Строение растительной клетки. Л/Р Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука.
1
2-я неделясентября
3
2
3
Жизнедеятельность клетки.
1
3-я нед. сентября
4
3
4
Ткани.
1
4-я нед. сентября
Тема 2. Царство Бактерии.
2
5
1
5
Строение и жизнедеятельность бактерий.
1
1-я неделя октября
6
2
6
Роль бактерий в природе и жизни человека.
1
2-я неделя октября
Тема 3. Царство Грибы.
3
7
1
7
9
Общая характеристика грибов. Плесневые грибы. Л/р. Изучение строения плесневых грибов.
1
3-я неделя октября
8
2
8
Шляпочные грибы. Л/р. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
1
4-я неделя октября
9
3
10
Грибы – паразиты.
1
5-я нед. октября
Тема 4. Царство Растения.
5
10
1
11
Общая характеристика царства растений.
1
2-я неделя ноября
11
2
12
Водоросли. Л/р. Строение зелёных водорослей.
1
3-я неделя ноября
12
3
14,58
Высшие споровые растения. Выход растений на сушу.
1
1-я неделя декабря
13
4
15
Папоротники.
1
2-я нед. декабря
14
5
16
Голосеменные. Л/р. Изучение строения хвои и шишек хвойных.
1
3-я неделя декабря
Тема 5. Многообразие покрытосеменных растений. Классификация.
4
15
1
17
Общая характеристика строения покрытосеменных растений.
1
3-я неделя декабря
16
2
18
Строение семян. Л/р. Изучение строения семян цветкового растения.
1
4-я нед. декабря
17
3
47-51
Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств. Л/р. Распознавание наиболее распространенных растений класса Двудольные в Нижегородской области.
1
5-я неделя декабря
18
4
52-53
Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные. Л/р. Распознавание наиболее распространенных растений класса Однодольные в Нижегородской области.
1
3-я неделя января
Тема 6. Строение покрытосеменных растений.
6
19
1
19-21
Строение и функции корня.
1
4-я нед. января
20
2
22,27
Побег. Строение почки. Л/р. Строение почек. Расположение на стебле.
1
5-я нед. января
21
3
23-25
Строение и функции листа. Л/р. Изучение строения листа.
1
1-я неделя
февраля
22
4
26
Строение стебля. Л/р. Клеточное строение стебля.
1
2-я неделя
февраля
23
5
28-29
Цветок. Соцветия. Л/р. Изучение строения цветка.
1
3-я неделя
февраля
24
6
30-31
Плоды. Распространение плодов и семян. Л/р. Классификация плодов.
1
1-я неделя марта
Тема 7. Жизнь растений.
8
25
1
39, 36, 37
Обмен веществ у растений.
1
2-я нед. марта
26
2
34,37
Фотосинтез. Передвижение органических веществ.
1
3-я неделя марта
27
3
35
Дыхание растений.
1
1-я нед. апреля
28
4
40, 43
Способы размножения растений.
1
2-я нед. апреля
29
5
41
Размножение споровых растений.
1
3-я нед. апреля
30
6
42
Размножение голосеменных растений
1
4-я нед. апреля
31
7
44
Размножение покрытосеменных растений.
1
1-я неделя мая
32
8
38
Прорастание семян.
1
2-я неделя мая
33
9
39
Рост растения.
1
3-я неделя мая
Тема 8. Природные сообщества.
1
34
1
56-57
Растительные сообщества
1
4-я неделя мая
Календарно-тематическое планирование прохождения учебного материала
по биологии на 2011 – 2012 учебный год
Классы 7А, 7Б
Программа для общеобразовательных учреждений под ред. Пасечника В.В.,
Латюшина В.В., Пакуловой В.М.
Учебник Латюшин В. В., Шапкин В.А., Биология. Животные. 7 кл. - М.: Дрофа, 2008
Учитель Веретенникова С. В.
Количество часов в неделю 2
Количество контрольных работ (зачетов) 5
Количество лабораторных и практических работ 16
№
п/п
№
в теме
§
стр.
Содержание материала
Количество часов
Дата
Введение
2
1
1
1
История развития зоологии.
1
1-я нед.сентября
2
2
2
Современная зоология.
1
1-я нед.сентября
Тема 1. Многообразие животных. Простейшие.
2
3
1
3
Общая характеристика простейших. Л/р№1. Знакомство с многообразием водных простейших.
1
2-я неделя сентября
4
2
4
Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории.
1
2-я неделя сентября
Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные.
18
5
1
5
Губки.
1
3-я нед.сентября
6
2
6
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.
1
3-я неделя сентября
7
3
6
Многообразие кишечнополостных. Л/р№2. Распознавание животных типа Кишечнополостные.
1
4-я неделя сентября
8
4
7
Тип Плоские черви. Л/р№3. Выявление приспособлений у плоских червей к среде обитания.
1
4-я неделя сентября
9
5
8
Тип Круглые черви. Л/р№4. Распознавание животных типа Круглые черви.
1
1-я неделя
октября
10
6
9
Тип Кольчатые черви. Полихеты. Л/р№5. Распознавание животных типа Кольчатые черви.
1
1-я неделя
октября
11
7
10
Многообразие кольчатых червей. Л/р№6. Определение принадлежности кольчатых червей к классам.
1
2-я неделя
октября
12
Зачет № 1. Тестирование по темам: Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.
1
2-я неделя
октября
13
8
11
Тип Моллюски. Л/р№7. Распознавание животных типа Моллюски.
1
3-я неделя
октября
14
9
12
Многообразие моллюсков.
1
3-я неделя
октября
15
10
13
Тип Иглокожие.
1
4-я неделя
октября
16
11
14
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Л/р№8. Распознавание животных типа Членистоногих.
1
4-я неделя
октября
17
12
14
Класс Паукообразные.
1
2-я неделя ноября
18
13
15
Класс Насекомые. Общая характеристика и значение. Л/р№9. Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания.
1
2-я неделя ноября
19
14
16
Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки.
1
3-я неделя ноября
20
15
17
Стрекозы, вши, жуки, клопы.
1
3-я нед. ноября
21
16
18
Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.
1
4-я неделя ноября
22
17
19
Перепончатокрылые насекомые.
1
4-я нед. ноября
23
18
Зачет № 2. . Тестирование по темам:
Тип Моллюски. Тип Насекомые.
1
5-я неделя ноября
Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые.
17
24
1
20
Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные.
1
1-я неделя декабря
25
2
21
Классы рыб. Костные рыбы. Л/р№10. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.
1
2-я неделя декабря
26
3
22
Хрящевые рыбы.
1
2-я неделя декабря
27
4
23
Многообразие костных рыб.
1
3-я нед. декабря
28
5
24
Класс Земноводнодные.
1
3-я неделя декабря
29
Зачет № 3 Тестирование по темам: Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные.
1
4-я неделя декабря
30
6
25
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
1
4-я неделя декабря
31
7
25-26
Отряды пресмыкающихся. Л/р№11. Выявление приспособлений пресмыкающихся к среде обитания.
1
5-я неделя
декабря
32
8
27
Класс Птицы. Л/р№12. Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни.
1
2-я неделя января
33
9
28
Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.
1
2-я неделя января
34
10
29
Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные.
1
3-я неделя января
35
11
30
Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые.
1
3-я неделя января
36
12
31
Класс Млекопитающие, или Звери. Л/р№13. Выявление особенностей строения млекопитающих в связи с образом жизни.
1
4-я неделя января
37
13
31-32
Отряды: Насекомоядные и рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные.
1
4-я неделя января
38
14
32
Отряд Хищные
1
5-я неделя января
39
15
33
Отряды Китообразные, Ластоногие.
1
1-я нед. февраля
40
16
34
Отряды млекопитающих. Парнокопытные, Непарнокопытные.
1
2-я неделя февраля
41
17
35
Отряды млекопитающих. Приматы.
1
2-я нед. февраля
42
Зачет № 4. Тестирование по темам:
Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие.
1
3-я неделя февраля
Тема 4. Эволюция строения и функций органов и их систем.
14
43
1
36
Покровы тела. Л/р№14. Выявление особенностей строения покровов тела в связи с образом жизни.
1
3-я неделя февраля
44
2
37
Опорно-двигательная система. Л/р№15. Выявление особенностей строения скелета в связи с образом жизни.
1
4-я неделя февраля
45
3
38
Способы передвижения. Полости тела. Л/р№16. Изучение способов передвижения.
1
4-я неделя февраля
46
4
39
Органы дыхания и газообмена.
1
1-я нед. марта
47
5
40
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.
1
1-я неделя марта
48
6
41
Кровеносная система. Кровь.
1
2-я неделя марта
49
7
42
Органы выделения.
1
2-я неделя марта
50
8
43
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
1
3-я неделя марта
51
9
44
Органы чувств. Регуляция деятельности.
1
3-я неделя марта
52
10
45
Продление рода. Органы размножения.
1
1-я неделя апреля
53
11
46
Способы размножения животных. Оплодотворение.
1
1-я неделя апреля
54
12
47
Развитие животных с превращением и без превращения.
1
2-я неделя апреля
55
13
48
Периодизация и продолжительность жизни.
1
2-я неделя апреля
56
14
Зачет №5 Тестирование по теме Эволюция строения и функций органов и их систем.
1
3-я неделя апреля
Тема №5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле.
4
57
1
49
Доказательство эволюции животных.
1
3-я неделя апреля
58
2
50
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.
1
4-я неделя апреля
59
3
51
Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.
1
4-я неделя апреля
60
4
52
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
1
5-я неделя апреля
Тема №6. Биоценозы.
4
61
1
53
Естественные и искусственные биоценозы.
1
1-я неделя мая
62
2
54
Факторы среды и их влияние на биоценозы.
1
1-я неделя мая
63
3
55
Цепи питания и поток энергии.
1
2-я неделя мая
64
4
56
Взаимосвязь компонентов биоценоза.
1
2-я неделя мая
Тема № 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
4
65
1
57,58
Воздействие человека и его деятельности на животных.
1
3-я неделя мая
66
2
59,60
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.
1
3-я неделя мая
67
3
Многообразие животных.
1
4-я неделя мая
68
4
Эволюция строения и функций органов и систем животных.
1
4-я неделя мая
Календарно-тематическое планирование прохождения учебного материала
по биологии на 2011 – 2012 учебный год
Классы 8
Программа для общеобразовательных учреждений под ред. Пасечника В.В., Латюшина В.В., Пакуловой В.М.
Учебник Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 кл.- М.: Дрофа, 2008
Учитель Веретенникова С. В.
Количество часов в неделю 2
Количество контрольных работ (зачетов) 8
Количество лабораторных работ 9
Количество практических работ 6
№
п/п
№
в теме
§
стр.
Содержание материала
Количество часов
Дата
Введение
1
1
1
1, 2
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.
1
1-я неделя сентября
Раздел 1. Происхождение человека.
2
2
1
3
Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.
1
1-я неделя сентября
3
2
4, 5
Доказательства животного происхождения человека.
1
2-я неделя сентября
Раздел 2. Строение и функции организма.
58
Тема 1.Общий обзор организма.
1
4
1
6
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Л/р. №1. «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».
1
2-я неделя сентября
Тема 2. Клеточное строение организма. Ткани.
3
5
1
7
Клеточное строение организма. Строение и функции клетки.
1
3-я неделя сентября
6
2
8
Ткани животных и человека. Л/р. №2. «Изучение микроскопического строения тканей».
1
3-я неделя сентября
7
3
Зачет №1. Тестовая контрольная работа по темам: Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани.
1
4-я неделя сентября
Тема 3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.
1
8
1
9
Нервная регуляция.
1
4-я нед. сентября
Тема 4. Опорно-двигательная система.
8
9
1
10, 12
Скелет. Строение, состав и соединения костей.
1
1-я неделя октября
10
2
11
Скелет головы и скелет туловища.
1
1-я неделя октября
11
3
12
Скелет конечностей. Л/р. №3. «Изучение внешнего вида отдельных костей»
1
2-я неделя октября
12
4
13, 14
Мышцы человека. Работа мышц. Л/р. №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».
1
2-я неделя октября
13
5
15
Нарушение осанки и плоскостопие.
1
3-я нед.октября
14
6
15, 16
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
1
3-я неделя октября
15
7
10-16
Развитие опорно-двигательной системы.
1
4-я неделя октября
16
8
Зачет №2. Тестовая контрольная работа по теме «Опорно-двигательная система»
1
4-я неделя октября
Тема 5. Внутренняя среда организма.
3
17
1
17
Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Л/р. №5 «Изучение микроскопического строения крови».
1
1-я неделя
ноября
18
2
18, 19
Иммунитет.
1
1-я нед. ноября
19
3
19
Тканевая совместимость и переливание крови.
1
2-я неделя
ноября
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма.
6
20
1
20
Органы кровеносной и лимфатической системы.
1
2-я неделя
ноября
21
2
21
Круги кровообращения.
1
3-я нед. ноября
22
3
22
Строение и работа сердца.
1
3-я нед. ноября
23
4
23
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. П/Р. №1 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
П/Р №2. «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».
1
4-я неделя ноября
24
5
23
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. П/Р №3 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений».
1
4-я неделя ноября
25
6
Зачет №3. Тестовая контрольная работа по теме «Кровь. Кровообращение».
1
1-я неделя декабря
Тема 7. Дыхательная система.
5
26
1
26, 27
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.
1
1-я неделя декабря
27
2
28, 29
Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Л/р. №6 «Определение частоты дыхания»
1
2-я неделя декабря
28
3
26, 28, 29
Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.
1
2-я неделя декабря
29
4
29
Первая помощь при поражении органов дыхания.
1
3-я неделя декабря
30
5
Зачет №4 . Тестовая контрольная работа по теме «Дыхание».
1
3-я неделя декабря
Тема 8. Пищеварительная система
6
31
1
30
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.
1
4-я неделя декабря
32
2
30
Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы.
1
4-я неделя декабря
33
3
31, 34
Пищеварение в ротовой полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Л/р. №7 «Действие ферментов слюны на крахмал»
1
2-я неделя января
34
4
32, 34
Пищеварение в желудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы.
1
2-я неделя января
35
5
33
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
1
3-я неделя января
36
6
35
Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания. П/Р №4 «Измерение массы и роста своего организма».
1
3-я неделя января
Тема 9. Обмен веществ и энергии
4
37
1
36
Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ.
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы
1
1-я неделя ноября
9
3
10
Воздействие двигательной активности на организм человека. Л/р.№2 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культуры».
1
2-я неделя ноября
10
4
11
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.
1
3-я неделя ноября
11
5
12
Иммунитет и здоровье. Л/р.№3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».
1
4-я неделя ноября
12
6
13
Условия полноценного развития системы кровообращения. Л/р.№4 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку».
1
1-я неделя декабря
13
7
14
Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. Л/р.№5 «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы».
1
2-я неделя декабря
14
8
15
Правильное дыхание. Л/р.№6 «Влияние холода на частоту дыхательных движений».
1
3-я неделя декабря
15
9
16
Пища. Питательные вещества и природные компоненты – важный экологический фактор.
1
4-я неделя декабря
16
10
17
Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. П/Р.(по желанию) «О чем может рассказать этикетка».
1
2-я неделя января
17
11
18
Рациональное питание и культура здоровья.
1
3-я неделя января
18
12
19
Воздействие солнечных лучей на кожу.
1
4-я неделя января
19
13
20-21
Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Средства и способы закаливания. Л/р. №7(по желанию) «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды».
1
1-я неделя февраля
20
14
22
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Л/р.№8 «Развитие утомления».
1
2-я неделя февраля
21
15
23
Условия нормального функционирования зрительного анализатора.
1
3-я неделя февраля
22
16
24
Внешние воздействия на слух и орган равновесия. Л/р. №9 «Воздействие шума на остроту слуха».
1
4-я неделя февраля
23
17
25
Стресс как негативный биосоциальный фактор. Л/р.№10 «Оценка температурного режима учебных помещений».
1
1-я неделя марта
24
18
26
Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. Л/р. №11 «Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности»
1
2-я неделя марта
25
19
27
Биоритмы и причины их нарушений. Л/р. №12 (по желанию) «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей».
1
3-я неделя марта
26
20
28
Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.
1
1-я неделя апреля
27
21
29
Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.
1
2-я неделя апреля
Тема 3. Репродуктивное здоровье.
8
28
1
30-31
Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Проблема взросления и культура здоровья.
1
3-я неделя апреля
29
2
32
Факторы риска внутриутробного развития.
1
4-я неделя апреля
30
3
33
Гендерные роли. (по желанию)
1
5-я нед. апреля
31
4
34
Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем.
1
1-я неделя мая
32
5
35
Ответственное поведение как социальный фактор.
1
2-я неделя мая
33-35
6-8
Проектная деятельность.
3
3-я; 4-я недели мая
Календарно-тематическое планирование прохождения учебного материала
по экологии на 2011 – 2012 учебный год
Классы 9А, 9Б
Программа экологическая составляющая курса биологии основной школы – сборник программ Вентана-Граф 2007 г.
Учебник Швец Н.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. – М. Вентана-Граф, 2007
Учитель Веретенникова С. В.
Количество часов в неделю 1
Количество практических работ 6
№
п/п
№
в теме
§
стр.
Содержание материала
Количество часов
Дата
Введение
1
1
1
стр. 3-6
Цели и задачи курса. Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой.
1
1-я неделя сентября
Тема 1. Влияние экологических факторов на развитие человечества.
2
2
1
1
Важнейшие показатели взаимодействия природы и человека.
1
2-я неделя сентября
3
2
2
Возможности человека и человечества к адаптации.
1
3-я неделя сентября
Тема 2. Воздействие человечества на биосферу.
7
4
1
3
Потребность человечества в питании и её влияние на биосферу.
1
4-я неделя сентября
5
2
4
Потребность человечества в дыхании и её влияние на биосферу.
1
1-я неделя октября
6
3
5
Потребность человечества в размножении и её влияние на биосферу.
1
2-я неделя октября
7
4
6
Значение информации для развития человечества.
1
3-я неделя октября
8
5
7
Экологическое и технологическое воздействие на биосферу.
1
4-я неделя октября
9
6
8
Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов.
1
2-я неделя ноября
10
7
9
Современный масштаб деятельности человечества.
1
3-я неделя ноября
Тема 3. Взаимосвязи между людьми.
8
11
1
10
Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества.
1
4-я неделя ноября
12
2
стр.
68-69
П/Р №1 Игра «Социальное разнообразие – условие устойчивости человеческого общества»
1
1-я неделя декабря
13
3
11
Потребности человека и взаимодействие людей друг с другом.
1
1-я неделя декабря
14
4
стр. 74-75
П/Р №2 Игра «Я в классе, я в мире.»
1
2-я нед. декабря
15
5
12
Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика.
1
3-я неделя декабря
16
6
Повторение пройденного материала. Урок контроля знаний.
1
4-я неделя декабря
17-18
7-8
13
Социальные факторы: их влияние на человечество и биосферу.
1
2-я неделя января
Тема 4. Договор как фактор развития человечества.
3
19
1
14
Эволюция механизмов договорённостей между людьми
1
3-я неделя января
20
2
14
Умение людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов.
1
4-я неделя января
21
3
стр.90-91
П/Р №3 Игра «Составление договора «О правах природы».
1
1-я неделя февраля
Тема 5. Познание мира и экологическое образование.
5
22
1
17
Развитие представлений человечества о мире. Картины мира.
1
2-я неделя февраля
23
2
18
Научно-технический прогресс. Культура отношения человечества к природе.
1
3-я неделя февраля
24
3
19
Учение Вернадского о биосфере. Ноосфера.
1
4-я неделя февраля
25
4
20
Экологическое сознание
1
1-я нед. марта
26
5
стр.129-131
П/Р №4 «Экологическое образование должно быть обязательным во всех школах».
1
2-я неделя марта
Тема 6. Устойчивое развитие общества и природы.
2
27
1
15
Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития.
1
3-я неделя марта
28
2
стр. 97-99
П/Р №5 Игра «План устойчивого развития в 21 веке».
1
1-я неделя апреля
Тема 7. Человечество и информация о мире.
4
29
1
16
Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром.
1
2-я неделя апреля
30
2
стр.105-106
П/Р №6 Дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка»