kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии основного общего образования 5- 9 класса авторы Д.И.  Рокотова,  В.А.  Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.И.  Рокотова,  В.А.  Самкова. Биология. 5 класс. Издательство «Академкнига» /Учебник/, 2015.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой »



МБОУ Спиридоновобудская СОШ

Рассмотрено « Согласовано» «Утверждено»

на заседании ШМО: Зам директора по УВР: Директор школы:

Руководитель ШМО: ______________/Кулажко А.Л./ _____________/Каршкова С.Н./

______________ / Дедечко Т.П./ «____» _____________ 2015 г. Приказ № ________ от

Протокол № _____ от «____» _______________2015г

«____» _____________ 2015 г.

Рабочая программа учебного курса

по биологии, для 5 класса

1 час в неделю

35 часов в год

Рабочую программу разработала

Тимошенко С.Г.

учитель географии

I категория

2015-2016 уч. год.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативная база преподавания предмета:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;


2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;


3. САНПиН 2.4.2 № 2821-10 зарегистрированные в Минюсте России 29.12.2010г. регистрационный номер № 189.

4. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном учреждении на 2015-2016 уч. год.

6. С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

7. Примерной программы по географии основного общего образования.

8. Авторского тематического планирования учебного материала.

9. Учебного плана МБОУ Спиридоновобудской СОШ на 2015-2016 уч. год.

Программа, на основе которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии основного общего образования 5- 9 класса авторы Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.И. Рокотова, В.А. Самкова. Биология. 5 класс. Издательство «Академкнига» /Учебник/, 2015.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.

Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В 5 классе происходит формирование первичного фундамента биологических знаний. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о принципиальном строении клетки, о тканях и органах живых организмов, о единстве организма и окружающей среды. Учащиеся знакомятся с основными уровнями организации живой природы, наиболее существенными этапами развития жизни на нашей планете, узнают о современных точках зрения на происхождение человека, определяют место человека в системе живой природы. Основные положения азбуки экологической 5

Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает приведение содержания образования в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные организации должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечить возможность успешной социализации. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков). Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить:

• ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;

• формирование экологического сознания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 35 ч. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают, учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 35 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, мотивированность к самостоятельной учебной работе. При организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков.









































ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ.

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)

Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

- многообразие и эволюция органического мира;

- биологическая природа и социальная сущность человека;

- уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде четырех глав: «Человек изучает живую природу», «По ступеням «Лестницы жизни», «Жизнь на Земле – явление космическое», «Человек и разнообразие жизни на Земле».

Глава «Человек изучает живую природу» включает сведения о жизни, как о величайшем чуде на планете; как человек познает мир природы; о научных методах; наблюдении и экспериментах в биологии, о биологических иллюстрациях: рисунки, фотографии, компьютерные моделях.

В главе «По ступеням «Лестницы жизни» содержатся сведения о том, что такое система; каковы особенности биологических систем, как работает система жизнеобеспечения планеты, о шести ступенях «лестницы жизни»: от биосферы к клетке, как растут и развиваются организмы?

Глава «Жизнь на Земле – явление космическое» включает сведения о страницах истории жизни, происхождении человека, периодических явлениях в живой природе, связи космических и биологических ритмов.

В главе «Человек и разнообразие жизни на Земле» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.

культуры, представленные в курсе 5 класса, в дальнейшем участвуют в формировании нравственного фундамента современного гражданина нашей страны.

Основные цели и задачи курса:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.













































ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.



Согласно учебному плану МОУ Спиридоновобудской СОШ на 2015 – 2016 учебный год на изучение предмета «Биология» в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю и того 35 часов в год.



Предметная область

Учебный предмет

Класс

Количество часов

Всего в неделю

Год


Естественно-научные предметы



Биология, 5


1


35

























ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов обучения:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; частие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами обучения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы сво-

ей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами обучения биологии в основной школе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.



















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1 ч)

Величайшее чудо на планете.

Глава 1. Человек изучает живую природу - 8 ч.

В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы? Биология – наука для всех. Какие научные методы используют биологи? Наблюдение и эксперимент в биологии. С какой целью в биологии используется моделирование. Какое оборудование необходимо биологу? Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.

Глава 2. По ступеням «Лестницы жизни»- 14ч.

Что такое система. Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. Биосфера: Как работает система жизнеобеспечения планеты. Экосистемы – живая мозаика планеты. Вид – единица живого мира. Популяция – это «население». Организм, особь, индивид. «Нити жизни»: организм в окружающей среде. Как растут и развиваются организмы? Путешествие в мир клетки. Из каких тканей «сотканы» живые организмы? На границе живого и неживого:

Глава 3. Жизнь на Земле – явление космическое – 7ч.

По страницам истории жизни. Следы былых биосфер. Происхождение человека.

Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.

Глава 4. Человек и разнообразие жизни на Земле- 4 ч.

Что такое «биологическое разнообразие»? Какая среда необходима человеку? Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? Кто отвечает за Землю?



















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Лабораторно-практические работы

Контрольные работы

1

Введение

1

-

-

2

Глава 1. Человек изучает живую природу

8

2

-

3

Глава 2. По ступеням «Лестницы жизни»-

14

2

-

4

Глава 3. Жизнь на Земле – явление космическое

7

1

-

5

Глава 4. Человек и разнообразие жизни на Земле

3

-

-


Коррекция знаний

1

-

-


Резервное время

1

-

-


Всего:

35

5

0





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Характеристика видов деятельности обучающихся

Планируемый результат

Виды контроля

Дата прове-дения урока

Предметные

Метапредметные


Личностные

Планир.

Факт.

Введение (1 ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Инструкция № 28. Величайшее чудо на планете.

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

Учащиеся должны знать:

- опыты Ф. Реди;

Учащиеся должны уметь:

- объяснять невозможность самозарождения.

учащиеся имеют представление

о биологии как науке, о значении биологических

знаний в современной жизни и роли биологической

науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное.

формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Входной текущий



ГЛАВА 1. Человек изучает живую природу - 8 ч.

2

В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы?

Комбинированный урок

Учащиеся должны уметь:

- объяснять стремление человека познать окружающий мир;

Учащиеся должны

 знать:

- значение органов чувств для человека.


учащиеся знают основные методы

изучения биологии, правила техники безопасности

в биологическом кабинете.

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Текущий



3

Биология – наука для всех

Комбинированный урок

Учащиеся должны уметь:

-объяснять какую науку называют наукой третьего тысячелетия;

Учащиеся должны знать:

- понятие естествознание;

-науки входящие в естествознание.

Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к естественным наукам

Текущий



4

Какие научные методы используют биологи?

Комбинированный урок

Учащиеся должны уметь:

— описывать условия, которые необходимо соблюдать при

проведении экспериментов.

Учащиеся должны знать:

— основные методы биологических исследований;

Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД. умение организовать вы­полнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Понимание значимости научного исследования природы

Текущий



5

Наблюдение и эксперимент в биологии. Практическая работа №1 «Опыт с элодеей». Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Инструкция № 28.

Комбинированный урок

Учащиеся должны уметь:

— описывать условия, которые необходимо соблюдать при

проведении экспериментов.

Учащиеся должны знать:

— основные методы биологических исследований;

учащиеся знают основные методы

изучения биологии, правила техники безопасности

в биологическом кабинете.

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Практикум



6

С какой целью в биологии используется моделирование

Комбинированный урок

Учащиеся должны уметь:

- составлять элементарные модели;

Учащиеся должны знать:

- что такое «модель»;

- особенности метода моделирования.

учащиеся знают основные методы

изучения биологии, правила техники безопасности

в биологическом кабинете.

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Текущий



7

Какое оборудование необходимо биологу? Практическая работа №2 «Измеряем рост» Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20.

Комбинированный урок

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры приборов;

Учащиеся должны знать:

— основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;

— значение микроскопа для биологических исследований.


учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют

представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное. Приобретение

элементарных навыков

работы с приборами.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Практикум



8

Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.

Комбинированный урок

Учащиеся должны уметь:

- представлять иллюстрации;

Учащиеся должны знать:

- значение иллюстрации в учебниках, справочниках, научных изданиях.

учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют

представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное. Приобретение

элементарных навыков

работы с приборами.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Текущий



9

Урок обобщения знаний по теме «Человек изучает живую природу»

Урок обобщения

и

систематизации

знаний


Понимание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здо­рового образа жизни. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека

Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Познавательный интерес к естественным наукам

Тематический



ГЛАВА 2. По ступеням «Лестницы жизни»- 14ч.

10

Что такое система.

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

Учащиеся должны знать:

- что означает понятие «система»;

Учащиеся должны уметь:

- выявлять объекты систем.

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов.

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения класси­фикации живых организмов.

Текущий



11

Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь явлений в биологических системах с изменениями, происходящими в окружающей среде;

— какие явления называются биологическими;

Учащиеся должны уметь:

- выявлять особенности биологических систем.

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения классификации живых организмов

Текущий



12

Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке.

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

— уровни организации жизни;

Учащиеся должны уметь:

- выявлять пределы наименьших и наибольших размеров биологических систем.

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Понимание научного значения класси­фикации живых организмов

Текущий



13

Биосфера: Как работает система жизнеобеспечения планеты.

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

— от чего зависит устойчивость биосферы;

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать

Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД. уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы

Текущий



14

Экосистемы – живая мозаика планеты.

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

Учащиеся должны знать:

— структуру экосистем и популяций;

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры биологических систем;

Знание класси­фикации эко­логических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп.

Осознание влияния факторов среды на живые организмы

Текущий



15

Вид – единица живого мира. Практическая работа №3 «Наблюдение за птицами». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20.

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

— что такое вид;

Учащиеся должны уметь:

- объяснять многообразие видов

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения класси­фикации живых организмов

Текущий



16

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Инструкция № 28. Популяция – это «население».

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

Учащиеся должны знать:

- почему виды в природе существуют в виде популяций;

- состав и структура популяции.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры природных и искусственных систем;

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения класси­фикации живых организмов

Текущий



17

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Инструкция № 28. Организм, особь, индивид.

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

- понятия: организм, особь, индивид;

- связь живого организма с окружающей средой.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять, почему живой организм не может существовать вне связи с окружающей средой.

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения класси­фикации живых организмов

Текущий



18

«Нити жизни»: организм в окружающей среде.

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

- воздействие окружающей среды на организм;

- факторы окружающей среды

Учащиеся должны уметь:

— доказывать единство организма и окружающей среды;

учащиеся умеют различать среды

обитания организмов, знают их особенности

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух

Понимание научного значения класси­фикации живых организмов

Текущий



19

Как растут и развиваются организмы?

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

- скорость роста различных организмов;

Учащиеся должны уметь:

-выделять возрастные периоды в жизни человека.

Знание основных способов размножения живых организмов

Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследователь­ской деятельности.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться ин­формацией с одноклассниками

Представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода

Текущий



20

Путешествие в мир клетки. Практическая работа №4 «Изучаем кожу». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20.

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- внутренние процессы клетки.

Учащиеся должны уметь:

— описывать принципиальное строение клетки;

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Текущий



21

Из каких тканей «сотканы» живые организмы?

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

- строение и функции клеток, образующих живые организмы;

- ткани.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать клетки и ткани, образующие человека;

у учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов

Познавательные:

развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить

сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы,

работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления

о единстве живого, умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников

Текущий



22

На границе живого и неживого: вирусы

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

- различия между живыми организмами и телами неживой природы.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять уникальные особенности вирусов.

Выделение су­щественных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Текущий



23

Урок обобщения знаний по теме «Лестницы жизни»-

Урок обобщения

и

систематизации

знаний



Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Понимание научного значения класси­фикации живых организмов

Тематический



ГЛАВА 3. Жизнь на Земле – явление космическое – 7ч.

24

По страницам истории жизни. Практическая работа №5 «Изучение мела под микроскопом». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20.

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

Учащиеся должны знать:

— наиболее существенные этапы развития жизни на нашей

планете;

Учащиеся должны уметь:

— объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;

учащиеся имеют представления о

методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира

Познавательные:

развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и одноклассникам

Текущий



25

Следы былых биосфер.

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

- методы изучения истории жизни на нашей планете.

Учащиеся должны уметь:

- выявлять сотрудничество специалистов – палеонтологов разных стран

учащиеся имеют представления о

методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира

Познавательные:

развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и одноклассникам

Текущий



26

Происхождение человека

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

— современные взгляды на происхождение человека;

Учащиеся должны уметь:

— находить в строении своего тела особенности, характерные для представителей отряда приматов;

учащиеся имеют представления о

методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира

Познавательные:

развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и одноклассникам

Текущий



27

Человек разумный – один из миллионов видов организмов.

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

— место человека в системе живой природы;

— сходство и различия человека и человекообразных обезьян.

Учащиеся должны уметь:

— находить в строении своего тела особенности, характерные для представителей отряда приматов;

учащиеся имеют представления о

методах изучения, знают основные этапы развития человека

Познавательные:

развивается умение приводить доказательства того, что многообразие миллионов видов организмов е— результат длительного исторического развития (эволюции)

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и одноклассникам

Текущий



28

Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

- воздействие на живые организмы Земли других космических лет (Солнца. Луны и др.)

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры биологических ритмов.

учащиеся имеют начальные

представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Познавательные:

развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и

оформлять их результаты

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и одноклассникам

Текущий



29

Обобщение знаний по теме «Жизнь на Земле – явление космическое»

Урок обобщения

и

систематизации

знаний


учащиеся имеют представления о

методах изучения, знают основные этапы развития человека

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя.


Тематический



ГЛАВА 4. Человек и разнообразие жизни на Земле- 4 ч.

30

Что такое «биологическое разнообразие»?

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

Учащиеся должны знать:

— что такое биологическое разнообразие;

— почему необходимо сохранять биоразнообразие;

Учащиеся должны уметь:

— объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;

Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных ор­ганизмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факторов, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учи­теля согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Познавательный интерес к естественным наукам

Текущий



31

Какая среда необходима человеку?

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

— какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;

— главные причины исчезновения видов;

Учащиеся должны уметь:

— различать биологические и социальные, материальные и духовные потребности;

Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных ор­ганизмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факто ров, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете. Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учи­теля согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Познавательный интерес к естественным наукам

Текущий



32

Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

— основные положения азбуки экологической культуры;

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры, подтверждающие приспосабливаемость организмов к изменяющимся условиям окружающей среды.

Приведение доказательств

необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе.

Текущий



33

Кто отвечает за Землю?

Комбинированный урок

Учащиеся должны знать:

— почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры.

Приведение доказательств

необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе.

Текущий



34

Коррекция знаний

Урок обобщения

и

систематизации

знаний


Приведение доказательств

необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя.


Тематический



35

Резервное время






































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Учебно-методический комплект:

  1. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. Издательство «Академкнига/ Учебник». 5 класс, 2015

  2. В.И. Лапшина. Методическое пособие у учебнику Самковой В.А., рокотовой Д.И. Биология 5 класс, 2015.





Дополнительная литература для учителя:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М. «Молодая гвардия», 1972

  2. Мультимедийные пособия





Дополнительная литература для ученика:



  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М. «Молодая гвардия», 1972

  2. Мультимедийные пособия





















Нормы оценок.

Основные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый, и формы контроля: тестирование, выполнение лабораторных работ закрепляющего характера, творческие задания, способствующие развитию умения применять знания на практике, монологические ответы учащихся.

Инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы

Предметные контрольные работы должны включать как задания базового уровня, так и задания повышенного уровня сложности.

Выполнение учащимся заданий базового уровня сложности свидетельствует об усвоении опорной системы знаний и о правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения стандартных учебных и учебно – практических задач. Контроль достижений этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач, в которых очевиден способ решения.

Выполнение учащимися заданий повышенного уровня сложности свидетельствует об усвоении опорной системы знаний и об умении применять полученные знания в нестандартной ситуации. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.

Критерии и нормы оценки знаний устного ответа

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии оценки проектной работы

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,

Проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и апробацию принятого решения.

  1. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющихся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
    рассматриваемой темой использовать имеющиеся знания и способы действия. Сформированность регулятивных действий проявляется в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей.

  2. Сформированность коммуникативных действий проявляется в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
    аргументировано ответить на вопросы.

Два уровня сформированности навыков проектной деятельности базовый и повышенный отличаются степенью самостоятельности выполнения работы.

































Контроль уровня обученности:

  •  контрольных работ- ;

  •  практических работ – 5:

    1. «Опыт с элодеей»;

    2. «Измеряем рост»;

    3. «Наблюдение за птицами»;

    4. «Изучаем кожу»;

    5. «Изучение мела под микроскопом».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой

Автор: Тимошенко Светлана Григорьевна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по биологии  5 класса ФГОС"
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "276552"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452761025"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Рабочая программа"
    ["seo_title"] => string(22) "rabochaia_programma_78"
    ["file_id"] => string(6) "525853"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1572987637"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "245559"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446141592"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа по предмету "Биология" для 6 класса (к УМК Лапшиной В.И., Рокотовой Д.И.)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_priedmietu_biologhiia_dlia_6_klassa_k_umk_lapshinoi_v_i_"
    ["file_id"] => string(6) "425135"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1502296945"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-1"
    ["file_id"] => string(6) "253983"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447687773"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства