Рабочая программа по предмету "Биология" для 6 класса (к УМК Лапшиной В.И., Рокотовой Д.И.)
Рабочая программа по предмету "Биология" для 6 класса (к УМК Лапшиной В.И., Рокотовой Д.И.)
Рабочая программа к учебнику "Биология. 6 класс" издательства "Академкнига/Учебник", авторов Лапшиной В.И., Рокотовой Д.И. (линия Самковой В.А.). Программа расчитана на изучение предмета в объеме 2 ч/нед.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Биология" для 6 класса (к УМК Лапшиной В.И., Рокотовой Д.И.)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –
Чемерновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено.
Руководитель МО учителей естественного цикла, ОБЖ и физ. культуры
__________/Носова М.В./
Протокол №_________
от «___»__________2016 г.
Согласовано.
Заместитель директора по УВР
__________/Цыбанова Л.А./
«___»___________2016 г.
Утверждаю.
Директор школы
_________/Швед А.К./
Приказ №_________
от «___»__________2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ
для 6 класса
на 2016/2017 учебный год
Составитель программы:
Носова Марина
Владимировна,
учитель биологии
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г);
Примерной программы основного общего образования по биологии;
Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе,
Программы формирования универсальных учебных действий;
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса авторов Лапшина В.И, Рокотова Д.И., Самкова В.А.. Шереметьева А.М. //Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл. М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО МБОУ – Чемерновской СОШ.
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальные цели биологического образования конкретизируются в следующих задачах:
способствовать социализацииобучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
способствовать приобщениюк познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
обеспечить ориентациюв системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
формироватьпознавательные мотивы, направленные на получение знаний о живой природе; познавательные качества личности, связанные с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
формироватьу обучающихся познавательную культуру, осваиваемую в процессе познавательной деятельности, и эстетическую культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
В 5-6 классах происходит формирование первичного фундамента биологических знаний. В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии и принципиальном строении живых организмов. Они знакомятся с общей характеристикой живых организмов и их многообразием, рассматривают основные жизненные функции организмов, анализируют взаимоотношения организмов и окружающей среды. Таким образом, у учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируются на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе – растения, грибы, бактерии, в 8 классе – животные, в 9 классе – человек.
Содержание структурировано в виде четырех глав: «Общая характеристика живых организмов»,«Многообразие живых организмов», «Основные жизненные функции организмов», «Организмы и окружающая среда».
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 14 лабораторных и 3 практические работы, а также 4 контрольные работы (теста). Работы, отмеченные в содержании знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения. Лабораторные и практические работы, являющиеся этапами комбинированных уроков, могут оцениваться по усмотрению учителя.
Календарно – тематическое планирование по биологии составлено с учетом программы, однако, внесены некоторые изменения. В разделы «Введение. Общая характеристика живых организмов», «Многообразие живых организмов», «Основные жизненные функции организмов», «Организмы и окружающая среда» добавлены часы из резервного времени для проведения лабораторных работ, контрольных работ и уроков повторения.
Программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 ч в неделю (68 ч).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов по программе
(2 ч в неделю)
1
Введение. Общая характеристика живых организмов
12
2
Многообразие живых организмов
15
3
Основные жизненные функции организмов
27
4
Организмы и окружающая среда
13
5
Заключение
1
Итого
68
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Общая характеристика живых организмов (12 ч)
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Демонстрация
Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.
Лабораторные и практические работы
Признаки живых организмов.
Химический состав растительных организмов.
Строение растительной клетки*.
Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.
Ткани животных организмов.
Чечевички — образования покровной ткани
Многообразие живых организмов (15 ч)
Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений.
Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Демонстрация
Представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.
Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам.
Строение бактерий на примере сенной палочки.
Разнообразие корневых систем цветковых растений.
Особенности строения цветковых и споровых растений.
Строение цветка.
Клубень — видоизмененный побег.
Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.
Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Основные жизненные функции организмов (27 ч)
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе.
Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение
у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани.
Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение — целостный организм. животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.
Демонстрация
Изображения органов растений и систем органов животных.
Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы
Питание комнатных растений.
Изучение роли воздуха в прорастании семян.
Чечевички и их роль в дыхании растений.
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Передвижение растворов органических веществ по стеблю.
Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. естественные и искусственные причины смены природных сообществ.
Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги.
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. Наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.
5.Заключение (1 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу 6 класса учащиеся:
Тема 1. Введение. Общая характеристика живых организмов.
-перечислять признаки, свойственные всем живым организмам;
- знать, что лежит в основе строения всех живых организмов;
- называть основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
- называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;
- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;
- сравнивать строение растительной и животной клетки;
- приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.
Тема 2.Многообразие живых организмов
- знать основные единицы систематики растений и животных; царства живой природы;
- перечислять отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;
- перечислять основные методы изучения природы:
- сравнивать систематику растений и животных;
- давать общую характеристику основных царств живой природы;
- приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения.
Тема 3. Основные жизненные функции организмов
- знать суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;
-называть органы и системы, составляющие организм растений и животных;
- определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Тема 4. Организмы и окружающая среда.
- объяснять влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;
- перечислять основные среды обитания живых организмов;
-называть основные типы природных сообществ;
- объяснять, почему необходимо охранять местообитания животных и растений;
- приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;
- объяснять значение ярусности экосистем;
- называть природные сообщества, типичные для родного края;
- приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;
- приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Метапредметные результаты
- уметь организовывать свою учебную деятельность;
- уметь планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
- составлять план работы;
- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
- выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;
- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- составлять план ответа;
- составлять вопросы к тексту; разбивать текст на отдельные смысловые части; делать подзаголовки;
- работать с биологическими объектами; узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях и в природе;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты
- соблюдение правил поведения в природе;
- осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического восприятия живой природы;
- формирование ответственного отношения к учению, труду;
- формирование познавательного интереса к изучению предмета;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношениям к старшим и младшим товарищам;
- формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умение слушать и слышать другое мнение;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
№ урока в теме
Тема урока
Кол-во часов
Дата
по пл.
факт.
1.Введение. Общая характеристика живых организмов (12 ч)
1
1
Введение. Инструктаж по т/б. Чем живое отличается от неживого.
1
2
2
Чем живое отличается от неживого. Защита проектов.
1
3
3
Химический состав живого организма.
1
4
4
Л.р. «Химический состав растительных организмов»
1
5
5
Увеличительные приборы
1
6
6
Клетка – основа жизни
1
7
7
Л.р. «Строение растительной клетки»
1
8
8
Ткани. Органы. Системы органов. Л.р. «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии. Чечевички – образования покровной ткани»
1
9
9
Ткани. Органы. Системы органов. Л.р. «Ткани животных организмов»
1
10
10
Ткани. Органы. Системы органов
1
11
11
Повторение по теме «Общая характеристика живых организмов»
1
12
12
Тест по теме «Общая характеристика живых организмов»
1
2.Многообразие живых организмов (15 ч)
13
1
Систематика живых организмов
1
14
2
П.р. «Определение систематической принадлежности видов растений и животных к более крупным группам»
1
15
3
Основные царства живой природы
1
16-17
4-5
Бактерии
2
18
6
Растения. Л.р. «Особенности строения цветковых и споровых растений»
1
19
7
Вегетативные органы растений. Л.р. «Разнообразие корневых систем цветковых растений. Клубень – видоизмененный побег»
1
20
8
Генеративные органы растения. Л.р. «Строение цветка»
1
21
9
Животные Л.р. «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака»
1
22
10
Животные. Л.р. «Внешнее строение и жизнедеятельность рыб»
1
23
11
Грибы. Шляпочные грибы.
1
24
12
Грибы. Паразитические грибы.
1
25
13
Биология – наука о живых организмах
1
26
14
Повторение по теме «Многообразие живых организмов»