kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция биологии с другими учебными предметами

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Сегодня, в условиях модернизации образования, работы по новым стандартам, мало дать ребенку знания, надо научить ребенка складывать все в единое целое, находить новые знания и производить новый продукт. На помощь приходит интеграция дисциплин.

     Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, то следует подчеркнуть, что при таком подходе сочетаются разнообразные методы обучения: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез. Принципы интегрированного обучения, призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления учащихся.      

     Поурочное планирование межпредметных связей рассмотрим на примере фрагмента тематического плана по биологии для 7 класса (Программа Сонина Н.И., концентрическая, в соответствии ФГОС).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция биологии с другими учебными предметами»

Интеграция биологии с другими учебными предметами



Пришлецова О.В., учитель биологии,

МОАУ СОШ №56, г. Оренбург

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопас-ности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства.

Сегодня, в условиях модернизации образования, работы по новым стандартам, мало дать ребенку знания, надо научить ребенка складывать все в единое целое, находить новые знания и производить новый продукт. На помощь приходит интеграция дисциплин.

Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные меж-дисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учеб-ников для общеобразовательных школ, то следует подчеркнуть, что при таком подходе сочетаются разнообразные методы обучения: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез. Принципы интегрированного обучения, призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления учащихся.

Совокупность функций интеграции биологии с другими учебными предметами или, другими словами, совокупность межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов.

Различают межпредметные связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией, географией) и межцикловые (связи биологии с литературой, историей, математикой, обж, физической культурой и т.д.).

Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонен-тов процесса обучения (содержания, методов, форм организации) на содержательно-информационные и организационно-методические.

Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов на:

  • фактические;

  • понятийные;

  • теоретические;

  • философские.

Фактические (межпредметные связи на уровне фактов) – это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.

Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ – тело, вещество, состав, молеку-ла, строение, свойство, а также общие понятия – явление, процесс, энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиля-ции. При этом они углубляются, конкретизируются на биологическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер.

Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процессы живой при-роды, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привле-чения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками – биофизикой и биохимией.

Теоретические межпредметные связи – это развитие основных положений обще-научных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с це-лью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неор-ганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.

Философские межпредметные связи подразумевают конкретизацию и обобщение категорий и законов диалектики.

Хронологические связи обеспечивают согласованное преподавание предметов во времени в соответствии с потребностями каждого учебного предмета. Круг меж-предметных связей учитель определяет в каждом конкретном случае с учетом их хронологических видов. Поэтому следует различать следующие межпредметные связи:

  • предшествующие;

  • сопутствующие;

  • перспективные.

При восстановлении предшествующих межпредметных связей, а так же сопутст-вующих связей целесообразно применение словесных методов обучения. Они акти-визируют умственную деятельность учеников, способствуют быстрому установле-нию внутренней связи вновь приобретаемых знаний со знаниями, уже имевшимися у школьников, обеспечивают переход от известного к неизвестному. При установле-нии сопутствующих и перспективных межпредметных связей целесообразно испо-льзование таких методов обучения, как наблюдение, работа со схемами, рисунками, таблицами, картами, с различными средствами наглядности, приборами, инструмен-тами.

Устанавливая межпредметные связи, необходимо хорошо знать преимущества каждого метода обучения и в зависимости от учебной темы проводить отбор наиболее результативных методов. Своевременное установление межпредметных связей включает учащихся в процесс обдумывания нового материала. Оно должно удачно вписываться в тему урока и выполнять важную мобилизующую функцию. Напоминание полученных ранее знаний показывает путь от известного к неизвест-ному; у школьников образуется «отправная точка», от которой начинается путь к познанию нового биологического материала. Четкий показ значения изучаемой темы для знания, данного и смежных предметов всегда заинтересовывает учащихся, способствует большому сосредоточению их внимания и развитию памяти. При выборе метода обучения необходимо учитывать специфику содержания учебного материала и уровень подготовленности класса.

Помимо хронологических (по времени изучения учебного материала) связей можно выделить еще следующие связи:

  • по общепредметным умениям (учебные, познавательные, оценочные, прикладные), которые формируются на основе согласованных между учителями смежных предметов общей методики обучения, единых подходов к развитию учебной деятельности учащихся;

  • по общим методам и приемам обучения, обеспечивающим определенный характер последовательной деятельности учащихся при реализации межпредметных связей(репродуктивные, поисковые, творческие);

  • по общим формам организации обучения (комплексные семинары, экскурсии, интегрированные уроки), в которых реализуются комплексные межпредметные связи, т.е. связи разных видов, объединенные общей учебной целью;

  • по уровню организации обучения на основе межпредметных связей - эпизодические, систематические, односторонние (биология- химия), двусторонние (биология - химия - биология), многосторонние ( биология - физика - химия - география), системные, когда связи биологии с другими предметами реализуются в методических системах, нацеленных на формирование систем общебиологических понятий, на раскрытие комплексных учебных проблем охраны природы, охраны здоровья и т.д.

Особое мировоззренческое значение имеют повторительно-обобщающие уроки, основанные на внутрипредметных и межпредметных связях. Методика таких уроков всегда активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет показать свои знания из смежных предметов.



Планирование и пути реализации межпредметных связей

в обучении биологии

Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методичес-ких задач учителя биологии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения пред-полагает сотрудничество учителя биологии с учителями химии, физики, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д. Учитель био-логии с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в биологических курсах.

Методика работы учителя по реализации межпредметных связей включает ряд этапов:

1) изучение межпредметных связей по каждому биологическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, изучение методической литературы;

2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием темати-ческих планов;

3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организа-ции обучения;

5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпред-метных связей в обучении.

Таким образом, чтобы формировать межпредметные связи в обучении биологии, необходимо ознакомиться с теоретической частью, хорошо ориентироваться в функциях и видах межпредметных связей и только тогда использовать данную методику.



Поурочное планирование межпредметных связей рассмотрим на примере фрагмента тематического плана по биологии для 7 класса (Программа Сонина Н.И., концентрическая, в соответствии ФГОС).


Тема урока

Интеграцию с какими предметами возможна в данной теме?

Смежные вопросы

54

Надкласс Рыбы

География

Мировой океан, состав воды

Пресные водоемы

Математика

Симметрия тела

Биология 6 класс

Органы и системы органов животных Дыхание организмов в водной среде

Физика

Особенности водной среды

Условия плавания тел

Обтекаемая форма тела

Гидростатический орган у рыб

Химия

Растворение кислорода в воде

55

Многообразие Рыб и их значение

Трудовое обучение

Рыба как продукт питания

Рыбные блюда

Рыба сырье для промышленности

Краеведение

Рыбы Оренбургской области

Экология

Редкие виды рыб

Красная книга

Охрана рыбных богатств

Биология 8 класс

Рыбы – источник лекарственного сырья (рыбий жир)

Первая помощь при отравлении рыбными консервами

Биология 10 класс

При выведении новых пород ценных рыб человек проводит селекцию

География

Мировой рыбный промысел

Океанариумы, аквариумы в туристических центрах

Литература

Сказки, былины, народные песни, пословицы, поговорки

Искусство

Картины, фотографии

Изделия народных промыслов

Мультфильмы

История

Селекция аквариумных рыбок в Китае

56

Общая характеристика Земноводных

Математика

Симметрия тела

Физика

Особенности водной среды

Биология 6 класс

Органы и системы органов животных Кожное и легочное дыхание

Движение лягушки в водной и наземно-воздушной средах

Биология 8 класс

Кожные железы

57

Многообразие и экологическая роль земноводных

Краеведение

Земноводные Оренбургской области

Экология

Редкие виды земноводных

Красная книга

Биология 11 класс

Типы постэмбрионального развития

География

Использование лягушек в пищу в разных странах

Литература

Сказки, былины, пословицы, поговорки

Искусство

Картины, фотографии

Изделия народных промыслов

История

Использование яда лягушек индейцами Центральной и Южной Америки

58

Общая характеристика Пресмыкающихся

География

Особенности природных зон, в которых обитают пресмыкающиеся

Математика

Симметрия тела

Биология 6 класс

Органы и системы органов животных Дыхание организмов в наземной среде

Физика

Инфракрасное зрение

Конечность наземного типа, состоящая из отдельных рычагов

59

Многообразие рептилий и их значение

Биология 8 класс

Первая помощь при укусах ядовитых змей

Краеведение

Пресмыкающиеся Оренбургской области

Экология

Редкие виды пресмыкающихся

Красная книга

География

Экзотические блюда из рептилий

Террариумы в зоопарках в туристических центрах

Литература

Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки

Искусство

Картины, фотографии

Фильмы, мультфильмы

История

Черепаховая ванна римских императоров

Змеи – священные животные в Индии

60

Класс Птицы. Особенности внешнего строения.

Физика

Особенности воздушной среды

Приспособления к полету: обтекаемая форма тела, плоскость крыла

География

Особенности природных зон, в которых обитают птицы

Математика

Симметрия тела

61

Класс Птицы. Особенности внутреннего строения

Биология 6 класс

Органы и системы органов животных

Физика

Превращение одного вида энергии в другой (механическая во внутреннюю)

62

Экологические группы птиц

Экология

Среда обитания

Экологическая ниша

География

Особенности разных природных зон

Физика

Увеличение давления с уменьшением площади опоры (острые клювы и когти хищных птиц)

Бинокулярное зрение сов

63

Роль птиц в природе и жизни человека

Трудовое обучение

Птица как продукт питания

Блюда из птицы

Птица сырье для промышленности

Использование пуха и пера

Краеведение

Птицы Оренбургской области

Экология

Редкие виды птиц

Красная книга

Промысловые виды птиц

Биология 8 класс

Птицы – источник лекарственного сырья

Биология 10 класс

При выведении новых пород птиц человек проводит селекцию

География

Зоопарки в туристических центрах

Литература

Сказки, былины, народные песни, пословицы, поговорки

Искусство

Картины, фотографии

Изделия народных промыслов

Фильмы, мультфильмы. Песни

История

История одомашнивания

Легенда о том, как гуси Рим спасли

64

Класс Млекопитающие. Особенности внешнего строения

География

Особенности природных зон, в которых обитают млекопитающие

Математика

Симметрия тела

Биология 6 класс

Органы и системы органов животных Движение животных в разных средах

Физика

Бинокулярное зрение

Глаз как оптическая система

65

Особенности внутреннего строения млекопитающих

Биология 6 класс

Органы и системы органов животных

Биология 8 класс

Органы и системы органов человека

Биология 11

Онтогенез

66

Основные отряды млекопитающих

Биология 8 класс

Особенности строения зубов

География

Особенности природных зон, в которых обитают млекопитающие

67

Значение млекопитающих

Трудовое обучение

Продукты питания, получаемые от млекопитающих

Блюда из мяса, молока

Мясо сырье для промышленности

Использование меха, прядение ниток из шерсти, шерстяные ткани

Краеведение

Млекопитающие Оренбургской области

Оренбургский пуховый платок

Экология

Редкие виды млекопитающих

Красная книга

Промысловые виды млекопитающих

ОБЖ

Встреча с дикими животными в природе

Биология 8 класс

Млекопитающие – источник лекарственного сырья

Биология 10 класс

При выведении новых пород млекопитающих человек проводит

селекцию

География

Зоопарки, океанариумы в туристических центрах

Литература

Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки

Искусство

Картины, фотографии

Изделия народных промыслов

Фильмы, мультфильмы

История

История одомашнивания

Коровы, слоны – священные животные в Индии


Как видно из таблицы, что в зависимости от темы урока, на одном уроке возмож-ны межпредметные связи внутрицикловые и межцикловые. Из содержательно- информационных межпредметных связей и фактические, и понятийные. Из хроно-логических связей и предшествующие, и сопутствующие, и перспективные.

Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи – одна из основных образовате-льных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного миро-воззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса биологии, содействуя тем самым раскрытию единства природы общества – человека.

В этих условиях укрепляются связи биологии как с предметами естественно-научного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.

Таким образом, межпредметность – это современный принцип обучения, кото-рый влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усили-вая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Реализация межпредметных связей является важным средством повышения эффективности познавательной деятельности школьников.

Список использованных источников

1. Активные формы и методы обучения биологии /сост. Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова, Министерство общего и профессионального образования РФ / под. ред. В.С. Кучменко, М.: «Просвещение», 1998.

2. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: «Просвещение», 1996.

3. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания. 3 выпуск. - М.: «Биология в школе», 1998.1. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985.

4. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987.

5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.

6. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы Н.И.Сонин, В.Б. Захаров. (Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М., Дрофа, 2013.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утверждённый приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ООО» (с изменениями, внесёнными приказом МО и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644).

9. http://festival.1september.ru/articles/631505/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интеграция биологии с другими учебными предметами

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302209

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ "
    ["seo_title"] => string(31) "intiegratsiia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "101590"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402422855"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Духовно- нравственное воспитание через предмет самопознание""
    ["seo_title"] => string(76) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_chieriez_priedmiet_samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "377289"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484029551"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Возможности использования интегрированного подхода на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(74) "vozmozhnosti-ispol-zovaniia-intieghrirovannogho-podkhoda-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "105468"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402854826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства