kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Стресс как негативный биосоциальный фактор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему « Стресс как негативный биосоциальный фактор»

Цель: сформировать  представление о стрессе, его влиянии на организм человека, способах борьбы с ним.

Образовательная задача:  сформировать понятие стресса выявить причины стресса, его влияние на здоровье человека, рассмотреть способы защиты от стресса и научиться ими пользоваться.

Развивающая задача: развивать логическое мышление,  память, внимание, речь, познавательный интерес, творчество и самостоятельность учащихся.

Воспитательная задача: прививать  чувство коллективизма, заботу о своём здоровье.

Тип урока: новая тема

Методы: словесный ( рассказ, беседа), объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Форма урока:  урок-мультимедиа, проблемный урок, урок-практикум, комбинированный урок.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка задание «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»), мультимедийный  проектор, музыкальный центр с диском « Голоса природы», фото стрессовых ситуаций и релаксации, сообщение учащегося о статистике стресса, об истории вопроса, эпиграф Тютчева Ф.И.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Живя, умей все пережить,

печаль, и радость, и тревогу.

                                    Ф.И.Тютчев

1. Повторение изученного материала

Вступительное слово учителя:  На прошлом уроке с вами рассматривали воздействие шума на остроту слуха,и выполняли лабораторную работу.

II. Изучение нового материала (объявление темы урока)

Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс,  стресс и стресс.

В последнее время понятие «стресс» приобрело большую популярность - недаром прошедший 20 век назвали веком стресса. Сегодня на дворе 21 век, но стресс, не признавая никаких границ, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает укреплять свои позиции.

Каждый испытывал стресс, все говорят о нем, но мало кто задавался вопросом, так что же такое стресс?

Выступление учащегося:  По статистике, в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% - почти каждый день.

  • По данным американских ученых 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Многие крупные корпорации тратят сотни миллионов долларов на медицинские пособия, вызванные стрессом. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.
  •  Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству
  •  По данным ВЦИОМ (Всесоюзного  центра  исследований  общественного мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом:
  •  Телевизор - 46%
  •  Музыка - 43%
  •  Алкоголь - 19%
  •  Еда - 16%
  •  Медикаменты - 15%
  •  Спорт - 12%
  • -Йога, медитация - 2%
  •  40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд. долларов США.
  • Многие жители стран "Большой Европы" страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Например - 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% - на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.
  •  Если человек не находит эффективных способов снизить негативное влияние стресса, то возможны нервные срывы и депрессия. Существует угроза, что к 2020 году депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран.

Историческая справка.

Выступление учащегосяСамо понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" ученого, лауреата Нобелевской премии канадского врача и биолога  Ганса Селье. Селье взял технический термин «стресс», означающий "напряжение", "нажим", "давление", из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал.

Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах. Когда Селье открывал клетки,  крысы нередко убегали и потом долго носились по всей лаборатории, спасаясь от своего мучителя. Проходило немало времени, прежде чем он ловил их и водворял на место. По мнению Селье, именно процесс бегства и поимки являлся причиной обнаруженных патологических изменений.

Слово учителя: Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование, сильное воздействие.

Стрессоры (слайд)

Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма

Физические

  1. Холод
  2. Жара
  3. Избыточное употребление лекарств
  4. Загрязнение окружающей среды
  5. Вредные привычки и т. д.

Психические

  1. Конфликтные ситуации
  2. Сильные физические нагрузки

 Фазы стресса (слайд)

а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности

б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.

в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.

Селье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям ( депрессии, неврозы, сильные мигрени,    проблемы с кишечником, типа изжоги, диареи, запора, повышение кровяного давления, быстрое биение сердца, потные ладони, головокружение,  холодные руки или ноги, одышка, и боли в груди )

 Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)

Практическая работа.( 5-6 мин)

 Тест: «Мой уровень стресса»

Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.

В последние месяцы ты:

  1. Писал контрольную в школе
  2. Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то
  3. Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще
  4. С тобой произошло что-то волнующее
  5. Чувствовал(а) печаль или одиночество
  6. Выступал(а) перед классом
  7. Встретился(лась) с новым человеком
  8. Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями
  9. Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
  10. Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
  11. Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
  12. Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
  13. Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
  14. Помогал(а) в организации крупного мероприятия
  15. Чувствовал(а) замешательство

Сложи количество своих утвердительных ответов (да).

Шкала оценок:

от 0 до 5 – низкий уровень стресса;

от 6 до 10 – средний уровень стресса;

от 11 до 15 – высокий уровень стресса.

Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

Какие же способы борьбы со стрессом существуют?

– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.( (5-6 минут)

а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы

б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)

А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые (слайд выводится на экран)

Способы борьбы со стрессом

  • Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
  • Поддержка близких.
  • Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
  • Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
  • Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
  • Занимайся физкультурой и спортом.
  • Правильно питайся, соблюдай режим дня.
  • Радуйся жизни.
  • Помни, мы сильны, когда верим в себя.
  • Полноценный сон.
  • Водные процедуры.
  • Методы релаксации.

- А сейчас я предлагаю вам провести один из способов релаксации – чередующееся носовое дыхание ( звучит диск с голосами природы).

Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т. д. Повторить 2-3 раза.

III.Закрепление

Задание. На столе разложены фотографии со способами борьбы со стрессом и причинами стресса. Двое учащихся  определяют по фотографиям, где способы борьбы, а где причины стресса. Фотографии вывешиваются на доску в две колонки.

Одновременно остальные учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Что такое стресс? Кто создал это понятие и в каком году?
  2. Назовите  фазы развития стресса.
  3. Чем опасен стресс?

IY. Обобщение. Подведение итогов

– Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье.

Задаётся домашнее задание: п. 25 ;  объявляются  и комментируются оценки.

Просмотр содержимого документа
«"Стресс как негативный биосоциальный фактор" »

Урок на тему « Стресс как негативный биосоциальный фактор»

Цель: сформировать  представление о стрессе, его влиянии на организм человека, способах борьбы с ним.

Образовательная задача:  сформировать понятие стресса выявить причины стресса, его влияние на здоровье человека, рассмотреть способы защиты от стресса и научиться ими пользоваться.

Развивающая задача: развивать логическое мышление,  память, внимание, речь, познавательный интерес, творчество и самостоятельность учащихся.

Воспитательная задача: прививать  чувство коллективизма, заботу о своём здоровье.

Тип урока: новая тема

Методы: словесный ( рассказ, беседа), объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Форма урока:  урок-мультимедиа, проблемный урок, урок-практикум, комбинированный урок.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка задание «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»), мультимедийный  проектор, музыкальный центр с диском « Голоса природы», фото стрессовых ситуаций и релаксации, сообщение учащегося о статистике стресса, об истории вопроса, эпиграф Тютчева Ф.И.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Живя, умей все пережить,

печаль, и радость, и тревогу.

                                    Ф.И.Тютчев

1. Повторение изученного материала

Вступительное слово учителя На прошлом уроке с вами рассматривали воздействие шума на остроту слуха,и выполняли лабораторную работу.



II. Изучение нового материала (объявление темы урока)

Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс,  стресс и стресс.

В последнее время понятие «стресс» приобрело большую популярность - недаром прошедший 20 век назвали веком стресса. Сегодня на дворе 21 век, но стресс, не признавая никаких границ, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает укреплять свои позиции.

Каждый испытывал стресс, все говорят о нем, но мало кто задавался вопросом, так что же такое стресс?

Выступление учащегося:  По статистике, в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% - почти каждый день.

  • По данным американских ученых 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Многие крупные корпорации тратят сотни миллионов долларов на медицинские пособия, вызванные стрессом. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.

  •  Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству

  •  По данным ВЦИОМ (Всесоюзного центра исследований общественного мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом:

  •  Телевизор - 46%

  •  Музыка - 43%

  •  Алкоголь - 19%

  •  Еда - 16%

  •  Медикаменты - 15%

  •  Спорт - 12%

  • -Йога, медитация - 2%

  •  40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд. долларов США.

  • Многие жители стран "Большой Европы" страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Например - 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% - на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.

  • Если человек не находит эффективных способов снизить негативное влияние стресса, то возможны нервные срывы и депрессия. Существует угроза, что к 2020 году депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран.

Историческая справка.

Выступление учащегосяСамо понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" ученого, лауреата Нобелевской премии канадского врача и биолога  Ганса Селье.. Селье взял технический термин «стресс», означающий "напряжение", "нажим", "давление", из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал.

Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах. Когда Селье открывал клетки,  крысы нередко убегали и потом долго носились по всей лаборатории, спасаясь от своего мучителя. Проходило немало времени, прежде чем он ловил их и водворял на место. По мнению Селье, именно процесс бегства и поимки являлся причиной обнаруженных патологических изменений.

Слово учителя: Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование, сильное воздействие.

Стрессоры (слайд)

Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма

Физические

  1. Холод

  2. Жара

  3. Избыточное употребление лекарств

  4. Загрязнение окружающей среды

  5. Вредные привычки и т. д.

Психические

  1. Конфликтные ситуации

  2. Сильные физические нагрузки

 Фазы стресса (слайд)

а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности

б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.

в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.

Селье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям ( депрессии, неврозы, сильные мигрени,    проблемы с кишечником, типа изжоги, диареи, запора, повышение кровяного давления, быстрое биение сердца, потные ладони, головокружение, холодные руки или ноги, одышка, и боли в груди )

 Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)

Практическая работа.( 5-6 мин)

 Тест: «Мой уровень стресса»

Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.

В последние месяцы ты:

  1. Писал контрольную в школе

  2. Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то

  3. Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще

  4. С тобой произошло что-то волнующее

  5. Чувствовал(а) печаль или одиночество

  6. Выступал(а) перед классом

  7. Встретился(лась) с новым человеком

  8. Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями

  9. Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях

  10. Был(а) чрезмерно загружен(а) делами

  11. Имел(а) проблемы с приготовлением уроков

  12. Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности

  13. Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле

  14. Помогал(а) в организации крупного мероприятия

  15. Чувствовал(а) замешательство

Сложи количество своих утвердительных ответов (да).

Шкала оценок:

от 0 до 5 – низкий уровень стресса;

от 6 до 10 – средний уровень стресса;

от 11 до 15 – высокий уровень стресса.

Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

Какие же способы борьбы со стрессом существуют?

– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.( (5-6 минут)

а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы

б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)

А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые (слайд выводится на экран)

Способы борьбы со стрессом

  • Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.

  • Поддержка близких.

  • Внешние источники сил (природа, музыка, книги).

  • Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.

  • Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.

  • Занимайся физкультурой и спортом.

  • Правильно питайся, соблюдай режим дня.

  • Радуйся жизни.

  • Помни, мы сильны, когда верим в себя.

  • Полноценный сон.

  • Водные процедуры.

  • Методы релаксации.

- А сейчас я предлагаю вам провести один из способов релаксации – чередующееся носовое дыхание ( звучит диск с голосами природы).

Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т. д. Повторить 2-3 раза.

III.Закрепление

Задание. На столе разложены фотографии со способами борьбы со стрессом и причинами стресса. Двое учащихся  определяют по фотографиям, где способы борьбы, а где причины стресса. Фотографии вывешиваются на доску в две колонки.

Одновременно остальные учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Что такое стресс? Кто создал это понятие и в каком году?

  2. Назовите  фазы развития стресса.

  3. Чем опасен стресс?

IY. Обобщение. Подведение итогов

– Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье .

Задаётся домашнее задание: п. 25 ;  объявляются  и комментируются оценки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Стресс как негативный биосоциальный фактор"

Автор: Кудашева Галия Маратовна

Дата: 29.07.2015

Номер свидетельства: 223889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) ""Стресс как негативный фактор" "
    ["seo_title"] => string(31) "striess-kak-nieghativnyi-faktor"
    ["file_id"] => string(6) "223890"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438198091"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) ""Стресс как негативный биосоциальный фактор""
    ["seo_title"] => string(42) "stress_kak_negativnyi_biosotsialnyi_faktor"
    ["file_id"] => string(6) "483595"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1541416777"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства