Просмотр содержимого документа
«Организация углубленного обучения биологии»
Рассмотрено:
на ШМО учителей естественно-научного цикла
_______________
_______________
Утверждаю:
Директор МБОУ лицея №15
______________Т.Н. Песоцкая
Согласовано:
Зам. директора по УВР
___________Селина Я.М.
Рабочая программа
по биологии 9 класс (3ч неделю)
Всего 102 ч
на 2016-2017 учебный год
Учитель биологии
Тарасьева Татьяна Ивановна
Пояснительная записка
К рабочей программе по биологии 9 класс с углубленным изучением ( 3 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего общего образования (профильный уровень) и Программы углубленного изучения биологии в основной школе 6-9 классы авторов Е.В.Алексеевой,
Е.Е. Булатовой, Л.А. Яночкиной и Н.И.Сонина полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Программа рассчитана на углубление, расширение учебного материала основной общей школы по биологии и дает возможность осуществлять серьезную предпрофильную подготовку учащихся по данному предмету.
9 класс является профильным с введением трехчасовой программы по биологии и химии.
На изучение биологии на профильном уровне отводится 102 часа в объеме 3 часа в неделю. Используется учебники «Введение в общую биологию»» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, А.Г. Арадьева. М.:Дрофа. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров , Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности»,М,: Дрофа.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных и межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В результате изучения предмета учащиеся 9 классы должны:
Знать/понимать
-уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, биоценотический;
-особенности жизни как формы существования материи и свойства живых систем;
-роль физически и химических процессов в живых системах различного уровня организации;
-фундаментальные понятия биологии;
-сущность процессов обмена веществ, оплодотворения, онтогенеза, наследственности и изменчивости, филогенеза;
-основные теории биологии: клеточную, хромосомную, эволюционную;
-сущность правил и принципов молекулярной биологии, генетики, экологии.
Уметь:
-пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни;
-давать аргументированную оценку новой информации;
-работать с микроскопом и изготовлять простейшие микропрепараты;
-решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
-объяснять влияние алкоголя и никотина на развитие зародыша и состояние процессов жизнедеятельности организма;-
-объяснять взаимосвязи организмов с окружающей средой, единство человечесих рас;
-- выявлять приспособленности организма к окружающей среде, ароморфозы, идеоадаптации, компоненты экосистем, их взаимосвязи;
- сравнивать биологические объекты, процессы и явления;
-объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, эволюции видов, - Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком науки.
Лабораторные работы:
1. Изучение приспособленностей организмов к среде обитания
2.Каталитическая активность ферментов в живых клетках
3.Изучение строения растительной и животной клеток
4. Митоз в клетках корешка лука
5. Способы бесполого размножения растений
6. Строение половых клеток
7. Решение генетических задач
8. Построение вариационного ряда и кривой
9.Изучение фенотипов местных сортов растений
10. Составление цепи питания
Содержание курса
Введение
Многообразие живого мира. Свойство живого.(4ч)
Доп. 1 ч Уровни организации природы
Структурная организация организмов
Химическая организация (5)
Доп 3 ч. :углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, их функции , урок обобщения.
Обмен веществ и преобразование энергии(5)
Доп.2 ч.: фотосинтез, биосинтез белка. Энергетический обмен
Строение и функции клеток (8)
Доп.3 ч.: Строение бактериальной клетки. Мембрана, ее значение. Клеточный транспорт.
Размножение и индивидуальное развитие
Размножение организмов (4)
Доп.2 ч.: размножение растений половое и бесполое, двойное оплодотворение цветковых, высших споровых, голосеменных.
Индивидуальное развитие (5)
Доп. 2ч.:Биогенетический закон, закон зародышевого сходства.
Наследственность и изменчивость организмов
Закономерности наследования признаков (10)
Закономерности изменчивости (6)
Селекция растений, животных, микроорганизмов (4)
Эволюция живого мира на Земле
Развитие биологии в додарвиновский период (3)
Доп. 1 ч.: Теория Ж.Б. Ламарка
Теория Ч.Дарвина о происхождении видов (5)
Приспособления организмов к условиям внешней среды (5)
Доп.3ч.: Разнообразные формы приспособленностей, лаб.раб.»Описание фенотипа»
Микроэволюция (4)
Доп.2ч.: Видообразование, сравнение двух видов одного рода
Макроэволюция (6)
Дополнительно 3 ч.: дивергенция, конвергенция, параллелизм, ароморфозы, идеоадаптации, общая дегенерация.
Возникновение жизни на Земле (4)
Доп.2ч.: Гипотезы возникновения жизни, терия коацерватов
Развитие жизни на Земле (11)
Доп.8 ч. Подробное изучение этапов по эрам и периодам.
Взаимодействие организма и среды. Основы экологии (3)
Заключение (1)
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
знать основные положения клеточной теории, хромосомной, учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия культурных растений. Исследования Г.Менделя и Т.Моргана
сущность биологических процессов и явлений : обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, хемосинтез, энергетический и пластический обмены.
;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечениеобразовательного процесса
Учебник:С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»; М. «Дрофа» 2014.– 160 с.
Учебник А.А.Каменский. Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология. Введение в общую биологию», М.: Дрофа 2. Электронное приложение к учебнику «Биология. 9 класс». 3. Н.И.Сонин Биология. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)
Нормативные документы
Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы /Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост.Е.С.Савинов). – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий / (А.Г. Асмолов и др.); под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
Тематический план занятий
№
Название темы (раздела)
Количество часов
1.
Введение в биологию
5
2.
Уровни организации живой природы
-молекулярный
-клеточный
-организменный
-популяционно-видовой
-экосистемный
-биосферный
82
12
28
30
3
5
4
3.
Эволюция
6
4.
Возникновение и развитие жизни
6
5.
Обобщение
3
1 четверть
27
2 четверть
21
3 четверть
30
4 четверть
24
Итого:
102
Тематический план
Раздел
Тема урока
Дата по плану
Дата по
факту
1
2
3
4
Введение.
1.Биология-наука о жизни
2.Методы исследования
3.Сущность жизни, признаки и свойства живого
4.Уровни структурной организации жизни
5.Основные царства живой природы
Уровни .
6.Элементарный состав клетки
7.Молекулярный состав:неорганические вещества.
8.Органические вещества: углеводы, их структура, значение
9.Липиды, их организация, значение
10.Белки, их структурная организация
11.Значение белков в живых системах.
12.Лаб.раб.Каталитическая активность белков
13.Нуклеиновые кислоты, их разнообразие
14.АТФ, строение , функции
15.Биологические катализаторы, их роль.
16.Решение тематических тестов по органическим веществам.
17.Обобщение и контроль по теме.
Клеточный.
18.Царство Вирусы, их место в живой природе.
19.Вирусные заболевания, меры профилактики ВИЧ, гепатита
20.История формирования знаний о клетке.
21.Основные положения клеточной теории
22.Общий план строения живой клетки. Мембрана.
23.Органоиды цитоплазмы6ЭПС,рибосомы, к. Гольджи.
24.Лизосомы,митохондрии,пластиды, клеточный центр.
25.Органоиды движения, включения.
26.Ядро.
27.Сравнение клеток растений, животных, грибов.
1
2
3
4
28.Лаб.раб.№2 Изучение строения клеток растений и животных
29.Бактерии. Особенности строения значение в природе.
30Решение тематических тестов ГИА
31.Обобщение и контроль
32.Метаболизм.Ассимиляция, диссимиляция
33.Энергетический обмен.
34Питание клетки. Хемосинтез.
35.Фотосинтез
36.Лаб.раб.№3 Влияние освещения на интенсивность фотосинтеза
37.Биосинтез белков. Генетический код, его свойства.