kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние вредных привычек и факторов среды на организм ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по теме

«ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК   НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА» (9 класс)

Каждый ребенок имеет право 
родиться здоровым.

Цель занятия: обучающиеся получать возможность осознанно сформулировать выводы о влиянии факторов окружающей среды, в т.ч. вредных привычек, на эмбриональное  развитие ребенка, основываясь на здоровьесберегающую направленность знаний и потребность ведения здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Влияние вредных привычек и факторов среды на организм ребенка»

Внеклассное занятие по теме

«ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА» (9 класс)

Каждый ребенок имеет право 
родиться здоровым.

Цель занятия: обучающиеся получать возможность осознанно сформулировать выводы о влиянии факторов окружающей среды, в т.ч. вредных привычек, на эмбриональное развитие ребенка, основываясь на здоровьесберегающую направленность знаний и потребность ведения здорового образа жизни.

Задачи занятия:

  • Обучающие: закрепить знания основных понятий темы; познакомиться с основными этапами эмбрионального развития, с особенностями каждого периода; установить влияние вредных факторов на развитие организма (на примере воздействия алкоголя и никотина); содействовать формированию потребностей ведения здорового образа жизни.


  • Развивающие: продолжить формирование навыков работы с дополнительной информацией; развивать умение готовить сообщения, анализировать информацию, рисунки, обобщать и делать выводы, выявлять причинно-следственные связи и закономерности.

  • Воспитывающие: способствовать воспитанию сознательного и ответственного отношению к своему здоровью, чувства ответственности за свою семью и своих близких путем усиления здоровьесберегающей направленности знаний; делать вывод, что за будущее ребёнка должны нести ответственность мужчина и женщина; стимулировать познавательный интерес , творческие навыки анализа проблем и путей их решения; воспитывать чувство коллективизма, формирование и развитие нравственных качеств школьников.

Оборудование:

Презентация к занятию, видеофильмы «Эмбриональное развитие человека», видеоролик о влиянии алкоголя, плакаты и рисунки по теме урока, информационные памятки для учащихся.



ХОД ЗАНЯТИЯ

этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вступление

Доброе утро ребята! Как у вас настроение? Настрой? За окном весна, солнце светит, тепло, и не хочется наверное говорит о серьезных вещах, но я хочу предложить сегодня порассуждать на одну , надеюсь интересную и важную для вас тему.

Но для начала предлагаю помечтать о будущем: представим, что вы давно окончили школу, вам 30-35 лет. Вы на родительском собрании. Педагог, рассказывая об успехах ваших детишек, отмечает, что одни с трудом читают, вертятся, несобранны, невнимательны, за остальными не успевают и на уроках физической культуры не всё у них получается. А родители жалуются, что им некогда, что сын или дочь ленивы, не заставишь читать, лишней минуты не посидит за уроками, ждет нас, чтобы сделать домашнее задание.

О других учитель отзывается по-иному: доброжелательны, общительны, легко «схватывают» новое, задачи решают с удовольствием, физическая культура – один из любимых уроков, домашние задания всегда выполнены.

Возникают вопросы:

почему дети такие разные?

родителями каких детей вам хотелось бы оказаться на этом собрании?


Приветствуют учителя и друг друга, настраиваются на положительный ход занятия.


Представляют свое будущее, высказывают свою точку зрения и мнение по предложенным вопросам.





Ответы: разное воспитание, окружение, здоровье, наследственность

Ответы: успешных, умных учеников

Притча

Вступая в брак, каждая молодая семья мечтает о том, чтобы дети были здоровыми, способными, красивыми и, конечно, счастливыми. А чтобы это действительно было так, молодым надо хорошо себе представлять, каким образом это обеспечивается.

Родители десятидневного малыша обратились к мудрому старцу с вопросом, когда же им начинать воспитывать и развивать своего ребенка, ответ старца был: «О-о-о, вы опоздали на 10 дней…».

Но человечество накопило достаточно много научных сведений, и поэтому сегодняшний мудрец ответил бы, что опоздали они с воспитанием и развитием как минимум на один год... Почему?


Слушают притчу, объясняют ее смысл, аргументировано доказывают свою точку зрения





Ответ: Думать о ребенке надо до его появления

Тема и ее актуальность

Подумайте, о чем сегодня мы поведем наш разговор?

Определите тему нашего мероприятия.

Как вы думаете актуальна ли эта проблема сегодня и почему?

Статистические данные

О проблеме, которую мы затронули, регулярно говорят и в школе, и в СМИ. Почему все-таки она продолжает быть проблемой?


Чтобы наше занятие сохранилось у вас, предлагаю фиксировать информацию в информационных листках. Записать тему занятия. Подумать над целью нашего разговора.

Думают над темой занятия, объясняют актуальность темы в современном мире, приводят примеры, доказывающие их точку зрения.

Тема (примерная) Влияние внешних факторов на развитие ребенка

Ответ: 1) много среди детей больных или с отклонениями

2) не все понимают масштабы проблемы, думают, что их не коснется

Запись темы

Развитие эмбриона

(фильм)

Итак, как мы уже обозначили выше, задумываться о своем будущем поколении надо задолго до его появления. На уроках биологии мы рассматривали вопрос об эмбриональном развитии организмов, о формировании 3 зародышевых листков и органогенезе. Теперь посмотрим, как это всё выглядит в действительности. Над этим вопросом работала 1 группа ребят. Они расскажут, что они делали и что предлагают нам сделать.

В процессе закладки каждого органа также существуют особо чувствительные периоды,

В онтогенезе человека к критическим периодам относят:

1. оплодотворение;

2. имплантацию (7-8-е сутки эмбриогенеза);

3. развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3-8-я недели);

4. развитие головного мозга (15-20-я недели);

5. формирование основных систем организма, в том числе половой (20 - 24-я недели);

6. рождение;

7. период до 1 года;

8. половое созревание (11-16 лет)

А для чего необходимо знать об этих периодах?


1 группа – рассказ о проделанной работе, работе, предложение ребятам заполнить таблицу до конца (пропуски) «Эмбриональное развитие человека» - посмотреть периоды

Ребята заполняют таблицу


Слушают информацию учителя, отвечают на вопрос


Ответ: воздействие неблагоприятных факторов среды может вызвать то или иное отклонение в его развитии (то есть аномалию).

Влияние факторов

На ход онтогенез оказывают влияние многие факторы, особенно на ранних стадиях, когда происходит закладка органов, тканей и организм в значительной степени беззащитен. Как говорится, будущий ребенок – это чистый лист бумаги, но что за пятна могут появиться на этом листе?

Учащиеся высказывают свои версии о «темных пятнах» на чистом листе по имени «ребенок». Заполняют схему.

Делятся своими мыслями.




Сверяют свою информацию с предложенной учителем.

Вред алкоголя

Опасно всё: антибиотики, чай, кофе, цитрусовые, другие продукты. Особенно опасно влияние алкоголя и никотина. Почему?

Я знаю

Я узнал

Выводы, которые могу сформулировать

 


 

Предлагаю посмотреть видеоролик и заполнить 2 столбик таблицы

    1. Исследования, проведенные в странах западной Европы, показали, что практически все из 3000 обследованных детей, страдающие врожденными расстройствами психики, были зачаты в праздничные дни.

    2. В Др. Риме на стенах домов алкоголиков писали: «Пьяницы рождают пьяниц». По законам Рима молодым людям до 30 лет строжайше запрещалось пить вино и особенно это относилось к жениху и невесте во время свадьбы.

А как наше государство проявляет заботу о здоровье нации (в частности в вопросе антиалкогольной пропаганды)?

«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей, и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства», - писал Л.Н. Толстой.

Предлагает рассказать об экскурсии в медицинский институт

В ходе обсуждения, группы заполняют информационный лист в тетради.


Заполняют 1 столбик таблицы



Заполняют 2 столбик




Заполняют 3 столбик




Запреты на продажу, антирекламы, предупреждение, штрафы


Делятся впечатлением об увиденном в процессе экскурсии в Хабаровский Дальневосточный медицинский институт.

Вред курения

Также пагубно влияет на развитие ребенка никотин. Что вы знаете об этой проблеме?

Передаю слово 2 группе ребят, которые работали над этим вопросом и предлагают вам свою презентацию


Заполняют 1 столбик таблицы (делятся своими знаниями)

Слушают выступление ребят 2 группы, рассказывают о том, что нового узнали. Заполняют 2 столбик

Заполняют 3 столбик. Формулируют выводы об услышанном.

Агитация

Это только небольшая часть информации о вредном влиянии на детский и взрослый организм таких пагубных пристрастий, как курение и употребление спиртосодержащих напитков. Поделитесь своим мнением, важна ли была для вас информация, которую вы услышали, есть ли у вас желание рассказать об этом своим друзьям, знакомым (особенно, кто уже приобщился к таким вредным привычкам)?

А какие у вас есть предложения по вопросу распространения данной информации



Для агитации необходима наглядность. Для этого мы обратились к ребятам с просьбой нарисовать листовки.


Что в них не хватает?

Предлагаю выступить со своими сочиненными слоганами учащихся



Высказывают мнение о важности и значимости поднятой проблемы для них.



Высказывают свои предложения (выступить перед школьниками 8-11 кл. с информацией представленной на занятии).


3 группа представляют картинки для листовок, объясняют смысл нарисованного

Оценивают работы (рисунки)

Слушают слоганы, составленные ребятами 3 группы

Заключение

«Всё сегодня сказанное говорит о том, что негативные факторы нашего общества приносят вред, особенно во время беременности будущему потомству. Статистика неутешительна. Рождаемость низкая, а здоровых детей в роддомах найти очень сложно. Но выход есть. КАКОЙ?

  1. Осознаёте ли вы важность полученных на сегодняшнем уроке знаний?

  2. Какие бы вы вопросы рассмотрели дополнительно по данной теме?

А теперь вернемся к началу нашего урока…Вам 30-35 лет. Идет родительское собрание.

Родителями какого ребёнка желали бы вы оказаться на собрании?..(Все, конечно, выбирают ребёнка с хорошей характеристикой…)

А где же родители капризных, неусидчивых детей со слабым здоровьем?!..(На это обычно следует ответ «Среди нас!…».)

У вас пока есть выбор.

Все родители желают и надеются на то, что дети унаследуют их достоинства, а не слабости и недостатки. Никто не хотел бы оставить детям, проблемы, ведущие к короткой и неполноценной жизни.

Разумеется, не все сведения, полученные в школе, будут усвоены полностью и запомнятся на всю жизнь, но основные представления, а главное, - внимательное и серьёзное отношение к своему здоровью, а значит, и к здоровью будущего ребёнка, должны служить руководством во всех действиях и поступках.

Каждый ребёнок имеет право родиться здоровым. А обязанность каждого родителя – родить его здоровым.



Нахождение выхода из ситуациии

(Здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек поможет нам стать здоровее).


Размышляют (вновь) над предложенной ситуацией . Находят ответы на оставленные проблемные вопросы









Подходят и формулируют главный вывод




Подводят итог занятия.

































ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАМЯТКА

ТЕМА _________________________________________________________

__________________________________________________________

Развитие эмбриона

Период

Изменение эмбриона

1-9 неделя

Оплодотворенная яйцеклетка попадает в ________. Далее идет распределение клеток, неполное развитие основных органов. Формирование _________________ системы, ___________ начинает биться. К 9 недели зарод. хвост исчезает. Формирование _____, _____________.

10-15 неделя

Формирование черт лица и зачатков _________. Перепонки между пальцев рук и ног ______________. Формирование ногтей и подушечек пальцев. Развитие ____________ и рефлексов. Циркуляция крови. _________ начинают вырабатывать мочу.

15-20 неделя

Развитие ___________________ и органов чувств. Изменение скелета.

21-27 неделя

Развитие чувств ________________. Развития отпечатков на пальцах, малыш может ___________ и икать. Полное развитие ______________. Открытие глаз, но не восприятие картинки. Формируются губы и вкусовые рецепторы.

28-37 неделя

Формирование ________________ слоя, нейронов головного мозга. Открытие _____________, восприятие картинки. Можно считать доношённым ребёнком. Перед родами малыш разворачивается головкой к выходу матки.



Влияние факторов окружающей среды





















Влияние алкоголя и курения на развитие организма ребенка

знаю

узнал

Вывод, которые могу сформулировать

Влияние алкоголя






Влияние курения











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние вредных привычек и факторов среды на организм ребенка

Автор: Власова Ирина Анатольевна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 300980

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Консультация для родителей "Вредные привычки родителей и их влияние на здоровье детей""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_vriednyie_privychki_roditieliei_i_ikh_vliianiie_"
    ["file_id"] => string(6) "361635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479843138"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "«Быть здоровым, значит быть счастливым!»"
    ["seo_title"] => string(36) "byt-zdorovym-znachit-byt-schastlivym"
    ["file_id"] => string(6) "268092"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450541462"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Рабочая программа по охране здоровья и физическому развитию для 6 класса коррекционной школы VIII вида"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_okhranie_zdorov_ia_i_fizichieskomu_razvitiiu_dlia_6_klas"
    ["file_id"] => string(6) "425945"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503415889"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Стресс как негативный биосоциальный фактор" "
    ["seo_title"] => string(46) "striess-kak-nieghativnyi-biosotsial-nyi-faktor"
    ["file_id"] => string(6) "223889"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438197972"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) ""Стресс как негативный фактор" "
    ["seo_title"] => string(31) "striess-kak-nieghativnyi-faktor"
    ["file_id"] => string(6) "223890"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438198091"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства