kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая рограмма и развёрнутое календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»  для 6 класса  авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л. В. Симоновой  «Природоведение. Биология. Экология. Программы: 5 – 11 классы».  -  М.: Вентана – Граф, 2010),  рабочих программ по биологии по программе И.Н. Пономарёвой.  Автор – составитель И.П. Чередниченко. – М.; Планета, 2011        К программе прилагается развёрнутое календарно-тематическое планирование суказанием тем уроков, целей, оборудования, форм и методов обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая рограмма и развёрнутое календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс »

Комитет по образованию и делам молодёжи Администрации Солонешенского района

МБОУ «Сибирячихинская СОШ»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________Середа А. И..


Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

_____________ Слуева Е.Я.


«____»____________2014 г.


«Утверждено»

Директор МОУ СОШ

_____________Прибыткова З.А.


Приказ № ___ от «__»_____2014г.


Рабочая программа

По учебному курсу Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

6 класс II ступень.



Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» для 8 класса авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л. В.Симоновой (Природоведение. Биология. Экология. Программы: 5 – 11 классы. - М.: Вентана – Граф, 2010). «Рабочих программ по биологии» по программе И.Н. Пономарёвой// Автор – составитель И.П. Чередниченко. – М.; Планета, 2011




Составитель:

Татьяна Милитеевна

Арыкина учитель географии

I квалификационная категория.



С. Сибирячиха 2014.

Рабочая программа по биологии 6 класс

на 2014 – 2015 учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089,

На основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,- Сборник программ Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11 классы: . – М.: Вентана-Граф, 2010.

Цели изучения курса

Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

* Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Изменения, внесённые в программу.

Авторская программа составлена с резервом времени в 5 часов. Авторами количество часов по разделам указано ориентировочно, рекомендовано вносить изменения на усмотрение учителя. Увеличено количество часов на изучение тем №1,2, 3.4..

Учебно-методический комплект.

Учебник И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. «Биология. 6 класс». Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Учебник с экологической направленностью.

2.Рабочая тетрадь по биологии для 6 класса.

Количество часов за год - 68

Количество контрольных работ за год – 2

Количество лабораторных работ за год – 22

Экскурсий за год – 2

В процессе изучения курса используются следующие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, контрольные уроки.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения биологии ученик должен

  • знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

уметь

  • объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.


Содержание тем учебного курса




Глава

Количество часов

1.

Введение. Общее знакомство с растени­ями.

6

2.

Клеточное строение растений.

5

3.

Органы цветковых растений.

19

4.

Основные процессы жизнедеятельности.

11

5.

Основные отделы царства растений.

10

6.

Историческое развитие растительного мира на Земле.

4

7.

Царство Бактерии.

3

8.

Царство Грибы. Лишайники.

3

9.

Природные сообщества.


7

Итого 68


6. Перечень лабораторных работ

Тема


Лабораторная работа № 1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.

Лабораторная работа № 2. Знакомство с увеличительными приборами..

Лабораторная работа №3 Приготовление микропрепарата.

Лабораторная работа № 4. Изучение строения клеток кожицы лука..

Лабораторная работа №5. Строение семени..

Лабораторная работа № 6. Внешнее строение корня.

Лабораторная работа № 7. Изучение строения почки.

Лабораторная работа № 8. Изучение строения листа

Лабораторная работа №9 Изучение строения стебля.

Лабораторная работа № 10 Изучение видоизменённых побегов.

Лабораторная работа № 11 Соцветия.

Лабораторная работа №12 Строение цветка.

Лабораторная работа № 13 черенкование комнатных растений

Лабораторная работа № 14 Знакомство с водорослями.

Лабораторная работа № 15 Изучение внешнего строения моховидных

Лабораторная работа № 16.Изучение внешнего строения папоротникообразных

Лабораторная работа № 17.Изучение внешнего вида хвойных растений.

Лабораторная работа № 18. Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.

Лабораторная работа № 19.Уход за комнатными растениями

Лабораторная работа № 20.Изучение строения плесневых грибов.

Лабораторная работа № 21.Изучение строения шляпочных грибов.

Лабораторная работа № 22 Изучение строения слоевища лишайника.

















8. Тематическое планирование

Неделя

п/п

Тема.

Цели урока

Оснащение

Кол-во

часов

на тему

Требования к уровню подготовки учащихся

Критерии оценки знаний учащихся

Формы и методы обучения


Домашнее задание


Введение. Общее знакомство с растениями. 6 часов.








1

1

Введение. Наука о растениях – ботаника. Мир растений.

Ознакомление учащихся с задачами науки о растениях-ботанике; с разнообразием и значением растений в природе и жизни человека; с понятием «царство».

Комнатные растения, гербарные экземпляры культурных и дикорастущих растений, таблицы «Водоросли», «Грибы», «Бактерии», «Животный мир».

1

В

Знать/ понимать признаки биологических объектов: живых организмов.

Уметь объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося.

Изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений.

Распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения.

Анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы,

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов.


Фронтальная, репродуктивный

Изучить материал на с. 3-6; знать определения понятий; «биология», «ботаника», «царство».

1

2

Признаки и органы растений. Высшие и низшие растения.

Формирование понятий «высшие и низшие растения»; углубление знаний о признаках растений.

Гербарные экземпляры водорослей, мхов, хвощей, папоротников, травянистых растений, таблицы 3«Органы растения», «Многообразие растений».

1

Приложение № 1

Фронтальная, групповая, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Параграф 2, вопросы 1-4 . Выучить схемы и новые понятия. Повторить параграф 1(термины)

2

3

Растение – живой организм – биосистема.

Л.Р.№ 1 «Знакомство с цветковыми растениями»

Углубление знаний учащихся об организме; растения как система взаимодействующих органов; формирование знаний об основных процессах жизнедеятельности растения.

Гербарные экземпляры папоротников, мхов, водорослей, древесных и травянистых растений, комнатные растения.

1

П. №1, 3

Фронтальная,

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Параграф 3, вопросы 1-3. Повторить параграф 1, 2 (термины)

2

4

Условия жизни растений.

Показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности растений с факторами среды.

Показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности растений с факторами среды.

1


П. №1

Фронтальная,

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Параграф 4 изучить. Знать определения понятий «экология», «экологические факторы».

3.

5


Среды жизни растений.

Расширение учащихся знаний о растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Гербарные экземпляры водорослей, ряски, полыни, ковыля, папоротника, повилики; рисунок 17, с. 20 учебника.

1


П. №1

Фронтальная,

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Параграф 5, повторить термины- биология, ботаника , экология. Следующий урок- экскурсия «Мир растений вокруг нас».

3

6

Экскурсия «Мир растений вокруг нас»

Закрепление знаний о травянистых растениях, деревьях и кустарниках, растениях однолетних и многолетних и выявление осенних явлений в жизни растений.


1


П. №4

Фронтальная,

частично-поисковый, репродуктивный





2 Клеточное строение растений. 5 часов.











4

7

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 2. Знакомство с увеличительными приборами..

Знакомство с увеличительными приборами, используемыми при изучении строения растений.

Микроскоп, лупы штативная и ручная, томаты, таблица «Строение растительной клетки».

1

Знать/понимать

Признаки биологических объектов: клеток организмов растений

Уметь изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе строения.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации.


П. №1,3

Фронтальная, парная

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Параграф 6, выучить части микроскопа. Принести на следующий урок для проведения лабораторной работы № 4 лук и бинт.

4

8

Особенности растительной клетки.

Лабораторная работа №3 Приготовление микропрепарата

Лабораторная работа № 4. Изучение строения клеток кожицы лука

Расширение знаний учащихся о клеточном строении растений

Лук, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, таблица «Строение растительной клетки».

1

П. №1,3

Парная, частично-поисковый

Изучить параграф 7. Заполнить таблицу.

5

9

Химический состав клетки.


Ознакомление учащихся с веществами, из которых состоит растение.

Гербарные экземпляры и комнатные растения, плоды, растений подсолнечника, пшеницы, фасоли; мука, марля, йод, стакан с водой, картофель.

1

П. №1,3

Парная, частично-поисковый

Повторить параграф 4, 5, 6, 7. Выучить схему «Вещества растений «

5

10

Жизнедеятельность клетки.

Развитие понятия о клетке как живой единицы растительного организма, о её процессах жизнедеятельности.

Побег элодеи, микроскоп, инструментарий для лабораторной работы, таблицы «Строение растительной клетки», «Рост и деление клетки»

1


П. №1,5

Парная, частично-поисковый, репродуктивный

Параграф 8, зарисовать рис. 22 и 23 в тетради.

6

11

Ткани растений, и их виды.

Рассмотрение основных видов тканей и их функций.

Таблица «Типы тканей растений»

1


П. №1,2.5

Фронтальная, репродуктивный

Изучить параграф 9; на с. 35-36 учебника ответить на вопросы

Для учителя: заложить опыты по прорастанию семян.


  1. Органы цветковых растений.

17 часов.




Знать /понимать признаки биологических объектов: семени, корня, листа, стебля..цветка, плода.

Уметь объяснять: приспособление строения организма к выполняемым функциям, значение видоизменений органов.

Изучать биологические объекты и объекты: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.

Распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений.

Сравнивать биологические объекты (органы растений)

Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на строение органов растения



Параграф 10. Вопросы 1-3. Повторить факторы среды.

6

12

Внешнее и внутреннее строение семени.

Лабораторная работа №5. Строение семени..

+ Углубление знаний о строении семян однодольных и двудольных растений.

Таблица «Строение семени», семена гороха, фасоли, пшеницы(сухие и набухшие), кукурузы.

1

П. №1,3

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.


7

13

Условия прорастания семян.

Изучение условий прорастания семян.

Семена разных размеров( петуньи, огурца, фасоли, томатов), результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян.

1

П. №1,3,5

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Параграф 11, повторить параграф 10. Подготовить дополнительный материал о значении семян в природе и жизни человека.

7

14

Значение семян.

Усвоение учащихся значения семян в природе и значения для человека.

Коллекция семян, таблица по теме.

1

П. №1,

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Параграф 12, вопросы на с. 48-49

8

15

Внешнее строение корня. Виды корней.

Лабораторная работа № 6. Внешнее строение корня.

+Формирования знаний о внешнем строение корней и типах корневых систем.

Таблицы «Внешнее строение корня», «Корневые системы», проростки фасоли или тыквы, гербарные экземпляры растений с разными корневыми системами.

1

П. №1,3

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Параграф 13, вопросы 1-3. Выучить схемы, записанные в тетрадях.

8

16

Внутреннее строение корня.

Изучение зон корня.

Таблицы «Внутреннее строение корня», «Типы корневых систем», «Виды корней».

1


П. №1,2

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный

Параграф 14, вопросы 1-4.

9

17

Значение корней и их разнообразие.

Ознакомление учащихся с видоизменениями корней в связи с выполняемыми функциями.

Таблицы по теме, рисунки учебника на с. 56-57.

1


П. №1

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Параграф 15, повторить параграф 13, 14 (схемы), с. 58- «Проверь себя».

9

18

Побег. Строение и значение побега.

+Ознакомление учащихся со строением и значением побега у растений.

Таблицы по теме, электронная презентация.

1


П. №1,

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

П. 16. В. 1-3

10

19

Развитие побега из почек растения.

Лабораторная работа № 7. Изучение строения почки.

Знакомство учащихся с процессом развития побега из почки, вегетативными и генеративными почками.

Таблицы по теме.

1


П. №1,3

Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый


П. 17. «Проверь себя»

10

20

Лист – часть побега.Внешнее и внутреннее строение листа.

Изучение строения листа, разнообразия листьев.

Таблицы «Листья простые и сложные», «разнообразие листьев», гербарные образцы листьев.

1


П. №1,5

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

П.18

11

21

Лабораторная работа № 8«Строение листа»


Формирование умений готовить микропрепараты и работать с микроскопом.+

Лабораторное оборудование, листья комнатных растений, таблица.

1


П. №1,3

Парная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Повт. П. 17, 18.

11

22

Функции листа. Значение листа в жизни растения.

Закрепление основных функций листа и знакомство с видоизменением листьев

Таблицы по теме, рисунки учебника.

1


П. №1,6

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

П. 19.

12

23

Стебель. Его внешнее и внутреннее строение.

Лабораторная работа №9 Изучение строения стебля.


+углубление знаний о стебле

Таблицы «Побег», «Внутреннее строение стебля»

1


П. №1,3,2

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

П. 21

12

24

Многообразие стеблей.

Ознакомление с разнообразием побегов(стеблей) в связи с выполняемыми функциями и влиянием условий природной среды.

Таблица «Многообразие стеблей», гербарные экземпляры и комнатные растения с разными побегами .

1


П. №1

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Параграф 21. Принести клубни картофеля, лук.

13

25

Видоизменение побегов.

Лабораторная работа № 10 Изучение видоизменённых побегов.


Знакомство учащихся с видоизменениями подземных побегов.

Таблица «Видоизменённые побеги»

1


П. №1,3

Групповая, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Параграф 16-22(записи в тетрадях повторить)

13

26

Цветок – генеративный орган.

Строение и значение цветка.

Лабораторная работа №11 Строение цветка.


+углубление знаний о строении цветка, типах цветков.

Модель, рисунки и живые цветы, электронная презентация.

1


П. №1,3

Фронтальная, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

П.23. с. 85 - 86

14

27

Соцветия. Биологическая роль соцветий.


Лабораторная работа № 12 Соцветия.


+раскрытие роли соцветий в жизни растения.


1


П. №1,3

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

П. 23, в. 1 – 3.

14

28

Цветение и опыление.

Формировать у учащихся понятие «опыление»

Муляжи цветков вишни, пшеницы, гербарий насекомоопыляемых растений. Учебный фильм «Опыление растений насекомыми».

1


П. №1,2,5

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный

П. 24. Пов. П. 23.

15

29

Плод. Разнообразие и значение плодов.

Ознакомить учащихся с разнообразием плодов растений и их расселением.

Таблица «Разнообразие плодов», муляжи плодов, коллекция сухих плодов.

1


П. №1,2

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П.25

15

30

Растительный организм как живая система К.У.


Доказать, что органы растения дополняют друг друга и связаны в единое целое – систему органов – биосистему – организм. К.У.


1


П. №1

Индивидуальная



  1. Основные процессы жизнедеятельности растений. 11 часов.




Знать/ понимать

Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

Уметь описывать: сущность основных процессов жизнедеятельности растений,

Выявлять приспособления организмов к среде обитания,

Проводить самостоятельный поиск биологической информации (в том числе с использованием новых технологий)




16

31

Корневое питание растений.

Выяснение роли почвенного питания в жизни растений.

Таблица «Внутреннее строение корня».

1

П. №1

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный

П. 27, в. 1 - 3

16

32

Воздушное питание растений.

Объяснение процесса фотосинтеза, понятий автотрофные и гетеротрофные организмы.

Таблицы «Фотосинтез», «Внутреннее строение листа», результаты опыта.

1

П. №1,3,5

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

П. 28, в. 1 - 4

17

33

Космическая роль зелёных растений.

Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растением.

Таблицы «Фотосинтез», «Внутреннее строение листа»,

1

П. №1,2

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

П.29, в. 1 – 4, повт. П. 27,28.

17

34

Дыхание растений. Обмен веществ.

Выявление роли дыхания и обмена веществ в жизни растения.

Рисунок 79 на с. 106 учебника.

1

П. №1,3

Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный

П 30, в 1 – 4.

18

35

Роль воды в жизни растений.

Закрепление знаний о роли воды в жизни растений и ознакомление с разными экологическими группами растений по отношению к воде.

Комнатные растения: пеларгония, алоэ, традесканция, элодея. Таблица по теме «Экологические группы растений по отношению к воде».

1

П. №1,3.5

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный

П. 31

18

36

Размножение и оплодотворение у растений.

Расширение знаний о типах размножения, половом и бесполом, о половых клетках и оплодотворении.

Таблица «Типы размножения растений».

1

П. №1,3,5

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

П 32, схема в тетради, в. 1 - 4

19

37

Вегетативное размножение , его роль в природе.

Лабораторная работа № 13 черенкование комнатных растений



Знакомство со способами вегетативного размножения и его ролью в жизни растения.

Таблица «Вегетативное размножение растений», комнатные растения (хлорофитум, традесканция, фиалка), клубень картофеля, луковица.

1

П. №1,3

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

П. 33, в. 1 - 3

19


38

Использование вегетативного размножения в растениеводстве.


Выявление основных методов искусственного вегетативного размножения растений,(т.е. использование вегетативного размножения в сельскохозяйственной деятельности человека.

Комнатные растения: традесканция, колеус, бегония, сенполия.

1

П. №1,3

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный

П 34, «Проверь себя»

20

39

Рост и развитие растений.

Формирование знаний о росте растения как результате его жизнедеятельности, об индивидуальном развитии растения, его качественных и количественных изменениях

Таблица «Периоды роста растения».

1

П. №1,2,5

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 35, в. 1 – 4.

20

40

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Углубление знаний о зависимости роста и развитием растений от условий окружающей среды.

Кроссворд по теме.



1


П. №1

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 27 – 35, 36, подготовка к к.р.

21

41

Обобщение и закрепление знаний по теме «Процессы жизнедеятельности растений. К.У.

Закрепление полученных сведений об основных процессах жизнедеятельности.


1


П. №2

Индивидуальная



  1. 42

  1. Основные отделы царства растений. 10 часов.





Знать

Признаки растений разных систематических групп.

Уметь

Объяснять роль растений разных систематических групп в природе и деятельности человека,

Распознавать и описывать : на таблицах растения разных отделов;

Сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника и биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)




21

42

Понятие о систематике растений.

Ознакомление с понятием «систематика » и единицами систематики.

Таблица «Систематические единицы», гербарный экземпляры растений одного рода, но разных видов.

1

П. №1,2

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 37, в. 1 – 4. Сообщения о водорослях

22

43

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Лабораторная работа № 14 Знакомство с водорослями.


+Изучение строения и процессов жизнедеятельности водорослей.


Таблица «Водоросли», гербарные экземпляры бурых, зеленых и красных водорослей.

1

П. №1,3

Фронтальная, парная репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый


П. 38, в. 1 – 4, п. 39, с 142

22

44

Отдел Мохообразные. Общая характеристика, размножение и значение мхов.

Лабораторная работа № 15 Изучение внешнего строения моховидных


+Знакомство со средой обитания, строением, размножением и значением мхов в природе.

Гербарные образцы мохообразных, электронная презентация.

1

П. №1,3,5

Фронтальная, парная репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 40, записи в тетради.

23

45

Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика.

Лабораторная работа № 16.Изучение внешнего строения папоротникообразных


+Изучение особенностей строения плаунов, хвощей и папоротников .циклов развития и значения папоротникообразных.

Таблица «Папоротникообразные», комнатные папоротники, гербарные экземпляры хвощей, плаунов, папоротников.

1

П. №1,3

Фронтальная, парная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 41, в. 1- 4, зад. На с. 149.

23

46

Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика и многообразие как семенных растений.

Лабораторная работа № 17.Изучение внешнего вида хвойных растений.


+Изучение отличий голосеменных от споровых растений

Гербарные экземпляры голосеменных растений: сосны, ели, лиственницы; натуральные шишки хвойных деревьев; таблица «Многообразие голосеменных» и «Цикл развития голосеменных».

1

П. №1,3

Фронтальная, парная репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 42.

24

47

Отдел Покрытосеменные растения. Общая характеристика, многообразие покрытосеменных. Деление цветковых растений на классы и семейства.

Лабораторная работа № 18. Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.


Лабораторная работа № 19.Уход за комнатными растениями


Изучение общих признаков строения покрытосеменных и многообразие форм в связи с разными условиями обитания.+

Таблицы по теме, гербарные экземпляры растений

1

П. №1,3,5

Фронтальная, групповая репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 43, вопросы 1 – 3.

24

48

Семейство класса Двудольные растения. Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые.

Изучение характерных признаков каждого семейства по строению цветка и значение растений данного семейства в жизни человека и природе.

Гербарные экземпляры растений класса Двудольные: семейство Крестоцветные, семейство Бобовые и семейство Розоцветные; таблицы по теме, муляжи цветков данных семейств, таблица «Строение цветка».

1

П. №1

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 44, доп. материал о паслёновых

25

49

Семейства класса Двудольные растения. Паслёновые и Сложноцветные.

Выявление признаков семейств по внешнему строению растения и цветков.

Гербарные экземпляры растений данных семейств; муляжи цветков, таблицы по теме «Семейство Пасленовые», «Семейство Сложноцветные».

1


П. №1,5

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П 44

25

50

Семейства класса Однодольные растения: Лилейные и Луковые.


Выявление признаков семейств по внешнему строению растения и значению в жизни человека.

Гербарные экземпляры растений, относящихся к семейству лилейных и луковых. Таблицы по теме.

1


П. №1,5

Фронтальная, групповая репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 45, до «Злаков»

26

51

Класс однодольные. Семейство Злаки.

Изучение характеристики признаков, общих для семейства злаков.

Гербарные экземпляры, таблица «Злаки»,муляж цветка пшеницы.

1


П. №1,2

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П.45.


  1. 51

  1. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. 4 часа.



1

Знать \пониать сущность биологических процессов: эволюционного развития растений;

Уметь объяснять причины эволюционных изменений растений;

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника и биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)


Фронтальная, парная репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый


26

52

Многообразие растительных групп как результат эволюции.

Выявление процессов исторического изменения растений.

Гербарные экземпляры низших растений(водорослей) и высших – от мхов до покрытосеменных, таблицы по теме.

1

П. №1

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П.46, в. 1 - 3

27

53

Эволюция высших растений.

Выявление усложнений и приспособленности у высших растений в процессе эволюции.

Таблица «Эволюция растений», гербарные экземпляры высших растений.

1

П. №1

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

П. 47, в. 1 – 4, заполнить таблицу.

27

54

Многообразие и происхождение культурных растений.

Знакомство учащихся с центрами происхождения культурных растений, характерными особенностями культурных растений, о роли селекции в проявлении многообразия культурных растений.

Таблица «Центры происхождения культурных растений».

1

П. №1,5

Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П.48. В. 1 – 4, сообщения.

28

55

Дары Старого и Нового Света.

Изучение мест первоначального появления и распространения культурных растений: картофеля, пшеницы, капусты, томатов и других культур, их применение.

Таблицы с изображением картофеля, помидоров, капусты и других.

1

П. №1.2

Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 49, в. 1 – 4.


  1. Царство Бактерии. 3 часа.








28

56

Бактерии – древнейшая группа живых организмов.

Знакомство с условиями жизни, строением и размножением бактерий.

Таблица «Бактерии».

1

Знать/понимать признаки биологических объектов: бактерий

Уметь объяснять роль бактерий в жизни человека

и собственной деятельности. Проводить самостоятельный поиск биологической информации.


П. №1

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П.50,вопр. 1 - 3

29

57

Разнообразие бактерий.

Изучение многообразия форм бактерий и типов питания.

Таблица «Бактерии: строение, формы», микроскоп, настой сена, предметные стекла, пипетки.

1

П. №1,2,5

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 51, в. 1-4.

29

58

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Знакомство с разнообразием бактерий и их ролью в природе и для человека.


1

П. №1

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 52, в. 1 – 3, с. 193, в. 1 – 15.


  1. Грибы. Лишайники. 3 часа.




Знать/понимать признаки биологических объектов: грибов и лишайников.

Уметь объяснять роль грибов и лишайников в жизни человека

и собственной деятельности. Проводить самостоятельный поиск биологической информации. Распознавать съедобные и ядовитые грибы.





30

59

Царство Грибы. Общая характеристика.

Лабораторная работа № 20.Изучение строения плесневых грибов.


+Знакомство учащихся с особенностями строения грибов, условиями жизни, питания, размножения.

Муляжи грибов (съедобных и ядовитых), таблица по теме «Грибы», микроскоп, плесень на пищевых продуктах.

1

П. №1,3

Фронтальная, групповая репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 53.

30

60

Многообразие и значение грибов.

.


Лабораторная работа № 21.Изучение строения шляпочных грибов.


+Изучение разнообразия грибов, знакомство с ядовитыми и съедобными грибами, мерами защиты от отравлений.

Муляжи грибов (съедобных и ядовитых), таблица по теме «Грибы»,

1

П. №1,3

Фронтальная, парная, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 54, в. 1 – 3, повт. П. 53.

31

61

Лишайники.

Лабораторная работа № 22 Изучение строения слоевища лишайника.

+Изучение строения лишайников как симбиотических организмах, состоящих из гриба и водоросли.

Электронная презентация

1

П. №1,3,5

Фронтальная, парная репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 55. Повт. 53, 54.


  1. 62

  1. Природные сообщества. 7 часов.




Знать признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона;

Уметь

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды4

Распознавать и описывать : наиболее распространённые растения своей местности, культурные растения, растения, опасные для человека.

Сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества;

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствия

хозяйственной деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации.




31

62

Понятие о биогеоценозе, экосистеме и растительном сообществе.

Формирование представления о биогеоценозе, экосистеме, фитоценозе, их роли в экосистемы, о влиянии условий среды на сообщество.

Таблица по теме; гербарные образцы растений из разных сообществ.

1

П. №1

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый


П. 56, в. 1- 3.

32


63

Приспособленность организмов к совместной жизни.

Ознакомление учащихся с приспособленностью растений к жизни в условиях определенного сообщества, раскрытие причин смены сообществ.

Электронная презентация

1

П. №1

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 57, в. 1- 3, повт. Термины из п. 56

32

64

Смена природных сообществ.

Выявление причин, вызывающих смену растительных сообществ.

таблица

1

П. №1,2,5

Фронтальная, групповая репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 58.

33

65

Многообразие природных сообществ.

Формирование представления о естественных и искусственных сообществах, о зависимости искусственных сообществ от деятельности человека.

таблица

1

П. №1

Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П.59, повт. П. 56 – 58.

33

66

Взаимосвязь организмов и неживой природе.

Выяснение причин многообразия видов одного сообщества и роли растений в биологическом круговороте.

Схема, электронная презентация

1

П. №1,5

Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

П. 60

34

67

Роль человека в природе.

Выявление роли влияния человека на природу.


1

П. №1,2

Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый


34

68

Жизнь растительного сообщества в весенний период. Экскурсия.

Закрепление знаний о периодах жизни растений, вегетации, взаимосвязи в растительном сообществе. +


1


Фронтальная, , частично-поисковый


Формы и средства контроля.

На уроках биологии используются следующие виды контроля:

- предварительный (определение уровня базовых знаний перед изучением темы);

- текущий (выявление объёма, глубины и качества восприятия учебного материала);

- тематический (проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени);

- итоговый (выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем)

Формы контроля знаний учащихся по биологии:

- устная проверка знаний;

- фронтальная устная проверка;

- тестирование

-лабораторная работа

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

  1. Знания всего изученного программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

  4. Оценка «3» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

  2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

  2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Приложение № 1.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  1. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  2. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Приложение № 2.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

  2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.


Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

  2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.


Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет не менее половины работы.

  2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.


Оценка «2» ставится, если ученик:


  1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

  2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.


Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.


Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.



Приложение № 3.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

  1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

  2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.


Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.


Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае:

Нет ответа.

Приложение № 4

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

  2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

  3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.


Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

  2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

  3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.


Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

  3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.


Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

  3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.


Оценка «1» ставится в случае:

    1. Нет ответа.

Приложение № 5.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Приложение № 6.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.




Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

  • неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

  • неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

  • неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

  • нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.


К негрубым относятся ошибки:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

  • ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётам и являются:

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

  • арифметические ошибки в вычислениях;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

орфографические и пунктуационные ошибки


Информационно – методическое обеспечение

Литература для учителя:

  1. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.

  2. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009

  3. Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. «Биология. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен»,2009

  4. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010



Интернет ресурсы

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.

http://plant.geoman.ru/ - Растения

www.biodan.narod.ru- Биологический словарь с алфавитным указателем

 www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах
















Лист внесения изменений

Дата внесения

изменений

Содержание.

Реквизиты

документа

(дата, №

приказа)

Подпись

лица,

внесшего

запись









































4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Арыкина Татьяна Милитеевна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 151925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства