kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа "Экология здоровья человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и экологии.

Основными методами обучения являются частично-поисковый и исследовательский.

Основные задачи курса – экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья, изучение влияния окружающей среды на организм человека.

Изучение этого курса позволяет учащимся:

– освоить способы и методы оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
– получить дополнительные знания по основным проблемам экологии, усвоить важнейшие экологические понятия;
– овладеть знаниями и умениями, необходимыми для наблюдений и оценки состояния собственного здоровья, окружающей среды и образа жизни;
– научиться проводить измерения и опыты, объяснять полученные данные и формулировать гипотезы;
– продолжить развивать чувственно-эмоциональную сферу и осознать неповторимость каждого человека;
– получить дополнительные стимулы для стремления к духовному и физическому совершенству. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Экология здоровья человека" »

Программа факультатива «Экология здоровья человека»

для 7-8 классов (34 часа)

Пояснительная записка


Актуальность данной программы:

С древнейших времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. Здоровье - самое ценное достояние человека. В нем важнейший залог радости жизни, трудоспособности, успеха, Важнейшее условие сохранения здоровья - правильная организация жизни, разумное построение труда и быта.

Данная программа предусматривает изучение этих вопросов, способствует применению полученных знаний для создания оптимального режима труда и отдыха. Применение знаний, полученных при изучении курса, должно способствовать предупреждению заболеваний и укреплению здоровья.

Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и экологии.

Основными методами обучения являются частично-поисковый и исследовательский.

Основные задачи курса – экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья, изучение влияния окружающей среды на организм человека.

Изучение этого курса позволяет учащимся:

– освоить способы и методы оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
– получить дополнительные знания по основным проблемам экологии, усвоить важнейшие экологические понятия;
– овладеть знаниями и умениями, необходимыми для наблюдений и оценки состояния собственного здоровья, окружающей среды и образа жизни;
– научиться проводить измерения и опыты, объяснять полученные данные и формулировать гипотезы;
– продолжить развивать чувственно-эмоциональную сферу и осознать неповторимость каждого человека;
– получить дополнительные стимулы для стремления к духовному и физическому совершенству.

Цель данного курса в формировании экологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к общественному и личному здоровью, к окружающей природной среде.

Для преподавания факультатива по биологии я решила воспользоваться авторской программой элективного курса «Экология здоровья человека» для 7-8 классов (25 часов)" под редакцией В.Ф.Морозовой, которая выстроена в доступной и оригинальной форме.

Учитывая экологические особенности нашего края, возрастные особенности учащихся, а также для восполнения пробелов в биологии по теме экология мне пришлось адаптировать данную программу, что позволило совместить темы, сделать их более интересными и привлекательными. В содержание программы были добавлены следующие темы:

тема

цели

содержание

1

Пути загрязнения воздуха и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека”

Практическая работа “Определение степени запылённости листьев”.


Познакомить учащихся с основными видами загрязнителей атмосферы.

Дать представление о механизмах воздействия загрязнителей на атмосферу.

Познакомить учащихся с воздействием загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия.

Парниковый эффект, механизм его воздействия на окружающую среду, прогнозы последствия парникового эффекта для нашей страны, стратегия борьбы с парниковым эффектом.

Проблема “истощения” озонового слоя, “озоновые дыры”: история возникновения данной проблемы, причины возникновения, пути решения проблемы.

Смог как первичное загрязнение: химизм возникновения смога, отрицательное действие на организм человека. Фотохимический смог как вторичное загрязнение.

2

Источники загрязнения воды, влияние загрязняющих веществ на здоровье человека

Практическая работа “Простейшие способы очистки воды из природных источников”

Познакомить учащихся с основными видами загрязнения воды.

Познакомить учащихся с воздействием данных загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия.

Научить простейшим способам очистки питьевой воды

Биологические процессы, происходящие в воде. Загрязнение подземных вод.

Антропогенное воздействие на воду, последствия такого воздействия. Методы очистки воды (практические рекомендации).

Нормативы качества питьевой воды (с экологических позиций).

3

Пути и виды загрязнения почвы. Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека

Познакомить учащихся с основными видами загрязнения почвы, а также с воздействием этих веществ на организм человека.


Ресурсы почвы. Предположительный срок до полного истощения на Земле запасов некоторых ресурсов. Химические загрязнители почвы: пестициды, тяжёлые металлы. Сравнительная характеристика различных поколений пестицидов. Удобрения и регуляторы роста и развития растений.

4

Радиоактивное загрязнение среды. Влияние ионизирующей радиации на организм человека

Познакомить учащихся с основными видами радиоактивного загрязнения.

Дать представление о последствиях радиоактивного воздействия на организм человека.

Научить определять уровень радиоактивного загрязнения помещения.

Природа и источники радиации. Два типа биологических повреждений, вызываемых радиацией. Радиочувствительность различных биологических объектов. Вклад различных источников в суммарную дозу радиации для человека.


5

Биологическое загрязнение организма как экологический фактор



Практическая работа

“Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь”


Познакомить учащихся с основными видами биологических загрязнителей, показать их роль в возникновении инфекционных заболеваний.

Научить предупреждать возникновение инфекционных заболеваний, а также познакомить с основными признаками пищевых отравлений различными продуктами и оказанием первой доврачебной помощи.

Научить определять качество молока, мяса, мёда в домашних условиях.

Под биологическим загрязнением среды чаще всего понимают загрязнение ее болезнетворными организмами, т.е. привнесение в экосис­темы в результате хозяйственной де­ятельности человека нехарактерных для них видов живых организмов (растений, животных, вирусов, бактерий и др.), ухудшающих условия существования биоценозов или негативно вли­яющих на здоровье человека.

Биологические загрязнения вызывают у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке.

Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Они имеют различную устойчивость в окружающей среде. Одни способны жить вне организма человека всего несколько часов; находясь в воздухе, в воде, на разных предметах, они быстро погибают. Другие могут жить в окружающей среде от нескольких дней до нескольких лет. Для третьих окружающая среда является естественным местом обитания. Для четвертых - другие организмы, например дикие животные или человек, являются местом сохранения и размножения.

Основными источниками биологического загрязнения являются сточ­ные воды практически всех видов промышленного производства, сельского хозяйства, коммунального хозяйства городов и поселков, бытовые и промышленные свалки, кладбища и др. Из этих источников разнообразные органические соединения и патогенные микроорганизмы попадают в поч­ву и подземные воды, где постоянно обитают возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены, некоторых грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.

(Например в Приморье в последнее время наблюдается всплеск инфекционных заболеваний из-за массового посещения этого края жителями КНР. Кроме того, что понятия о гигиене у рядовых китайцев занижены, то они ещё и привозят сюда болезни, которые нашим медикам не известны.

Даже если инфекционное заболевание успешно лечится, оно все равно наносит вред нашему организму в виде осложнений и ослабления иммунитета.)

Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников необходимо перед питьем кипятить.

Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера, пруды. Известны многочисленные случаи, когда загрязненные источники воды стали причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии.

В жарких странах широко распространены такие болезни, как амебиаз, шистоматоз, эхинококкоз и другие, которые вызываются различными паразитами, попадающими в организм человека с водой.

При воздушно-капельной инфекции заражение происходит через дыхательные пути при вдыхании воздуха, содержащего болезнетворные микроорганизмы. К таким болезням относится грипп, коклюш, свинка, дифтерия, корь и другие. Возбудители этих болезней попадаю в воздух при кашле, чихании и даже при разговоре больных людей.

Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при тесном контакте с больным или при пользовании его вещами, например, полотенцем, носовым платком, предметами личной гигиены и другими, бывшими в употреблении больного. К ним относятся венерические болезни (СПИД, сифилис, гонорея), трахома, сибирская язва, парша.

Биологическое загрязнение среды постоянно усиливаются, возникают все новые микроорганизмы, с которыми человечество еще не знает как бороться. Дело в том, что под воздействием радиации и химического загрязнения среды микроорганизмы постоянно мутируют, приобретают новые, неизвестные человеку обличья. Могут вызывать самые разные заразные заболевания.

Уже давно известно, что многие микроорганизмы приспосабливаются к действию лекарственных препаратов, образуются такие их формы, которым уже не страшен, например, пенициллин. А ведь когда-то это антибиотик считался универсальным против простудных заболеваний. Ученые не успевают, можно сказать, разрабатывать новые виды лекарств против бактериальных загрязнителей среды.

Примером мутаций может служить птичий грипп. Грипп, сам по себе, - коварное заболевание, он страшен своими последствиями и разрушительному влиянию этих последствий может быть подвергнут любой орган человека, а вирус птичьего гриппа  унес уже не один десяток жизней в разных странах. Возник он, скорее всего, из-за загрязнения окружающей среды: химические вещества и радиация влияют на микроорганизмы так, что они образуют новые болезнетворные формы, не известные человеку.

Человек, вторгаясь в природу, нередко нарушает естественные условия существования болезнетворных организмов и становится сам жертвой природно-очаговых болезней.

Люди и домашние животные могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага. К таким болезням относят чуму, туляремию, сыпной тиф, клещевой энцефалит, малярию, сонную болезнь.

Особенностью природно-очаговых заболеваний является то, что их возбудители существуют в природе в пределах определенной территории вне связи с людьми или домашними животными. Они паразитируют в организме диких животных-хозяев. Передача возбудителей от животных к животному и от животного к человеку происходит преимущественно через переносчиков, чаще всего насекомых и клещей.

Возможны и другие пути заражения.В некоторых жарких странах, а также в ряде районов нашей страны встречается инфекционное заболевание лептоспироз, или водяная лихорадка. В нашей стране возбудитель этой болезни обитает в организмах полевок обыкновенных, широко распространенных в лугах около рек. Заболевание лептоспирозом носит сезонный характер, чаще встречаются в период сильных дождей и в жаркие месяцы (июль - август). Человек может заразиться при попадании в его организм воды, загрязненной выделениями грызунов.

Такие болезни, как чума, орнитоз, передаются воздушно-капельным путем. Находясь в районах природно-очаговых заболеваний, необходимо соблюдать специальные меры предосторожности.

Настоящим преступлением против человечества была разработка биологического оружия. Сейчас введен мораторий на биологическое оружие. Но это сейчас, после того, как целые народы пострадали от его воздействия и последствия применения биологического оружия проявляются до сих пор.

В последние годы возникла новая экологическая опасность — потенци­альная возможность попадания из лабораторий или заводов в окружаю­щую природную среду микроорганизмов и биологически активных веществ, оказывающих негативное воздействие на живые организмы и их сообще­ства, здоровье человека и его генофонд, что связано с бурным развитием биотехнологии и генной инженерии.

6

Информационное загрязнение среды как экологический фактор

Познакомить учащихся с основными видами информационного загрязнения, а также влиянием загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия.

Научить определять уровень шума в жилых помещениях.

Определение информационного загрязнения среды, его источники. Влияние информационного загрязнения на организм человека, последствия этого влияния. Возможные выходы из данной ситуации.


7

Прогнозирование состояния здоровья населения с учётом экологического состояния своей местности

Познакомить учащихся с состоянием окружающей среды в Иркутской области.

Научить прогнозировать состояние здоровья населения в зависимости от экологического состояния нашей местности, а также любой другой по заданным условиям.

Характеристика основных предприятий и заводов, расположенных в Иркутской области. Основные виды загрязнителей. Состояние здоровья населения, основные заболевания. Возможные пути улучшения данной ситуации.


Программа опирается на содержание курса биологии «Человек», используются межпредметные связи с курсами географии, химии. Данный факультатив расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на него влияющих, способах его укрепления и сохранения, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами исследования здоровья и оказания первой помощи.

Значительное место занимает организация самостоятельной и практической деятельности учащихся. Предусмотрено проведение практических работ: «Составление суточного энергетического рациона», «Гигиеническая оценка режима дня», «Определение работоспособности», «Первая помощь» и др. Учащиеся под руководством учителя осуществляют подготовку проектных работ по проблемам здоровья и защищают их на школьной и окружной конференциях, выпускают агитационные листовки, газеты.

Данная модификация программы имеет свои результаты, учащиеся самостоятельно выполняют проекты, участвуют в экологических конкурсах , участвуют в научно-практических конференциях, занимают призовые места.

В результате изучения данного курса ученик должен знать:

  1. Причины и пути распространения загрязняющих веществ;

  2. Закономерности концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде и в живых организмах;

  3. Влияние основных загрязняющих веществ на здоровье человека;

  4. Зависимость уровня здоровья населения от экологической ситуации территории.

  5. место человека в системе живой природы;

  6. факторы здоровья, что такое здоровье;

  7. эндемические и природноочаговые заболевания;

  8. биологические ритмы;

  9. приспособительную изменчивость человеческих популяций;

  10. причины изменения природной среды;

Ученик должен уметь:

  1. Прогнозировать экологические ситуации, связанные с распространением загрязняющих веществ.

  2. Давать оценку состояния окружающей среды в районах с тем или иным характером производственной деятельности.

  3. Применять элементарные способы очистки веществ на практике.

  4. Оказывать первую помощь

Критерии оценки:

  1. Выступление с сообщением или докладом в течение изучения тем курса.

  2. Выполнение практических работ, в том числе домашних.

  3. Успешная защита итоговой исследовательской работы.



Содержание программы

Введение

Человек и природа. Факторы живой и неживой природы. Взаимосвязь природных факторов и здоровья человека. Деятельность человека по сохранению природы. Заповедники, заказники, парки и памятники природы. Редкие и исчезающие виды растений и животных. История создания «Красной книги».

Экскурсия. Культура поведения человека в природе.

Раздел 1. Здоровье человека и окружающая среда

Экология здоровья человека. Понятие здоровья. Из истории наук о здоровье человека. Факторы здоровья и риска заболеваний. Физическое и психическое здоровье. Основы здорового образа жизни. Наследственность составная часть здоровья. Влияние окружающей природы на здоровье человека. Природа - источник положительных эмоций в жизни и творчестве человека. Права и обязанности человека в сохранении своего здоровья и окружающей природы. Искусственная среда обитания. Социальная обусловленность здоровья человека «Болезни цивилизации»: нарушение обмена веществ, аллергические, нервно-психические, респираторные, сердечно–сосудистые, онкологические заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Травматизм.

Пути загрязнения воздуха и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека. Источники загрязнения воды, влияние загрязняющих веществ на здоровье человека. Пути и виды загрязнения почвы. Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека. Радиоактивное загрязнение среды. Влияние ионизирующей радиации на организм человека. Биологическое загрязнение организма как экологический фактор. Информационное загрязнение среды как экологический фактор

Раздел 2. Культура отдыха в природном окружении. Парки и заповедники города.

Видовое разнообразие растительного и животного мира природного окружения, его изменение под влиянием антропогенного фактора. Зелёная аптека природы.

Лекарственные растения, их роль в сохранении здоровья и лечении человека. Лекарственные растения «Красной книги». Сбор и хранение лекарственных растений. Ядовитые растения. Оказание первой медицинской помощи человеку при отравлении ядовитыми растениями.

Практическая работа: Определение лекарственных и ядовитых растений

Заключение. Практическая работа. Написание и защита реферата. «Состояние экологической среды твоего места обитания (природного окружения) и его влияние на здоровье».

Рекомендуемая литература:

  1. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч. 2. М., 2002.

  2. Программно-методические материалы «Биология» 6-11. М., 2002.

  3. .Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований. Педагогика и логика. М., 1993.

  4. Тверская С.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека. М., 1992.

  5. Белоусова О.С. Вредным привычкам - нет!. Журнал «Биология в школе». 2004. №7

  6. Дзятковская Е. Н. Экология и здоровье (1 и 2 часть). Иркутск: ИЧП “Арком”, 1994 г.

  7. Дзятковская Е. Н. Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии и физике. Иркутск, 1994 г.

  8. Морозова В.Ф. О развитии мышления учащихся в процессе обучения. Журнал «Биология в школе». 2003. №4 .

  9. Морозова В.Ф. «Здоровье человека и планета» (программа элективного курса для 8-го класса). Современная гимназия - через универсальность к многообразию. М., ТОО «Чарли», 1996.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Авторская программа "Экология здоровья человека"

Автор: Шадонова Инга Петровна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Авторская программа элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(70) "avtorskaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211514"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431626241"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vviedieniie-v-iestiestvienno-nauchnyie-priedmiety-priroda-zhivaia-i-niezhivaia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188598"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426697717"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Программа элективного курса "Я и моё здоровье" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-eliektivnogho-kursa-ia-i-moio-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "136613"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417153512"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Авторская программа "Информационная экология" "
    ["seo_title"] => string(49) "avtorskaia-proghramma-informatsionnaia-ekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "183436"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425879922"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС (начало) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-nachalo"
    ["file_id"] => string(6) "130265"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415869984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства