Просмотр содержимого документа
«Особенности организации самостоятельной работы»
Чернова Е.В.
Особенности организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа с учебным материалом одновременно и попеременно является методом, целью и результатом обучения. Самостоятельная работа, деятельность позволяет ликвидировать пробелы. В структуре обучения она может использоваться практически в любой составляющей учебного цикла: работа с новым материалом, закрепление, систематизация, контроль и оценка и т.п. При этом эффективность ее использования каждый раз будет зависеть от доступности задания. Доступность в свою очередь определяется подготовленностью и индивидуальными учебными способностями.
Однако мы попадаем в сложную и противоречивую ситуацию. С одной стороны, организация работы школы предполагает, что образование должно приобретаться ее учениками в условиях повышенной самостоятельности, логически опирающейся на общую зрелость взрослого человека. Но с другой стороны, характерной особенностью большинства учащихся, возобновляющих обучение, является существенная дидактическая запущенность.
Это предъявляет особые требования к организации самостоятельной работы.
Учебную информацию и операции с нею педагог предварительно структурирует: подразделяет на обязательные к усвоению (необходимо-актуальные), и относительно избыточные, пробелы в которых не так значимы для восприятия сути изучаемого материала.
Планируя самостоятельную работу учащихся на занятии, педагог определяет доступность заданий. Такая дозировка обеспечивает необходимую успешность деятельности каждого ученика и сопутствующее восстановление учебной мотивации.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности на занятии, можно назвать следующие:
Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала.
Эмоциональное воздействие также существует как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в процесс учения.
Педагог четко формулирует для себя и доводит до сознания учащихся суть и форму проверочного эталона (что проверяется и как оценивается) на каждой стадии восстановления учебных навыков, кретириальное оценивание. При этом низшим стадиям, как правило, соответствуют простейшие формы проверочного эталона – воспроизведение выделенной учителем части параграфа или сделанной на предыдущих уроках записи, действие по образцу и т.п.
Затем в роли проверочного эталона могут использоваться действия по находящейся перед глазами схеме алгоритма и т.п.
Постепенно (по мере восстановления учебных навыков и ликвидации дидактической запущенности) самостоятельная работа учащихся ориентируется педагогом на развернутый проверочный эталон. (Формулировка и объяснение понятий, воспроизведение учебного материала в типовой и новой ситуации, оперирование с понятиями по образцу, алгоритму и в новой ситуации, использование имеющихся знаний и умений для добывания новых и т.п.)
Специальное внимание и учебное время учитель уделяет демонстрации и усвоению учащимися образцов и алгоритмов самостоятельной работы в классе. Этому же способствуют разнообразные памятки для учащихся по самостоятельной работе с учебником, алгоритму решения задач или проведению практических и лабораторных работ, коррекционных карточек с показом выполнения задания.
Образцы и алгоритмы самостоятельной работы некоторое время должны быть предметом прямого научения и средством обратной связи.
Включению учащихся в сложное самостоятельное действие обязательно предшествуют специально подобранные подводящие упражнения, обеспечивающие поэлементное усвоение сложного действия (под руководством учителя и в последующем варианте самостоятельной деятельности).
Учителем в процессе самостоятельной работы должен быть предусмотренконтроль и учет усвоения каждым учащимся каждого элемента актуально-необходимой части учебного материала.