kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Явления природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультатив в 5 классе по биологии. Тема "Явления природы".Направленность: эколого - биологическая.  Цель: расширить кругозор учащихся о разнообразных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Просмотр содержимого документа
«Явления природы»











Рабочая программа

факультативного курса

«Явления природы»

6 класс




Учитель биологии

Шереметьева Т.А.













г. Маркс



«Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира.

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,

ярких и трепетных звуках – в сказке, в красоте.

(В.А. Сухомлинский)

.


Пояснительная записка.


Направленность образовательной программы – эколого-биологическая


Цель программы- расширить кругозор учащихся о разнообразных явлениях происходящих в живой и неживой природе.


Задачи:

коррекционно- образовательные:

1. Овладение учащимися знаний о живой и неживой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями.

2. Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры

3. Формирование экологической грамотности учащихся, ответственного отношения к окружающей среде.


коррекционно- развивающие:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей у детей.

  2. Развитие у учащихся умений выделять главное, существенное в материале (например, составлять схему, план, формулировать выводы и контрольные вопросы).

  3. Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.

  4. Обогащение и усложнение словарного состава и смысловых функций речи учащихся в ходе решения образовательных задач; усиление коммуникативной функции речи в ходе решения образовательных задач.

  5. Развитие воображения, памяти, внимания .


коррекционно- воспитательные:

1. Формирование умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.

2. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 10-12 лет. Материал данной рабочей программы разработан для учащихся 5 классов с особыми образовательными потребностями и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей как дополнительный источник знаний. Актуальными задачами общения и воспитания учащихся являются совершенствование возможностей сохранённых и нарушенных сфер, овладение рациональными приёмами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятель­ной жизни, общественно-полезному труду, а также использования оздоровительных сил природы при достижении целей здоровьесбережения.

Сроки реализации программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа рассчитана на 1 год, 1 ч в неделю, всего 68 часов.


Формы организации учебного процесса:

  • работа в группах

  • групповые творческие задания

  • экскурсии

  • практические работы

Формы контроля:


  • тестовые задания

  • устные ответы учащихся

  • практические работы.

Содержание программы

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков учащихся.


Теоретическая часть.

Введение. Единство живой и неживой природы. Различие явлений происходящих в живой и неживой природе. Сезонные явления природы: осень, зима, весна, лето. Физические явления в природе. Электрические явления в живой и неживой природе. Движение – механическое явление в природе. Необычайные явления в природе: северное сияние, гало, перламутровые облака Симметрия в живой и неживой природе. Сезонная периодичность в жизни растений и животных.


Практические работы.

1. Заготовки семян для кормления птиц зимой.

2. Пересадка и перевалка комнатных растений.

3. Изготовление кормушек для птиц.

4. Кормление птиц зимой

5. Уход за комнатными растениями

6. Мой цветущий школьный двор


Экскурсии.


1. «Листопад»

2. «Панорама зимнего города».

3. «Пробуждение природы от зимнего сна».

4. «Прилет птиц»

5. «Природа вокруг нас»


Методическое обеспечение.

В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.

Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, рейды на природу и т.п..

Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).

В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала. Все перечисленные методы организации творческой работы способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.


Ожидаемые результаты

  • Занятия по данной программе позволит школьникам расширить свои знания о мире живой и неживой природы.

  • Уметь наблюдать за природными явлениями, за взаимосвязями живых организмов и объяснять увиденное.

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии.



Список литературы:


  1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 – 230 с.

  2. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2002 – 234 с.

  3. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2005 – 146 с.

  4. Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1994 – 227 с.

  5. Программа факультативного курса «Явления природы» 5 класс/ Составитель: Созонова Т.B.

  6. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья: учеб. пособие. – М.: Росагропромиздат, 1989 – 286 с.

.






Учебно– тематическое планирование

по факультативному курсу «Явления природы»

Классы 5 «а», 5 «б»

Учитель __Шереметьева Т.А.__


Всего _68__ час; в неделю _2часов.

Экскурсий – 7 ч.

Практических работ- 10 ч.


Планирование составлено на основе рабочей программы



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата


Теор. уроки

Экскур

сии

Практи

ческие работы

классы

Введение в курс


1

1





Единство живой и неживой природы.

1

1





Что такое явления природы?.

1

1





Различие явлений происходящих в живой и неживой природе.

1

1





Осенние явления в неживой природе: туман, иней

1

1





Осенние явления в неживой природе: дождь, ветер

1

1





Осенние явления в живой природе: листопад.

1

1





Осенние явления в живой природе: отлет птиц

1

1





Экскурсия «Листопад»

1


1




П.р. Заготовки семян для кормления птиц зимой.

1



1



Физические явления в природе: землетрясения

1

1





Физические явления в природе: радуга

1

1





Электрические явления в неживой природе: молния

1

1





Электрические явления в неживой природе: огни святого Эльма

1

1





Электрические явления в живой природе: электрические рыбы и скаты

1

1





Электрические явления в живой природе: электрические угри

1

1





П.р. Пересадка комнатных растений.

1



1



П.р. Перевалка комнатных растений.

1



1



Календарь погоды.

1

1





Метереология . Метеоприборы: термометр, гигрометр, барометр

1

1





Метеоприборы: облакометр, флюгер

1

1





Метеозонд, метеоспутник

1

1





Зимние явления в неживой природе: ледостав

1

1





Зимние явления в неживой природе: гололедица, оттепель, изморозь

1

1





Зимние явления в неживой природе: снегопад, вьюга, пурга, метель

1

1





Зимние явления в неживой природе: морозные узоры

1

1





Зимние явления в живой природе: зимняя спячка животных

1

1





Жизнь зимующих животных

1

1





Экскурсия в город: «Панорама зимнего города».

1


1




Охрана и привлечение зимующих птиц

1

1





П.р. Изготовление кормушек для птиц.

1



1



П.р. Кормление птиц зимой.

1



1



Механические явление в природе: движение

1

1





Симметрия в природе

1

1





Необычные явления в неживой природе: падающие звезды

1

1





Необычные явления в неживой природе: миражи

1

1





Световые явления в неживой природе: тень

1

1





Световые явления в неживой природе: полярное сияние

1

1





Световые явления в живой природе: светящиеся грибы, бактерии

1

1





Световые явления в живой природе: светящиеся медузы, светлячки.

1

1





Экскурсия в парк. Наблюдение за изменениями в природе

1


1




П.р. Кормление птиц .

1



1



Звуковые явления в живой природе: пение птиц, писк комара

1

1





Звуковые явления в неживой природе: гром, свист ветра

1

1





Разрушительные явления природы: землетрясения, извержение вулкана

1

1





Разрушительные явления природы: смерчи, торнадо

1

1





Сезонная периодичность в мире растений

1

1





Сезонная периодичность в жизни животных

1

1





Весенние явления в неживой природе: таяние снега, ледоход

1

1





Весенние явления в неживой природе: половодье

1

1





Пробуждение живой природы.

1

1





Экскурсия в парк «Пробуждение природы от зимнего сна».

1


1




Весенние явления в живой природе: прилет птиц.

1

1





Экскурсия «Прилет птиц»

1


1




П.р. Пересадка комнатных растений.

1



1



П.р. Перевалка комнатных растений.

1



1



Взаимосвязь погоды и природных явлений

1

1





Приметы, по которым можно предсказать погоду

1

1





Летние явления в неживой природе: ливень, «грибной» дождь

1

1





Летние явления в неживой природе: град, первая гроза

1

1





Летние изменения в растительном мире

1

1





Жизнь животных летом.

1

1





Красота природных явлений

1

1





Экскурсия в парк. Наблюдение за изменениями в природе.

1


1




П.Р. Мой цветущий школьный двор

1



1



П.Р. Мой цветущий школьный двор

1



1



Игра «Явление в живой и неживой природе»

1

1





Экскурсия «Природа вокруг нас»

1


1





ИТОГО

68

51

7

10





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Явления природы

Автор: Татьяна Аркадьевна Шереметьева

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524548

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по познанию мира "Явления природы""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-iavlieniia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "274481"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452412367"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок по познанию мира на тему : "Явления природы" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-iavlieniia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "241626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445276030"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Открытый урок  по познанию мира "Явления природы" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytyiurokpopoznaniiumiraiavlieniiaprirody3klass"
    ["file_id"] => string(6) "280498"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453384717"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока на тему "Явления природы" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-iavlieniia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "136990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417250365"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по познания мира на тему: "Явления природы" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-poznaniia-mira-na-tiemu-iavlieniia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "122746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414334635"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства