Урок на тему « Стресс как негативный биосоциальный фактор»
Цель: сформировать представление о стрессе, его влиянии на организм человека, способах борьбы с ним.
Образовательная задача: сформировать понятие стресса выявить причины стресса, его влияние на здоровье человека, рассмотреть способы защиты от стресса и научиться ими пользоваться.
Развивающая задача: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, познавательный интерес, творчество и самостоятельность учащихся.
Воспитательная задача: прививать чувство коллективизма, заботу о своём здоровье.
Тип урока: новая тема
Методы: словесный ( рассказ, беседа), объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Форма урока: урок-мультимедиа, проблемный урок, урок-практикум, комбинированный урок.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка задание «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»), мультимедийный проектор, музыкальный центр с диском « Голоса природы», фото стрессовых ситуаций и релаксации, сообщение учащегося о статистике стресса, об истории вопроса, эпиграф Тютчева Ф.И.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.
Ф.И.Тютчев
1. Повторение изученного материала
Вступительное слово учителя: На прошлом уроке с вами рассматривали воздействие шума на остроту слуха,и выполняли лабораторную работу.
II. Изучение нового материала (объявление темы урока)
Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс, стресс и стресс.
В последнее время понятие «стресс» приобрело большую популярность - недаром прошедший 20 век назвали веком стресса. Сегодня на дворе 21 век, но стресс, не признавая никаких границ, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает укреплять свои позиции.
Каждый испытывал стресс, все говорят о нем, но мало кто задавался вопросом, так что же такое стресс?
Выступление учащегося: По статистике, в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% - почти каждый день.
- По данным американских ученых 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Многие крупные корпорации тратят сотни миллионов долларов на медицинские пособия, вызванные стрессом. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.
- Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству
- По данным ВЦИОМ (Всесоюзного центра исследований общественного мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом:
- Телевизор - 46%
- Музыка - 43%
- Алкоголь - 19%
- Еда - 16%
- Медикаменты - 15%
- Спорт - 12%
- -Йога, медитация - 2%
- 40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд. долларов США.
- Многие жители стран "Большой Европы" страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Например - 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% - на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.
- Если человек не находит эффективных способов снизить негативное влияние стресса, то возможны нервные срывы и депрессия. Существует угроза, что к 2020 году депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран.
Историческая справка.
Выступление учащегося: Само понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" ученого, лауреата Нобелевской премии канадского врача и биолога Ганса Селье. Селье взял технический термин «стресс», означающий "напряжение", "нажим", "давление", из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал.
Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах. Когда Селье открывал клетки, крысы нередко убегали и потом долго носились по всей лаборатории, спасаясь от своего мучителя. Проходило немало времени, прежде чем он ловил их и водворял на место. По мнению Селье, именно процесс бегства и поимки являлся причиной обнаруженных патологических изменений.
Слово учителя: Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование, сильное воздействие.
Стрессоры (слайд)
Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма
Физические
- Холод
- Жара
- Избыточное употребление лекарств
- Загрязнение окружающей среды
- Вредные привычки и т. д.
Психические
- Конфликтные ситуации
- Сильные физические нагрузки
Фазы стресса (слайд)
а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности
б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.
в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.
Селье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям ( депрессии, неврозы, сильные мигрени, проблемы с кишечником, типа изжоги, диареи, запора, повышение кровяного давления, быстрое биение сердца, потные ладони, головокружение, холодные руки или ноги, одышка, и боли в груди )
Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)
Практическая работа.( 5-6 мин)
Тест: «Мой уровень стресса»
Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.
В последние месяцы ты:
- Писал контрольную в школе
- Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то
- Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще
- С тобой произошло что-то волнующее
- Чувствовал(а) печаль или одиночество
- Выступал(а) перед классом
- Встретился(лась) с новым человеком
- Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями
- Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
- Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
- Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
- Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
- Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
- Помогал(а) в организации крупного мероприятия
- Чувствовал(а) замешательство
Сложи количество своих утвердительных ответов (да).
Шкала оценок:
от 0 до 5 – низкий уровень стресса;
от 6 до 10 – средний уровень стресса;
от 11 до 15 – высокий уровень стресса.
Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.
Какие же способы борьбы со стрессом существуют?
– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.( (5-6 минут)
а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы
б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)
А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые (слайд выводится на экран)
Способы борьбы со стрессом
- Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
- Поддержка близких.
- Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
- Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
- Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
- Занимайся физкультурой и спортом.
- Правильно питайся, соблюдай режим дня.
- Радуйся жизни.
- Помни, мы сильны, когда верим в себя.
- Полноценный сон.
- Водные процедуры.
- Методы релаксации.
- А сейчас я предлагаю вам провести один из способов релаксации – чередующееся носовое дыхание ( звучит диск с голосами природы).
Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т. д. Повторить 2-3 раза.
III.Закрепление
Задание. На столе разложены фотографии со способами борьбы со стрессом и причинами стресса. Двое учащихся определяют по фотографиям, где способы борьбы, а где причины стресса. Фотографии вывешиваются на доску в две колонки.
Одновременно остальные учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое стресс? Кто создал это понятие и в каком году?
- Назовите фазы развития стресса.
- Чем опасен стресс?
IY. Обобщение. Подведение итогов
– Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье.
Задаётся домашнее задание: п. 25 ; объявляются и комментируются оценки.