kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация углубленного обучения биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классы химико-биологического профиля.

 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация углубленного обучения биологии»


Рассмотрено:

на ШМО учителей естественно-научного цикла

_______________

_______________



Утверждаю:

Директор МБОУ лицея №15

______________Т.Н. Песоцкая



Согласовано:

Зам. директора по УВР

___________Селина Я.М.















Рабочая программа

по биологии 9 класс (3ч неделю)

Всего 102 ч

на 2016-2017 учебный год

Учитель биологии

Тарасьева Татьяна Ивановна




















Пояснительная записка

К рабочей программе по биологии 9 класс с углубленным изучением ( 3 часа в неделю)


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего общего образования (профильный уровень) и Программы углубленного изучения биологии в основной школе 6-9 классы авторов Е.В.Алексеевой,

Е.Е. Булатовой, Л.А. Яночкиной и Н.И.Сонина полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Программа рассчитана на углубление, расширение учебного материала основной общей школы по биологии и дает возможность осуществлять серьезную предпрофильную подготовку учащихся по данному предмету.

9 класс является профильным с введением трехчасовой программы по биологии и химии.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 102 часа в объеме 3 часа в неделю. Используется учебники «Введение в общую биологию»» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, А.Г. Арадьева. М.:Дрофа. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров , Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности»,М,: Дрофа.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных и межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В результате изучения предмета учащиеся 9 классы должны:

Знать/понимать

-уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, биоценотический;

-особенности жизни как формы существования материи и свойства живых систем;

-роль физически и химических процессов в живых системах различного уровня организации;

-фундаментальные понятия биологии;

-сущность процессов обмена веществ, оплодотворения, онтогенеза, наследственности и изменчивости, филогенеза;

-основные теории биологии: клеточную, хромосомную, эволюционную;

-сущность законов: зародышевого сходства, генетики, закономерностей изменчивости;

-сущность правил и принципов молекулярной биологии, генетики, экологии.

Уметь:

-пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни;

-давать аргументированную оценку новой информации;

-работать с микроскопом и изготовлять простейшие микропрепараты;

-решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

-объяснять влияние алкоголя и никотина на развитие зародыша и состояние процессов жизнедеятельности организма;-

-объяснять взаимосвязи организмов с окружающей средой, единство человечесих рас;

-- выявлять приспособленности организма к окружающей среде, ароморфозы, идеоадаптации, компоненты экосистем, их взаимосвязи;

- сравнивать биологические объекты, процессы и явления;

-объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, эволюции видов, - Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- владеть языком науки.

Лабораторные работы:

1. Изучение приспособленностей организмов к среде обитания

2.Каталитическая активность ферментов в живых клетках

3.Изучение строения растительной и животной клеток

4. Митоз в клетках корешка лука

5. Способы бесполого размножения растений

6. Строение половых клеток

7. Решение генетических задач

8. Построение вариационного ряда и кривой

9.Изучение фенотипов местных сортов растений

10. Составление цепи питания

Содержание курса

Введение

Многообразие живого мира. Свойство живого.(4ч)

Доп. 1 ч Уровни организации природы

Структурная организация организмов

  1. Химическая организация (5)

Доп 3 ч. :углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, их функции , урок обобщения.

  1. Обмен веществ и преобразование энергии(5)

Доп.2 ч.: фотосинтез, биосинтез белка. Энергетический обмен

  1. Строение и функции клеток (8)

Доп.3 ч.: Строение бактериальной клетки. Мембрана, ее значение. Клеточный транспорт.

Размножение и индивидуальное развитие

  1. Размножение организмов (4)

Доп.2 ч.: размножение растений половое и бесполое, двойное оплодотворение цветковых, высших споровых, голосеменных.

  1. Индивидуальное развитие (5)

Доп. 2ч.:Биогенетический закон, закон зародышевого сходства.

Наследственность и изменчивость организмов

  1. Закономерности наследования признаков (10)

  2. Закономерности изменчивости (6)

  3. Селекция растений, животных, микроорганизмов (4)



Эволюция живого мира на Земле

  1. Развитие биологии в додарвиновский период (3)

Доп. 1 ч.: Теория Ж.Б. Ламарка

  1. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов (5)

  2. Приспособления организмов к условиям внешней среды (5)

Доп.3ч.: Разнообразные формы приспособленностей, лаб.раб.»Описание фенотипа»

  1. Микроэволюция (4)

Доп.2ч.: Видообразование, сравнение двух видов одного рода

  1. Макроэволюция (6)

Дополнительно 3 ч.: дивергенция, конвергенция, параллелизм, ароморфозы, идеоадаптации, общая дегенерация.

  1. Возникновение жизни на Земле (4)

Доп.2ч.: Гипотезы возникновения жизни, терия коацерватов

  1. Развитие жизни на Земле (11)

Доп.8 ч. Подробное изучение этапов по эрам и периодам.

Взаимодействие организма и среды. Основы экологии (3)

Заключение (1)



Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • знать основные положения клеточной теории, хромосомной, учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия культурных растений. Исследования Г.Менделя и Т.Моргана

  • строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом, эукариот, прокариот, вида. Экосистем

  • сущность биологических процессов и явлений : обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, хемосинтез, энергетический и пластический обмены.

;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Учебник:С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9  класс»; М. «Дрофа» 2014.– 160 с.

  2. Учебник А.А.Каменский. Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология. Введение в общую биологию», М.: Дрофа
    2. Электронное приложение к учебнику «Биология.  9 класс».
    3. Н.И.Сонин Биология. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)


Нормативные документы

  1. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы /Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост.Е.С.Савинов). – М.: Просвещение, 2011.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий / (А.Г. Асмолов и др.); под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.




Тематический план занятий


Название темы (раздела)

Количество часов

1.

Введение в биологию


5

2.

Уровни организации живой природы

-молекулярный

-клеточный

-организменный

-популяционно-видовой

-экосистемный

-биосферный


82


12

28

30

3

5

4

3.

Эволюция


6

4.

Возникновение и развитие жизни


6

5.

Обобщение


3


1 четверть

27


2 четверть

21


3 четверть

30


4 четверть

24


Итого:

102


















Тематический план


Раздел

Тема урока

Дата по плану

Дата по

факту

1

2

3

4

Введение.

1.Биология-наука о жизни




2.Методы исследования




3.Сущность жизни, признаки и свойства живого




4.Уровни структурной организации жизни




5.Основные царства живой природы



Уровни .

6.Элементарный состав клетки




7.Молекулярный состав:неорганические вещества.




8.Органические вещества: углеводы, их структура, значение




9.Липиды, их организация, значение




10.Белки, их структурная организация




11.Значение белков в живых системах.




12.Лаб.раб.Каталитическая активность белков




13.Нуклеиновые кислоты, их разнообразие




14.АТФ, строение , функции




15.Биологические катализаторы, их роль.




16.Решение тематических тестов по органическим веществам.




17.Обобщение и контроль по теме.



Клеточный.

18.Царство Вирусы, их место в живой природе.




19.Вирусные заболевания, меры профилактики ВИЧ, гепатита




20.История формирования знаний о клетке.




21.Основные положения клеточной теории




22.Общий план строения живой клетки. Мембрана.




23.Органоиды цитоплазмы6ЭПС,рибосомы, к. Гольджи.




24.Лизосомы,митохондрии,пластиды, клеточный центр.




25.Органоиды движения, включения.




26.Ядро.




27.Сравнение клеток растений, животных, грибов.



1

2

3

4


28.Лаб.раб.№2 Изучение строения клеток растений и животных




29.Бактерии. Особенности строения значение в природе.




30Решение тематических тестов ГИА




31.Обобщение и контроль




32.Метаболизм.Ассимиляция, диссимиляция




33.Энергетический обмен.




34Питание клетки. Хемосинтез.




35.Фотосинтез




36.Лаб.раб.№3 Влияние освещения на интенсивность фотосинтеза




37.Биосинтез белков. Генетический код, его свойства.




38.Транскрипция. Трансляция




39.Обобщение по теме"Метаболизм"




40.Проверочная работа по теме.




41.Деление клетки. Митотический цикл. Интерфаза.




42. Митоз, его фазы.




43.Лаб.Раб.№4 Митоз в клетках корешка лука.




44.Решение заданий ГИА по теме "Клетка"




45.Контрольная работа по разделу.



Организменный

46.Размножение организмов. Бесполое размножение.




47.Лаб.раб.№5 Способы бесполого размножения организмов.




48.Половое размножение. Первое деление мейоза.




49.Второе деление мейоза. Формирование гамет.




50.Осеменение и оплодотворение. Онтогенез.




51.Эмбриональное развитие.




52.Постэмбриональное развитие




53.Обобщение по теме "Размножение"




54.Проверочная работа, решение заданий ГИА




55.Наследственность и изменчивость. Генетическая терминология.




56.Законы Г.Менделя. Закон доминирования.




57.Закон расщепления, Неполное доминирование.







1

2

3

4


58.Закон чистоты гамет. Решение задач.




59.Анализирующее скрещивание.




60.Практ. Раб №6 "Исследование генеологии своей семьи"




61.Дигибридное скрещивание. Решотка Пеннета.




62. Третий закон Менделя.




63.Взаимодействие Аллельных генов. Наследование групп крови.




64.Взаимодействие неаллельных генов.




65.Сцепленное наследование.




66.Наследование сцепленное с полом.




67.Наследование заболеваний сцепленных с полом. Решение задач.




68. Обобщение и контроль по теме.




69.Изменчивость.Модификационная изменчивость.




70.Генотипическая изменчивость .Мутации , их виды.




71.Комбинативная изменчивость.




72.Лаб.раб№7 Построение вариационного ряда , кривой.




73.Основы селекции. Работы Н.И.Вавалова.




74.Основные методы селекции.




75. Зачет по разделу. Тестовая работа.



Популяционный

76.Критерии вида




77.Популяция




78.Лаб.раб №8 "Сравнение двух видов одного рода"



.Экосистемный .

79.Сообщество, экосистема, биогеоценоз




80.Состав и структура биогеоценоза.




81.Потоки вещества и энергии в экосистеме.




82. Саморазвитие экосистем




83. Изучение и описание экосистем своей местности.



Биосфера

84.Биосфера. Эволюция биосферы.




85. Круговорот веществ в биосфере.




86.Антропогенное влияние на биосферу.




97.Экологические проблемы КМВ.



Эволюция

88.Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина.







1

2

3

4


89.Борьба за существование и естественный отбор




90. Формы естественного отбора.




91. Результат эволюции-приспособленность организмов к среде обитания.




92.Видообразование.




93. Направления эволюции. Общие закономерности.



Возникновение и развитие жизни

94.Современные гипотезы возникновения жизни




95.Основные этапы развития жизни на Земле. Древнейшя жизнь.




96.Протерозойская и палеозойская эры.




97.Развитие жизни в мезозое и кайнозое.




98.Эволюция биосферы.




99.Место и роль человека в эволюции органического мира .Эволюция человека.



Обобщение

100. Обобщение. Клетка




101.Молекулярный уровень.




102. Обобщение по эволюционному учению.












Итого по плану за год:

8 лабораторных и практических работ.










Учитель Тарасьева Т.И.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация углубленного обучения биологии

Автор: Тарасьева Татьяна Ивановна

Дата: 02.01.2017

Номер свидетельства: 374926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии "
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchisia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108134"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403586272"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии" "
    ["seo_title"] => string(97) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchikhsia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108138"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403587036"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа углубленного изучения геометрии 11 "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-ughlubliennogho-izuchieniia-ghieomietrii-11"
    ["file_id"] => string(6) "133693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416568863"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Разработка внеклассного занятия по биологии на тему: "Пересадка комнатных растений, купленных в магазине" "
    ["seo_title"] => string(115) "razrabotka-vnieklassnogho-zaniatiia-po-biologhii-na-tiemu-pieriesadka-komnatnykh-rastienii-kupliennykh-v-maghazinie"
    ["file_id"] => string(6) "161871"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422283430"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства