№п/п | Дата | Тема | Количество часов | Общие виды учебной деятельности | Планируемые результаты |
Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД) | Личностные результаты |
П | Ф |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч) |
1 | | | Что такое живой организм. | 1 | Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете. Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. | Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности. Знать свойства и основные признаки живого организма | Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения Уметь сопоставлять свойства живых организмов | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Формировать познавательный интерес |
2 | | | Наука о живой природе | 1 | Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый | Знать основные свойства живой природы | Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни. | Формировать навыки осознания ценности живых объектов |
3 | | | Методы изучения природы. | 1 | Индивидуальная, работа в парах, группах. Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний | Знать характеристику методов биологических исследований. | Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты. | Формировать ответственное отношение к обучению. |
4 | | | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». | 1 | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний | Знать устройство светового микроскопа, лупы. | Уметь работать с увеличительными приборами | Формировать навыки работы с увеличительными приборами |
5 | | | Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука». Тест № 1 | 1 | Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль. | Знать основные органоиды клетки. | Уметь находить отличия у живых клеток. | Формировать навыки сравнения живых клеток. |
6 | | | Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы». | 1 | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в семенах. | Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества | Уметь работать с наглядным материалом | Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого. |
7 | | | Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ». | 1 | | Знать отличие веществ и явлений. | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. | Формировать познавательный интерес. |
8 | | | Великие естествоиспытатели. Тест № 2 | 1 | Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником. | Знать ученых сделавших, открытия. | Умение работать с разными источниками биологической информации. | Формировать познавательный интерес. |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15ч) |
9 | | | Как развивалась жизнь на Земле. Тест № 3 | 1 | Эвристическая беседа Групповая работа, работа с учебником Приобретение и первичный контроль знаний. Просмотр фильма. Практикум | Знать этапы развития жизни на Земле | К: умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками Р: умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности П: Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты | Формировать познавательный интерес. Формировать уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
10 | | | Разнообразие живого. | 1 | Индивидуальная, работа с учебником, приобретение знаний и первичный контроль, взаимоконтроль Просмотр фильма | Знать отличия живых организмов друг от друга | К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа П: умение давать определениям понятия, классифицировать объекты, уметь систематизировать многообразие живого | Формировать этическое отношение к живым организмам Формировать уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
11 | | | Бактерии. Тест № 4 | 1 | Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся Приобретение знаний и первичный контроль Работа в парах | Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, давать характеристику, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека | К: умение эффективно строить взаимодействие с одноклассниками Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа П: умение работать с различными источниками информации , преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал | Формировать познавательный интерес, потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников |
12 | | | Грибы. Лабораторная работа № 3. «Строение шляпочных грибов.» Тест № 5 | 1 | Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль. | Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, их значение в природе и жизни человека. Дать характеристику съедобных и ядовитых грибов | К : умение работать в составе творческих групп Р: умение организовывать выполнения задания учителя, развитие навыка самооценки и самоанализа П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Формировать познавательный интерес, оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья |
13 | | | Общая характеристика растений. Водоросли. Лабораторная работа №4 «Знакомство с внешним строением водоросли.» | 1 | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа. Просмотр фильма | Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей | К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов П: Уметь дать характеристику водорослям, Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
14 | | | Мхи. Лабораторная работа № 5. «Изучение строения мхов: сфагнума и кукушкина льна. » Тест № 6 | 1 | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа | Знать особенности строения мхов | К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов П: Уметь дать характеристику мхам, различать виды мхов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы, уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
15 | | | Папоротники. Лабораторная работа № 6. «Строение папоротника» Тест № 7 | 1 | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма | Знать особенности строения папоротников | К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов П: Уметь дать характеристику папоротников Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
16 | | | Голосеменные растения. Тест № 8 | 1 | Приобретение и закрепление знаний, беседа , индивидуальная работа и работа с учебником | Знать особенности строения голосеменных | К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов П: Уметь дать характеристику голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
17 | | | Покрытосеменные (Цветковые ) растения. Лабораторная работа № 7. «Органы цветкового растения» Тест № 9 | 1 | Эвристическая беседа, работа с учебником, работа в парах, первичный контроль знаний Просмотр фильма. | Знать отличительные признаки цветковых растений | К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов П: Уметь дать характеристику покрытосеменным Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
18 | | | Значение растений в природе и жизни человека. Тест № 10 | 1 | Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презентации) Просмотр фильма Контроль и углубление знаний | Знать о значении растений в природе и жизни человека | К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию П: Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям | Формирование навыков поведения в природе, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе |
19 | | | Общая характеристика животных. Простейшие. | 1 | Эвристическая беседа, Наблюдение за передвижением животных, приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником в парах | Знать отличительные признаки | К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов П: Уметь определять простейших Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы | Формировать осознание ценности живых объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья |
20 | | | Беспозвоночные. | 1 | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма | Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных | К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов П: Уметь определять беспозвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы | Формировать осознание ценности беспозвоночных, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья |
21 | | | Позвоночные | 1 | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, Сообщения учащихся Просмотр фильма Индивидуальная работа | Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение | К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов П: Уметь находить на плакатах и систематизировать позвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы | Формировать осознание ценности позвоночных, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья |
22 | | | Значение животных в природе. | 1 | Индивидуальная работа, Контроль знаний, углубление знаний проекты учащихся по заданным темам (презентации) | Знать значение животных в природе. | К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию П: Уметь находить изучаемые объекты в природе Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям | Формирование навыков поведения в природе, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе |
23 | | | Значение животных в жизни человека. Проверочная работа № 1 | 1 | Индивидуальная работа, Контроль знаний, углубление знаний проекты учащихся по заданным темам (презентации) | Знать значение животных в жизни человека | К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию П: Уметь находить изучаемые объекты в природе Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям | Формирование навыков поведения в природе, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов – 5 часа |
24 | | | Три среды обитания. | 1 | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль | Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. | К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. |
25 | | | Жизнь на разных материках. Тест № 11 | 1 | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. | Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. | К: овладение навыками выступлений перед аудиторией. Р: Развитие навыков оценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное. | Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках. |
26 | | | Природные зоны Земли. Практическая работа № 3. Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. | 1 | Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные. | Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. | К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П: умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. | Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. |
27 | | | Жизнь в морях и океанах. Тест № 12 | 1 | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся. | Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне. | К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа П: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. . | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. |
28 | | | Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле. Проверочная работа № 2. | 1 | Контрольное-обобщение | Приведение в систему изученного материала | К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассником. Р: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практики. П: умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. |
Раздел 4. Человек на Земле (7 часов) |
29 | | | Как человек появился на Земле? Лабораторная работа № 8. «Измерение своего роста и массы тела.» | 1 | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. | Представление об эволюции человека как биологического и социального существа. | К: умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками. Р: умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением. П: умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. | Осознание человека разумного как биологического вида. |
30 | | | Как человек изменил Землю. | 1 | Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний. | Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы. Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. | К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. | Осознание необходимости личного участия в природоохранной деятельности. |
31 | | | Жизнь под угрозой. | 1 | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. | Знание конкретных примеров негативной деятельности человека моделирование иного поведения человека на Земле. | К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. | формировать личные представления о причинах изменения биологического разнообразия и проблемах его сохранения, эмоционально – ценностного отношения к вопросу последствий влияния деятельности человека на живые организмы. |
32 | | | Не станет ли Земля пустыней? | 1 | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. | Знание причин постепенного превращения засушливых земель в пустыню | К: адекватное восприятие устной речи и способность передавать в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. Р: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей. П: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение влияния человека на природу. |
33 | | | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа № 4. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.» Проверочная работа № 3. | 1 | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. | Умение применять полученные на уроке знания на практике. Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. | К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. | Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных. |
34 | | | Тест № 13. Подготовка к исследовательскому проекту по выбранной проблеме. | | | | | |
35 | | | Исследовательский проект «Есть ли экологические проблемы в нашем крае». Тест № 14. | 1 | Стимулировать поисковую деятельность учащихся Создать условия для выявления причинно-следственных связей: местоположение района, хозяйственная деятельность человека, экологические проблемы. | | Способствовать обучению школьников умению выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа собственного материала. | |