kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Биология" для 6 класса (к УМК Лапшиной В.И., Рокотовой Д.И.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику "Биология. 6 класс" издательства "Академкнига/Учебник", авторов Лапшиной В.И., Рокотовой Д.И. (линия Самковой В.А.). Программа расчитана на изучение предмета в объеме 2 ч/нед.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Биология" для 6 класса (к УМК Лапшиной В.И., Рокотовой Д.И.)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –

Чемерновская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено.

Руководитель МО учителей естественного цикла, ОБЖ и физ. культуры

__________/Носова М.В./

Протокол №_________

от «___»__________2016 г.

Согласовано.

Заместитель директора по УВР


__________/Цыбанова Л.А./

«___»___________2016 г.

Утверждаю.

Директор школы


_________/Швед А.К./

Приказ №_________

от «___»__________2016 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ

для 6 класса

на 2016/2017 учебный год




Составитель программы:

Носова Марина

Владимировна,

учитель биологии










2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г);

  • Примерной программы основного общего образования по биологии;

  • Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе,

  • Программы формирования универсальных учебных действий;

  • Программы основного общего образования по биологии для 6 класса авторов Лапшина В.И, Рокотова Д.И., Самкова В.А.. Шереметьева А.М. //Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл. М.: Академкнига/Учебник, 2015.

  • Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО МБОУ – Чемерновской СОШ.

Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальные цели биологического образования конкретизируются в следующих задачах:

  • способствовать социализации обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • способствовать приобщению к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • обеспечить ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • формировать познавательные мотивы, направленные на получение знаний о живой природе; познавательные качества личности, связанные с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • формировать ключевые компетентности: учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые, коммуникативные;

  • формировать у обучающихся познавательную культуру, осваиваемую в процессе познавательной деятельности, и эстетическую культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

В 5-6 классах происходит формирование первичного фундамента биологических знаний. В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии и принципиальном строении живых организмов. Они знакомятся с общей характеристикой живых организмов и их многообразием, рассматривают основные жизненные функции организмов, анализируют взаимоотношения организмов и окружающей среды. Таким образом, у учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируются на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе – растения, грибы, бактерии, в 8 классе – животные, в 9 классе – человек.

Содержание структурировано в виде четырех глав: «Общая характеристика живых организмов»,«Многообразие живых организмов», «Основные жизненные функции организмов», «Организмы и окружающая среда».

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 14 лабораторных и 3 практические работы, а также 4 контрольные работы (теста). Работы, отмеченные в содержании знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения. Лабораторные и практические работы, являющиеся этапами комбинированных уроков, могут оцениваться по усмотрению учителя.

Календарно – тематическое планирование по биологии составлено с учетом программы, однако, внесены некоторые изменения. В разделы «Введение. Общая характеристика живых организмов», «Многообразие живых организмов», «Основные жизненные функции организмов», «Организмы и окружающая среда» добавлены часы из резервного времени для проведения лабораторных работ, контрольных работ и уроков повторения.

Программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 ч в неделю (68 ч).




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Название раздела

Кол-во часов по программе

(2 ч в неделю)

1

Введение. Общая характеристика живых организмов


12

2

Многообразие живых организмов


15

3

Основные жизненные функции организмов

27

4

Организмы и окружающая среда


13

5

Заключение


1


Итого

68



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Введение. Общая характеристика живых организмов (12 ч)

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.

Демонстрация

Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.

Лабораторные и практические работы

Признаки живых организмов.

Химический состав растительных организмов.

Строение растительной клетки*.

Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.

Ткани животных организмов.

Чечевички — образования покровной ткани


  1. Многообразие живых организмов (15 ч)

Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.

Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.

Растения: споровые и семенные. Распространение растений.

Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.

Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.

Демонстрация

Представители разных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы

Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.

Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам.

Строение бактерий на примере сенной палочки.

Разнообразие корневых систем цветковых растений.

Особенности строения цветковых и споровых растений.

Строение цветка.

Клубень — видоизмененный побег.

Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.

Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.


  1. Основные жизненные функции организмов (27 ч)

Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе.

Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.

Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.

Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение

у растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани.

Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Организм как единое целое. Растение — целостный организм. животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.

Демонстрация

Изображения органов растений и систем органов животных.

Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы

Питание комнатных растений.

Изучение роли воздуха в прорастании семян.

Чечевички и их роль в дыхании растений.

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Передвижение растворов органических веществ по стеблю.

Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.

Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

Передвижение дождевого червя.

Вегетативное размножение растений.

Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки).

Образование и рост корней.



  1. Организмы и окружающая среда (13 ч)

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. естественные и искусственные причины смены природных сообществ.

Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги.

Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. Наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.


5.Заключение (1 ч)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К концу 6 класса учащиеся:

Тема 1. Введение. Общая характеристика живых организмов.

-перечислять признаки, свойственные всем живым организмам;

- знать, что лежит в основе строения всех живых организмов;

- называть основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

- называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;

- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;

- сравнивать строение растительной и животной клетки;

- приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.

Тема 2.Многообразие живых организмов

- знать основные единицы систематики растений и животных; царства живой природы;

- перечислять отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;

- перечислять основные методы изучения природы:

- сравнивать систематику растений и животных;

- давать общую характеристику основных царств живой природы;

- приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения.

Тема 3. Основные жизненные функции организмов

- знать суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;

-называть органы и системы, составляющие организм растений и животных;

- определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Тема 4. Организмы и окружающая среда.

- объяснять влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;

- перечислять основные среды обитания живых организмов;

-называть основные типы природных сообществ;

- объяснять, почему необходимо охранять местообитания животных и растений;

- приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;

- объяснять значение ярусности экосистем;

- называть природные сообщества, типичные для родного края;

- приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;

- приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

Метапредметные результаты

- уметь организовывать свою учебную деятельность;

- уметь планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

- составлять план работы;

- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

- выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- составлять план ответа;

- составлять вопросы к тексту; разбивать текст на отдельные смысловые части; делать подзаголовки;

- работать с биологическими объектами; узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях и в природе;

- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты

- соблюдение правил поведения в природе;

- осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эстетического восприятия живой природы;

- формирование ответственного отношения к учению, труду;

- формирование познавательного интереса к изучению предмета;

- развитие навыков обучения;

- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношениям к старшим и младшим товарищам;

- формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умение слушать и слышать другое мнение;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по пл.

факт.

1.Введение. Общая характеристика живых организмов (12 ч)

1

1

Введение. Инструктаж по т/б. Чем живое отличается от неживого.

1



2

2

Чем живое отличается от неживого. Защита проектов.

1



3

3

Химический состав живого организма.

1



4

4

Л.р. «Химический состав растительных организмов»

1



5

5

Увеличительные приборы

1



6

6

Клетка – основа жизни

1



7

7

Л.р. «Строение растительной клетки»

1



8

8

Ткани. Органы. Системы органов. Л.р. «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии. Чечевички – образования покровной ткани»

1



9

9

Ткани. Органы. Системы органов. Л.р. «Ткани животных организмов»

1



10

10

Ткани. Органы. Системы органов

1



11

11

Повторение по теме «Общая характеристика живых организмов»

1



12

12

Тест по теме «Общая характеристика живых организмов»

1



2.Многообразие живых организмов (15 ч)

13

1

Систематика живых организмов

1



14

2

П.р. «Определение систематической принадлежности видов растений и животных к более крупным группам»

1



15

3

Основные царства живой природы

1



16-17

4-5

Бактерии

2



18

6

Растения. Л.р. «Особенности строения цветковых и споровых растений»

1



19

7

Вегетативные органы растений. Л.р. «Разнообразие корневых систем цветковых растений. Клубень – видоизмененный побег»

1



20

8

Генеративные органы растения. Л.р. «Строение цветка»

1



21

9

Животные Л.р. «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака»

1



22

10

Животные. Л.р. «Внешнее строение и жизнедеятельность рыб»

1



23

11

Грибы. Шляпочные грибы.

1



24

12

Грибы. Паразитические грибы.

1



25

13

Биология – наука о живых организмах

1



26

14

Повторение по теме «Многообразие живых организмов»

1



27

15

Тест по теме «Многообразие живых организмов»

1



3.Основные жизненные функции организмов (27 ч)

28

1

Автотрофное питание. П.р. «Питание комнатных растений»

1



29

2

Гетеротрофное питание.

1



30

3

Пищеварение

1



31

4

Дыхание Л.р. «Изучение роли воздуха в прорастании семян»

1



32

5

Дыхание Л.р. «Чечевички и их роль в дыхании растений»

1



33

6

Транспорт веществ у растений. Л.р. «Передвижение воды, минеральных и органических веществ по стеблю»

1



34

7

Транспорт веществ у многоклеточных животных

1



35

8

Выделение у животных.

1



36

9

Выделение у растений и грибов. П.р. «Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях»

1



37

10

Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Л.р. «Дыхание семян как доказательство обмена веществ»

1



38

11

Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных

1



39

12

Повторение по теме «Основные жизненные функции организмов»

1



40

13

Опорные системы растений

1



41

14

Опорные системы животных

1



42

15

Движение у бактерий и одноклеточных организмов

1



43

16

Движение у многоклеточных животных. Л.р. «Передвижение дождевого червя»

1



44

17

Движение у растений

1



45-46

18-19

Размножение (бесполое)

2



47

20

П.р. «Вегетативное размножение растений»

1



48

21

Размножение (половое) животных

1



49

22

Размножение (половое) растений. П.р. «Искусственное опыление комнатных растений».

1



50

23

Рост и развитие растений

1



51

24

Рост и развитие животных

1



52

25

Организм как единое целое

1



53

26

Повторение по теме «Основные жизненные функции организмов»

1



54

27

Тест по теме «Основные жизненные функции организмов»

1



4.Организмы и окружающая среда (13 ч)

55-57

1-3

Среда обитания. Экологические факторы

3



58-60

4-6

Природные сообщества

3



61

7

Значение живых организмов в природе

1



62-63

8-9

Человек и живые организмы

2



64-65

10-11

Охрана живых организмов и природных сообществ

2



66

12

Повторение по теме «Организмы и окружающая среда»

1



67

13

Тест по теме «Организмы и окружающая среда»

1



5.Заключение (1 ч)

68

1

Итоговое повторение курса

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Биология" для 6 класса (к УМК Лапшиной В.И., Рокотовой Д.И.)

Автор: Носова Марина Владимировна

Дата: 09.08.2017

Номер свидетельства: 425135


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства