kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Осваиваем современные технологии. Повышаем квалификацию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является методической разработкой новых технологий по биологии. в ней есть также примеры из уроков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Осваиваем современные технологии. Повышаем квалификацию»


ГУ Карабатырская средняя школа»








Осваиваем современные технологии.

Повышаем квалификацию.




2017 год

Формирование базовых компетентностей современного человека как одна из ключевых задач новой модели школьного образования.

Современный урок с позиции

деятельностно - компетентностного подхода


Плохой учитель преподносит истину,

хороший- учит ее находить.

А.Дистерверг.


В период перехода на новую педагогическую парадигму и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса.

В отличие от урока традиционного, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, компетентностно - ориентированный. Можно в нем выделить несколько наиболее важных аспектов:


1. Мотивационно – целеполагающий аспект.

1. Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока.

Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а компетентность учащихся (способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Не случайно в каждом предметном стандарте имеется раздел «Требования к уровню подготовки выпускников», где выделено, что выпускник должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Вместе с этим, следует отметить, что компетентностный подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Например : перед уроком в 11 классе по теме «Бионика. Использованием человеком в хозяйственной деятельности принципов охраны растительного и животного мира», мы провели опрос учащихся по теме «Рациональное использование природных ресурсов». Выявили ряд разногласий. Много спорных вопросов. Поэтому на уроке попытаемся найти ответы и утверждения. Для того чтобы ответить на эти вопросы конкретно, попробуем найти доказательства по ряду утверждений. Каждая группа получает проблемное задание, выполнив его, представляет решение проблемы. Вторая группа оппонентов задаёт вопросы для уточнения, просит аргументированные ответы и конкретные факты. В споре побеждает группа, наиболее точно дающая аргументированные ответы.

2.К новым образовательным целям урока относятся цели самих учащихся.

Наиболее распространенным продолжительное время был следующий подход: образовательные цели урока чаще всего отождествлялись с педагогическими целями, забывая о целях учащихся. Педагог на уроке ставил цель и сам же ее решал с помощью деятельности учащихся. Для ученика урок не имел особой ценности. Чаще всего цели учащихся на уроке концентрировались на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.). Компетентностный подход к определению целей урока ориентирует на согласованность целей учителей и обучаемых. Другими словами, совместное целеполагание.


3.Компетнтностный урок решает проблему мотивации учебной деятельности школьников, на компетентностном уроке создается модель «учения с увлечением».

Приемы мотивации могут использоваться самые разные: письмо, новости, видеосюжет, кроссворд и т.д.

2.Деятельностный аспект

1.Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на уроке. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают компетентность решения проблем, информационную компетентность при работе с различными источниками информации. Остерегаться здесь следует главного, не каждый учитель в наших школах пока умеет организовать самостоятельную работу. Нередко мы наблюдаем, что не четко формулируется учебная задача, не разбирается алгоритм работы. Соответственно, и результативность работы будет низкой, а решение проблемы под вопросом.

2.Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Эффективным является решение компетентностно- ориентированных заданий(КОЗ) или ситуационных заданий. КОЗ позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации.


1Биология. 6 класс.Компетентность разрешения проблем

Задача.

Вы, ученик 6 класса, помогаете своему младшему брату (сестре, другу, подруге) готовиться к викторине по природоведению. На вопрос: «Какой орган у картофеля мы употребляем в пищу?», получили ответ: «Плод». Этот ответ вас смутил, ведь вы знаете, что на самом деле плоды картофеля ядовиты и можно употреблять в пищу только клубни - видоизмененные побеги.

Задание.

На рисунке представлен клубень картофеля № 1, который является видоизмененным побегом, и побег дерева с почками № 2.

Внимательно рассмотрите рисунки. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке? Почему нельзя назвать клубень картофеля плодом?



Представление результатов. Заполните таблицу:


Сходства объектов

Различия объектов











2. Биология. 11 класс.

Компетентность разрешения проблем .Действия по решению проблемы

Задача. Вы представитель экологической ассоциации защиты вод Мирового океана от загрязнения. Ассоциация направила вас на крайний север для изучения популяции белых медведей на Таймыре. Изучив цепи питания этих животных, вы пришли к выводу, что популяция белых медведей испытывает острую внутривидовую конкуренцию из-за недостатка пищи. Вами было составлено графическое изображение пирамиды численности и биомассы (экологической пирамиды) белых медведей для отчета в ассоциации. Известно, что при перемещении веществ и энергии по пищевой цепи с одного уровня на другой в любой экологической пирамиде передается всего лишь 10 %.

















Задание. Вычислите сколько нужно планктона, чтобы вырос белый медведь массой 300 кг.

Представление результатов. Запишите решение задачи с объяснением.


3.Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыследеятельность, ИКТ. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, беря из нее только отдельные приемы. Такой подход является педагогически не верным.


3.Содержательный аспект


  1. Современный урок должен отличаться содержанием. Акцент должен быть сделан на два важных момента: ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграция содержания (т.е. опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов) . Хотелось бы отметить, что интеграция содержания не предполагает проведение урока несколькими педагогами. Это не оптимальное решение в организации урока.


4.Оценочно- рефлексивный аспект

1.Одним из существенных факторов повышения качества современного урока является оценочная деятельность. На современном уроке изменяется система оценивания. Оцениваются не только знания, но и компетенции. Осуществляется не только 5-бальное количественное оценивание, но и качественное. Часто практикуется самооценка, другая шкала оценивания, понятная детям, принятая ими.

2.Рефлексивность урока: организованный учителем процесс. Важно, чтобы ученик осознал способы деятельности, выявил нерешенные трудности и проблемы, осознал, в чем состоялся личный прирост знаний и умений. Интересна самооценка учителем проведенного урока, совместная с учениками оценка всего урока. Формы образовательной рефлексии могут быть разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение.

рефлексия урока:

НА УРОКЕ:

Мне было

  • интересно;

  • трудно;

  • скучно;

  • полезно;

  • __________

Я на уроке

  • работал;

  • старался;

  • не понял тему;

  • волновался;

  • был наблюдателем;

  • _______________


Постараюсь

  • Найти дополнительный материал;

  • Почитаю информацию в учебнике;

  • Запомнить интересный материал урока;

  • _______________________


5.Психологический аспект

1.Создание психологического комфорта, хорошего настроения у учеников.


Выводом о результативности урока мне хотелось бы закончить:

Если раньше низкий результат урока можно было объяснить тем, что школьники не могут достичь хороших результатов в силу своих способностей и низкой мотивации к учению, то результат современного урока зависит от создания педагогических условий для деятельности ученика.


Характеристика современного урока

Существительные

-творчество

-результат

-новизна

-процесс

-учение

Прилагательные

-гибкий (ситуационный)

- интегрированный

- завершенный

- субъектный (признающий личность ученика)

- разумный (баланс видов и приемов деятельности)

-мотивирующий

-творческий

Глаголы

- организует

-мотивирует

-активизирует

-изменяет


Литература:

1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под ред. Асмолова А.Г.; Как проектировать универсальные учебные действия в средней школе: от действия к мысли: пособие для учителя; М.: Просвещение, 2008г.;

2.Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н.; “Все вместе” программа обучения школьников взаимодействию и сотрудничеству; М.: ТЦ Сфера, 2004;

3.Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К.; Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие; под ред. Маскина В.В.; М.: АРКТИ, 2006г;

4.Обухова Л.Ф.; Детская (возрастная) психология; М.: Российское педагогическое агентство; 1996;

5.Перелыгина Е.А., Фишман И.С.; Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей ; Самара: Издательство “Учебная литература”: 2007.

6.Примерные программы общего образования в РК;

7.Савенков А.И.; Маленький исследователь: коллективное творчество школьников; Ярославль: 2004;









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Осваиваем современные технологии. Повышаем квалификацию

Автор: Суркова Татьяна Ивановна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рефлексивный отчет  учителя начальных классов третьего базового уровня Джолдиновой А.К."
    ["seo_title"] => string(88) "rieflieksivnyiotchietuchitielianachalnykhklassovtrietieghobazovoghourovniadzholdinovoiak"
    ["file_id"] => string(6) "282310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453663024"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Индивидуальный план профессионального развития"
    ["seo_title"] => string(49) "individual_nyi_plan_profiessional_nogho_razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "446584"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514221485"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе». "
    ["seo_title"] => string(88) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-ikt-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "224009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438328782"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Уровневые курсы НИШ в РК "
    ["seo_title"] => string(27) "urovnievyie-kursy-nish-v-rk"
    ["file_id"] => string(6) "240063"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444925648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Профессиональная культура педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "profiessional-naia-kul-tura-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "137551"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417367172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства