kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности организации самостоятельной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны приемы самостоятельной работы с учащимися школы закрытого типа на уроках биологии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации самостоятельной работы»

Чернова Е.В.

Особенности организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа с учебным материалом одновременно и попеременно является методом, целью и результатом обучения. Самостоятельная работа, деятельность позволяет ликвидировать пробелы. В структуре обучения она может использоваться практически в любой составляющей учебного цикла: работа с новым материалом, закрепление, систематизация, контроль и оценка и т.п. При этом эффективность ее использования каждый раз будет зависеть от доступности задания. Доступность в свою очередь определяется подготовленностью и индивидуальными учебными способностями.

Однако мы попадаем в сложную и противоречивую ситуацию. С одной стороны, организация работы школы предполагает, что образование должно приобретаться ее учениками в условиях повышенной самостоятельности, логически опирающейся на общую зрелость взрослого человека. Но с другой стороны, характерной особенностью большинства учащихся, возобновляющих обучение, является существенная дидактическая запущенность.

Это предъявляет особые требования к организации самостоятельной работы.

Учебную информацию и операции с нею педагог предварительно структурирует: подразделяет на обязательные к усвоению (необходимо-актуальные), и относительно избыточные, пробелы в которых не так значимы для восприятия сути изучаемого материала.

Планируя самостоятельную работу учащихся на занятии, педагог определяет доступность заданий. Такая дозировка обеспечивает необходимую успешность деятельности каждого ученика и сопутствующее восстановление учебной мотивации.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности на занятии, можно назвать следующие:

  1. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала.

  2. Эмоциональное воздействие также существует как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в процесс учения.

Педагог четко формулирует для себя и доводит до сознания учащихся суть и форму проверочного эталона (что проверяется и как оценивается) на каждой стадии восстановления учебных навыков, кретириальное оценивание. При этом низшим стадиям, как правило, соответствуют простейшие формы проверочного эталона – воспроизведение выделенной учителем части параграфа или сделанной на предыдущих уроках записи, действие по образцу и т.п.

Затем в роли проверочного эталона могут использоваться действия по находящейся перед глазами схеме алгоритма и т.п.

Постепенно (по мере восстановления учебных навыков и ликвидации дидактической запущенности) самостоятельная работа учащихся ориентируется педагогом на развернутый проверочный эталон. (Формулировка и объяснение понятий, воспроизведение учебного материала в типовой и новой ситуации, оперирование с понятиями по образцу, алгоритму и в новой ситуации, использование имеющихся знаний и умений для добывания новых и т.п.)

Специальное внимание и учебное время учитель уделяет демонстрации и усвоению учащимися образцов и алгоритмов самостоятельной работы в классе. Этому же способствуют разнообразные памятки для учащихся по самостоятельной работе с учебником, алгоритму решения задач или проведению практических и лабораторных работ, коррекционных карточек с показом выполнения задания.

Образцы и алгоритмы самостоятельной работы некоторое время должны быть предметом прямого научения и средством обратной связи.

Включению учащихся в сложное самостоятельное действие обязательно предшествуют специально подобранные подводящие упражнения, обеспечивающие поэлементное усвоение сложного действия (под руководством учителя и в последующем варианте самостоятельной деятельности).

Учителем в процессе самостоятельной работы должен быть предусмотренконтроль и учет усвоения каждым учащимся каждого элемента актуально-необходимой части учебного материала.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности организации самостоятельной работы

Автор: Чернова Елена Васильевна

Дата: 22.05.2016

Номер свидетельства: 329346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Роль рабочей тетради в организации самостоятельной работы студента"
    ["seo_title"] => string(73) "rol-rabochiei-tietradi-v-orghanizatsii-samostoiatiel-noi-raboty-studienta"
    ["file_id"] => string(6) "327660"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463476133"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "169226"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423389129"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Организация самостоятельной работы учащихся как средство формирование УУД"
    ["seo_title"] => string(80) "orghanizatsiia_samostoiatiel_noi_raboty_uchashchikhsia_kak_sriedstvo_formirovani"
    ["file_id"] => string(6) "418152"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495596341"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОЕКТ Организация самостоятельной работы учащихся на уроках геометрии в основной школе(с использованием программы «Живая геометрия») "
    ["seo_title"] => string(156) "proiekt-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieomietrii-v-osnovnoi-shkolie-s-ispol-zovaniiem-proghrammy-zhivaia-ghieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "213899"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432169920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства