Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми по биологии»
Муниципальная казенная общеобразовательная организация
«Угольнинская средняя общеобразовательная школа»
678761 Республика Саха (Якутия), Верхнеколымский улус (район), с. Угольное, ул. Дорожная, 17. тел.: (41155) 25-677 e-mail: ugolsсhool@yandex.ru
«Рассмотрено»
на заседании МО
МКОО УСОШ
Протокол №_1____
От «___» ________2016г.
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
________ / Скрыбыкин Ю.З./
«____» _________ 2016г.
«Утверждаю»
Приказ №_____
от «____» _________2016г.
Директор МКОО УСОШ
________ / Федотова М.Г. /
Авторская программа работы с одаренными детьми по биологии
5-10 классы
Составитель: Хасаншина Н.И.
учитель биологии и химии
(первая категория)
с.Угольное
Программа работы с одаренными детьми по биологии
Цель программы:
Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
1. развитие творческой, исследовательской активности детей;
2. развитие творческого мышления;
3. развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.
4. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
5. Создать условия для самореализации одарённых детей.
6. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.
Пояснительная записка
1. Выявление одаренных детей.
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; Условно выделяют три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели работы с одаренными детьми
-выявление одаренных детей;
-создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный -момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
-развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
-адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
Этап 1 – диагностический.
Цель– углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития
Приоритетные направления:
диагностика познавательной деятельности учащихся;
исследования эмоционально-личностной сферы;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
2. Занести полученные результаты в базу данных.
По результатам работы составляется
Карта индивидуального психологического развития ребенка
1.Характеристика познавательных процессов:
Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).
Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)
Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и прявления внимания).
2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.
3. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.
4. Выводы
Этап 2 - Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.
Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»;
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;
Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Этап 3 - Разработка программы проектной деятельности второй половины дня.
Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии и др.
Этап 4 - Разработка программы здоровьесбережения:
- выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки;
- осознание состояния собственного здоровья, его ограничений и возможностей;
- составление программы здоровьесбережения;
- консультации со специалистами, значимыми взрослыми.
Этап 5 - «Интеграция с другими специалистами» - привлечение (если необходимо) к работе с данным ребенком других специалистов.
Этап 6 - «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» -
Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».
9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.
10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.
1нед.октября
2 нед.октября
3 нед. октября
4 неделя октября
1 неделя ноября
2 неделя ноября
3-4 нед.ноября
1-2нед.декабря
3-4 нед.декабря
2 нед. января
Учитель биологии
Учитель биологии
Учитель биологии
Учитель биологии
Учитель биологии
Учитель биологии
Учитель биологии
Учитель биологии
библиотекарь, учащийся
учащийся, учитель биологии, учитель информатики.
3
Практическая подготовка – формирование умений.
1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.
5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».
6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».
3-4 нед. января
1 нед. февраля
2 нед. февраля
3-4 нед. февраля
1-2 нед. марта
3-4 нед. марта
Учитель биологии, лаборант
Учитель биологии
Учитель биологии
Учитель биологии
Учитель биологии
Учитель биологии
4
Самоподготовка.
1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.
2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад.
3. Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.
4. Консультации по наиболее трудным вопросам.
1-2 нед. апреля
3-4 нед. апреля
1-2 нед. мая
Апрель-май
Учащийся
Учащийся
Учащийся, учитель информатики.
Учитель биологии, учащийся.
Результаты апробации в образовательной организации:
2016-2017уч.г. Брякотнин Александр 3 место среди семиклассников в Муниципальном этапе олимпиады по биологии. Стрельников Степан 2 место среди 9 классов в Муниципальном этапе олимпиады по биологии
Результаты работы с одаренными детьми в 1 полугодии 2017-2018 уч.года:
Муниципальный этап олимпиады школьников:
Биология:
8 класс Соколенко Л.- Победитель Муниципального этапа
Брякотнин А.- призер второй степени,
10 класс Яковлева В.- призер третьей степени.
Межународный уровень:
«Олимпис -2017». Осенняя сессия» приняли участие 50% обучающихся;
по биологии и окружающему миру (учитель Хасаншина Н.И.):
Диплом I степени за отличный результат – Курпакова К. – 6класс
Диплом II степени за отличный результат - Романова Л. – 5класс,
по географии (учитель Хасаншина Н.И.)
Диплом III степени за отличный результат – Романова Л. – 5класс.