kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программе по подготовке учащихся 9 класса для сдачи ОГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственный экзамен по биологии включает пять содержательных блоков: «Биология как наука.», « Признаки живых организмов», « Система, многообразие и эволюция живой природы», «Человек и его здоровье», « Взаимосвязи организмов и окружающей среды», направленных на проверку у учащихся знаний основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез, строения и признаков биологических объектов, сущности биологических процессов и явлений, особенностей строения и жизнедеятельности организма человека, современной биологической символики и терминологии. Задания экзаменационной работы направлены на проверку не только знаний, но и умений объяснять биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В экзаменационных работах используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности, отличающиеся по степени трудности. Целью программы является повышение базового уровня работы с тестовым материалом различного уровня с применением теоретических знаний.

Задачи:

  • углубить и расширить знания учащихся о закономерностях функционирования биологических систем, жизнедеятельности живых организмов, классификации жизненных форм;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при работе с тестовым материалом разного уровня сложности;
  • познакомить учащихся с механизмом выполнения экзаменационной работы, системой оценивания и алгоритмом выполнения тестовых заданий;
  • сформировать целостное представление о спецификации экзаменационной работы тестового типа;

Программа реализуется в условиях профилизации образовательной системы.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.

Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга ранее изученного материала, способов деятельности и углублении научных знаний.

Ожидаемый результат: формирование целостного представления о структуре и специфике заданий ЕГЭ, повышение базового уровня работы с тестовым материалом различного уровня с применением теоретических знаний.

Программа предназначена для учащихся, сдающих экзамен по данной форме, с учетом спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.

Основные методы и формы изучения курса: • прикладные, • системные, • групповые, • словесный, • описательный метод, • теоретические занятия,

• практикумы.

Форма отслеживания результатов: тестирование, письменный опрос

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программе по подготовке учащихся 9 класса для сдачи ОГЭ»

Пояснительная записка

к программе по подготовке учащихся 9 класса для сдачи ОГЭ

Государственный экзамен по биологии включает пять содержательных блоков: «Биология как наука.», « Признаки живых организмов», « Система, многообразие и эволюция живой природы», «Человек и его здоровье», « Взаимосвязи организмов и окружающей среды», направленных на проверку у учащихся знаний основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез, строения и признаков биологических объектов, сущности биологических процессов и явлений, особенностей строения и жизнедеятельности организма человека, современной биологической символики и терминологии. Задания экзаменационной работы направлены на проверку не только знаний, но и умений объяснять биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В экзаменационных работах используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности, отличающиеся по степени трудности. Целью программы является повышение базового уровня работы с тестовым материалом различного уровня с применением теоретических знаний.

Задачи:

  • углубить и расширить знания учащихся о закономерностях функционирования биологических систем, жизнедеятельности живых организмов, классификации жизненных форм;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при работе с тестовым материалом разного уровня сложности;

  • познакомить учащихся с механизмом выполнения экзаменационной работы, системой оценивания и алгоритмом выполнения тестовых заданий;

  • сформировать целостное представление о спецификации экзаменационной работы тестового типа;

Программа реализуется в условиях профилизации образовательной системы.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.

Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга ранее изученного материала, способов деятельности и углублении научных знаний.

Ожидаемый результат: формирование целостного представления о структуре и специфике заданий ЕГЭ, повышение базового уровня работы с тестовым материалом различного уровня с применением теоретических знаний.

Программа предназначена для учащихся, сдающих экзамен по данной форме, с учетом спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена .

Основные методы и формы изучения курса:

• прикладные,

• системные,

• групповые,

• словесный,

• описательный метод,

• теоретические занятия,

• практикумы.

Форма отслеживания результатов: тестирование, письменный опрос

Содержание программы

1. Растения .Грибы. Бактерии

Царство бактерии

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Царство грибы

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Царство растения

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Изучение видоизмененных побегов( корневище, клубень, луковица)

Изучение строения цветка.

Жизнь растений

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Растение – целостный организм.

Классификация растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий.

Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

2. Животные

Введение. Общие сведения о животном мире

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Многообразие животных

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды..

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип хордовые. Класс ланцетники. Подтип Бесчерепные.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие.Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

3. Анатомия.Физиология. Гигиена человека.

Происхождение человека.

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза.

Строение и состав клетки. Основные процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост. Ткани, их строение и функции. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани.

Органы. Система органов.

Нервная система. Центральный и периферический отделы нервной системы, их строение и функции. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс и его значение. Веге­тативная нервная система.

Эндокринная система. Железы внутренней секреции, их строение и функции. Регуляция деятельности желез. Понятие о гормонах. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Возрастные особенности деятельности желез внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Железы наружной и смешанной секреции. Заболевания желез внутренней секреции.

Опорно-двигательная система. Значение и функции опорно-двигательной системы.

Скелет человека. Общий обзор скелета человека. Соединение костей. Суставы. Состав и строение кости. Оказание первой помощи при нарушениях опорно-двигательной системы.

Мышцы. Строение и функции мышечной ткани. Скелетные мышцы. Работа мышц, утомление. Регуляция деятельности опорно-двигательной системы. Гигиена опорно-двигательной системы.

Внутренняя среда организма человека: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Постоянство внутренней среды организма — гомеостаз и его поддержание.

Кровь, значение крови и ее состав. Клетки крови, их строение и функции. Иммунитет. Иммунная система человека. Кроветворные органы человека. Переливание крови. Заболевания, связанные с нарушением кровеносной системы. Инфекционные заболевания и меры профилактики.

Кровообращение. Сердце, его строение и функции. Особенности мышечной ткани сердца. Клапаны сердца. Работа сердца. Движение крови по сосудам, большой и малый круги кровообращения. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Возрастные особенности кровеносной системы. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхательная система. Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функции. Газообмен в легких и тканях. Регуляция деятельности дыхательной системы. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыха­ния. Искусственное дыхание.

Пищеварительная система. Значение пищеварительной системы. Строение и функции органов пищеварения. Понятие о пищеварении. Ферменты. Всасывание питательных веществ. Нарушения пищеварения. Свойства печени и поджелудочной железы. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена пищеварения.

Выделительная система. Строение и функции. Регуляция деятельности выделительной системы. Заболевания и профилактика. Гигиена выделительной системы.

Кожа. Строение и функции кожи. Терморегуляция. Заболевания кожи и их профилактика. Гигиена кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, при обморожении.

Система органов размножения. Строение и функции. Воспроизведение и индивидуальное развитие человека. Оплодотворение. Беременность. Роды. Уход за новорожденным. Предупреждение беременности. Аборт. Возрастные изменения, периодизация и продолжительность жизни. Заболевания и их профилактика.

Организм как единое целое. Взаимосвязь систем органов. Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен веществ в организме. Нормы питания.

Витамины, их значение в обмене веществ. Авитаминозы. Гиповитаминозы. Гипервитаминозы (хронические и острые). На­рушения в деятельности организма и их компенсация.

Органы чувств. Значение органов чувств. Понятие об анализаторах.

Зрительный анализатор. Орган зрения. Строение глаза и функции. Основные нарушения и заболевания глаза. Меры профилактики.

Слуховой анализатор. Орган слуха. Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена. Роль органа равновесия.

Строение и функции органов обоняния. Язык и чувство вкуса.

Осязание. Органы чувств человека и окружающая среда.

Высшая нервная деятельность. Психика и поведение человека. Безусловные и условные рефлексы и их образование. Торможение и его виды. Мышление и эмоции. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Сознание. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Биологические ритмы. Сон и его значение. Гигиена высшей нервной деятельности.

Человек и природа. Человек как часть природы. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Адаптация организма человека к условиям окружающей среды.

4.Биология как наука. Методы научного познания. Общая биология - предмет об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, охраны природы. Вклад биологии в формирование научной картины мира и общей культуры личности.

Живые системы: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, экосистема, биосфера, их эволюция. Признаки живых систем: особенности химического состава, обмен веществ и энергии, рост, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, раздражимость; их проявление у животных, растений, грибов и бактерий.

Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой и биосферный.

Основные свойства живого. Многообразие живого мира. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующих живое вещество биосферы.

5.Клетка как биологическая система.

Клетка — биологическая система. Цитология — наука о клетке. История развития науки о клетке. Основные положения клеточной теории.

Клеточное строение организмов — основа единства и многообразия органического мира. Клетка — основная структурная и функциональная единица организмов.

Химический состав живой клетки. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ клетки. Углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Роль воды и органических веществ в жизнедеятельности клетки. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства и единства происхождения.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Мембранный принцип организации живой клетки.

Структура и функции хромосом. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код.

Многообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Дискуссионные вопросы о происхождении клеток эукариот. Клетки автотрофных и гетеротрофных организмов. Ткани. Многообразие растительных и животных тканей.

Процессы жизнедеятельности клетки. Клеточный метаболизм — основа жизни клетки. Биосинтез белка и углеводов в клетке. Матричный характер реакций биосинтеза. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Значение фотосинтеза в природе. Хемосинтез. Роль хемосинтеза на Земле.

Обмен веществ и превращение энергии в живой клетке. Обеспечение клетки энергией. Стадии энергетического обмена. Гликолиз как древний путь расщепления углеводов. Брожение и дыхание.

Регуляторы биохимических процессов живой клетки: ферменты, витамины, гормоны. Ферменты, их роль в ускорении химических реакций в клетке.

Воспроизведение клетки. Деление клетки. Жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Длительность жизни клетки.

Клетка — генетическая единица живого. Соматические и половые клетки, набор хромосом в них. Редукционное деление клетки. Мейоз. Фазы мейоза. Формирование половых клеток. Сперматогенез и оогенез.

Биологическое значение митоза и мейоза.

6.Организм как биологическая система.

Организм и вид — биологические системы. Организмы разных царств живой природы. Воспроизведение организмов и его значение. Способы размножения организмов: половой и бесполый. Видовое (систематическое) биоразнообразие.

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз и мейоз – основные способы деления эукариотной клетки. Интерфаза. Этапы митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза.

Половое и бесполое размножение, их роль в природе. Способы бесполого размножения у животных, растений и грибов. Развитие половых клеток. Оплодотворение у животных и растений. Двойное оплодотворение – особенность цветковых растений. Чередование полового и бесполого поколений (гаметофита и спорофита) у растений.

Основные этапы онтогенеза. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Развитие зародыша (на примере животных) и процессы, его сопровождающие: увеличение числа клеток, их дифференцировка, образование тканей и органов. Прямое развитие и развитие с метаморфозом (непрямое). Понятие жизненного цикла.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные методы исследования наследственности и изменчивости. Гибридологический анализ, моно- и дигибридное скрещивание. Основные понятия генетики: ген, аллель, признак, гомозигота и гетерозигота, доминантность и рецессивность, генотип, фенотип и норма реакции.

Законы наследственности, установленные Г. Менделем и условия их выполнения: единообразие гибридов первого поколения, расщепление признаков во втором поколении, независимое наследование признаков. Цитологические основы выполнения законов Г.Менделя. Полное и неполное доминирование.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование и его цитологические причины, закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление. Роль кроссинговера (перекреста хромосом). Генетическое определение пола, половые хромосомы и аутосомы, наследование признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система, понятие о взаимодействии и множественном действие генов. Роль генотипа и факторов внешней среды в формировании фенотипа. Формы изменчивости организмов: модификационная и наследственная изменчивость, мутационная и комбинативная изменчивость, их роль в природе. Причины мутаций. Влияние окружающей среды на мутационный процесс. Мутагены. Главные источники комбинативной изменчивости: независимое поведение гомологичных хромосом в мейозе, кроссинговер, оплодотворение.

Значение генетики для здравоохранения. Наследственные заболевания человека и меры их профилактики. Влияние радиоактивного излучения и химических мутагенов (в том числе никотина, алкоголя и наркотических веществ) на наследственность человека.

Генетика – теоретическая основа селекции. Порода животных и сорт растений. Основные методы селекции растений и животных: мутагенез, полиплоидия, гибридизация, искусственный отбор.

Современные биотехнологии: генная и клеточная инженерия, микробиологический синтез, их роль в развитии здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства и охраны природы.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вавилов. Экспериментальное получение мутаций.

Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.

Селекция животных, растений и микроорганизмов. Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных; отбор и гибридизация: формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программе по подготовке учащихся 9 класса для сдачи ОГЭ

Автор: Лебедик Ольга Ивановна

Дата: 12.11.2018

Номер свидетельства: 485225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Программа по подготовке учащихся 9 классов к сдаче ОГЭ по английскому языку"
    ["seo_title"] => string(77) "proghrammapopodghotovkieuchashchikhsia9klassovksdachieogepoanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "273369"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452191230"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа элективного курса в 9 классе "Готовимся к ОГЭ по русскому языку""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_elektivnogo_kursa_v_9_klasse_gotovimsia_k_oge_po_russkomu_ia"
    ["file_id"] => string(6) "558295"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600880359"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа по элективному курсу в 9 классе "Точка, точка, запятая""
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaiaproghrammapoeliektivnomukursuv9klassietochkatochkazapiataia"
    ["file_id"] => string(6) "257038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448268377"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "программа кружка "Матема" "
    ["seo_title"] => string(26) "proghramma-kruzhka-matiema"
    ["file_id"] => string(6) "118949"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413298112"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства