Презентация к занятию, видеофильмы «Эмбриональное развитие человека», видеоролик о влиянии алкоголя, плакаты и рисунки по теме урока, информационные памятки для учащихся.
этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Вступление | Доброе утро ребята! Как у вас настроение? Настрой? За окном весна, солнце светит, тепло, и не хочется наверное говорит о серьезных вещах, но я хочу предложить сегодня порассуждать на одну , надеюсь интересную и важную для вас тему. Но для начала предлагаю помечтать о будущем: представим, что вы давно окончили школу, вам 30-35 лет. Вы на родительском собрании. Педагог, рассказывая об успехах ваших детишек, отмечает, что одни с трудом читают, вертятся, несобранны, невнимательны, за остальными не успевают и на уроках физической культуры не всё у них получается. А родители жалуются, что им некогда, что сын или дочь ленивы, не заставишь читать, лишней минуты не посидит за уроками, ждет нас, чтобы сделать домашнее задание. О других учитель отзывается по-иному: доброжелательны, общительны, легко «схватывают» новое, задачи решают с удовольствием, физическая культура – один из любимых уроков, домашние задания всегда выполнены. Возникают вопросы: • почему дети такие разные? • родителями каких детей вам хотелось бы оказаться на этом собрании? | Приветствуют учителя и друг друга, настраиваются на положительный ход занятия. Представляют свое будущее, высказывают свою точку зрения и мнение по предложенным вопросам. Ответы: разное воспитание, окружение, здоровье, наследственность Ответы: успешных, умных учеников |
Притча | Вступая в брак, каждая молодая семья мечтает о том, чтобы дети были здоровыми, способными, красивыми и, конечно, счастливыми. А чтобы это действительно было так, молодым надо хорошо себе представлять, каким образом это обеспечивается. Родители десятидневного малыша обратились к мудрому старцу с вопросом, когда же им начинать воспитывать и развивать своего ребенка, ответ старца был: «О-о-о, вы опоздали на 10 дней…». Но человечество накопило достаточно много научных сведений, и поэтому сегодняшний мудрец ответил бы, что опоздали они с воспитанием и развитием как минимум на один год... Почему? | Слушают притчу, объясняют ее смысл, аргументировано доказывают свою точку зрения Ответ: Думать о ребенке надо до его появления |
Тема и ее актуальность | Подумайте, о чем сегодня мы поведем наш разговор? Определите тему нашего мероприятия. Как вы думаете актуальна ли эта проблема сегодня и почему? Статистические данные О проблеме, которую мы затронули, регулярно говорят и в школе, и в СМИ. Почему все-таки она продолжает быть проблемой? Чтобы наше занятие сохранилось у вас, предлагаю фиксировать информацию в информационных листках. Записать тему занятия. Подумать над целью нашего разговора. | Думают над темой занятия, объясняют актуальность темы в современном мире, приводят примеры, доказывающие их точку зрения. Тема (примерная) Влияние внешних факторов на развитие ребенка Ответ: 1) много среди детей больных или с отклонениями 2) не все понимают масштабы проблемы, думают, что их не коснется Запись темы |
Развитие эмбриона (фильм) | Итак, как мы уже обозначили выше, задумываться о своем будущем поколении надо задолго до его появления. На уроках биологии мы рассматривали вопрос об эмбриональном развитии организмов, о формировании 3 зародышевых листков и органогенезе. Теперь посмотрим, как это всё выглядит в действительности. Над этим вопросом работала 1 группа ребят. Они расскажут, что они делали и что предлагают нам сделать. В процессе закладки каждого органа также существуют особо чувствительные периоды, В онтогенезе человека к критическим периодам относят: 1. оплодотворение; 2. имплантацию (7-8-е сутки эмбриогенеза); 3. развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3-8-я недели); 4. развитие головного мозга (15-20-я недели); 5. формирование основных систем организма, в том числе половой (20 - 24-я недели); 6. рождение; 7. период до 1 года; 8. половое созревание (11-16 лет) А для чего необходимо знать об этих периодах? | 1 группа – рассказ о проделанной работе, работе, предложение ребятам заполнить таблицу до конца (пропуски) «Эмбриональное развитие человека» - посмотреть периоды Ребята заполняют таблицу Слушают информацию учителя, отвечают на вопрос Ответ: воздействие неблагоприятных факторов среды может вызвать то или иное отклонение в его развитии (то есть аномалию). |
Влияние факторов | На ход онтогенез оказывают влияние многие факторы, особенно на ранних стадиях, когда происходит закладка органов, тканей и организм в значительной степени беззащитен. Как говорится, будущий ребенок – это чистый лист бумаги, но что за пятна могут появиться на этом листе? | Учащиеся высказывают свои версии о «темных пятнах» на чистом листе по имени «ребенок». Заполняют схему. Делятся своими мыслями. Сверяют свою информацию с предложенной учителем. |
Вред алкоголя | Опасно всё: антибиотики, чай, кофе, цитрусовые, другие продукты. Особенно опасно влияние алкоголя и никотина. Почему? Я знаю | Я узнал | Выводы, которые могу сформулировать | | | | Предлагаю посмотреть видеоролик и заполнить 2 столбик таблицы Исследования, проведенные в странах западной Европы, показали, что практически все из 3000 обследованных детей, страдающие врожденными расстройствами психики, были зачаты в праздничные дни. В Др. Риме на стенах домов алкоголиков писали: «Пьяницы рождают пьяниц». По законам Рима молодым людям до 30 лет строжайше запрещалось пить вино и особенно это относилось к жениху и невесте во время свадьбы. А как наше государство проявляет заботу о здоровье нации (в частности в вопросе антиалкогольной пропаганды)? «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей, и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства», - писал Л.Н. Толстой. Предлагает рассказать об экскурсии в медицинский институт | В ходе обсуждения, группы заполняют информационный лист в тетради. Заполняют 1 столбик таблицы Заполняют 2 столбик Заполняют 3 столбик Запреты на продажу, антирекламы, предупреждение, штрафы Делятся впечатлением об увиденном в процессе экскурсии в Хабаровский Дальневосточный медицинский институт. |
Вред курения | Также пагубно влияет на развитие ребенка никотин. Что вы знаете об этой проблеме? Передаю слово 2 группе ребят, которые работали над этим вопросом и предлагают вам свою презентацию | Заполняют 1 столбик таблицы (делятся своими знаниями) Слушают выступление ребят 2 группы, рассказывают о том, что нового узнали. Заполняют 2 столбик Заполняют 3 столбик. Формулируют выводы об услышанном. |
Агитация | Это только небольшая часть информации о вредном влиянии на детский и взрослый организм таких пагубных пристрастий, как курение и употребление спиртосодержащих напитков. Поделитесь своим мнением, важна ли была для вас информация, которую вы услышали, есть ли у вас желание рассказать об этом своим друзьям, знакомым (особенно, кто уже приобщился к таким вредным привычкам)? А какие у вас есть предложения по вопросу распространения данной информации Для агитации необходима наглядность. Для этого мы обратились к ребятам с просьбой нарисовать листовки. Что в них не хватает? Предлагаю выступить со своими сочиненными слоганами учащихся | Высказывают мнение о важности и значимости поднятой проблемы для них. Высказывают свои предложения (выступить перед школьниками 8-11 кл. с информацией представленной на занятии). 3 группа представляют картинки для листовок, объясняют смысл нарисованного Оценивают работы (рисунки) Слушают слоганы, составленные ребятами 3 группы |
Заключение | «Всё сегодня сказанное говорит о том, что негативные факторы нашего общества приносят вред, особенно во время беременности будущему потомству. Статистика неутешительна. Рождаемость низкая, а здоровых детей в роддомах найти очень сложно. Но выход есть. КАКОЙ? Осознаёте ли вы важность полученных на сегодняшнем уроке знаний? Какие бы вы вопросы рассмотрели дополнительно по данной теме? А теперь вернемся к началу нашего урока…Вам 30-35 лет. Идет родительское собрание. Родителями какого ребёнка желали бы вы оказаться на собрании?..(Все, конечно, выбирают ребёнка с хорошей характеристикой…) А где же родители капризных, неусидчивых детей со слабым здоровьем?!..(На это обычно следует ответ «Среди нас!…».) У вас пока есть выбор. Все родители желают и надеются на то, что дети унаследуют их достоинства, а не слабости и недостатки. Никто не хотел бы оставить детям, проблемы, ведущие к короткой и неполноценной жизни. Разумеется, не все сведения, полученные в школе, будут усвоены полностью и запомнятся на всю жизнь, но основные представления, а главное, - внимательное и серьёзное отношение к своему здоровью, а значит, и к здоровью будущего ребёнка, должны служить руководством во всех действиях и поступках. Каждый ребёнок имеет право родиться здоровым. А обязанность каждого родителя – родить его здоровым. | Нахождение выхода из ситуациии (Здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек поможет нам стать здоровее). Размышляют (вновь) над предложенной ситуацией . Находят ответы на оставленные проблемные вопросы Подходят и формулируют главный вывод Подводят итог занятия. |