kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание. Программа "Юный эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа рассчитана на то, чтобы повысить интерес школьников к решению экологических проблем, усилить желание принимать участие в активной деятельности по защите окружающей среды, что иногда невозможно осуществить в рамках урока, внимательнее относиться к своему здоровью. Экологическое образование никогда не потеряет своей актуальности в образовательном,  воспитательном процессах работы со школьниками. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание. Программа "Юный эколог"»

Комитет образования Администрации Шимского муниципального района МАОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Коростынь

Программа

дополнительного образования детей

«Юный эколог»




Возраст детей: 10 -13 лет

Срок реализации: 2года







Автор: Голохвастова Галина

Михайловна, учитель биологии

МАОУ «ООШ» д. Коростынь









Д. Коростынь

2012 год















Пояснительная записка и содержание изучаемого курса.


Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 72 часа (2 года), по 1часу в неделю, для детей 5-6 классов. Экология - это биологическая дисциплина, как естествознание, ботаника, зоология, анатомия. Но она помогает объединить их в единое целое. Познакомившись с экологией, становится ясно, что монолит единства на Земле имеет тесную связь с неживой природой.

Предлагаемая программа рассчитана на то, чтобы повысить интерес школьников к решению экологических проблем, усилить желание принимать участие в активной деятельности по защите окружающей среды, что иногда невозможно осуществить в рамках урока, внимательнее относиться к своему здоровью. Экологическое образование никогда не потеряет своей актуальности в образовательном, воспитательном процессах работы со школьниками.

Содержание и построение программы создают возможность более последовательно и убедительно раскрывать мировоззренческие идеи экологического воспитания и образования, теснее связать их с жизнью, с практической направленностью.

Программа выполняет следующие функции:

  1. Образовательную.

  2. Культурообразующую.

Цели:

Образовательные:

  • Сформировать основные понятия экологии.

  • Сформировать систему знаний об экологических факторах, адаптациях живых организмов по отношению к ним и экологических группах.

  • Сформировать представление о классификации живых организмов.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. развивать абстрактно-логическое мышление.

  • сформировать навыки исследовательской деятельности.

  • Выработать навыки самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой.

  • Развивать творческие способности школьников и их лидерские качества путем вовлечения в игровую ситуацию и практическую деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

  • Формировать активную жизненную позицию школьников, предлагая ситуации рационального и нерационального отношения к окружающей среде.

        Изучение экологической культуры на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:

  • углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;

  • ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;

  • формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;

  • выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.

Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний по биологии.

Предполагаемые результаты:

В результате изучения экологических понятий будут достигнуты

  • Значительное распространение и уточнение полученной информации, т. е. систематизация знаний учащихся по данной проблеме с вовлечением знаний по смежным предметам;

  • Развитие абстрактно-логического мышления с повышением уровня сложности определенных понятий и систем;

  • Развитие умения работать с необходимыми методическими рекомендациями, применять соответствующие термины и использовать полученную информацию при проведении практических работ;

  • Формирование навыков исследовательской деятельности с большой степенью её самостоятельности;

  • Формирование основ размножения и выращивания комнатных растений, т. е. формирования умений адаптировать известные теоретические знания и умений в практической деятельности.

  • Раскрытие творческих способностей школьников путем вовлечения их в игровую ситуацию и практическую деятельность, а также лидерских качеств и умений взаимодействовать с педагогом и коллективом школьников.

Основные требования к знаниям и умениям

При изучении курса "Введение в экологию" учащиеся должны знать:

  • Основные понятия экологии.

  • Классификацию растений и животных.

  • Действие каждого из изучаемых факторов на живые организмы, в том числе культурные; экологические группы растений по отношению к различным факторам у
    культурных растений;

  • Определять экологические и биологические особенности живых организмов. Знать флору и фауну Новгородской области

  • Последствия техногенного загрязнения и вмешательства человека в законы природы.

  • Влияние вредных привычек на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

  • Проводить простейшие эксперименты самостоятельно, более сложные под руководством педагога.

  • Самостоятельно работать литературой.

  • Проводить наблюдения, фиксировать результаты, доносить их до аудитории.

  • Определять адаптации и принадлежность живых организмов к определенным экологическим группам.

  • Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Этапы реализации:

  • Организационно-подготовительный.

  • Основной. Учащиеся выполняют творческие задания.

  • Осуществляют практическое знакомство с природой родного края через проведение экскурсий, викторин, конкурсов.

  • Итоговый. Подводятся итоги выполнения творческих заданий.

Формы занятий:

  • Индивидуальная - при проведении отдельными учащимися экспериментов, подготовке докладов, рефератов.

  • Групповая - при проведении практических занятий, наблюдений.

  • Фронтальная - при изучении новой темы, проведения контроля над уровнем усвоения знаний, экскурсий, викторин.

Методы занятий:

  • Словесные: рассказ, беседа.

  • Наглядные: используются различные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, модели, графические средства (схемы, таблицы, географические карты).

  • Использование наглядных методов (показ, демонстрация) позволяет установить ассоциацию между словами и зрительными образами, поэтому используются вместе со словесными методами.

  • Практические: эксперимент (иллюстративный; включает изучение теоретического материала и подтверждение теории в ходе подготовки опыта);

Виды занятий:

  1. Лекция - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений экологии, общими сведениями, касающимися биологических особенностей организмов.

  2. Семинар - с целью отслеживания обратной связи между учениками и педагогами и выяснения уровня усвоения знаний школьниками.

  3. Практические занятия - используется при изучении и освоении методик по размножению и выращиванию культурных растений.

  4. Игровая форма проведения занятий с целью обобщения полученной информации на предыдущих занятиях, а также для формирования устойчивого интереса к изучению предмета способом переключения с одного вида деятельности на другой.

Психофизиологические и возрастные особенности детей:

Программа рассчитана на возраст учащихся 5-6 классов. В этом возрасте учащиеся обладают способностью активно усваивать разнообразную информацию, у них активно происходит процесс мышления и интерес к познанию окружающего мира. Именно поэтому на теоретическую часть программы отводится большая часть времени. Особенно активна словесная информация воспринимается вместе со зрительными образами (абстрактно-логическое мышление в сочетании со зрительной памятью). Поэтому на практическую и экскурсионную части также отводится достаточно времени. В данном возрасте учащиеся самостоятельно стремятся к осуществлению каких-либо практических действий. Практические занятия позволяют сформировать необходимые первичные практические умения и навыки, которые ребята смогут в дальнейшем применять при самостоятельной работе с научной литературой и постановке экспериментов. Поэтому на самостоятельную работу отводится достаточное количества часов. Каждый ребенок в группе индивидуален. Все дети активны, внимательны, любознательны, с хорошим творческим воображением. Развита мелкая моторика. Учащиеся коммуникабельны.

Условия реализации программы.

Методическое обеспечение:

  1. Материалы для бесед.

  2. Библиотека экологической литературы.

    1. Наглядные пособия (комплекты таблиц по ботаники и зоологии, карта происхождения культурных растений, микроскопы, предметные и покровные стекла, лупы, лейки, секаторы, коллекция неорганических удобрений, коллекция комнатных растений, аквариум с рыбками и моллюсками).

    2. Раздаточный материал (гербарии растений, наборы открыток, фотографий из жизни растений и животных, ватман, фломастеры, карандаши).

Ресурсное обеспечение.

  1. Помещение для индивидуальных и групповых занятий.

  2. Компьютер

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Диски.




Тематическое планирование.

1 блок Теория

1.Биосфера- 2 часа

2.Среды жизни- 16 часов

3.Взаимоотношение живых организмов - 6 часов

4.Естественные и искусственные сообщества живых организмов-16 часов

5.Человек как часть природы-12 часов

2 блок Практика

6. Исследовательская деятельность-12 часов.

7. Практические занятия в природе -8 часов.

Поурочное планирование.


№ п/п

Тема занятия

Количество уроков

1.Биосфера

1

2.Основные среды жизни (16)


Наземно-воздушная среда жизни

2

4-8

Практическая работа. Исследование: 1. «Влияние света на рост комнатных растений»

2.«Влияние различной освещенности на рост и развитие герани».

3. Влияние разной температуры на образование корней у черенка.

4. Приспособления животных к наземно - воздушной среде обитания.



4

9,10,11

Водная среда обитания.

Практическая работа. Наблюдение за состоянием экосистемы сенного настоя.


2


1

12,13

Пр. работа (работа с дополнительной литературой) Приспособление к водной среде обитания. Обитатели водной среды обитания.

2

14,15

Почвенная среда обитания

2

16,17

Живые организмы как среда обитания других живых организмов

Просмотр фильма «Паразиты».

2

18

Просмотр видеофильма.

1 час

19

3.Взаимоотношение живых организмов.

Основные типы взаимоотношений живых организмов

1

20

Выгодные отношения для одних и безразличные для других

1

21

Отношения "хищник-жертва", "паразит-хозяин"

1

22

Отношения, при которых одни вытесняют другие.

1

23,24

Практическая работа. «Использование человеком взаимоотношений живых организмов для защиты с/х культур, сохранения здоровья» (работа с дополнительной литературой)

2

Экология и здоровье

10

4.Естественные и искусственные сообщества живых организмов (16 часов)

Сообщества живых организмов

1

Цепи питания

1

Пруд

1

Аквариум

1

Луг

1

Поле

1

Широколиственный лес

1

Сосновый лес

1

Лесопарк

1

Плодово-ягодный сад

1

Болото

1

Сезонные изменения в сообществе

1

Смена природных сообществ во времени

2

Жизнь живых организмов в условиях города

2

5.Человек как часть природы (12 часов).

Использование природной среды человеком в древние времена.

1

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства

1

Город как среда жизни человека и как загрязнитель природы

1

Загрязнение воздушной оболочки

1

Загрязнение водных богатств

1

Потери почвы и её охрана

1

Влияние человека на растительный мир и его охрана

1

Лесные пожары

1

Воздействие человека на животный мир и его охрана

1

Значение заповедных территорий в сохранении природы

1

Влияние окружающей среды на здоровья человека

2

Практическая работа (8часов)

«Наблюдение за дубками»

3

«Наблюдение за птицами в зимний период»

2

«Наблюдение за птицами в весенний период»

3










Литература для учителя:

1. Алексеев С.В.Экологический практикум школьника.-. Учебное пособие. "Учебная литература" 2005

2. Бухвалов В.А. Экологическая экспертиза. - Москва ЛА "Варяг" 1995

3. Бухвалов В.А.- Методы экологических исследований. Москва ЛА "Варяг" 1995

4. Ярошенко А.Ю. -Как вырастить лес. Методическое руководство., Гринпис России, 2002

5. Самкова В.А.- Экологический бумеранг. Москва "Новая школа" 1996

6. Могильнер А.А. –Усынови заказник. Москва. Центр дикой природы 2002

7. Анашкина Е.Н. –О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами. Ярославль. Академия развития 2004

8. Экогруппа. Руководство по домашней экологии


Литература для учащихся:

1 .Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2003 г.

  1. Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 1998 г.

  2. Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 1997 г.

  3. Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие. – М.: МЦМНО, 1998 г.

  4. Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. – М.: ЦСЮК, 2001 г.

  5. Макшин П.В. Методика определения численности популяции двустворчатых моллюсков. – Пущино, ОНТИПНЦ, 1999 г.

  6. Обзор состояния окружающей природной среды Новгородской области, 2003 г.

  7. Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. – М.: Просвещение, 1999 г.

  8. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. Программа по экологическому образованию детей. – Брянск, ИСАР, 1999 г.

  9. Харченко А.Л. Полевая экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 1998 г



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Экологическое воспитание. Программа "Юный эколог"

Автор: Голохвастова Галина Михайловна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268977

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа по  курсу "Экологическое воспитание" "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-kursu-ekologhichieskoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "145756"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418987334"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-ekologh-1"
    ["file_id"] => string(6) "260059"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448888121"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Презентация проекта «Деятельность детской организации «Лесовички», как форма экологического воспитания младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-proiekta-dieiatiel-nost-dietskoi-orghanizatsii-liesovichki-kak-forma-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "106421"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403009178"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Деятельность детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии» как модель организации внеурочной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(154) "dieiatiel-nost-dietskoi-dobrovol-noi-orghanizatsii-liesovichki-v-ramkakh-proghrammy-shkola-ekologhii-kak-modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "106425"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403010006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства