Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии для 6 класса »
Пояснительная записка
Календарно- тематическое планирование составлено на основе нормативно-правовой базы:
Государственного стандарта общего образования
Законы РФ и РБ «Об образовании»
Базисные учебные планы общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан утвержденные МО . Приказ № 1255/6 от 07. 06. 06 .
Учебный план ООШ с. Муллакаево филиал МОБУ СОШ д. Кульчурово Баймакского муниципального района РБ.
Данная программа реализуется с использованием УМК использование учебника Пасечника В.В. «Многообразие покрытосеменных растений». М.Дрофа .2013г
Общая характеристика
Изучение биологии в 6 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации , взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю 35 часа в год. Лабораторных работ -13, практических работ – 3.
Предметные результаты обучения
—Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
—знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
—признание учащимися прав каждого на собственное мнение;
—проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—умение слушать и слышать другое мнение;
—умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные и практические работы
1.Строение семян двудольных и однодольных растений.
2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
8.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
9.Вегетативное размножение комнатных растений.
10.Определение всхожести семян растений и их посев.
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
11-13.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел обучения
Количество часов
1
Строение и многообразие покрытосеменных растений
14
2
Жизнь растений
11
3
Классификация растений
6
4
Природные сообщества
3
5
Резервный урок
1
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
—основные процессы жизнедеятельности растений;
—особенности минерального и воздушного питания растений;
—виды размножения растений и их значение;
—взаимосвязь растений с другими организмами;
—растительные сообщества и их типы;
—закономерности развития и смены растительных сообществ;
—о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
—устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
—определять растительные сообщества и их типы;
—объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
—проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
—объяснять роль различных видов размножения у растений;
—определять всхожесть семян растений.
—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов,