В настоящее время, когда информация приобрела статус ресурса, когда информация, информационные системы, информационные технологии во многом определяют стратегические направления дальнейшего развития современного общества, очень актуальным становится вопрос о качестве информации и об информационной экологии. Условием выживания в информационном обществе является необходимость обновления профессиональных знаний, регулярного совершенствования квалификации. Это возможно только при обладании человеком высокой информационной культурой.
Исследования ученых показали, что за последние 30 лет потребление информации выросло в 5 раз – современный человек в день получает объем информации, эквивалентный содержанию 174 газет. Знание стало главным ресурсом в постиндустриальном социуме. Благодаря развитию медиа (технологий коммуникации) человек обрел новую среду обитания – информационную, разновидность социального, культурного пространств. Люди все более погружаются в круговорот информации, порожденный СМИ, рекламой, интернет-ресурсами, социальными сетями, что повышает значимость этого вопроса. Информация все более доступна, и информационный круговорот все больше захватывает людей, что приводит не всегда к хорошим последствиям, так как большой поток не всегда полезной информации просто не оставляет возможности мыслить. Все больше информации навязывается. Процесс человеческого познания искажается.
Понятие «информационная экология» сравнительно новое, формирующееся понятие. Информационная экология понимается многими авторами по-разному, но мы будем подразумевать, что информационная экология — это наука, изучающая закономерности влияния информации на формирование и функционирование человека, человеческих сообществ и человечества в целом, на индивидуальные и общественные взаимоотношения с окружающей информационной средой, а также межличностные и межгрупповые информационные взаимодействия. Таким образом, предметом информационной экологии является изучение взаимодействия человека с информационной средой.
Информационные технологии, которые являются современной знамением эпохи, обеспечивают огромные возможности для индивидуальной и массовой коммуникации. И, как в случае с природопользованием возникает ситуация, когда возможности идут рука об руку с опасностями. Охрана информационной экологии, необходимого условия настоящего и будущего.
Развитие и становление личности подростка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно, сегодня, когда с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой - возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. На сегодняшний день влияние средств массовой информации на воспитание подростков является актуальной проблемой, и является одной из первейших задач педагогики.
Современные подростки отдают предпочтение телевидению и Интернету. Предпочитают в основном развлекательные программы и молодежные сериалы. Интернет пространство используется подростками для общения, развлечения, поиска информации. Значительную часть свободного времени подростки проводят в Интернете.
Интернет для подростка – это, прежде всего, средство развлечения, средство получения новой информации, средство общения, а уж потом источник знаний и помощник в учебе. Подростки чаще посещают сайты, содержащие музыку и фильмы, игровые сайты, форумы и чаты, социальные сети. Лишь половина подростков по мере необходимости интересуются виртуальными энциклопедиями и сайтами с готовыми рефератами.
В виртуальном пространстве подростки чувствуют себя свободнее, но эмоциональное состояние часто зависит от ситуации. Значительное количество подростков встречались с жестоким поведением на сайтах. О правилах безопасности в Интернете подростки информированы недостаточно. В основном информацию такого рода получают от родителей и друзей, иногда из СМИ. В школе учителями недостаточно ведется работа, по информированию подростка об опасности, которую таит в себе Интернет.
Все вышесказанное показывает, что давно назрел вопрос информационной экологии. Помимо природной среды обитания подростка объективно существует информационная среда его обитания, роль и значение которой все время возрастает по мере дальнейшего развития средств массовой информации и массовых коммуникаций.
Эта среда оказывает на подростка активное влияние. Она влияет на формирование и функционирование его личности, на его духовное, интеллектуальное и психическое развитие, состояние психического здоровья. Более гармоничное развитие личности и высокий уровень психического здоровья будут обеспечены тогда, когда человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной, психогигиеничной, облагороженной информационной среды. Неблагоприятная, «загрязненная», деструктивная информационная среда будет отрицательно влиять на личность и психическое здоровье подростка по тем же закономерностям, по которым влияет на человека природная среда его обитания. Проблемы информационной экологии не менее важны и практически значимы в эпоху информационного общества, чем вопросы экологии природной среды, которым уделяется постоянное внимание во всем мире.
Следует всерьез задуматься над законодательным обеспечением информационной безопасности подрастающего поколения, предложить подрастающему поколению альтернативу: СМИ, которые соответствовали бы истинным возрастно-психологическим потребностям детской и подростковой аудитории, вызывали бы интерес своим качественным исполнением и при этом были бы доступны. Пока таких СМИ, по крайней мере, на рынке печатных периодических изданий, практически нет.
Поскольку школа – единственный институт, где есть возможность взаимодействовать со всеми несовершеннолетними, она должна взять на себя основную ответственность за обучение детей компьютерной грамотности и основам безопасности.
Цель программы.
Обучение подростков основам информационной безопасности. Формирование социально адаптированной личности, способной жить и действовать в современной информационной среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Информационная экология" »
МБОУ «СОШ №2 им. Д. Х. Скрябина» ГО «Жатай»
Программа занятий по курсу
«Информационная экология»
Программа рассчитана на учащихся подросткового возраста 12-15 лет
Срок реализации программы: полугодие (5 месяцев).
Программу разработала
педагог-психолог Уваровская Елена Александровна
ГО «Жатай»2013-2014 г.
Влияние новых средств коммуникации, возникших
в последнее десятилетие, проявляется на всём обществе.
В России принято обсуждать только негативные его
последствия и только для молодого поколения.
Новые средства массовой коммуникации называются
виновниками неудач в воспитании подрастающего
поколения, которые переживает общество».
Социологический анализ, проведённый творческим
объединением "Юнпресс" при участии
Детского фонда ООН ЮНИСЕФ.
Пояснительная записка.
В настоящее время, когда информация приобрела статус ресурса, когда информация, информационные системы, информационные технологии во многом определяют стратегические направления дальнейшего развития современного общества, очень актуальным становится вопрос о качестве информации и об информационной экологии. Условием выживания в информационном обществе является необходимость обновления профессиональных знаний, регулярного совершенствования квалификации. Это возможно только при обладании человеком высокой информационной культурой.
Исследования ученых показали, что за последние 30 лет потребление информации выросло в 5 раз – современный человек в день получает объем информации, эквивалентный содержанию 174 газет. Знание стало главным ресурсом в постиндустриальном социуме. Благодаря развитию медиа (технологий коммуникации) человек обрел новую среду обитания – информационную, разновидность социального, культурного пространств. Люди все более погружаются в круговорот информации, порожденный СМИ, рекламой, интернет-ресурсами, социальными сетями, что повышает значимость этого вопроса. Информация все более доступна, и информационный круговорот все больше захватывает людей, что приводит не всегда к хорошим последствиям, так как большой поток не всегда полезной информации просто не оставляет возможности мыслить. Все больше информации навязывается. Процесс человеческого познания искажается.
Понятие «информационная экология» сравнительно новое, формирующееся понятие. Информационная экология понимается многими авторами по-разному, но мы будем подразумевать, что информационная экология — это наука, изучающая закономерности влияния информации на формирование и функционирование человека, человеческих сообществ и человечества в целом, на индивидуальные и общественные взаимоотношения с окружающей информационной средой, а также межличностные и межгрупповые информационные взаимодействия. Таким образом, предметом информационной экологии является изучение взаимодействия человека с информационной средой.
Информационные технологии, которые являются современной знамением эпохи, обеспечивают огромные возможности для индивидуальной и массовой коммуникации. И, как в случае с природопользованием возникает ситуация, когда возможности идут рука об руку с опасностями. Охрана информационной экологии, необходимого условия настоящего и будущего.
Развитие и становление личности подростка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно, сегодня, когда с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой - возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. На сегодняшний день влияние средств массовой информации на воспитание подростков является актуальной проблемой, и является одной из первейших задач педагогики.
Современные подростки отдают предпочтение телевидению и Интернету. Предпочитают в основном развлекательные программы и молодежные сериалы. Интернет пространство используется подростками для общения, развлечения, поиска информации. Значительную часть свободного времени подростки проводят в Интернете.
Интернет для подростка – это, прежде всего, средство развлечения, средство получения новой информации, средство общения, а уж потом источник знаний и помощник в учебе. Подростки чаще посещают сайты, содержащие музыку и фильмы, игровые сайты, форумы и чаты, социальные сети. Лишь половина подростков по мере необходимости интересуются виртуальными энциклопедиями и сайтами с готовыми рефератами.
В виртуальном пространстве подростки чувствуют себя свободнее, но эмоциональное состояние часто зависит от ситуации. Значительное количество подростков встречались с жестоким поведением на сайтах. О правилах безопасности в Интернете подростки информированы недостаточно. В основном информацию такого рода получают от родителей и друзей, иногда из СМИ. В школе учителями недостаточно ведется работа, по информированию подростка об опасности, которую таит в себе Интернет.
Все вышесказанное показывает, что давно назрел вопрос информационной экологии. Помимо природной среды обитания подростка объективно существует информационная среда его обитания, роль и значение которой все время возрастает по мере дальнейшего развития средств массовой информации и массовых коммуникаций.
Эта среда оказывает на подростка активное влияние. Она влияет на формирование и функционирование его личности, на его духовное, интеллектуальное и психическое развитие, состояние психического здоровья. Более гармоничное развитие личности и высокий уровень психического здоровья будут обеспечены тогда, когда человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной, психогигиеничной, облагороженной информационной среды. Неблагоприятная, «загрязненная», деструктивная информационная среда будет отрицательно влиять на личность и психическое здоровье подростка по тем же закономерностям, по которым влияет на человека природная среда его обитания. Проблемы информационной экологии не менее важны и практически значимы в эпоху информационного общества, чем вопросы экологии природной среды, которым уделяется постоянное внимание во всем мире.
Следует всерьез задуматься над законодательным обеспечением информационной безопасности подрастающего поколения, предложить подрастающему поколению альтернативу: СМИ, которые соответствовали бы истинным возрастно-психологическим потребностям детской и подростковой аудитории, вызывали бы интерес своим качественным исполнением и при этом были бы доступны. Пока таких СМИ, по крайней мере, на рынке печатных периодических изданий, практически нет.
Поскольку школа – единственный институт, где есть возможность взаимодействовать со всеми несовершеннолетними, она должна взять на себя основную ответственность за обучение детей компьютерной грамотности и основам безопасности.
Цель программы.
Обучение подростков основам информационной безопасности. Формирование социально адаптированной личности, способной жить и действовать в современной информационной среде.
Задачи.
- Формирование умения оперировать информацией и использовать информационные ресурсы;
- Формирование учебно-информационных умений работы с разнообразными источниками информации;
- Формирование информационного мировоззрения;
- Формирование гуманистических ценностей;
- Формирование соответствия между высоким уровнем развития технологий и уровнем подростковой культуры.
Программа составлена на основе ряда исследований, проведенных в МБОУ «СОШ №2 им. Д. Х. Скрябина» ГО «Жатай». Данный материал может быть использован психологами, учителями информатики, классными руководителями для проведения занятий с подростками 12-15 лет.
Сроки реализации программы: полугодие (5 месяцев).
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность 40 – 45 минут.
Ожидаемые результаты.
Знать:
- основы информационной безопасности;
- способы структурирования и обработки информации;
- правила поиска информации;
- способы информационной гигиены;
- правила классификации и сохранения информации.
Уметь:
- оперировать информацией и качественно использовать информационные ресурсы;
- работать с источниками информации в соответствии с культурой информационного поведения.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Самостоятельная разработка исследовательского проекта по тематике «Информационная экология».
Методическое обеспечение программы:
На занятиях используются в сочетании различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. К словесным относятся рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – это показ, демонстрация. Практические – упражнения, составление схем, алгоритмов.
В беседе у учащихся появляется возможность высказать свое мнение, а учитель получает представление о степени усвоения ими материала. Беседа оживляет занятия, служит активизации мышления школьников.
Тематическое планирование курса, содержание программы:
№ п/п
Тема
Содержание
Коли-чество
часов
1
Введение. Информация в жизни человека.
Что такое информация? Значимость информации в жизни человека. Информационные потребности человека, как условие социализации и самореализации личности. Источники и средства передачи информации. Разновидности информации. Из чего состоит информация.
1
2
Восприятие, производство и использование информации.
Как мы воспринимаем информацию. Многоуровневая информационная система человека, способная не только усваивать, но и перерабатывать информацию. Усвоение информации. Воспроизведение информации. Активность отражательной деятельности в зависимости от социального опыта, уровня интеллекта и образования личности.
1
3
Современные информационные ресурсы.
Что такое «информационные ресурсы»? Структура информационных ресурсов. Классификация информационных ресурсов. Печатная продукция (книги, периодическая печать). Телевидение и радиовещание. Цифровая и аналоговая продукция на переносимых машиночитаемых носителях (аудио-, видео-, компьютерная). Продукты и услуги через сети передачи данных. Интернет.
1
4
Что такое информационная экология?
Значение термина «экология». Что входит в понятие «информационная экология». Информационная анархия. Новая форма загрязнения – информационное загрязнение. Информационная экологическая катастрофа. Правила и законы информационной экологии.
1
5
Много информации вредно.
Чрезмерное поступление информации вредно. Дозирование информации. Обсуждение притчи «Переполненная чаша чая». Правила защиты от излишней информации.
1
6
Одна плохая новость, одна – хорошая.
«Негативная» информация вредна и должна компенсироваться «позитивной». Сбалансированность информации. Понятие «инфосфера». Формирование гармоничной инфосферы. Обсуждение притчи «Человек и тигр».
1
7
Важность информационной системы.
Избирательное отношение к информации. «Рецепция» - процесс восприятия и переработки информации. Качественное и количественное соответствие информации. Актуальность информации. Целевое восприятие информации. Способы сохранения и восстановления системы окружающей среды, применительно к информационной экологии.
1
8
Мало информации вредно.
Дефицит информации. К чему ведет недостаток информации или ограничение возможностей ее восприятия. Мощность источника информации. Восстановление воспринимающей способности. Средства удовлетворения дефицита информации. Эмоциональный стресс и его последствия. Профилактика эмоционального стресса. Обсуждение притчи «Денкай – сын самурая».
1
9
Запомни слона.
Повышение эффективности восприятия информации человеком. Анализ информации. Запоминание информации. «Хранение» информации. Воспроизведение информации. Эффект запоминания малого, связанного с большим - обсуждение практического материала.
1
10
Информация свиты формирует короля.
Что такое иллюзии? Искажение информации при ее приеме. Выбор достоверных источников информации. Взаимопроникновение и взаимообогащение информации.
1
11
Главное – цель.
Ценность и приоритетность информации. Этичность информации. Запрет на распространении некоторых видов информации. Где и почему встречается запрет на некоторые виды информации? Законодательное ограничение некоторых видов информации.
1
12
Количество и качество информации.
Необходимо рациональное производство, распространение и использование новой информации, так как новая информация может приводить к торможению текущей деятельности. Информационное табу. Цензура. Информационная безопасность. Культура информационной безопасности.
1
13
Влияние развития информационно-технических средств на изменение окружающей информационной среды.
Современные средства массовой информации и информация, распространяемая посредством их. Современные информационные сети. «Замусоренность» окружающей информационной среды.
1
14
Отрицательное влияние информации на здоровье человека.
Данные о неблагоприятном воздействии информации на здоровье человека, социальных групп и всего человеческого сообщества. Психо-эмоциональное перенапряжение. Эмоциональный стресс и его последствия. «Психическое здоровье» — это не только отсутствие выраженных психических расстройств у индивидуума, но и состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром. Информация и психогигиена. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, опубликованная в 2000 году.
1
15
Информационная гигиена.
Что такое информационная гигиена, основные понятия. Цель информационной гигиены — предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп, и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды. Задачи информационной гигиены. Объекты информационной гигиены. Аксиомы и законы информационной экологии.
1
16
Информационная стрессоустойчивость.
Что входит в понятие «информационная стрессоустойчивость». Психическая работоспособность, информационная стрессоустойчивость и их зависимость от физической подготовленности. Технологии формирования стрессоустойчивости. Развитие навыков саморегуляции. Психологическая готовность к стрессу. Расширение поведенческих стратегий. Развитие эффективного поведения в стрессовой ситуации. Социальная адаптация и эффективная коммуникация.
2
17
Культура информационного поиска.
Информационный поиск как процесс, лежащий в основе информационной деятельности личности. Культура информационного поиска требует от пользователя ясного понимания того, что он ищет. Алгоритм поисковой деятельности. Информационная подготовка поиска. Моделирование источников поиска. Выбор оптимального пути поиска. Реализация поиска. Оценка результатов поиска. База поиска. Адресный поиск. Фактографический поиск. Уточняющий поиск.
2
Список литературы.
Дулатова А. Н., Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие. – М.: Либерия-Бибинформ, 2007. – 176 стр.
Ермилин А. Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: "Советская Кубань", 2005. - 356 с.
Мизинцева М.Ф., Королева Л.М., Бондарь В.В. Информационная экология. — М., 2000. – 231 с.
Одум Ю. Экология: в 2-х томах/ Юджин Одум. – М.: Мир, 1986.
Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С. Некоторые аспекты формирования экологического информационного пространства на различных социальных уровнях. - Инновации в развитии социально-экологического образования населения. Кластерный подход: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (29-30 мая 2012 г.): Сб. науч. Тр. - Курган. Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2012. - с. 275-279.
Шапцев В. А. Информационная экология информационного общества // Информационная экология. Сборник статей. Материалы семинара «Информационная кампания по пропаганде экологических знаний в информационном обществе». – М. : Высший химический колледж РАН, 2003. – С. 33–44.
Интернет-ресурсы:
Гостев А. А. Духовно-нравственные аспекты новой информационной экологии. Экопсихологические исследования [Электронный ресурс] // Материалы 5-й Российской конференции по экологической психологии, 2009. URL: http://dusha-orthodox.ru/gostinaya-na-yaroslavskoy/gostev-a.a.-duhovno-nravstvennyie-aspektyi-novoy-informatsionnoy-ekologii.html
Ерёмин А. Л. Ноогенез и теория интеллекта [Электронный ресурс]. – Краснодар : СовКуб, 2005. – 356 с. URL: http://a-eremin.ru/rus/themes/physiology/ecophis/?id=16
Колков А. И. Информационная экология: учебная программа [Электронный ресурс]. – Кемерово, 1998. URL: http://kolkovsite.narod.ru/notes/lesson/infecology.html
Маклакова Е. В. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология [Электронный ресурс]. – Тюмень, 2010. URL: http://tsiac.ru/upload/files/Информационная экология.doc
Приложение.
Притча «Переполненная чашка чая».
Нан-ин, японский учитель дзэн-буддизма, живший в эпоху Мейдзи (1868—1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое дзэн.
Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше. Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет».
«Так же, как эта чашка, — сказал Нан-ин, — вы полны ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам дзэн, если Вы сначала не опустошили вашу чашку»?
Притча «Человек и тигр»
Человек пересекал поле, на котором жил тигр. Он бежал изо всех сил, тигр за ним. Подбежав к обрыву, он стал карабкаться по склону, уцепившись за корень дикой лозы, и повис на нем. Тигр фыркал на него сверху. Дрожа, человек смотрел вниз, где немного ниже, другой тигр поджидал его, чтобы съесть. Только лоза удерживала его.
Две мышки, одна белая, другая черная, понемногу стали подгрызать лозу. Человек увидел возле себя ароматную землянику. Цепляясь за лозу он дотянулся и губами сорвал землянику. Какая же она была сладкая!
Притча «Дзэнкай, сын самурая».
Дзэнкай, сын самурая, отправился в Эдо и здесь стал приближенным высокопоставленного чиновника. Он влюбился в жену чиновника и был открыт. Защищаясь, он убил чиновника и после сбежал с его женой. Позже они оба стали воришками. Но женщина оказалась такой жадной, что Дзэнкай проникся омерзением к ней. Наконец, оставив ее, он отправился далеко в провинцию Будзэн, где стал нищим-бродягой.
Чтобы искупить свою вину за прошлое, Дзэнкай решил совершить в жизни какое-нибудь доброе дело. Он узнал, что существует опасная дорога через пропасть, грозящая смертью или увечьем многим людям, и решил прорыть через горы туннель. Выпрашивая днем пищу, Дзэнкай по ночам рыл туннель. Когда прошло 30 лет, туннель был длиной 280 футов, 20 футов высотой и 30 футов шириной.
За два года до окончания работы сын убитого чиновника разыскал Дзэнкая и пришел убить его, чтобы свершилась месть. «Я охотно отдам тебе свою жизнь, — сказал Дзэнкай. — Позволь мне только закончить работу. В день, когда она будет закончена, ты можешь убить меня». Мститель прождал день, два. Но прошло несколько месяцев, а Дзэнкай продолжал копать. Пришелец устал от безделья и стал помогать ему копать. После того, как он помогал ему больше года, он стал восхищаться волей и характером Дзэнкая. Наконец, туннель был готов, и люди могли пользоваться им и путешествовать безопасно. «Теперь руби мне голову, — сказал Дзэн-кай. — Моя работа окончена».
«Как же я могу отрубить голову моему учителю?» — спросил юноша со слезами на глазах.