Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по биологии»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Закон «Об образовании»
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный Министерством образования РФ № 1089 от 09.03.2004г.
Федерального государственного образовательногостандарта основного (общего) образования от 17.12 2010 г № 1897
Учебный план Карагайской СОШ, филиала МАОУ Дубровинской СОШ на 2017-2018 учебный год
Положение о рабочей программе, утвержденное приказом директора № 50 – ОД от 31 августа 2015г.
Авторской программы В.Н. Семенцовой из сборника программ элективных курсов 6-9 классы авторы-составители В.И Сивоглазов, И.Б. Морзунова «Дрофа» 2010 год.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7-х классов, которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 классов с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и экологии, так как программа предусматривает участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах.
Курс, рассчитанный на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Экология животных» связано с предметами естественнонаучного цикла.
На курс «Экология животных» отводится по 1 часу в неделю в 7классе. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности».
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. В связи с медицинским направлением школы по профильному образованию поможет осознанно школьникам сделать свой выбор, связанный с обучением в медицинских классах.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).
3.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч).
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.
4.Ядовитые животные (5 ч).
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
5.Животные рекордсмены (2 ч).
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
6.Животные -строители (2 ч).
Пауки, пчелы, птицы, бобры.
7.Заботливые родители(3 ч).
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
8.Язык животных (4 ч).
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
10.Герои песен, сказок и легенд(2 ч).
11.Животные – символы (2 часа)
12.Бионика - перспективы развития (2 часа).
Календарно-тематическое планирование
№
Дата проведения
Наименование темы
Форма
проведения
занятия
Образоват.
продукт
1
Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам
Беседа
конспект
2
Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам
Беседа
Конспект
3
Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.
Работа с интернетом и литературой по поиску информации.
Конспект
4
Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.
Активная лекция
Конспект
5
Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.
Исследовательская работа
Оформление и представление результатов работы.
6
Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги
Работа с интернетом и литературой по поиску информации.
Проект
7
Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.
Активная лекция
Конспект
8
Раковины моллюсков.
Работа с интернетом и литературой по поиску информации.
Проект
9
Панцири броненосцев и черепах.
Рассказ с элементами беседы.
Конспект. Результаты
10
Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных.
Работа с интернетом и литературой по поиску информации.
Проект
11
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.
Исследовательская работа
Оформление и представление результатов работы.
12
Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.
Рассказ с элементами беседы.
Конспект.
13
Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.
Рассказ с элементами беседы.
Конспект.
14
Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.
Работа с интернетом и литературой по поиску информации
Проект
15
Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.
Работа с интернетом и литературой по поиску информации
Проект
16
Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
Рассказ с элементами беседы.
Конспект.
17
Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.
Исследовательская работа
Оформление и представление результатов работы.
18
Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Исследовательская работа
Оформление и представление результатов работы.
19
Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки.
Рассказ с элементами беседы.
Конспект.
20
Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.
Исследовательская работа
Оформление и представление результатов работы.
21
Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.
Рассказ с элементами беседы.
Конспект.
22
Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.
Рассказ с элементами беседы.
Конспект.
23
Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.
Рассказ с элементами беседы.
Конспект.
24
Язык животных. Танец пчел, муравьев,
Лекция с элементами беседы.
Конспект.
25
Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.
Лекция с элементами беседы
Конспект
26
Значение пения птиц, общение млекопитающих.
Работа в группах
Проект
27
Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Работа в группах
Проект
30
Животные – герои песен и сказок.
Работа в группах
Проект
31
Животные – герои легенд.
Работа в группах
Проект
32
Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.
Работа в группах
Проект
33
Животные символы.
Работа в группах
Проект
34
Бионика как наука.
Работа в группах
Проект
Всего: 34 ч
Организационно – педагогические условия реализации программы
Расширяя и углубляя сведения, полученные на уроках, педагог заинтересовывает учащихся не только сообщением новых деталей, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в новом аспекте, создаются новые ассоциации, устанавливаются интересные аналогии. Часы занятий кружка — это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса обучающиеся на ступени основного общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
получат возможность научитьсяиспользовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Метапредметные результаты
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (М6);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (М7);
смысловое чтение (М8);
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (М9).
Личностные универсальные учебные действия
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оценочные и методические материалы
Формы контроля: наблюдение, мониторинг знаний.
Критерии отслеживания усвоения программы.
К концу учебного года учащиеся должны
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Воспитательная работа
Воспитание товарищества, коллективизма.
Воспитание культуры речи
Воспитание здорового образа жизни
Воспитание творческой деятельности
Воспитание любви и заботы к природе
Условия реализации программы
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-14 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.