По учебному курсу Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
6 класс II ступень.
Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» для 8 класса авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л. В.Симоновой (Природоведение. Биология. Экология. Программы: 5 – 11 классы. - М.: Вентана – Граф, 2010). «Рабочих программ по биологии» по программе И.Н. Пономарёвой// Автор – составитель И.П. Чередниченко. – М.; Планета, 2011
С. Сибирячиха 2014.
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089,
На основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,- Сборник программ Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11 классы: . – М.: Вентана-Граф, 2010.
Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
* Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.
* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.
* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
Авторская программа составлена с резервом времени в 5 часов. Авторами количество часов по разделам указано ориентировочно, рекомендовано вносить изменения на усмотрение учителя. Увеличено количество часов на изучение тем №1,2, 3.4..
Учебник И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. «Биология. 6 класс». Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Учебник с экологической направленностью.
2.Рабочая тетрадь по биологии для 6 класса.
Неделя | № п/п | Тема. | Цели урока | Оснащение | Кол-во часов на тему | Требования к уровню подготовки учащихся | Критерии оценки знаний учащихся | Формы и методы обучения | Домашнее задание |
| -
| Введение. Общее знакомство с растениями. 6 часов. | | | | | | | |
1 | 1 | Введение. Наука о растениях – ботаника. Мир растений. | Ознакомление учащихся с задачами науки о растениях-ботанике; с разнообразием и значением растений в природе и жизни человека; с понятием «царство». | Комнатные растения, гербарные экземпляры культурных и дикорастущих растений, таблицы «Водоросли», «Грибы», «Бактерии», «Животный мир». | 1 | В Знать/ понимать признаки биологических объектов: живых организмов. Уметь объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося. Изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений. Распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы, Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов. | | Фронтальная, репродуктивный | Изучить материал на с. 3-6; знать определения понятий; «биология», «ботаника», «царство». |
1 | 2 | Признаки и органы растений. Высшие и низшие растения. | Формирование понятий «высшие и низшие растения»; углубление знаний о признаках растений. | Гербарные экземпляры водорослей, мхов, хвощей, папоротников, травянистых растений, таблицы 3«Органы растения», «Многообразие растений». | 1 | Приложение № 1 | Фронтальная, групповая, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Параграф 2, вопросы 1-4 . Выучить схемы и новые понятия. Повторить параграф 1(термины) |
2 | 3 | Растение – живой организм – биосистема. Л.Р.№ 1 «Знакомство с цветковыми растениями» | Углубление знаний учащихся об организме; растения как система взаимодействующих органов; формирование знаний об основных процессах жизнедеятельности растения. | Гербарные экземпляры папоротников, мхов, водорослей, древесных и травянистых растений, комнатные растения. | 1 | П. №1, 3 | Фронтальная, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Параграф 3, вопросы 1-3. Повторить параграф 1, 2 (термины) |
2 | 4 | Условия жизни растений. | Показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности растений с факторами среды. | Показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности растений с факторами среды. | 1 | | П. №1 | Фронтальная, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Параграф 4 изучить. Знать определения понятий «экология», «экологические факторы». |
3. | 5 | Среды жизни растений. | Расширение учащихся знаний о растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни. | Гербарные экземпляры водорослей, ряски, полыни, ковыля, папоротника, повилики; рисунок 17, с. 20 учебника. | 1 | | П. №1 | Фронтальная, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Параграф 5, повторить термины- биология, ботаника , экология. Следующий урок- экскурсия «Мир растений вокруг нас». |
3 | 6 | Экскурсия «Мир растений вокруг нас» | Закрепление знаний о травянистых растениях, деревьях и кустарниках, растениях однолетних и многолетних и выявление осенних явлений в жизни растений. | | 1 | | П. №4 | Фронтальная, частично-поисковый, репродуктивный | |
| | 2 Клеточное строение растений. 5 часов. | | | | | | | |
4 | 7 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2. Знакомство с увеличительными приборами.. | Знакомство с увеличительными приборами, используемыми при изучении строения растений. | Микроскоп, лупы штативная и ручная, томаты, таблица «Строение растительной клетки». | 1 | Знать/понимать Признаки биологических объектов: клеток организмов растений Уметь изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе строения. Проводить самостоятельный поиск биологической информации. | П. №1,3 | Фронтальная, парная объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Параграф 6, выучить части микроскопа. Принести на следующий урок для проведения лабораторной работы № 4 лук и бинт. |
4 | 8 | Особенности растительной клетки. Лабораторная работа №3 Приготовление микропрепарата Лабораторная работа № 4. Изучение строения клеток кожицы лука | Расширение знаний учащихся о клеточном строении растений | Лук, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, таблица «Строение растительной клетки». | 1 | П. №1,3 | Парная, частично-поисковый | Изучить параграф 7. Заполнить таблицу. |
5 | 9 | Химический состав клетки. | Ознакомление учащихся с веществами, из которых состоит растение. | Гербарные экземпляры и комнатные растения, плоды, растений подсолнечника, пшеницы, фасоли; мука, марля, йод, стакан с водой, картофель. | 1 | П. №1,3 | Парная, частично-поисковый | Повторить параграф 4, 5, 6, 7. Выучить схему «Вещества растений « |
5 | 10 | Жизнедеятельность клетки. | Развитие понятия о клетке как живой единицы растительного организма, о её процессах жизнедеятельности. | Побег элодеи, микроскоп, инструментарий для лабораторной работы, таблицы «Строение растительной клетки», «Рост и деление клетки» | 1 | | П. №1,5 | Парная, частично-поисковый, репродуктивный | Параграф 8, зарисовать рис. 22 и 23 в тетради. |
6 | 11 | Ткани растений, и их виды. | Рассмотрение основных видов тканей и их функций. | Таблица «Типы тканей растений» | 1 | | П. №1,2.5 | Фронтальная, репродуктивный | Изучить параграф 9; на с. 35-36 учебника ответить на вопросы Для учителя: заложить опыты по прорастанию семян. |
| -
| Органы цветковых растений. 17 часов. | | | | Знать /понимать признаки биологических объектов: семени, корня, листа, стебля..цветка, плода. Уметь объяснять: приспособление строения организма к выполняемым функциям, значение видоизменений органов. Изучать биологические объекты и объекты: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов. Распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений. Сравнивать биологические объекты (органы растений) Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на строение органов растения | | | Параграф 10. Вопросы 1-3. Повторить факторы среды. |
6 | 12 | Внешнее и внутреннее строение семени. Лабораторная работа №5. Строение семени.. | + Углубление знаний о строении семян однодольных и двудольных растений. | Таблица «Строение семени», семена гороха, фасоли, пшеницы(сухие и набухшие), кукурузы. | 1 | П. №1,3 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. | |
7 | 13 | Условия прорастания семян. | Изучение условий прорастания семян. | Семена разных размеров( петуньи, огурца, фасоли, томатов), результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян. | 1 | П. №1,3,5 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | Параграф 11, повторить параграф 10. Подготовить дополнительный материал о значении семян в природе и жизни человека. |
7 | 14 | Значение семян. | Усвоение учащихся значения семян в природе и значения для человека. | Коллекция семян, таблица по теме. | 1 | П. №1, | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | Параграф 12, вопросы на с. 48-49 |
8 | 15 | Внешнее строение корня. Виды корней. Лабораторная работа № 6. Внешнее строение корня. | +Формирования знаний о внешнем строение корней и типах корневых систем. | Таблицы «Внешнее строение корня», «Корневые системы», проростки фасоли или тыквы, гербарные экземпляры растений с разными корневыми системами. | 1 | П. №1,3 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | Параграф 13, вопросы 1-3. Выучить схемы, записанные в тетрадях. |
8 | 16 | Внутреннее строение корня. | Изучение зон корня. | Таблицы «Внутреннее строение корня», «Типы корневых систем», «Виды корней». | 1 | | П. №1,2 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный | Параграф 14, вопросы 1-4. |
9 | 17 | Значение корней и их разнообразие. | Ознакомление учащихся с видоизменениями корней в связи с выполняемыми функциями. | Таблицы по теме, рисунки учебника на с. 56-57. | 1 | | П. №1 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | Параграф 15, повторить параграф 13, 14 (схемы), с. 58- «Проверь себя». |
9 | 18 | Побег. Строение и значение побега. | +Ознакомление учащихся со строением и значением побега у растений. | Таблицы по теме, электронная презентация. | 1 | | П. №1, | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | П. 16. В. 1-3 |
10 | 19 | Развитие побега из почек растения. Лабораторная работа № 7. Изучение строения почки. | Знакомство учащихся с процессом развития побега из почки, вегетативными и генеративными почками. | Таблицы по теме. | 1 | | П. №1,3 | Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый | П. 17. «Проверь себя» |
10 | 20 | Лист – часть побега.Внешнее и внутреннее строение листа. | Изучение строения листа, разнообразия листьев. | Таблицы «Листья простые и сложные», «разнообразие листьев», гербарные образцы листьев. | 1 | | П. №1,5 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | П.18 |
11 | 21 | Лабораторная работа № 8«Строение листа» | Формирование умений готовить микропрепараты и работать с микроскопом.+ | Лабораторное оборудование, листья комнатных растений, таблица. | 1 | | П. №1,3 | Парная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | Повт. П. 17, 18. |
11 | 22 | Функции листа. Значение листа в жизни растения. | Закрепление основных функций листа и знакомство с видоизменением листьев | Таблицы по теме, рисунки учебника. | 1 | | П. №1,6 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | П. 19. |
12 | 23 | Стебель. Его внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа №9 Изучение строения стебля. | +углубление знаний о стебле | Таблицы «Побег», «Внутреннее строение стебля» | 1 | | П. №1,3,2 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | П. 21 |
12 | 24 | Многообразие стеблей. | Ознакомление с разнообразием побегов(стеблей) в связи с выполняемыми функциями и влиянием условий природной среды. | Таблица «Многообразие стеблей», гербарные экземпляры и комнатные растения с разными побегами . | 1 | | П. №1 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | Параграф 21. Принести клубни картофеля, лук. |
13 | 25 | Видоизменение побегов. Лабораторная работа № 10 Изучение видоизменённых побегов. | Знакомство учащихся с видоизменениями подземных побегов. | Таблица «Видоизменённые побеги» | 1 | | П. №1,3 | Групповая, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | Параграф 16-22(записи в тетрадях повторить) |
13 | 26 | Цветок – генеративный орган. Строение и значение цветка. Лабораторная работа №11 Строение цветка. | +углубление знаний о строении цветка, типах цветков. | Модель, рисунки и живые цветы, электронная презентация. | 1 | | П. №1,3 | Фронтальная, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | П.23. с. 85 - 86 |
14 | 27 | Соцветия. Биологическая роль соцветий. Лабораторная работа № 12 Соцветия. | +раскрытие роли соцветий в жизни растения. | | 1 | | П. №1,3 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | П. 23, в. 1 – 3. |
14 | 28 | Цветение и опыление. | Формировать у учащихся понятие «опыление» | Муляжи цветков вишни, пшеницы, гербарий насекомоопыляемых растений. Учебный фильм «Опыление растений насекомыми». | 1 | | П. №1,2,5 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный | П. 24. Пов. П. 23. |
15 | 29 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | Ознакомить учащихся с разнообразием плодов растений и их расселением. | Таблица «Разнообразие плодов», муляжи плодов, коллекция сухих плодов. | 1 | | П. №1,2 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П.25 |
15 | 30 | Растительный организм как живая система К.У. | Доказать, что органы растения дополняют друг друга и связаны в единое целое – систему органов – биосистему – организм. К.У. | | 1 | | П. №1 | Индивидуальная | |
| -
| Основные процессы жизнедеятельности растений. 11 часов. | | | | Знать/ понимать Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение; Уметь описывать: сущность основных процессов жизнедеятельности растений, Выявлять приспособления организмов к среде обитания, Проводить самостоятельный поиск биологической информации (в том числе с использованием новых технологий) | | | |
16 | 31 | Корневое питание растений. | Выяснение роли почвенного питания в жизни растений. | Таблица «Внутреннее строение корня». | 1 | П. №1 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный | П. 27, в. 1 - 3 |
16 | 32 | Воздушное питание растений. | Объяснение процесса фотосинтеза, понятий автотрофные и гетеротрофные организмы. | Таблицы «Фотосинтез», «Внутреннее строение листа», результаты опыта. | 1 | П. №1,3,5 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | П. 28, в. 1 - 4 |
17 | 33 | Космическая роль зелёных растений. | Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растением. | Таблицы «Фотосинтез», «Внутреннее строение листа», | 1 | П. №1,2 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | П.29, в. 1 – 4, повт. П. 27,28. |
17 | 34 | Дыхание растений. Обмен веществ. | Выявление роли дыхания и обмена веществ в жизни растения. | Рисунок 79 на с. 106 учебника. | 1 | П. №1,3 | Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный | П 30, в 1 – 4. |
18 | 35 | Роль воды в жизни растений. | Закрепление знаний о роли воды в жизни растений и ознакомление с разными экологическими группами растений по отношению к воде. | Комнатные растения: пеларгония, алоэ, традесканция, элодея. Таблица по теме «Экологические группы растений по отношению к воде». | 1 | П. №1,3.5 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный | П. 31 |
18 | 36 | Размножение и оплодотворение у растений. | Расширение знаний о типах размножения, половом и бесполом, о половых клетках и оплодотворении. | Таблица «Типы размножения растений». | 1 | П. №1,3,5 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | П 32, схема в тетради, в. 1 - 4 |
19 | 37 | Вегетативное размножение , его роль в природе. Лабораторная работа № 13 черенкование комнатных растений | Знакомство со способами вегетативного размножения и его ролью в жизни растения. | Таблица «Вегетативное размножение растений», комнатные растения (хлорофитум, традесканция, фиалка), клубень картофеля, луковица. | 1 | П. №1,3 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | П. 33, в. 1 - 3 |
19 | 38 | Использование вегетативного размножения в растениеводстве. | Выявление основных методов искусственного вегетативного размножения растений,(т.е. использование вегетативного размножения в сельскохозяйственной деятельности человека. | Комнатные растения: традесканция, колеус, бегония, сенполия. | 1 | П. №1,3 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный | П 34, «Проверь себя» |
20 | 39 | Рост и развитие растений. | Формирование знаний о росте растения как результате его жизнедеятельности, об индивидуальном развитии растения, его качественных и количественных изменениях | Таблица «Периоды роста растения». | 1 | П. №1,2,5 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 35, в. 1 – 4. |
20 | 40 | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. | Углубление знаний о зависимости роста и развитием растений от условий окружающей среды. | Кроссворд по теме. | 1 | | П. №1 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 27 – 35, 36, подготовка к к.р. |
21 | 41 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Процессы жизнедеятельности растений. К.У. | Закрепление полученных сведений об основных процессах жизнедеятельности. | | 1 | | П. №2 | Индивидуальная | |
| 42 | Основные отделы царства растений. 10 часов. | | | | Знать Признаки растений разных систематических групп. Уметь Объяснять роль растений разных систематических групп в природе и деятельности человека, Распознавать и описывать : на таблицах растения разных отделов; Сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника и биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий) | | | |
21 | 42 | Понятие о систематике растений. | Ознакомление с понятием «систематика » и единицами систематики. | Таблица «Систематические единицы», гербарный экземпляры растений одного рода, но разных видов. | 1 | П. №1,2 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 37, в. 1 – 4. Сообщения о водорослях |
22 | 43 | Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа № 14 Знакомство с водорослями. | +Изучение строения и процессов жизнедеятельности водорослей. | Таблица «Водоросли», гербарные экземпляры бурых, зеленых и красных водорослей. | 1 | П. №1,3 | Фронтальная, парная репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 38, в. 1 – 4, п. 39, с 142 |
22 | 44 | Отдел Мохообразные. Общая характеристика, размножение и значение мхов. Лабораторная работа № 15 Изучение внешнего строения моховидных | +Знакомство со средой обитания, строением, размножением и значением мхов в природе. | Гербарные образцы мохообразных, электронная презентация. | 1 | П. №1,3,5 | Фронтальная, парная репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 40, записи в тетради. |
23 | 45 | Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика. Лабораторная работа № 16.Изучение внешнего строения папоротникообразных | +Изучение особенностей строения плаунов, хвощей и папоротников .циклов развития и значения папоротникообразных. | Таблица «Папоротникообразные», комнатные папоротники, гербарные экземпляры хвощей, плаунов, папоротников. | 1 | П. №1,3 | Фронтальная, парная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 41, в. 1- 4, зад. На с. 149. |
23 | 46 | Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика и многообразие как семенных растений. Лабораторная работа № 17.Изучение внешнего вида хвойных растений. | +Изучение отличий голосеменных от споровых растений | Гербарные экземпляры голосеменных растений: сосны, ели, лиственницы; натуральные шишки хвойных деревьев; таблица «Многообразие голосеменных» и «Цикл развития голосеменных». | 1 | П. №1,3 | Фронтальная, парная репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 42. |
24 | 47 | Отдел Покрытосеменные растения. Общая характеристика, многообразие покрытосеменных. Деление цветковых растений на классы и семейства. Лабораторная работа № 18. Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений. Лабораторная работа № 19.Уход за комнатными растениями | Изучение общих признаков строения покрытосеменных и многообразие форм в связи с разными условиями обитания.+ | Таблицы по теме, гербарные экземпляры растений | 1 | П. №1,3,5 | Фронтальная, групповая репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 43, вопросы 1 – 3. |
24 | 48 | Семейство класса Двудольные растения. Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые. | Изучение характерных признаков каждого семейства по строению цветка и значение растений данного семейства в жизни человека и природе. | Гербарные экземпляры растений класса Двудольные: семейство Крестоцветные, семейство Бобовые и семейство Розоцветные; таблицы по теме, муляжи цветков данных семейств, таблица «Строение цветка». | 1 | П. №1 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 44, доп. материал о паслёновых |
25 | 49 | Семейства класса Двудольные растения. Паслёновые и Сложноцветные. | Выявление признаков семейств по внешнему строению растения и цветков. | Гербарные экземпляры растений данных семейств; муляжи цветков, таблицы по теме «Семейство Пасленовые», «Семейство Сложноцветные». | 1 | | П. №1,5 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П 44 |
25 | 50 | Семейства класса Однодольные растения: Лилейные и Луковые. | Выявление признаков семейств по внешнему строению растения и значению в жизни человека. | Гербарные экземпляры растений, относящихся к семейству лилейных и луковых. Таблицы по теме. | 1 | | П. №1,5 | Фронтальная, групповая репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 45, до «Злаков» |
26 | 51 | Класс однодольные. Семейство Злаки. | Изучение характеристики признаков, общих для семейства злаков. | Гербарные экземпляры, таблица «Злаки»,муляж цветка пшеницы. | 1 | | П. №1,2 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П.45. |
| 51 | Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. 4 часа. | | | 1 | Знать \пониать сущность биологических процессов: эволюционного развития растений; Уметь объяснять причины эволюционных изменений растений; Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника и биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий) | | Фронтальная, парная репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | |
26 | 52 | Многообразие растительных групп как результат эволюции. | Выявление процессов исторического изменения растений. | Гербарные экземпляры низших растений(водорослей) и высших – от мхов до покрытосеменных, таблицы по теме. | 1 | П. №1 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П.46, в. 1 - 3 |
27 | 53 | Эволюция высших растений. | Выявление усложнений и приспособленности у высших растений в процессе эволюции. | Таблица «Эволюция растений», гербарные экземпляры высших растений. | 1 | П. №1 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | П. 47, в. 1 – 4, заполнить таблицу. |
27 | 54 | Многообразие и происхождение культурных растений. | Знакомство учащихся с центрами происхождения культурных растений, характерными особенностями культурных растений, о роли селекции в проявлении многообразия культурных растений. | Таблица «Центры происхождения культурных растений». | 1 | П. №1,5 | Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П.48. В. 1 – 4, сообщения. |
28 | 55 | Дары Старого и Нового Света. | Изучение мест первоначального появления и распространения культурных растений: картофеля, пшеницы, капусты, томатов и других культур, их применение. | Таблицы с изображением картофеля, помидоров, капусты и других. | 1 | П. №1.2 | Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 49, в. 1 – 4. |
| -
| Царство Бактерии. 3 часа. | | | | | | | |
28 | 56 | Бактерии – древнейшая группа живых организмов. | Знакомство с условиями жизни, строением и размножением бактерий. | Таблица «Бактерии». | 1 | Знать/понимать признаки биологических объектов: бактерий Уметь объяснять роль бактерий в жизни человека и собственной деятельности. Проводить самостоятельный поиск биологической информации. | П. №1 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П.50,вопр. 1 - 3 |
29 | 57 | Разнообразие бактерий. | Изучение многообразия форм бактерий и типов питания. | Таблица «Бактерии: строение, формы», микроскоп, настой сена, предметные стекла, пипетки. | 1 | П. №1,2,5 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 51, в. 1-4. |
29 | 58 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | Знакомство с разнообразием бактерий и их ролью в природе и для человека. | | 1 | П. №1 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 52, в. 1 – 3, с. 193, в. 1 – 15. |
| -
| Грибы. Лишайники. 3 часа. | | | | Знать/понимать признаки биологических объектов: грибов и лишайников. Уметь объяснять роль грибов и лишайников в жизни человека и собственной деятельности. Проводить самостоятельный поиск биологической информации. Распознавать съедобные и ядовитые грибы. | | | |
30 | 59 | Царство Грибы. Общая характеристика. Лабораторная работа № 20.Изучение строения плесневых грибов. | +Знакомство учащихся с особенностями строения грибов, условиями жизни, питания, размножения. | Муляжи грибов (съедобных и ядовитых), таблица по теме «Грибы», микроскоп, плесень на пищевых продуктах. | 1 | П. №1,3 | Фронтальная, групповая репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 53. |
30 | 60 | Многообразие и значение грибов. . Лабораторная работа № 21.Изучение строения шляпочных грибов. | +Изучение разнообразия грибов, знакомство с ядовитыми и съедобными грибами, мерами защиты от отравлений. | Муляжи грибов (съедобных и ядовитых), таблица по теме «Грибы», | 1 | П. №1,3 | Фронтальная, парная, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 54, в. 1 – 3, повт. П. 53. |
31 | 61 | Лишайники. Лабораторная работа № 22 Изучение строения слоевища лишайника. | +Изучение строения лишайников как симбиотических организмах, состоящих из гриба и водоросли. | Электронная презентация | 1 | П. №1,3,5 | Фронтальная, парная репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 55. Повт. 53, 54. |
| 62 | Природные сообщества. 7 часов. | | | | Знать признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона; Уметь Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды4 Распознавать и описывать : наиболее распространённые растения своей местности, культурные растения, растения, опасные для человека. Сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества; Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Проводить самостоятельный поиск биологической информации. | | | |
31 | 62 | Понятие о биогеоценозе, экосистеме и растительном сообществе. | Формирование представления о биогеоценозе, экосистеме, фитоценозе, их роли в экосистемы, о влиянии условий среды на сообщество. | Таблица по теме; гербарные образцы растений из разных сообществ. | 1 | П. №1 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 56, в. 1- 3. |
32 | 63 | Приспособленность организмов к совместной жизни. | Ознакомление учащихся с приспособленностью растений к жизни в условиях определенного сообщества, раскрытие причин смены сообществ. | Электронная презентация | 1 | П. №1 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 57, в. 1- 3, повт. Термины из п. 56 |
32 | 64 | Смена природных сообществ. | Выявление причин, вызывающих смену растительных сообществ. | таблица | 1 | П. №1,2,5 | Фронтальная, групповая репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 58. |
33 | 65 | Многообразие природных сообществ. | Формирование представления о естественных и искусственных сообществах, о зависимости искусственных сообществ от деятельности человека. | таблица | 1 | П. №1 | Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П.59, повт. П. 56 – 58. |
33 | 66 | Взаимосвязь организмов и неживой природе. | Выяснение причин многообразия видов одного сообщества и роли растений в биологическом круговороте. | Схема, электронная презентация | 1 | П. №1,5 | Фронтальная, , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | П. 60 |
34 | 67 | Роль человека в природе. | Выявление роли влияния человека на природу. | | 1 | П. №1,2 | Фронтальная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | |
34 | 68 | Жизнь растительного сообщества в весенний период. Экскурсия. | Закрепление знаний о периодах жизни растений, вегетации, взаимосвязи в растительном сообществе. + | | 1 | | Фронтальная, , частично-поисковый | |
- тематический (проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени);
1. Нет ответа.
Приложение № 1.
1.Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
1. Нет ответа.
1. Нет ответа.
Нет ответа.
Приложение № 5.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Приложение № 6.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.