

Особенности организации кишечнополостных

Кишечнополостные,

двуслойные, лучевая симметрия, полип, эктодерма, энтодерма, базальная мембрана, пищеварительная полость, эпителиально-мускульные, стрекательные, нервные, железистые, чувствительные, промежуточные, половые клетки.

Уметь

Распознавать и описывать строение кишечнополостных.

Описывать процессы жизнедеятельности.

Выделять особенности кишечнополостных.

Уметь

Распознавать животных типа Кишечнополостные.

Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных

104-106

3 нед янв.

6

Особенности жизнедеятельности кишечнополостных

Регенерация, экто -

энтодерма, диффузная нервная система, безусловный рефлекс, яйцеклетка, зигота, сперматозоид, дробление, гаструляция, гермафродиты, раздельнополые.

106-107

7

Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека.


Прогрессивные изменения, относительный характер приспособленности, полипы, медузы, актинии, мезоглея, реактивное движение, симбиоз.

108-111

4 нед янв.

8

Особенности организации плоских

червей

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Плоские черви, ресничные черви, мезодерма, кожно-мускульный мешок, системы органов, гермафродиты, яичники, семенники, звёздчатые клетки.

Уметь

Называть системы органов плоских червей, органы и их функции.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Распознавать последователь-ность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения.

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

Уметь

Распознавать и описывать паразитических плоских червей.

Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека.

112-114

9

Плоские черви - паразиты

Класс Сосальщики, класс Ленточные черви, финна, основной

хозяин, промежуточный хозяин, относительный характер приспособленности. Организм - среда обитания.

115-118

5 нед. Янв.

10

Тип Круглые черви: особенности организации

Круглые черви, нематоды, аскарида, острица, ришта, кутикула, кожно-мускульный мешок, полость тела, свободноживущие, паразиты, основной и

промежуточный характер.

Уметь

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

Объяснять меры профилактики заражения.

Сравнивать плоских и круглых червей.

119-124

5 нед. Янв.

11

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей

Л.Р. № 8 внешнее строение дождевого червя.

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, натуральные объекты, лупы.


Кольчецы, многощетинковые, малощетинковые, пиявки, сегменты, параподии, щетинки, жабры, метанефридии, замкнутая кровеносная система, окологлоточное

нервное кольцо, надглоточный узел, гермафродиты.

Уметь

Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей.

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

Уметь

Определять принадлежность кольчатых червей к классам. Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей.

Называть роль в природе. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека.

Сравнивать классы кольчатых червей.

125-127

1 нед. Февр.

12









13

Многообразие кольчатых червей. Класс

Многощетинковые.


Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Кольчатые черви,

многощетинковые, малощетинковые, пиявки, наружные паразиты, сегменты, параподии, щетинки, прямое развитие, кокон.

127-128

Многообразие кольчатых червей. Класс

Малощетинковые.


128-131

2 нед. Февр.

14

Особенности организации моллюсков,

их происхождение.

Л.Р. №9«Внешнее строение моллюсков».

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, натуральные объекты, лупы.


Моллюски, мантия,

мантийная полость,

раковина, тёрка, надглоточный узел, пищеварительная железа, сердце, предсердие, желудочек, лёгкие, жабры.




Уметь

Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции.

Описывать стадии развития моллюсков.

Выделять признаки типа Моллюски.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Уметь

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.

132-134

15

Многообразие моллюсков, их значение в природе,

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Моллюски, брюхоногие, головоногие, двустворчатые, раковина, мантия, щупальца, мантийная полость,

надглоточный узел.

135-142

3 нед. Февр.

16

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные Л.Р. №10«Изучение

внешнего строения и многообразия

членистоногих».


Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, натуральные объекты, лупы.


Членистоногие, ракообразные, головогрудь, фасеточные глаза, зелёные железы, хитин, гемолимфа, ногочелюсти, развитие с превращением, некрофаги, связь строения и функции.

Уметь

Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Объяснять происхождение членистоногих.

Выделять признаки животных типа Членистоногие.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных.

Уметь

Распознавать на рисунках ракообразных.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

143-147, доклады.

17

Многообразие ракообразных, их роль в

природе

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Связь с окружающей

средой,относитель-

ность приспособленности к условиям жизни, охрана окружающей среды, океанолог, гидробиолог,

диетолог, эколог, регенерация.

147-150

4 нед февр.

18

Класс Паукообразные, особенности

строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных, их роль в природе.


Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, натуральные объекты,


Паукообразные, пауки, скорпионы, клещи,

паутина, кокон, хелицеры, педипальпы, приспособления к среде обитания, связь строения и функции

органов.

Уметь

Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паука.

Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека.

151-157, доклады

19

Класс Насекомые,

особенности строения и жизнедеятельности,


Насекомые, членистоногие, рако - паукообразные, фасеточные глаза, гемолимфа, хитиновый покров, мальпигиевы сосуды, надглоточный нервный узел, внутреннее оплодотворение.

Уметь

Распознавать и описывать

строение насекомых. Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления на­секомых к среде обитания, об­разу жизни.

Сравнивать представителей классов членистоногих.

Уметь

Приводить примеры насеко­мых с различными типами раз­вития. Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением.

Уметь

Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, оби­тающих в Заинском районе. Описывать представителей отрядов насекомых.

Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека.

158-164

1 нед марта

20

Размножение и развитие насекомых.


Относительный характер приспособленности к условиям жизни,

инстинкт, половой деморфизм, семенники, семяпроводы, семяизвергательный канал, яичники, яйцеводы,

влагалище, полное и неполное развитие, развитие с неполным превращением, яйцо, личинка, куколка, имаго, феромоны.

164-165

21

Многообразие насекомых, их роль в

природе и практическое значение.


Первичнобескрылые,

крылатые насекомые,

полиморфизм, общественные насекомые,

круговорот веществ в природе, колорадский жук.



165-169

2 нед. марта

22

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообра­зие и роль в природе



Иглокожие, морские звёзды, морские ежи, голотурии, водно-сосудистая система, лучевая симметрия.

Уметь

Распознавать строение и пред­ставителей иглокожих.

Называть системы органов, органы и их функции.

Характеризовать тип Иглоко­жие.

170-175

23

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные,

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, .


Хордовые, бесчерепные, оболочники, позвоночные, хорда, череп, позвоночник, спинной и головной мозг, двусторонняя

симметрия, нервная

трубка, замкнутая

кровеносная система.

Уметь

Называть подтипы типа хордо­вых и приводить примеры

представителей.

Распознавать животных типа Хордовые.

Выделять признаки типа Хор­довые.

176

3 нед марта

24

Подтип Позвоночные Рыбы - водные

позвоночные животные

Л.Р. №11«Особенности

внешнего строения

рыб в связи с обра­зом жизни».

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,

Скелет рыбы, раздаточный материал.

Ихтиология, плавники, чешуя, орган боковой линии, жабры плавательный пузырь, костный скелет, двух­камерное сердце, печень.



Уметь

Распознавать и описывать представителей рыб.

Объяснять происхождение рыб.

Выявлять приспособленность рыб к водной среде обитания.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять особенности внеш­него строения к среде обитания, образу жизни.

177-182

25

Основные группы

рыб, их роль в природе и практическое

значение.


Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Хрящевые, костные,

лучепёрые, хрящекостные, двоякодышащие, кистепёрые рыбы.

Уметь

Распознавать и описывать представителей хрящевых и костных рыб.

Выявлять приспособленность хрящевых и костных рыб к местам обита­ния.

Определять принадлежность костных рыб к отрядам.

Объяснять значение хрящевых и костных рыб в природе и жизни челове­ка.

183-188

1 нед. апреля

26

Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных животных

Л.Р. №12«Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,

Карточки с заданиями.

Класс Земноводные (амфибии), плечевой и тазовый пояс, грудина, воронья кость, трёх-камерное сердце, лёгкие, среднее ухо, барабанная перепонка, клоака, мочевой пу­зырь, приспособления.




Уметь

Распознавать и описывать строение земноводных на при­мере лягушки.

Выявлять особенности внеш­него строения к среде обитания, образу жизни.

Объяснять происхождение земноводных на основе сопос­тавления рыб и земноводных.

189-195

27

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе.


Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Отряд безногие, бесхвостые, хвостатые, зигота, гамета, развитие с превращением.

Уметь

Называть органы размножения.

Описывать стадии развития земноводных.

Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхво­стые и Хвостатые.

Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека.

195-199

2 нед. апреля

28

Класс Пресмыкающиеся, особенности

их строения и жизнедеятельности как

первых настоящих наземных позвоночных

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Класс Рептилии, серпентология, роговая чешуя, кора головного

мозга, мелкоячеистые

лёгкие, тазовые почки, кожистые яйца.

Уметь

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде оби­тания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкаю­щиеся имеют более сложное строение.

Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.

200-205, доклады

29

Многообразие пресмыкающихся, их

роль в природе и

практическое значение,

Динозавры, чешуйчатые, сухопутные и

морские черепахи, Галапагосские острова,

биосферный заповедник, роговая чешуя.

Уметь

Распознавать по рисункам

представителей классам Пре­смыкающиеся.

Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи.

Объяснять роль пресмыкаю­щихся в природе и в жизни че­ловека.

206

3 нед апр.

30

Класс Птицы, особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Л.Р. №13Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация, скелет птиц

Перо птиц

Класс Птицы, крылья, перо (контурное, пуховое, пух), стержень, опахало, клюв, киль, копчик, цевка, археоптерикс, орнитология.




Уметь

Распознавать и описывать органы и системы органов птиц.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.

Объяснять происхождение птиц.

208-216

31

Особенности организации птиц, связанные с полётом

Отделы головного

мозга, безусловные и

условные рефлексы, инстинкты, 4-камерное сердце, артериальная и венозная

кровь, голосовые связки, губчатые лёгкие,

воздушные мешки,

железистый и мускульный отделы желудка, зоб, тазовая почка, оболочки яйца.

Уметь

Выделять особенности строе­ния птиц к полету.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.


208-216

4 нед. апреля

32

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека,

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Экология экологические группы, биоценоз.

Уметь

Распознавать по рисункам

птиц различных экологических групп

Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.

Приводить примеры промысловых птиц.

Объяснять роль птиц в приро­де и в жизни человека.

218-226

33

Класс Млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Млекопитающие, первозвери, настоящие звери, сумчатые, плацентарные, диафрагма,

волосяной покров, вибриссы, зверозубые рептилии.

Уметь

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять происхождение млекопитающих.

227-231

5 нед. апреля

34

Класс Млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Л.Р. №14Изучение

строения млекопи­тающих».

Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,

Рисунки млекопитающих

Теплокровные, плацентарные, плацента, матка, влагалище, молочные железы, извилины коры, головного мозга, зубы (резцы, клыки, коренные), наружное ухо, альвеолы лёгких, левая дуга аорты, тазовые почки.



Уметь

Распознавать и описывать

органы и системы органов мле­копитающих.

Выделять особенности строе­ния млекопитающих.

232-237

2 нед. мая

35

Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение.


Млекопитающие, яичники, семенники, матка, плацента, внутриутробное развитие, роды, млечные железы, первозвери, сумчатые, плацентарные,

приматы.

Уметь

Называть и описывать органы размножения.

Описывать развитие детеныша млекопитающих.

Объяснять особенности разви­тия млекопитающих.

238-243

36

Сумчатые и первозвери.

Практическая работа №2 «Распознава-

ние животных своей местности, определение их сис­тематического положения и значе­ния в жизни чело­века».

Сумчатые и первозвери


Уметь

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. Выявлять приспособления млекопитающих к среде обита­ния, образу жизни.

244-246, повторить стр.87-243

3 нед. мая

37

Контрольно- обобщающий урок по теме: Царство Животные

Учебники, рабочие тетради

Тесты.



.


Царство Вирусы (2 часа)



Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

  Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка   "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка   "4" ставится, если ученик:
1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
 Оценка   "3" ставится, если ученик:
 
1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
 
Оценка   "2" ставится, если ученик:
1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
 
Оценка   «5» ставится, если ученик:
1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 
 
Оценка   «4» ставится, если ученик:
1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
 
Оценка   «3» ставится, если ученик:
1.  Правильно выполняет не менее половины работы.
2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 
3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 
 
Оценка   «2» ставится, если ученик:
 
1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ ет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.





3 нед. мая

1













2

Общая характеристика вирусов.


Учебники, рабочие тетради мультимедийная презентация,


Неклеточные формы

жизни, вирус, бактериофаг, иммунитет, иммунодефицит, вирусология, СПИД, наркомания.

Уметь

Распознавать и описывать

строение вируса.

Выделять особенности жизне­деятельности вирусов.

Индивидуальная, фронтальная, работа , работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, частично-поисковый.

250-253, доклады.

Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика. Происхождение вирусов


Уметь

Объяснять роль вирусов в жизни человека.

Характеризовать меры профи­лактики вирусных заболеваний.


4 нед. мая

1

Заключение.


Самостоятельно работают по карточкам

Знать и уметь: характеризовать особенности организации прокариот, грибов, растений, животных, вирусов; выявлять черты сходства и различий у представителей данных царств


Итого 67 часов +3 часа резерва



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии (7 класс по программе Н.И. Сонина)

Автор: Шелегина Юлия Викторовна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138406

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "рабочая программа по биологии 5 класс Сонин Н.И. "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-sonin-n-i"
    ["file_id"] => string(6) "119205"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413366096"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Рабочая программа по биологии 6 класс стандарт "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-standart"
    ["file_id"] => string(6) "230542"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442167620"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "рабочая  программа и календарно - тематическое планирование ФГОС 5 класс "Введение в биологию" Сонин Плешаков 1 час "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-fgos-5-klass-vviedieniie-v-biologhiiu-sonin-plieshakov-1-chas"
    ["file_id"] => string(6) "100246"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402373686"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaiaproghrammapobiologhii59klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "267405"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450368483"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по биологии 9 класс "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112457"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408636473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства