Просмотр содержимого документа
«Побег и его строение. Почка – зародышевый побег.»
Т ема урока: Побег и его строение. Почка – зародышевый побег.
Ш кола: ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект»
Учитель: Серикова Елена Викторовна
Предмет: биология
Тип урока: комбинированный
Технология обучения:проблемное обучение, ИКТ
Формы работы: индивидуальная, работа в группах (коллективная)
Цель урока: познакомить учащихся со строением побега, а также изучить строение и виды почек.
Задачи урока:
образовательная или обучающая: научить различать побеги деревьев и кустарников, изучить строение почек, раскрыть взаимосвязь строения почек с выполняемыми ими функциями, закрепить умения работать с лабораторным оборудованием;
развивающая: развивать умение выявлять главное, обобщать, сравнивать и делать выводы;
воспитательная: формировать умения совместной деятельности, чувство бережного отношения к природе.
Т СО, оборудование: побеги деревьев и кустарников, гербарии, таблицы, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, учебник, тетрадь для лабораторных работ, ММУ, ПК, экран.
Оформление доски: На доске записана тема урока, записаны проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке, а также написан эпиграф к уроку.
Вскоре, покорный стремлению
Новому, стебель восходит,
Узел несет над узлом,
Новые листья несет.
И.В.Гёте
Методы и приемы: проблемный, поисковый, словесный, организационный.
Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения побега и почки; раскрывают взаимосвязь строения почек с выполняемыми ими функциями, получают навыки работы с лабораторным оборудованием.
СТРУКТУРА УРОКА И ХОД УРОКА
I.Вводная часть. Организационный этап: приветствие, сообщение темы и цели урока (1 мин.).
II. Проверка знаний(5 мин.). Соберите таблицу: учащимся на парту даётся разрезанная таблица, ее нужно собрать (парная работа).
Основные понятия
Определения понятий
Корни
- подземные органы растений, выбрасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве
Корневая система
- система всех корней растений
Главный корень
- корень, уходящий в почву глубже всех
Боковые корни
- корни, отходящие по бокам от главного или придаточного корней
Придаточные корни
- корни, отходящие по бокам от стебля
Стержневая корневая система
- система, состоящая из главного и боковых корней
Мочковатая корневая система
- система, состоящая из придаточных и боковых корней
III. Актуализация опорных знаний(3 мин).
Учитель:Что такое орган?
Предполагаемый ответ: Орган – часть организма, занимающая определенное место в организме и выполняющая функции.
На доске оформлена заранее схема.
Учитель:На какие 2 группы можно разделить органы растений?
Заполнение ячеек схемы на доске.
Схема заполняется только на доске и разными учениками.
Учитель: Какому органу природа
Особую крепость дала
И листья в огромную крону
На ветках его собрала?
О каком же вегетативном органе пойдет речь?
Предполагаемый ответ: о побеге.
IV. Мотивация опорных знаний.Как великий немецкий поэтответил на вопрос: «C чего начинается побег?». Анализ эпиграфа урока.
V. Изучение нового материала.
Учитель: Растение имеет подземную часть – корень и надземную часть – побег. Как образуется побег? Почему имеет такое название?
Предполагаемые ответы:
- побег растет из зародышевого корешка, стебелька и почечки;
- старается пробиться из «царства тьмы» на свет.
Учитель: Действительно, побег имеет не зря такое название, так как он, получив запас питательных веществ от корня, «бежит» из «тьмы» на «свет».
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
З ачем побегу необходим свет, есть ли связь в будущем побега с корнем, окажется ли он благодарен корню, за тот запас веществ и энергии для своего роста? Каково же значение побега для растения?
Учитель: Прошу нарисовать рисунок у себя в тетради и по ходу объяснения ввести на нем обозначения (рисунок на доске).
Побег имеет узлы – это место прикрепления одного или нескольких листьев к стеблю. Расстояние между соседними узлами называется междоузлием. Угол между листом и стеблем называется пазухой листа.
Учитель: Прослушайте отрывки стихотворений, подумайте, о чем идет речь?
У дедушки Дерева
Добрые руки,
Большие, зеленые, добрые руки.
Наверно, их сто или сто двадцать пять,
Чтобы всех покачать,
Чтобы всех покатать!
Предполагаемый ответ:
- добрые руки – это ветви с листьями;
- листьев много;
- ветви с листьями связаны.
Учитель:
На ветках дерева,
Как плотные комочки,
Уснули до весны
Малышки – почки.
- Что такое почка?
- Почему они уснули до весны?
Почка – это зачаточный побег. Какие существуют виды почек?
Используя учебник, найти ответы на вопросы и оформить в виде схемы.
1 вариант: виды почек;
2 вариант: виды почек по месту их расположения на побеге.
Предполагаемые ответы:
1 вариант:
2 вариант:
Учитель: Может ли человек изменить формирование кроны растения?
Предполагаемый ответ;
- Да.
- Но как?
Учитель: Так как рост стебля в длину происходит за счет работы конуса нарастания верхушечной почки, то если ее обрезать, начнут разрастаться боковые побеги, и вид кроны меняется. Итак, мы рассмотрели строение побега и можем сказать о значении побега.
Предполагаемый ответ:
- связывает подземную и надземную части растения;
- транспортирует вещества;
- иногда фотосинтез.
Учитель: Можем ли мы теперь ответить на проблемный вопрос?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
- Да.
- Побегу необходим свет для процесса фотосинтеза, протекающего в листьях, в результате которого образуются органические вещества.
- Органические вещества транспортируются по растению, питая его и накапливаясь в корне.
Следовательно, существует тесная связь между подземной и надземной частями, и существовать друг без друга они не могут.
V I. Закрепление изученного материала.Предлагается разгадать кроссворд (ММУ).
КРОССВОРД «ПОБЕГ»
ВПИШИТЕ НАЗВАНИЯ ЧАСТЕЙ ПОБЕГА.
М
У
С
П
О
Б
Е
Г
Л
VII. Итог урока.
- Что мы узнали нового о побеге?
- Чему мы научились на уроке?
VIII. Домашнее задание:
выучить §, сочинить сказку о строении побега, его функциях и значении.