Работа на учебно- опытном участке способствует формированию у школьников интереса к познанию природы родного края, развитию практических навыков ухода за культурными растениями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы на учебно- опытном участке»
Образовательные программы учебно-опытного участка
Учебно-опытный участок необходим для закрепления знаний учащихся полученных на уроках естественных наук.
В ходе практических занятий с учащимися на школьном участке учитель может наглядно показать материальную сущность и познаваемость многих процессов и явлений.
Раскрыть зависимость роста, развития и продуктивности сельскохозяйственных растений и животных внешней среды: температуры воздуха и почвы, количества осадков и поливов, применяемой агротехники.
Формирование у сельских школьников интереса к познанию природы родного края может в немалой степени содействовать тому, чтобы после окончания школы они не покидали родные места.
Цели и задачи работы на пришкольном учебно-опытном участке
1) развивать практические навыки и умения ухода за культурными растениями,
обобщить знания учащихся об агротехнике полевых культур;
2) закрепить и обобщить на практике теоретические знания о растениях, полученные в курсе школьного курса биологии;
4) приобрести раздаточный и гербарный материал для уроков биологии;
5) снабдить школьную столовую овощами;
6) способствовать развитию трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания.
ХАРАКТЕРИСТИКА УОУ
Площадь пришкольного участка составляет 1,1 га.
УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК-
– это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду. УОУ является основным источником для заготовки коллекции и раздаточного материала для кабинета биологии, исследовательские опытнические работы в соответствии с тематикой, организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на УОУ.
Учебно-опытный участок — база опытнической работы учащихся. Здесь дети закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и по труду, познают растительные организмы, овладевают методом управления ростом и развитием растений. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца.
Участок хорошо освещен солнцем, имеет водоснабжение. Он примыкает непосредственно к зданию школы, это дает возможность к лучшему переходу на участок для выполнения практических работ.
На таком учебно-опытном участке при правильной планировке можно успешно проводить практические занятия по биологии. В соответствии с учебно-воспитательными задачами на участке имеются следующие отделы: начальных классов, овощных культур, плодово-ягодных культур, питомник, цветочно-декоративный, дендрологический. В этих отделах учащиеся выращивают различные сельскохозяйственные и цветочно-декоративные растения и ставят с ними опыты.
На участке имеются, сарай для хранения инвентаря и оборудования, помещение для подсушки после уборки и имеется овощехранилище, также есть 2 гаража для стоянки трактора. УОУ отвечает учебным, агротехническим и эстетическим требованиям.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УОУ
№
Инвентарь
Кол-во,
шт
№
Инвентарь
Кол-во, шт
1
Лопаты
6
10
Лейки
9
2
Грабли
5
11
Передники
12
3
Вилы
3
12
Пила
3
4
Носилки
2
13
Трактор Т-40 АМ
1
5
Секатор
1
14
Трактор Т-30
1
6
Опрыскиватель
2
15
Плуг
1
7
Шланг
50 м
16
Картофелекопалка
1
8
Мотыги
1
17
9
Ведра
1
18
Для полива участка есть разветвленная сеть водопровода с тремя ёмкостями.
СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА
Во время работы на УОУ соблюдаются правила техники безопасности. При организации работы учитываются возрастные особенности школьников. Случаев травматизма из-за нарушения охраны и безопасности труда на УОУ не наблюдалось.
Представляем инструкцию по технике безопасности при выполнение работ на УОУ, утвержденное директором школы.
Инструкция ИОТ 018-2007 по охране труда
при работе на школьном учебно-опытном участке.
I.Общие требования безопасности.
1.1. К работе на учебно-опытных, пришкольных участках допускаются ученики с IV по IX классы прошедшие вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте и годные к выполнению данных работ по состоянию здоровья.
1.2. Учащиеся, должны быть ознакомлены и соблюдать правила трудового распорядка, правила поведения и требования настоящей инструкции.
1.3. Продолжительность работы строго регламентируется: для учащихся 4 - 5 классов – 2 часа, 6 – 8 классы – 3 часа, с 9 класса – 4 часа. После каждых 45 минут работы устраивается двадцати минутный перерыв.
1.4. При работе на пришкольном участке возможны опасные факторы: - повышенная температура; - влажность; - режущие и колющие части инструментов.
1.5. К проведению работ не допускаются учащиеся без специальной одежды и специальной обуви. Запрещается работать в открытой обуви, в обуви на высоких каблуках, босиком.
1.6. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, учащийся должен немедленно сообщить руководителю работ, который должен оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача и доложить руководителю учреждения.
II. Требования безопасности перед началом работ.
2.1. В целях обеспечения безопасности при работе ручным инструментом педагог должен знакомить учащихся с правилами и приемами работы путем показа безопасных приёмов.
2.2. Ручки и рукоятки ручного инструмента должны быть хорошо обработаны, не иметь трещин, сколов, которые могут поранить руки.
III. Требования безопасности во время работ.
3.1. Использовать инструменты по назначению.
3.2. Переносить заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении, рабочей частью вниз.
3.3. При вскапывании участка лопатой необходимо попеременно работать правой и левой ногой (5минут) во избежание искривления позвоночника.
3.4. При переносе тяжестей равномерно распределять нагрузку на руки.
3.5. При прополке грядок работать в перчатках.
3.6. Запрещается выполнять работы по опрыскиванию растений ядохимикатами. На обработанный ядохимикатами участок дети допускаются по истечении 5 суток.
3.7. Запрещается употребление немытых корнеплодов, овощей, фруктов и ягод.
3.8. Запрещается учащимся 4-6 классов работать садовым ножом.
3.9. В перерыве или во время отдыха запрещается складывать мотыги заостренной частью вверх или набок, а грабли зубьями вверх.
IV.Требования безопасности по окончании работ.
4.1. После работы инструменты должны быть очищены от земли
и сложены в условленном месте.
4.2. Вымыть руки с мылом, привести одежду в порядок.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УОУ
УОУ хорошо огорожен со всех сторон, вокруг ограды посажены деревья и кустарники. Перед школой разбит цветник. Школьный дендрарий составляет 0,12 га площади, на котором высажены сосна, каштан, ель, вяз, лиственница, тополь, клен, дуб, орех манчьжурский, черемуха, рябина, боярышник, шиповник, лещина, желтая акация и белая, осина, сирень обыкновенная, сирень венгерская и т.д.
С правой стороны школы расположен дом культуры. Слева – жилые дома. Перед школой находится луг, с другой стороны протекает река Рудница.
Территория школы расположена далеко от автомобильных дорог. Поэтому экологическое состояние участка чистое, хорошее.
Физическое загрязнение атмосферы.
Определение запыленности воздуха по снегу
Время
Проба
Масса фильтра до использования (m1)
Масса фильтра после засушки(m2)
Масса осадка
m=m2-m1
Кислотность
15.11.07.
№1
№2
№3
370 мг
360 мг
320 мг
460 мг
445 мг
370 мг
90 мг
85 мг
50 мг
pH 6,5
рН 6,5
рН 6,5
Агрохимический анализ почвы
Пробы
Глубина почвы
Кислотность
№1
№2
№3
35 см
35 см
35 см
рН - 5,2
рН – 5,4
рН – 5,4
Особенности организации работы.
В большинстве сельских школ с каждым годом уменьшается количество учащихся, обрабатывать пришкольный участок становится все труднее. Поэтому должна изменяться и организация работы на участке, методика проведения опытов.
К работе привлекается весь персонал школы. На весенней обработке почвы, посадке и уборке картофеля работают совместно все учителя и учащиеся школы. Обработку посадок картофеля от колорадского жука проводят учителя.
В первой половине июня к работе на пришкольном участке привлекаются все работники школы. Во время отпуска учителя-биолога работой учащихся руководят учителя по специально составленному графику.
График прохождения летней полевой практики на пришкольном участке учеников Руднянской ООШ (см. приложение 3)
Календарь садовода и овощевода
на 2008 год для средней полосы России.
Месяц:
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Овощи:
Благоприятные дни для сева и посадки
Капуста
17,27
12,13,20,21
8,9,18,19
4,5,9,22,
6,7,19,28
4,5,11,12
1,2,13,17
Огурцы
14,15,25,26
8,9,21,22
13,14,19,20
13,14,26,27
11,12,24,25
2,3,16,20
1,9,11,12
Помидор
12,13,24,25
9,10,22,24
12,13,17,19
9,10,22,27
13,14,28,29
7,8,16.,26
7,8,9,10
Патисон
13,14,26,27
11,12,24,25
2,3,16,20
Тыква
13,14,26,27
11,12,24,25
2,3,16,20
Сл. перец
Баклажан
12,13,24,25
9,10,22,24
12,13,17,19
9,10,22,27
13,14,28,29
7,8.16,26
7,8,9,10
Морковь
Свекла
12,24,25
10,13,22,23
14,15,20,30
8,9,18,19
3,4,16,19
3,4,10.22
Репа
8,9,25,26
4,5,18,19
11,12,19.28
9,10,20.22
12,13.17,
Лук
11,12,21.22
8,9.18.19
7.8.21.22
7.8.17.18
6,7.17.18
2.4,16.26
Чеснок
7.8.17.18
6,7,17.18
2,4.16.2
Горох
3,4,26.27
5,6.19.28
2.3.26.27
6.7.18.22
Фасоль
13.14.22.24
13.14.22.24
3.8.17.18
8.9.26.27
5.6.20.28
7.9.20.25
8.9.18.22
Картоф
6.7.19.28
7.8.16.2
Редиска
17.18
12.13.20.2
8.9.25.26
3.4.18.19
4.5.15.28
3.4.16.2
12.13.2
Турнепс
8.9.25.26
8.9.22.27
3.4.15.16
9.10.20.
12.13.1
Петруш
Сельдер
11.12.21.22
9.12.22.23
10.13.19.23
4.5.18.19
4.5.17.19
3.4.27.28
1.4.24.25
Салат Укроп
11.17.24
11.12.13.18
14.15.20.30
9.10.26.27
3.4.11.28
7.8.16.26
1.4.24.25
Щавель
11.17.2
8.11.13.14
14.15.20.3
4.5.18.19
4.9.12.29
8.9.27.2
4.5.25.
Яблоня Груша
9.10.22.26
3,4.11.12
2.3.7.8
Крыжовн
15.16.22.
3.5.11.13
2.3.8.9
Вишня Слива
13.14.26.27
4.5.12.13
16.20
7.8.21.22
Малина
21.22.26.27
14.15.23.24
3.8.16.28
8.9.22.23
Виктория
21.22.26.27
14.15.23.24
2.7.20.27
4.9.18.27
Неблагоприятные дни для сева и посадки
31
1.2.16.17.28
1.3.27.28.31.
1.2.23.24.25
1.21.22.31
1.17.18.20
15.16.24.
№
п.п.
Содержание работы
Срок выполнения
I
II
III
Осенний период
Практическая работа
1. На овощнике:
а) сбор урожая картофеля и других овощных культур
б) различные заготовки на зиму: соление огурцов, квашение капусты
в) сбор семян цветочных и овощных культур
г) посадка многолетних цветочных растений
д) обработка почвы с внесением удобрений
е) посадка зимового чеснока
2. Во фруктовом саду:
а) обрезка деревьев и кустарников
б) внесение торфофекальных удобрений
Подведение итогов опытнической работы
1. Подведение итогов летней практики, обсуждение кандидатур для награждения по итогам 5–ой трудовой четверти.
Культурно-массовая работа
1) Участие в районном конкурсе «Панорама методических идей» в номинации «Трудовое воспитание»
2) подготовка и участие в местной и областной выставке
3) подготовка и проведение праздника «Урожай на славу уродился!»
4) составление фотоальбома (результат практ. работы на пришкольном участке)
Начало сентября
Конец сентября
Октябрь
Конец октября
Сентябрь
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
I
Зимний период
Практическая работа
1) снегозадержание
2) закупка семян и удобрений, проверка, ремонт, заточка садового и огородного инвентаря
3) изготовление кормушек, подкормка зимующих птиц
4) осмотр овощей в хранилищах.
Январь
Февраль
Февраль
I
Весенний период
Практическая работа
1) На овощнике
а) перекопка почвы с внесением удобрений
б) постройка парника для капустной и цветочной рассады
в) оформление клумб
г) посев овощных и цветочных культур
д) посадка рассады капусты, посадка картофеля с внесением удобрения в лунку
2) Во фруктовом саду
а) развешивание гнездовий для птиц
б) побелка стволов, обрезка сухих веток
в) удобрение деревьев мочевиной
г) посев семян дикой груши для выращивания дичков в питомник Морозова
Апрель
Апрель
Апрель-май
Март
Март
Март-апрель
май
I
II
III
Летний период
Исследовательская работа
а) сбор растений, сушка, составление гербариев
б) сбор и выявление лекарственных растений нашей местности
Практическая работа
а) уход за растениями, прополка, окучивание, удобрение, полив;
б) обработка капусты и картофеля от вредителей;
в) сбор поспевающих овощей и их консервация
Опытническая работа
а) влияние минеральных и органических удобрений на урожайность картофеля;
б) влияние ширины междурядий и густоты посадки на урожайность картофеля;
в) влияние обработки семян на урожайность моркови
Июнь-июль
Июнь, июль, август
ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА
Опыты с картофелем.
Картофель относится к семейству пасленовых. Картофель размножается клубнями и их частями (верхушками клубней, глазками, ростками). Яровизация посевных клубней картофеля ускоряет развитие растения и повышает урожай. Хорошее действие на повышение урожая картофеля оказывают навоз и минеральные удобрения.
Картофель светолюбивое растение. Многократное глубокое рыхление междурядий и содержание почвы чистой от сорняков являются важными условиями получения высокого урожая картофеля.
№
Виды работ
Агротехнический план опыта.
1
Яровизация.
За 35-40 суток до посадки клубни картофеля массой 60-70 гр. разложить в теплом светлом помещений на полу (10-15 апреля)
2
Подготовка почвы.
Перед перекопкой на делянку 10 м2 внести 30-40 кг навоза и минеральные удобрения: 0,15 кг селитры, 0,10 КСl, 0,25 кг суперфосфата. Забороновать в два следа (5-10 мая)
Через 5-10 суток после посадки произвести рыхление в два следа (15-25 мая)
5
Первое окучивание и прополка.
Мотыгой привалить почву к нижней части стеблей с одновременным удалением сорняком ( 10-15 июня)
6
Подкормка.
Раствор минеральных удобрений на ведро воды 30 гр сульфата аммония, 40 гр суперфосфата и 70 гр КСl. Внести в борозды между гребнями из расчета ведро раствора на 10-12 кустов (20 июня)
7
Второе окучивание
Произвести так же, как и первое (25 июня-1 июля)
8
Уборка урожая.
Сентябрь
9
Сделать выводы
сентябрь
Опыт 1.
Тема: Влияние минеральных и органических удобрений на урожайность картофеля
Цель: Получение высокого урожая картофеля (с. Невский).
Опыт проводился в пяти вариантах:
№ варианта
Агротехничес-
кий план опыта
Урожай-
ность
Дополни-
тельный урожай
Вывод:
1 вариант
Контроль без удобрения
180 ц/га
Применяя NPK+1/2, навоз урожайность картофеля повышается на 28%.
2 вариант
Навоз
236 ц/га
56 ц
3 вариант
Мин. удобр
N;P;K
238 ц/га
58 ц
4 вариант
NPK+
1/2 навоз
246 ц/га
66 ц
5 вариант
Зола
235 ц/га
55 ц
Опыт 2.
Тема: Влияние ширины междурядий и густоты посадки на урожайность картофеля
№ варианта
Агротехнический план опыта.
Урожайность
Вывод:
1 вариант
контроль
210 ц/га
При широком междурядье и густой посадке урожайность больше
2 вариант
Широкие междурядья
(80x25)
244 ц/га
3 вариант
При нормальных междурядьях густая посадка (на 1 пог/м 5 картофелин по 60-70 гр.)
222 ц/га
Опыт с морковью.
Морковь – двулетнее растение из семейства зонтичных: в первый год жизни образует корнеплод, а во второй – выгоняет цветоносный стебель и дает семена.
№
Виды работ:
Агротехнический план опыта.
1
Подготовка семян
2
Подготовка почвы.
На делянку 10 м2 равномерно внести 8-10 кг перегноя или минеральные удобрения (0,2 кг сульфата аммония, 0,4 кг. суперфосфата, 0,3 кг КСl. Почву перекопать на глубину 20-25 см. Забороновать в два следа (25-27 апреля)
3
Посев.
Посеять семена на глубину 2 см. Расстояния между строчками 25 см (25-30 апреля)
4
Прополка и рыхление.
15-20 мая
5
Прореживание.
Расстояние между растениями оставить 3-4 см (1-5 июля).
6
Подкормка.
5-20 июля
7
Уборка.
Сентябрь
Опыт 3
Тема: Влияние обработки семян на урожайность моркови (с. Шантанэ.)
Цель: Выявить влияние микроэлементов на рост и развитие
моркови
№ варианта
Агротехнический план опыта.
Повторность
1 вариант
контроль. Сухие семена.
двукратная
2 вариант
намоченные в воде
Двукратная
3 вариант
закаленные семена
Двукратная
4 вариант
выдержанные в борном растворе
двукратная
5 вариант
выдержанные в никотиновой кислоте
двукратная
Методика проведения опыта:
Намачивание проводится в ограниченном количестве воды.
Период замачивания 3-4 суток.
Год
2007г.
2008 г.
1 повторность
2008 г.
2 повторность
Вар-ты
Урожай. ц/га
Доп ур.
ц/га
Урожай. ц/га
Доп ур.
ц/га
Урожай. ц/га
Доп ур.
ц/га
1 вар-т
2 вар-т
3 вар-т
4 вар-т
5 вар-т
264
280
328
294
352
-
16
64
30
88
252
272
312
302
348
-
20
60
50
96
250
274
328
318
345
-
24
78
68
95
Вывод: семена моркови, вымоченные в никотиновой кислоте, дают
больше урожая, примерно на 28%.
Урожай 2007 -2008 гг.
№
Культура
Выращено (кг)
1.
Картофель
3500
2.
Капуста
3000
3.
Морковь
270
4.
Свёкла
370
5.
Огурцы
350
6.
Кабачки
160
7.
Тыква
80
8.
Лук
25
9.
Чеснок
5
10.
Фасоль
12
11.
Зелень(сухая)
1
12.
Смородина
20
13.
Яблоки
200
14.
Чернослив
40
15.
Алыча
30
Всего
8063
Структура и содержание отделов УОУ
Совершим заочную экскурсию по отделам нашего участка.
Отдел начальных классов
Учащиеся 3-4 классов под руководством своих учителей выращивают здесь цветы и овощи
№
Культура
Сорт
I
II
Овощные культуры:
1.Свекла
Морковь
3. Фасоль
Цветочно-декоративные растения
1.Дельфиниум
2.Астра
3.Бархатцы
4.Гвоздика
5.Ноготки (календула)
Бордо
Египетская
Цилиндр
Нантская
Форте
Махровая
Турецкая
У каждого класса имеется свой участок. Они составляют график
дежурства и по нему все лето сами ухаживают за грядками, клумбами.
Делают они это с большим увлечением. Каждый класс закладывает опыт.
Опыт 1.
Тема: Влияние густоты посева семена моркови на её урожайность
№ варианта
Агротехнический план опыта.
Количество семян на 10 м2
Выводы
1вариант
контроль, нормальный посев семян
4-5 гр.
Урожайность в 10 м2 – 35 кг. т.е. 350 ц/га
2 вариант
густой посев семян
10-12 гр.
Урожайность в 10 м2 – 26 кг. т.е. 260 ц./га
Опыт 2.
Тема: Влияние сроков прореживания всходов на урожайность свеклы
№ варианта
Агротехнический план опыта.
Выводы:
1 вариант
контрольный, прореживание после появления первого настоящего листа. Оставить по одному лучшему растению на расстоянии 3 см друг от друга.
Урожайность в 10 м2 – 40 кг. т.е. 400 ц/га
2 вариант
прореживание при наличии трех настоящих листков
Урожайность в 10 м2 – 34 кг. т.е. 340 ц/га
II. Плодово-ягодный отдел
В таблице приведены культуры и сорта, выращенные в новом плодово-ягодном отделе, подаренные нам известным сортоиспытателем Морозовым В.Н. Весной 2008 года впервые зацвели эти деревья. К сожалению, мороз не дал получить урожай абрикосов, но природа наделила нас огромным урожаем слив (см.фото)
№
Культура
Сорта
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Яблони
Груша
Абрикос
Слива
Черная смородина
Красная смородина
Белая смородина
Виноград
Орловский пионер
Дочь Июльского
Полинка
Награда
Свежесть
Ириста
Чижовская
Лада
Ника
Августовская роса
Царский
Черный бархат
Злато скифов
Асольдо
Кубанский черный
Память Мичурина
Вика
Алешин
Опытно-практические работы в школьном саду расширяют кругозор учащихся по плодоводству, знакомят с содержанием труда садовода.
III. Питомник
В питомник ежегодно высаживаем семена диких груш для выращивания подвоя. Имеется 3-х летняя поросль ореха манчьжурского
IV. Отдел овощных культур
Овощные культуры выращиваем, применяя севооборот, со следующим чередованием культур.
№
Культура
Семейство
1.
2.
3.
Капуста
Тыквенные: огурцы, тыква, кабачки, арбуз
Корнеплоды + лук
Крестоцветные
Тыквенные
Севооборот – агротехническое средство борьбы с болезнями, вредителями и сорными растениями. Севооборот повышает плодородие почвы, помогает рационально использовать ее питательные вещества и вносимые удобрения. Повышается урожайность, улучшается качество продукции.
В овощном отделе выращиваются следующие культуры:
№
Культура
Сорт
I.
Зеленые культуры:
1)лук батун
2) петрушка
3) сельдерей
4) укроп
5) салат
Бахчевые:
1)огурцы
2) тыква
5)кабачки
Другие овощные культуры:
Свекла столовая
Морковь
Капуста
Картофель
Чеснок Лук
Урожай
Яблочный
Огородный
Майкопский
Ласточка, Соловей
Стофунтовая
Грибовский
Бордо
Египетская плоская
Цилиндр
Шантанэ
Нантская
Форте
Ласиноостровская
Подарок
Надежда
Крюмон
Амагер
Невский
Киви
Удача
Елизавета
Сказка
V. Отдел цветочно-декоративных культур
XIII. Дендрарий
Здесь растут: сосна, ель обыкновенная, береза бородавчатая, вяз гладкий, лиственница сибирская. тополь бальзамный, клён остроместный, липа, калина обыкновенная, лещина обыкновенная, облепиха, боярышник сибирский, спирея средняя, дуб, черемуха, рябина, шиповник, высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи) грибы - подоснивики, травянистые растения (ландыш, медушица и др.)
Живые коллекций дикорастущих растений можно использовать для формирования у учащихся любви и бережного отношения к природе, для проведения экскурсии, для оснащения живым наглядным материалом уроков биологии при изучении основных групп растений, растительных сообществ, для ознакомления учащихся с приспособленностью растений к среде обитания.
В этом отделе учащихся наблюдают распускание почек, цветение, образование плодов и семян, их расселение, листопад и др.
XIV. Семенной отдел
Цель: Вырастить высокий урожай зрелых семян свеклы, моркови, капусты, лука с хорошими посевными качествами.
Все семена заготавливаем сами. В семенном отделе посадили семенники свеклы, моркови, лука
Агротехнический план
1.Отбор семенника
2.Высадка
3.Подкормка
4.Подвязка
Уборка по мере созревания семян в 2-3 приема (сентябрь)
Производственный участок.
Площадь-1га.
Занят картофелем сортов Невский, Кондор, Адретта.
Роль учебно-опытного участка в обеспечении кабинетов учебно-наглядными пособиями.