kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная разработка соответствует ФГОС ООО. Рабочая программа разработана к учебнику В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой "Биология. 5 класс", издательства "Академкнига"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

(к учебнику В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой «Биология. 5 класс»,

издательство «Академкнига»)



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

— осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;

— соблюдение правил поведения в природе;

— осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

— формирование любви к природе;

— развитие эстетического восприятия живой природы;

— формирование ответственного отношения к учению, труду;

— умение слушать и слышать другое мнение;

— формирование основ экологической культуры.


Метапредметными результатами освоения материала 5 класса являются умения:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— составлять план выполнения учебной задачи;

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— систематизировать и обобщать разные виды информации;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.


Предметными результатами освоения биологии в 5 классе являются:


Тема 1. Человек изучает живую природу

Учащиеся должны знать:

— основные методы биологических исследований;

— основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;

— значение микроскопа для биологических исследований.


Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в жизни человека;

— объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;

— приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;

— описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.


Тема 2. По ступеням «лестницы жизни»

Учащиеся должны знать:

— что означает понятие «система»;

— взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;

— какие явления называют биологическими;

— уровни организации жизни;

— от чего зависит устойчивость биосферы;

— структуру экосистем и популяций;

— что такое вид;

— в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;

— основные возрастные периоды в жизни человека.


Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры природных и искусственных систем;

— описывать особенности биологических систем;

— приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;

— доказывать единство организма и окружающей среды;

— описывать принципиальное строение клетки;

— давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;

— объяснять уникальные особенности вирусов.

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое

Учащиеся должны знать:

— наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;

— современные точки зрения о происхождении человека;

— место человека в системе живой природы;

— сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.


Учащиеся должны уметь:

— объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;

— находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;

— приводить примеры биологических ритмов.


Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле

Учащиеся должны знать:

— что такое биологическое разнообразие;

— почему необходимо сохранять биоразнообразие;

— какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;

— главные причины исчезновения видов;

— основные положения азбуки экологической культуры;

— почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;

— различать виды потребностей;

— приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.



2. Содержание учебного предмета «Биология. 5 класс»

Введение (1 ч)

Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)

Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.

Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека. Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.

Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.

Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Опыт с элодеей (работа в группе).

Измеряем рост (работа в группе).


Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)

Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами. Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах. «Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера. Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.

Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете. Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.

Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды.

Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма.

Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.

Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др.

Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.

Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.

Лабораторные и практические работы

Изучаем кожу (индивидуальная работа).


Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (6 ч)

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов.

Восстановление облика вымерших животных и растений.

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему.

Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.

Человек разумный — один из миллионов видов организмов.

Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.

Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Демонстрация

Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).

Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету

Экскурсии

Экскурсия в краеведческий музей.


Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.

Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные.

Взаимовлияние природы и человека.

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.

Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.

Демонстрация

Изображения животных, вымерших за последние 200–300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.

Практическая работа

Паспорт моего дерева.


Резервное время – 1 ч на промежуточную годовую аттестацию.


3. Тематическое планирование


п/п

Дата

Наименование

разделов, тем

Количество часов

Домашнее задание

по плану

фактически

Введение (1 ч)

1



Вводный инструктаж по ТБ.

Величайшее чудо на планете.

1

§1


Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)

2



В поисках ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы.

1

§2


3



Биология наука для всех.

1

§3

4



Какие научные методы используют биологи?

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1. «Измеряем рост».

1

§4

5



Наблюдение и эксперимент в биологии.

1

§5

6



С какой целью в биологии используется моделирование?

1

§6

7



Какое оборудование необходимо биологу?

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2. «Опыт с элодеей».

1

§7

8



Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.

1

§8

9



Контрольная работа №1.«Человек изучает живую природу».

1


Тема 2. По ступеням «лестницы жизни» (14 ч)

10



«Невозмутимый строй во всём», или Что такое система?

1

§9

11



Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

1

§10

12



Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке.

1

§11

13



Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты.

1

§12

14



Экосистема – живая мозаика планеты.

1

§13

15



Вид – единица живого мира.

1

§14

16



Популяция – это «население».

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3. «Наблюдаем за птицами».

1

§15

17



Организм, особь, индивид.

1

§16

18



«Нити жизни»: организм в окружающей среде.

1

§17

19



Как растут и развиваются организмы?

1

§18

20



Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём?

1

§19

21



Из каких тканей «сотканы» живые организмы?

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4. «Изучаем кожу».

1

§20

22



На границе живого и неживого: вирусы.

1

§21

23



Контрольная работа №2. «По ступеням «лестницы жизни».

1


Тема 3. Жизнь на Земле явление космическое (6 ч)

24



По страницам истории жизни.

1

§22

25



Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5. «Изучение мела (известняка) под микроскопом».

1

§23

26



Происхождение человека: три взгляда на одну проблему.

1

§24

27



Человек разумный – один из миллионов видов организмов.

1

§25

28



Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.

1

§26

29



Контрольная работа №3. «Жизнь на Земле – явление космическое».

1


Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)

30



Что такое «биологическое разнообразие»?

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6. «Паспорт моего дерева».

1

§27

31



Какая среда необходима человеку?

1

§28

32



Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

1

§29

33



Кто отвечает за Землю?

1

§30

34



Контрольная работа №4. «Человек и разнообразие жизни на Земле».

1


35



Промежуточная годовая аттестация.

Контрольная работа №5. «Итоговая контрольная работа».

1






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа

Автор: Максименко Лариса Алексеевна

Дата: 06.11.2019

Номер свидетельства: 525853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа по русскому языку в 5 классе с УУД "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-s-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244478"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445948532"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка "Рабочая программа по обучению грамоте""
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaiarazrabotkarabochaiaproghrammapoobuchieniiughramotie"
    ["file_id"] => string(6) "309141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458746142"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по литературному чтению  УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "143159"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418467482"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЕ "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-rabochiei-programmy-k-dopolnitiel-noi-obshchieobrazovatiel-noi-obshchierazvivaiushchiei-programmie"
    ["file_id"] => string(6) "238779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444653524"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по физической культуре для 10-11 классов "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "189675"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427008325"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства