kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краеведение.Программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Данная программа внеурочной деятельности  рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю, в течении учебного года) для учащихся 5 класса общеобразовательной школы, в том числе 2 часа резервного времени для коррекции чувствительности программы. Материал данной программы идет параллельно с базовым предметом «Биология».  В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и использование основных видов внеурочной деятельности. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. В  возрасте 11-15 лет происходит развитие познавательной сферы и приобретают черты деятельности по саморазвитию. Изучение экологической культуры коренного этноса, воскрешение  полузабытых традиций может служить  современным людям достойным примером отношения к природе. У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были и есть характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой, с местными природными и рукотворными объектами. Связь с природой была не только физической, материальной, но и духовной, эмоциональной. Подрастающее поколение должно знать виды животных, дикорастущих растений своей местности, уметь практически использовать их при необходимости, уметь объяснять приметы, традиции с точки зрения природных явлений,  правильно использовать природные ресурсы, успешно заниматься  их воспроизводством и охраной, любить природу своей малой родины.    

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краеведение.Программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса»

МБОУ Лесоперевалочная СОШ -№2











Краеведение

Изучение экологических традиций хакасов, проживающих на территории Бельтирского сельсовета.

Программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса МБОУ Лесоперевалочная СОШ -№2

.







Составитель: Аникина Н.А.

учитель биологии























С. Бельтирское

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования ( приказ МО и Н РФ о 1.12.2010 г. № 1897), на основании примерной программы основного общего образования, примерных программ по учебным предметам, общеобразовательной программы школы и учебного плана МБОУ Лесоперевалочная СОШ -№2 Образовательное учреждение МБОУ Лесоперевалочная СОШ -№2 работает над экспериментальной темой «Лесоперевалочная школа - ресурсный центр этнокультурного образования». В рамках данной темы школа взаимодействует с Улуг Хуртуях тас, формирует этнокультурное образование в рамках ОУ, создает условия для развития этнических культур, воспитывает уважение к истории и культуре народов России и Хакасии, способствует сохранению исторического наследия и дальнейшему развитию традиций взаимодействия народов Хакасии.

Цель : изучение и описание экологических традиций хакасов, проживающих на территории Бельтирского сельсовета, как инструмент формирования экологической культуры учащихся.

Задачи:

-формировать осознанное, уважительное отношения к самому себе, к своей культуре, языку, традициям, ценностям, доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог и достигать в нем взаимопонимание;

-формировать умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в познавательной деятельности;

-формировать систему интегрированных научных знаний по биологии, истории, культуре, о живой природе и закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира на примере своей территории.

Общая характеристика внеурочной деятельности.

Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю, в течении учебного года) для учащихся 5 класса общеобразовательной школы, в том числе 2 часа резервного времени для коррекции чувствительности программы. Материал данной программы идет параллельно с базовым предметом «Биология». В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и использование основных видов внеурочной деятельности. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. В возрасте 11-15 лет происходит развитие познавательной сферы и приобретают черты деятельности по саморазвитию. Изучение экологической культуры коренного этноса, воскрешение полузабытых традиций может служить современным людям достойным примером отношения к природе. У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были и есть характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой, с местными природными и рукотворными объектами. Связь с природой была не только физической, материальной, но и духовной, эмоциональной. Подрастающее поколение должно знать виды животных, дикорастущих растений своей местности, уметь практически использовать их при необходимости, уметь объяснять приметы, традиции с точки зрения природных явлений, правильно использовать природные ресурсы, успешно заниматься их воспроизводством и охраной, любить природу своей малой родины.

Все участники образовательного процесса МБОУ Лесоперевалочная СОШ- № 2 имеют возможность участвовать в международной научно-практической конференции «Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России» под эгидой ЮНЕСКО, с докладами и мастер-классами по темам: «Школа и родовое движение в воспитании учащихся», « Хакасская национальная кухня».

Место внеурочной деятельности в учебном плане.

В соответствии с БУПом курсу биология на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. У учащихся сформированы элементарные представления о растениях, животных, их многообразии, роли природы и о роли живых организмов в природе и жизни человека. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.

Занимаясь внеурочной деятельностью, учащиеся приобретут навыки учебно-исследовательской деятельности. Формируется умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить для себя новые цели и задачи, умение работать в коллективе, вести диалог со сверстниками и людьми намного старше себя. Изучение носит практический характер: распространение сведений об экологических традициях среди населения. Изучение экологических традиций населения предусматривает изучение литературы по теме, сбор информации от старожилов, собственных дедушки и бабушки, краеведов живущих рядом Учащиеся могут записывать материал на диктофоны, готовить презентации собранных материалов, пользоваться интернет-ресурсами.

Результаты :

Личностные результаты:

- сформированность познавательных интересов;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

- формирование ценностных отношений к природе, традициям, обычаям своего народа, малой родине.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации внеурочной деятельности;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников.

Предметные результаты:

- знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира;

- знание традиций и обычаев хакасов и умение объяснять их с точки зрения экологических и этнокультурных традиций;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования; кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Содержание.

Хозяйственно-бытовые экологические традиции.

Ограничения на размер добычи, на сроки ловли, начала и окончания работ ( таких как сенокос, сбор ягод), особенности местных сортов культурных растений и пород домашних животных.

Правила поведения человека в естественной среде.

Сведения о поверьях, как понимаются причины, вызвавшие появление нечистой силы

( возможно неверные действия человека), как можно и нельзя защититься от духов природы.

Обряды и праздники.

Поклонение силам природы, единение с ними человека. Как, когда и зачем исполнялось то или иное действие.

Почитание конкретных природных объектов.

Факты почитания, способы почитания ( посещение, жертвоприношение, чествование, использование для лечения), сезонная и временная приуроченность.

Микротопонимы.

Название лесов, полей, урочищ, родников, форм рельефов. Объяснение с психологической точки зрения, почему эти названия предохраняют объекты от уничтожения.

Изменение этнического состава населения.

Изменение за определенный период времени.

Любые традиции, связанные с отдельными видами растений и животных. Традиционно охраняемые природные объекты. Охраняемые растения и животные. Рациональное природопользование.

Тематическое планирование .


п\п


Тема


Элементы содержания


Вид деятельности

технологии


Требования к уровню подготовки


Лабораторные,

практические

контроль


Кол-во часов


сроки

1

Введение.

Основные понятия: экология, факторы среды обитания, взаимоотношения человека с живой и неживой природой, этнос, этнокультура

беседа

Называть признаки живого и неживого



1

1 неделя сентября

2

Изучение литературы по теме.

Основные понятия: экология, факторы среды обитания, взаимоотношения человека с живой и неживой природой, этнос, этнокультура, экологическая литература, экологическая экспедиция

лекция

работа в библиотеке

составление плана сбора информации

Находить информацию в тексте

предложенной литературы


Составление с руководителем плана сбора информации


3

2-4 недели

сентября

3

Хозяйственно-бытовые экологические традиции.

Почитание растений и животных;

ограничение на размер добычи, сроки ловли, начала и окончание работ

Посещение школьного музея,

поиск материала, сбор информации

жителей с.Бельтиры

Знание хакасских названий растений и животных.

Уметь выделять главное в полученной информации.


Составление с руководителем схему опроса жителей : о чем следует спрашивать? Что выяснять? Сбор информации.



4


октябрь

4

Особенности местных растений и животных.

Растения-эндемики,

лекарственные растения,

ядовитые растения, грибы.

Животные.


Работа с гербарием, определителями, книгами

Называть не менее 5 видов лекарственных,

съедобных,

ядовитых

растений, а также животных живущих на территории села по классам.



Определение растений, животных.


3


ноябрь


5


Любые традиции, связанные с отдельными видами животных и растений


Произведения хакасского фольклора, приметы, языческий культ


Работа с литературой опрос населения


Различать различные жанры народного творчества


Опрос населения


2


декабрь

5

Правила поведения человека в естественной среде.

Среда обитания,

явления природы, народны е приметы, физические и химические явления, правила поведения в природе,

представления о нечистой силе, шаманы и шаманизм

Сбор информации

о традициях и обычаях хакасов.

Экскурсия.

Знать, что такое «тело», «вещество», «явления природы», методы изучения окружающей действительности


Сообщения об обычаях и традициях хакасов.

Разработать правила поведения на заповедных территориях

( мини-проект)




2




декабрь

6

Почитание конкретных природных объектов.


Чествование духов огня, воды, земли.

Жертвоприношения.

Охрана уникальных природных объектов.

Посещение природного музея в с. Анхаков

Уметь объяснять причинно-следственных связей природных явлений.

Сообщения об обычаях и традициях хакасов.

Экскурсия

3

январь

7

Микротопонимы.

Названия гор, урочищ, территории Бельтирского сельсовета.

Опрос населения, работа с топонимическими словарями.

Знание хакасских названий

Умение работать со словарем


Сообщения.

4

февраль

8

Обряды и праздники

Народные праздники

Поклонение силам природы

Подготовка к празднику Чыл пазы

Знание обрядов

сценарий

3

март




Подготовка к празднику Тун- пайрам (детский)

Знание обрядов

сценарий

3

май

9

Современная экологическая ситуация на территории села Бельтирское

Экологические проблемы, утрата видов, разнообразие видов.

Работа с Красной книгой РХ, интернет-ресурсами.


Знание исчезающих видов растений.


Мини проект по охране территории


2


апрель

10

Резервное время





2

май





Результаты внеурочной деятельности .

- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, осознанное, уважительное отношение к самому себе, к своей культуре, языку, традициям, ценностям, доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог и достигать в нем взаимопонимание.

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, экологической культуры, этнокультуры.

- умение работать с разными источниками информации ( стратегия работы с текстом,, словарями, интернет- ресурсом, и т. д.), анализировать и оценивать информацию.

- знание пяти видов съедобных растений, лекарственных растений, растений используемых в хозяйственной деятельности человека и охраняемых растений и животных Хакасии;

- умение объяснять названия природных объектов с точки зрения этнической культуры и экологических традиций ( не менее 5 объектов).







Литература для учителя:

1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов Пособие для учителей – Абакан : Хакасское кН. Изд-во,1996.

2.Внеурочная деятельность школьников. Григорьев Д.В.,Степанов П.В. Москва; « Просвещение»,2011 г.

3. Исследовательская работа школьников. Научно-методический журнал,№1,2011г.;с.108

4.Природа Хакасии; Прокофьев С.М.; Пособие, Абакан: Хакасское кН. из-во, 1993г.

5.Топонимия Хакасии; Сунчугашев Р.Д.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 2009г.



Литература для учащихся:

  1. Абдина Е.А., Идимешева У.С. Хакасская кухня.- Кн. Изд-во « Роса», 1997.

  2. Бутанаев В.Я. Хакасы. Изд-ао « Инсан» Москва, 1994.

  3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов Пособие для учителей – Абакан : Хакасское кН. Изд-во,1996.

  4. Бутанаев В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии, УПП « Хакасия» 1995.

  5. Казачинова Г.Г., Таторова В.К. Чыл пазы – голова года. Изд-во «Роса»,1997.

  6. Коняшкин Р.А. Хакасия СегодняКрасноярское книжное изд-во,1967.

  7. Сунчугашев Р.Д. Топонимия Хакасии, Хакасское книжное издательство, 20010 г.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Краеведение.Программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса

Автор: Аникина Наталья Александровна

Дата: 09.01.2016

Номер свидетельства: 274147


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства