Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Пернатые друзья" в 3 классе»
КГУ «Смирновская средняя школа№2»
Внеклассное мероприятие
Ответственная: Бекбулатова А.А.
2016-2017 учебный год
Цель: Воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях
Ход урока
1. Вводная беседа.
- Здравствуйте, ребята! Начнём наше мероприятие с игры “Угадай-ка”.
(Слайды 2-4)
Птичка – невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей)
Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка)
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока)
Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, Черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. (Грач)
С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки. Отгадайте что за птица? Называется... (Синица)
Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
- О ком сейчас пойдет речь ? (Слайд 5)
- Кто такие птицы? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.)
(Слайд 6)
3. Польза птиц
- Птиц называют “пернатыми друзьями”. Как вы думаете почему? (Слайд 7)
Птицы спасают посевы от грызунов. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг.
Уничтожают вредителей растений. За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит сам и от этого совсем не растолстеет, так как много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Снижают засорённость полей. Многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие склёвывают семена и плоды сорняков.
Многие птицы – санитары. Коршуны, грифы, орлы и другие птицы повсюду высматривают трупы павших зверей и птиц и уничтожают их, питаются на свалках и помойках, таким образом, способствуют оздоровлению местности.
Способствуют распространению семян. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, плоды шиповника, барбариса. Прожорливость свиристелей так велика, что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод и плодов в не переваренном виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели способствуют распространению растений.
Благодаря птицам человек изобрёл самолет. Внимательно изучив крылья разных птиц, птичий полёт, строение тела учёные изобрёли самолёт.
4. Классификация птиц
- В природе существует большое многообразие птиц. В лесу, в поле, на реке, в населенных пунктах - везде живут разные виды птиц. Предлагаю вам карточки с названиями птиц. Разделите птиц на группы. (Групповая работа)
(Слайд 8)
- Какие группы получились?
Результат работы (Слайды 9-10):
Вариант I
Вариант II
- Каких птиц называют перелётными?
(Перелётные птицы – это птицы, совершающие регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.)
- Каких птиц называют осёдлыми?
(Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой территории и за пределы её не перемещаются.)
- Каких птиц называют кочующими?
(Кочующие птицы - это птицы, которые перемещаются с одного места на другое на относительно недалекие расстояния и ненадолго в поисках пищи.)
- Почему некоторые птицы с наступлением холодов улетают в тёплые края? (Многие перелетные птицы питаются насекомыми. С наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поисках пищи птицы улетают в теплые края.)
- Почему оседлые птицы не улетают в теплые края?
(Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. )
5. Запасы на зиму
(Слайд 11)
- В конце лета некоторые зимующие птицы делают запасы на зиму. Это синицы, поползни и др. Послушайте произведение Николая Сладкова “Синичий запас”.
Синичий запас
Собирать в запас - значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой лад. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые кладовые роет для ворованного зерна. Водяная крыса забивает норки картошкой. До пуда, бывает, натаскает. Сыч на зиму замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и плавунца!
Всё это - на чёрный день.
Запасают, как могут, где могут. Все по-разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе.
И только одни весёлые синички-хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и весёлые, но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок, муха - годится. Семечко, зёрнышко, ягодка подойдёт. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел. Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьётся ни дождь, ни ветер.
В лесу деревьев - не сосчитать. И на каждом найдётся укромная трещинка. С дерева на дерево, с сучка на сучок, от трещинки к трещинке. Куда жука, куда зёрнышко; осенью еды много. А зимой и сушёному комару будешь рад.
Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве все их запомнишь? А их и не надо запоминать: кладовые-то эти для всех! Не всё ли равно, чей запас ты найдёшь: свой или чужой? Ты чей-то склевал, и твой кто-то забрал. Ты для всех, и все для тебя.
Чёрный день всем страшен: всем надо иметь запас. А собирать его можно по-разному. Можно как крыса - только себе. Или как синичка-хохлатка - для всех.
6. Охрана птиц зимой. Эскиз кормушки
- Зимой наступают тяжелые времена для птиц. Но, не смотря на то, что некоторые птицы делают на зиму запасы, тысячами они гибнут в суровые месяцы зимы. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Почему это происходит?
(Потому что птицам не хватает корма. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена трав под снегом. )
- А как мы можем помочь птицам пережить долгие зимние месяцы?
(Смастерить кормушки, повесить их на деревья и каждый день кормить птиц).
- Подкормить птиц в зимний период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться весны. Конечно же, это возможно, если мы с вами смастерим кормушки.
- Из чего можно сделать кормушку? (Из коробки из-под сока, из пластиковой бутылки, из фанеры, дерева и др. материалов.)
(Слайд 12)
- Придумайте и начертите эскиз кормушки. (Групповая работа)
Обсуждение результатов работы
- Рассмотрим эскизы кормушек. Какие кормушки наиболее удачные? Какие самые надёжные?
(Закрытые кормушки самые надежные. Обязательное условие - защита корма в них от ветра, снега, дождя. Кормушка должна быть доступной для птиц и недоступной для хищников.)
(Слайд 13)
- Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Рассмотрите, какие кормушки из разных материалов сделали люди. (Слайд 14)
7. Подкормка птиц
- Как вы думаете, когда лучше вывешивать кормушки?
(Кормушки лучше вывешивать осенью – в ноябре. В это время птицам еще нетрудно находить корм и в других местах, но, подкармливаясь на кормушках, они постепенно привыкают к ним, запоминают их расположение. )
- Чем можно подкармливать птиц?
(Лучшим кормом для птиц будут различные семена: арбуза, дыни, тыквы, кабачков, подсолнечника, овса и проса. Но можно засыпать в кормушки и различные крупы и хлебные крошки. Крупные семена желательно раздавливать. А крошки хлеба и остатки каш надо смочить растительным маслом, чтобы они не смерзались. Такие птицы как синицы, с удовольствием будут клевать на кормушках крошки сыра, творога, расклевывать кусочки мяса и несоленого сала, так как соль для птиц – яд. Любят птицы размоченные сухофрукты и грибы. )
- Какие правила надо соблюдать при подкормке птиц?
(Слайд 15)
Зимняя подкормка птиц обязательно должна быть систематической, без перерывов, иначе она принесет вред. Привыкнув находить корм на определенном месте каждый день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать, терять время и силы, и в морозные дни могут погибнуть.
Продукты для подкормки должны быть свежими. Прокисшие или заплесневелые продукты вызывают у птиц острые кишечные расстройства и даже могут привести к гибели. А ржаной хлеб разбухает в зобиках птиц и может вызвать их гибель.
Раз в неделю кормушки надо очищать от снега и мусора.
Заканчивать подкормку нужно тогда, когда дневная температура станет выше нуля и основные корма станут доступными.
8. Кроссворд “Знаете ли вы птиц”
(Слайд 16)
Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой. (Поползень)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
С наступлением холодов эта птица появляется в населённых пунктах. Питается кусочками мяса, сала, крупой, крошками хлеба. (Синица)
Эта птица делает запасы на зиму? (Сыч)
В холодную пору эти птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробьи)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
Эта птица обитатель таёжных лесов. У этой птицы снежное имя. (Снегирь)
Эта птица способствуют распространению растений. (Свиристель)
Эту птицу называют воровкой. Любит ухватить, что плохо лежит. (Сорока)
Какая птица ночуют, зарывшись в снегу? (Глухарь)
Эта птица является символом мира и дружбы. (Голубь)
Эту осёдлую птицу можно научить говорить отдельные слова, фразы. (Ворона)
Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка)
Эта птица не только врач, еще и плотник. За свою жизнь выдалбливает десятки дупел, которые служат домиками для птиц. (Дятел)
- Какая здесь птица лишняя? (Кукушка – перелетная птица.)
9.Задание «Семь птиц»
В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.
Дети получают карточки с текстом.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообщеголое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева.
Только надо прибегать клестнице, иначечеткая подкормка не получится, кормушку не достать.
10.ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ
А пока наши команды отвечают, мы поиграем с болельщиками в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг, ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…
Дети хлопают
Молодцы, ни разу не ошиблись!
11.Задание «Дополни пословицу…»
1. Слово не воробей... (вылетит – не поймаешь).
2. Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе).
3. Лес без птиц и птицы без... (леса не живут).
4. Всякая птица своим пером... (гордится).
5. Всякая птица по-своему... (поет).
6. У каждой пташки – свои... (замашки).
7. Вороне соколом... (не быть).
8. Сорока весть на хвосте... (принесла).
9. Болтлива как... (сорока).
12. Итоговая рефлексия
- Что нового узнали?
- Где вам могут пригодиться полученные знания?
- Где можно получить информацию о жизни птиц?
- Как каждый из нас может помочь зимующим птицам?
- Кому было работать интересно?
(Слайд 17)
- Если около вашего дома будет висеть своя кормушка, птицы быстро привыкнут к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать интересные факты наблюдения. Птицы обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней, и богатым урожаем вашего огорода, спасённым от вредителей.