Авторская программа элективного курса "Медицинская география"
Авторская программа элективного курса "Медицинская география"
Раздел I. Введение (1 час)
Введение. Что изучает курс «География и медицина»? Предмет изучения курса. Связь с другими науками. Понятия: «среда обитания», «окружающая среда.
Раздел II. Представление о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии (4 часа)
Этапы развития. Развитие медико-географических представлений в Древнем Египте, Греции, Месопотамии. Развитие медико-географических представлений в Древнем Риме, Иране, Китае.
Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Тибете и в средние века в арабских странах. Развитие медико-географических представлений в эпоху Возрождения, в начальный период Новой истории и в XIX-XX вв.
Раздел III. Формирование медико-географических представлений (13 часов)
Природные и социально – экономические факторы. Социально – экономические и природные факторы. Механизм акклиматизации.
Здоровье и болезнь. Понятие «здоровье». Здоровье индивидума и здоровье нации. Статистические показатели здоровья. Факторы здоровья.
География болезней. Нозоареал. Типы нозоареалов. Болезни локальные и эндемические. Болезни повсеместные.
Солнечная радиация и биосфера. Взаимодействие солнечной радиации и биосферы. Альбедо.
Географические и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучшей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта. Зона дефицита ультрафиолета. Зона ультрафиолетового комфорта. Зона избыточной ультрафиолетовой радиации. Инфракрасное излучение. Снежная слепота. Ультрафиолетовое голодание.
Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организмов. Земной магнетизм. Лунные ритмы. Магнитные бури.
Космическое излучение. Магнитное поле. Околоземные пояса радиации. Открытие Гесса.
Действие климата на организм человека. Понятие «климат», элементы климата. Типы климатов.
Влияние температуры на организм человека. Гипотермия. Обморожение. Ожоги. Перегревание организма. Солнечный удар.
Влияние ветра, атмосферного давления, влажности на организм человека. Влияние ветра на организм человека. Влияние атмосферного давления. Влажность воздуха. Метеотропные реакции.
Адаптация. Понятие «адаптация». Адаптивные типы. Адаптационный синдром, болезни адаптации, фазы адаптации. Болезни адаптации. Близорукость (миопия). Дальтонизм.
Адаптация к суточным ритмам. Суточные ритмы. Гипоксия. Горная болезнь.
Раздел IV. Факторы окружающей среды и здоровье человека (8 часов)
Город и человек. Общие экологические проблемы городов мира. Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения.
Основные источники экологических загрязнений недвижимости. Воздух в жилых и офисных помещениях. Человек и воздух. Экологическое состояние атмосферы, пути и виды ее загрязнения. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека.
Человек и вода. Свойства воды. Роль воды для человека. Загрязнения воды. Заболевания, вызываемые загрязнением воды. Минеральная вода.
Человек и почвы. Почва как основной элемент биосферы и системы жизнеобеспечения Земли. Загрязнители почв.Сибирская язва. Столбняк. Погода и самочувствие человека. Суточные ритмы и биоритмы, погодные условия, самочувствие.
Ландшафт как фактор здоровья. Городская экосистема. Городской ландшафт.
Питание и здоровье человека. Рациональное питание.
Раздел V. Болезни, вызываемые природными факторами (3 часа)
Понятие о природном очаге болезни и природной очаговости. Природный очаг болезни и природная очаговость. Роль медицинской географии в изучении природной очаговости болезней человека.
Понятие о тропических болезнях. Тропические болезни. Аллергии, аллергические реакции, аллергены. Поллиноз. Пищевая аллергия.
Болезни, вызываемые ядовитыми животными. Ядовитые животные. Понятие «миазы». Ареалы распространения и пути предупреждения отравлений при контактах с ядовитыми животными.
Раздел VI. Ресурсы здоровья – (5 часов)
География отдыха и туризма. Рекреационные природные ресурсы. Солнце, воздух и вода. Фототерапия.
Лечебные ресурсы. История фитотерапии. Фитотерапия. Аромотерапия.
Оценка рекреационного потенциала Казахстана по степени благоприятности для отдыха и туризма. Классификация рекреационного потенциала Республики Казахстан по способу отдыха. Способы отдыха применительно к территории республики Казахстан. Условия, необходимые для развития рекреационной сферы.
Рекреационные ресурсы Южно-Казахстанской области. Создание проектов туристических маршрутов. Проект туристического маршрута по ЮКО.
Итоговое занятие. География, медицина, гигиена, экология человека – какая связь между ними?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного курса "Медицинская география" »
Авторская программа
курса «Медицинская география»
для учащихся 10 - 11 классов естественно – математического направления общеобразовательных школ.
Изучение курса рассчитано на 34 часа, 1 раз в неделю.
Раздел I. Введение (1 час)
Введение. Что изучает курс «География и медицина»? Предмет изучения курса. Связь с другими науками. Понятия: «среда обитания», «окружающая среда.
Раздел II. Представление о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии (4 часа)
Этапы развития. Развитие медико-географических представлений в Древнем Египте, Греции, Месопотамии. Развитие медико-географических представлений в Древнем Риме, Иране, Китае.
Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Тибете и в средние века в арабских странах. Развитие медико-географических представлений в эпоху Возрождения, в начальный период Новой истории и в XIX-XX вв.
Раздел III. Формирование медико-географических представлений (13 часов)
Природные и социально – экономические факторы. Социально – экономические и природные факторы. Механизм акклиматизации.
Здоровье и болезнь. Понятие «здоровье». Здоровье индивидума и здоровье нации. Статистические показатели здоровья. Факторы здоровья.
География болезней. Нозоареал. Типы нозоареалов. Болезни локальные и эндемические.Болезни повсеместные.
Солнечная радиация и биосфера. Взаимодействие солнечной радиации и биосферы. Альбедо.
Географические и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучшей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта. Зона дефицита ультрафиолета. Зона ультрафиолетового комфорта. Зона избыточной ультрафиолетовой радиации. Инфракрасное излучение. Снежная слепота. Ультрафиолетовое голодание.
Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организмов. Земной магнетизм. Лунные ритмы. Магнитные бури.
Космическое излучение. Магнитное поле. Околоземные пояса радиации. Открытие Гесса.
Действие климата на организм человека. Понятие «климат», элементы климата. Типы климатов.
Влияние температуры на организм человека. Гипотермия. Обморожение. Ожоги. Перегревание организма. Солнечный удар.
Влияние ветра, атмосферного давления, влажности на организм человека. Влияние ветра на организм человека. Влияние атмосферного давления. Влажность воздуха. Метеотропные реакции.
Адаптация. Понятие «адаптация». Адаптивные типы. Адаптационный синдром, болезни адаптации, фазы адаптации. Болезни адаптации. Близорукость (миопия). Дальтонизм.
Адаптация к суточным ритмам. Суточные ритмы.Гипоксия. Горная болезнь.
Раздел IV. Факторы окружающей среды и здоровье человека (8 часов)
Город и человек. Общие экологические проблемы городов мира. Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения.
Основные источники экологических загрязнений недвижимости. Воздух в жилых и офисных помещениях. Человек и воздух. Экологическое состояние атмосферы, пути и виды ее загрязнения. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека.
Человек и вода. Свойства воды. Роль воды для человека. Загрязнения воды. Заболевания, вызываемые загрязнением воды. Минеральная вода.
Человек и почвы. Почва как основной элемент биосферы и системы жизнеобеспечения Земли. Загрязнители почв.Сибирская язва. Столбняк. Погода и самочувствие человека. Суточные ритмы и биоритмы, погодные условия, самочувствие.
Ландшафт как фактор здоровья. Городская экосистема. Городской ландшафт.
Питание и здоровье человека. Рациональное питание.
Раздел V. Болезни, вызываемые природными факторами (3 часа)
Понятие о природном очаге болезни и природной очаговости. Природный очаг болезни и природная очаговость. Роль медицинской географии в изучении природной очаговости болезней человека.
Понятие о тропических болезнях. Тропические болезни. Аллергии, аллергические реакции, аллергены. Поллиноз. Пищевая аллергия.
Болезни, вызываемые ядовитыми животными. Ядовитые животные. Понятие «миазы». Ареалы распространения и пути предупреждения отравлений при контактах с ядовитыми животными.
Раздел VI. Ресурсы здоровья – (5 часов)
География отдыха и туризма.Рекреационные природные ресурсы. Солнце, воздух и вода. Фототерапия.
Лечебные ресурсы. История фитотерапии. Фитотерапия. Аромотерапия.
Оценка рекреационного потенциала Казахстана по степени благоприятности для отдыха и туризма.Классификация рекреационного потенциала Республики Казахстан по способу отдыха. Способы отдыха применительно к территории республики Казахстан. Условия, необходимые для развития рекреационной сферы.
Рекреационные ресурсы Южно-Казахстанской области. Создание проектов туристических маршрутов. Проект туристического маршрута по ЮКО.
Итоговое занятие. География, медицина, гигиена, экология человека – какая связь между ними?