Краеведение.Программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса
Краеведение.Программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю, в течении учебного года) для учащихся 5 класса общеобразовательной школы, в том числе 2 часа резервного времени для коррекции чувствительности программы. Материал данной программы идет параллельно с базовым предметом «Биология». В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и использование основных видов внеурочной деятельности. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. В возрасте 11-15 лет происходит развитие познавательной сферы и приобретают черты деятельности по саморазвитию. Изучение экологической культуры коренного этноса, воскрешение полузабытых традиций может служить современным людям достойным примером отношения к природе. У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были и есть характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой, с местными природными и рукотворными объектами. Связь с природой была не только физической, материальной, но и духовной, эмоциональной. Подрастающее поколение должно знать виды животных, дикорастущих растений своей местности, уметь практически использовать их при необходимости, уметь объяснять приметы, традиции с точки зрения природных явлений, правильно использовать природные ресурсы, успешно заниматься их воспроизводством и охраной, любить природу своей малой родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведение.Программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса»
МБОУ Лесоперевалочная СОШ -№2
Краеведение
Изучение экологических традиций хакасов, проживающих на территории Бельтирского сельсовета.
Программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса МБОУ Лесоперевалочная СОШ -№2
.
Составитель: Аникина Н.А.
учитель биологии
С. Бельтирское
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования ( приказ МО и Н РФ о 1.12.2010 г. № 1897), на основании примерной программы основного общего образования, примерных программ по учебным предметам, общеобразовательной программы школы и учебного плана МБОУ Лесоперевалочная СОШ -№2 Образовательное учреждение МБОУ Лесоперевалочная СОШ -№2 работает над экспериментальной темой «Лесоперевалочная школа - ресурсный центр этнокультурного образования». В рамках данной темы школа взаимодействует с Улуг Хуртуях тас, формирует этнокультурное образование в рамках ОУ, создает условия для развития этнических культур, воспитывает уважение к истории и культуре народов России и Хакасии, способствует сохранению исторического наследия и дальнейшему развитию традиций взаимодействия народов Хакасии.
Цель : изучение и описание экологических традиций хакасов, проживающих на территории Бельтирского сельсовета, как инструмент формирования экологической культуры учащихся.
Задачи:
-формировать осознанное, уважительное отношения к самому себе, к своей культуре, языку, традициям, ценностям, доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог и достигать в нем взаимопонимание;
-формировать умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в познавательной деятельности;
-формировать систему интегрированных научных знаний по биологии, истории, культуре, о живой природе и закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира на примере своей территории.
Общая характеристика внеурочной деятельности.
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю, в течении учебного года) для учащихся 5 класса общеобразовательной школы, в том числе 2 часа резервного времени для коррекции чувствительности программы. Материал данной программы идет параллельно с базовым предметом «Биология». В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и использование основных видов внеурочной деятельности. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. В возрасте 11-15 лет происходит развитие познавательной сферы и приобретают черты деятельности по саморазвитию. Изучение экологической культуры коренного этноса, воскрешение полузабытых традиций может служить современным людям достойным примером отношения к природе. У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были и есть характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой, с местными природными и рукотворными объектами. Связь с природой была не только физической, материальной, но и духовной, эмоциональной. Подрастающее поколение должно знать виды животных, дикорастущих растений своей местности, уметь практически использовать их при необходимости, уметь объяснять приметы, традиции с точки зрения природных явлений, правильно использовать природные ресурсы, успешно заниматься их воспроизводством и охраной, любить природу своей малой родины.
Все участники образовательного процесса МБОУ Лесоперевалочная СОШ- № 2 имеют возможность участвовать в международной научно-практической конференции «Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России» под эгидой ЮНЕСКО, с докладами и мастер-классами по темам: «Школа и родовое движение в воспитании учащихся», « Хакасская национальная кухня».
Место внеурочной деятельности в учебном плане.
В соответствии с БУПом курсу биология на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. У учащихся сформированы элементарные представления о растениях, животных, их многообразии, роли природы и о роли живых организмов в природе и жизни человека. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.
Занимаясь внеурочной деятельностью, учащиеся приобретут навыки учебно-исследовательской деятельности. Формируется умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить для себя новые цели и задачи, умение работать в коллективе, вести диалог со сверстниками и людьми намного старше себя. Изучение носит практический характер: распространение сведений об экологических традициях среди населения. Изучение экологических традиций населения предусматривает изучение литературы по теме, сбор информации от старожилов, собственных дедушки и бабушки, краеведов живущих рядом Учащиеся могут записывать материал на диктофоны, готовить презентации собранных материалов, пользоваться интернет-ресурсами.
Результаты :
Личностные результаты:
- сформированность познавательных интересов;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
- формирование ценностных отношений к природе, традициям, обычаям своего народа, малой родине.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации внеурочной деятельности;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников.
Предметные результаты:
- знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира;
- знание традиций и обычаев хакасов и умение объяснять их с точки зрения экологических и этнокультурных традиций;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования; кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Содержание.
Хозяйственно-бытовые экологические традиции.
Ограничения на размер добычи, на сроки ловли, начала и окончания работ ( таких как сенокос, сбор ягод), особенности местных сортов культурных растений и пород домашних животных.
Правила поведения человека в естественной среде.
Сведения о поверьях, как понимаются причины, вызвавшие появление нечистой силы
( возможно неверные действия человека), как можно и нельзя защититься от духов природы.
Обряды и праздники.
Поклонение силам природы, единение с ними человека. Как, когда и зачем исполнялось то или иное действие.
Почитание конкретных природных объектов.
Факты почитания, способы почитания ( посещение, жертвоприношение, чествование, использование для лечения), сезонная и временная приуроченность.
Микротопонимы.
Название лесов, полей, урочищ, родников, форм рельефов. Объяснение с психологической точки зрения, почему эти названия предохраняют объекты от уничтожения.
Изменение этнического состава населения.
Изменение за определенный период времени.
Любые традиции, связанные с отдельными видами растений и животных. Традиционно охраняемые природные объекты. Охраняемые растения и животные. Рациональное природопользование.
Тематическое планирование .
№
п\п
Тема
Элементы содержания
Вид деятельности
технологии
Требования к уровню подготовки
Лабораторные,
практические
контроль
Кол-во часов
сроки
1
Введение.
Основные понятия: экология, факторы среды обитания, взаимоотношения человека с живой и неживой природой, этнос, этнокультура
беседа
Называть признаки живого и неживого
1
1 неделя сентября
2
Изучение литературы по теме.
Основные понятия: экология, факторы среды обитания, взаимоотношения человека с живой и неживой природой, этнос, этнокультура, экологическая литература, экологическая экспедиция
лекция
работа в библиотеке
составление плана сбора информации
Находить информацию в тексте
предложенной литературы
Составление с руководителем плана сбора информации
3
2-4 недели
сентября
3
Хозяйственно-бытовые экологические традиции.
Почитание растений и животных;
ограничение на размер добычи, сроки ловли, начала и окончание работ
Посещение школьного музея,
поиск материала, сбор информации
жителей с.Бельтиры
Знание хакасских названий растений и животных.
Уметь выделять главное в полученной информации.
Составление с руководителем схему опроса жителей : о чем следует спрашивать? Что выяснять? Сбор информации.
4
октябрь
4
Особенности местных растений и животных.
Растения-эндемики,
лекарственные растения,
ядовитые растения, грибы.
Животные.
Работа с гербарием, определителями, книгами
Называть не менее 5 видов лекарственных,
съедобных,
ядовитых
растений, а также животных живущих на территории села по классам.
Определение растений, животных.
3
ноябрь
5
Любые традиции, связанные с отдельными видами животных и растений
Произведения хакасского фольклора, приметы, языческий культ
Работа с литературой опрос населения
Различать различные жанры народного творчества
Опрос населения
2
декабрь
5
Правила поведения человека в естественной среде.
Среда обитания,
явления природы, народны е приметы, физические и химические явления, правила поведения в природе,
представления о нечистой силе, шаманы и шаманизм
Сбор информации
о традициях и обычаях хакасов.
Экскурсия.
Знать, что такое «тело», «вещество», «явления природы», методы изучения окружающей действительности
Сообщения об обычаях и традициях хакасов.
Разработать правила поведения на заповедных территориях
( мини-проект)
2
декабрь
6
Почитание конкретных природных объектов.
Чествование духов огня, воды, земли.
Жертвоприношения.
Охрана уникальных природных объектов.
Посещение природного музея в с. Анхаков
Уметь объяснять причинно-следственных связей природных явлений.
Сообщения об обычаях и традициях хакасов.
Экскурсия
3
январь
7
Микротопонимы.
Названия гор, урочищ, территории Бельтирского сельсовета.
Опрос населения, работа с топонимическими словарями.
Знание хакасских названий
Умение работать со словарем
Сообщения.
4
февраль
8
Обряды и праздники
Народные праздники
Поклонение силам природы
Подготовка к празднику Чыл пазы
Знание обрядов
сценарий
3
март
Подготовка к празднику Тун- пайрам (детский)
Знание обрядов
сценарий
3
май
9
Современная экологическая ситуация на территории села Бельтирское
Экологические проблемы, утрата видов, разнообразие видов.
Работа с Красной книгой РХ, интернет-ресурсами.
Знание исчезающих видов растений.
Мини проект по охране территории
2
апрель
10
Резервное время
2
май
Результаты внеурочной деятельности .
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, осознанное, уважительное отношение к самому себе, к своей культуре, языку, традициям, ценностям, доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог и достигать в нем взаимопонимание.
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, экологической культуры, этнокультуры.
- умение работать с разными источниками информации ( стратегия работы с текстом,, словарями, интернет- ресурсом, и т. д.), анализировать и оценивать информацию.
- знание пяти видов съедобных растений, лекарственных растений, растений используемых в хозяйственной деятельности человека и охраняемых растений и животных Хакасии;
- умение объяснять названия природных объектов с точки зрения этнической культуры и экологических традиций ( не менее 5 объектов).
Литература для учителя:
1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов Пособие для учителей – Абакан : Хакасское кН. Изд-во,1996.
2.Внеурочная деятельность школьников. Григорьев Д.В.,Степанов П.В. Москва; « Просвещение»,2011 г.
3. Исследовательская работа школьников. Научно-методический журнал,№1,2011г.;с.108
4.Природа Хакасии; Прокофьев С.М.; Пособие, Абакан: Хакасское кН. из-во, 1993г.